В Москве самый настоящий театральный бум. Премьеры становятся причиной публичных разбирательств известных персон, режиссеры превращаются в героев глянцевых разворотов, театральные рецензии обсуждаются не менее горячо, чем рецензии кинокритиков. Мы решили разобраться, что происходит.

1. Мэтры мировой режиссуры в Москве

Количество постановок, поставленных в московских театрах режиссерами-знаменитостями, выросло в разы.

Если раньше спектакли канадского мастера иллюзий Робера Лепажа и суперзвезды театрального авангарда Боба Уилсона можно было посмотреть только в записи или, если повезет, на Чеховском фестивале, то теперь сразу два хита значатся в репертуаре Театра наций«Гамлет-коллаж» и «Сказки Пушкина». Осенью здесь же обещают премьеру поляка Гжегожа Яжины — он ставит «Ивонну, принцессу бургундскую». В Электротеатр стоит идти на «Вакханок» греческого мэтра-теоретика Теодороса Терзопулоса, «Макса Блэка» немецкого экспериментатора Хайнера Геббельса, на «Человеческое использование человеческих существ» великого и ужасного итальянца Ромео Кастеллуччи. В МХТ в этом сезоне отыграли премьеру «Макбета» в трактовке радикального Яна Кляты, в Et cetera патриарх мировой режиссуры Петер Штайн поставил «Бориса Годунова». В Театре Вахтангова болгарин Сильвиу Пуркарете презентует «Мнимого больного» с Сергеем Маковецким в главной роли.

2. Новые форматы

Все больше театров делают спектакли вне конкретного жанра или жанров. В тренде — спектакли-перформансы и спектакли-променады.

Театрализованное путешествие по Москве устраивает «Театр.doc» (спектакль «Неявные воздействия»), музыкальный аттракцион — «Школа драматического искусства» (спектакль «Звуковые ландшафты»). Разрекламированная «Твоя игра» бельгийской театральной компании — приглашение к самоанализу. Многие в восторге от восьмичасового «Норманcка» в Центре им. Вс. Мейерхольда (это спектакль-квест по произведениям братьев Стругацких) и ночных бдений в Электротеатре (совсем скоро здесь пройдет «Театральная бессонница» — неспящим покажут три варианта чеховской «Чайки»).

3. Торжество современных технологий

Теперь уже и театры-тяжеловесы вступили на территорию арт-экспериментов. Спектакли по классике сегодня — зрелища, предполагающие самые навороченные визуальные спецэффекты и неожиданную, иногда полностью компьютерную сценографию.

«Гамлет-коллаж» Лепажа — напомним, действие происходит в подвешенном и вращающемся (!) кубе — пока остается недостижимой для русского театра высотой: режиссер привозил свою команду постановщиков. Из нового и обязательного к просмотру — «Dreamworks» в МХТ им. Чехова, «Пастернак. Сестра моя — жизнь» в «Гоголь-центре», «Князь» — в «Ленкоме», «Психоз» в Электротеатре.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


4. Политический театр

Все меньше режиссеров отваживаются «воевать» с государством на территории театра.

Даже в богомоловских премьерах нынешнего сезона («Мушкетеры» в МХТ и «Князь» в Ленкоме) обошлись без знаменитого троллинга устройства дел Российского государства. Зато по-прежнему собирают бешеную кассы «Идеальный муж» и «Борис Годунов». Злободневные спектакли Кирилла Серебренникова тоже остаются хитами: действие постановок «Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души» перенесено в наши дни. Не сдает свои позиции и Центр Вс Мейерхольда, где в этом сезоне прошли премьеры саркастических блокбастеров «Сван» и «Прорубь».

5. Молодые звезды

Новые звезды громко заявляют о себе. В театр идут уже не только на Кутепову, но и на Горбачеву. Ради Маковецкого, но еще и ради Паля.

Молодой актер и режиссер Александр Молочников ставит уже вторую отличную премьеру в МХТ: вслед за кабаре о Первой мировой войне «19.14» появились «Бунтари». Ученики Дмитрия Брусникина (в глянце их чаще всего называют брусникинцами) собирают отличную прессу после каждой премьеры; из недавних — «Сван» в ЦиМе, «Девушки в любви» в «Практике»). Ставший звездой после фильма «Горько!» Александр Паль продолжает успешно работать в Театре Маяковского («Бердичев» с его участием обязателен к просмотру любым театралом), Героиня инстаграма Ирина Горбачева («Сон в летнюю ночь», «Мамаша Кураж» в «Мастерской Петра Фоменко») успела получить номинацию на «Золотую маску», а Мария Смольникова («Последнее свидание в Венеции», «Школа драматического искусства») — «Золотую маску» получить. Инна Сухорецкая перешла на главные роли: две блистательные работы недавнего времени — спектакль «Саша, вынеси мусор» в ЦиМе и «Dreamworks» в МХТ им. Чехова. Анна Чиповская в перерывах между киносъемками и съемками на глянцевые обложки успевает участвовать в громких театральных премьерах, в этом сезоне она танцует в «Мужчинах и женщинах» (Театр им. Вахтангова) и играет любовь в паре с Павлом Табаковым в «Безымянной звезде» (Театр Олега Табакова).