Школа драматического искусства
Театр, созданный по уникальной модели: Лаборатория - Школа - Театр.
Театр открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Эта постановка стала знаковой, открывая истинную природу игрового театра, природу игры как таковой. Ученик прославленной Марии Кнебель, Анатолий Александрович Васильев возглавил эту школу- студию, ориентированную на эксперимент и исследования в области театра. Концепция театра- лаборатории стара как мир, но Васильеву удалось создать настоящий театр, высшую школу актерского мастерства со своим уникальным стилем и художественной направленностью.
Анатолий Васильев настаивал на принципе школы и непрервыного ученичества, благодаря чему режиссеру удалось создать единственный в своем роде и абсолютно уникальный в нашей стране театр.
В 2001 году было открыто новое здание на Сретенке, сконструированное по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова и Бориса Тхора. Это многофункциональное здание похоже не театральный город, в основе которого заложены эстетические принципы театра. Это светлое, пустое пространство со сложной внутренней архитектурой, прозрачным сводом. Здание на Сретенке запечатлело в себе всю историю театра «Школа драматического искусства».
В 2006 году в создатель и организатор этой сложной театральной структуры, кавалер ордена искусства и литературы (Франция), лауреат премии им. К. С. Станиславского и т.п., Анатолий Васильев был уволен властями с поста художественного руководителя театра. Так необдуманно страна потеряла одного из лучших своих режиссеров. После ухода великого мастера закончилась целая эпоха театра Васильева в России. На сегодняшний день Анатолий Александрович преподает во Франции.
В декабре 2007 года один из лучших его учеников, Игорь Яцко, был назначен главным режиссером театра, что дает надежду на продолжение традиций театра Васильева.
Концепция Театра-Школы осуществляет значение театра, как высшей школы актёрского мастерства. Из ежедневного ученичества (Школы) рождаются новые театральные технологии, новый художественный стиль; когда стиль входит в актера, становится его природой, можно говорить о новом художественном направлении, собственно, о происхождении театра, его поэтике.
Отзывы о «Школа драматического искусства»
Ещё 68 отзывовХочу рассказать про спектакль "Душечка" режиссера Артема Черкаева по одноименному рассказу А.П. Чехова. Если не ошибаюсь, этот спектакль третий в рамках Молодежной программы Театра "Школа Драматического Искусства" Глеба Черепанова, позволяющей молодым режиссерам себя проявить. Кстати, два других были тоже поставлены по Чехову. Не знаю, совпадение ли это или таков замысел, но получается уникальный сборник постановок по Чехову в рамках одного проекта, одного театра, но от разных режиссеров, а потому совершенно непохожих, уникальных. "Душечка" особенно интересна для постановки в театре, ведь небольшой рассказ этот можно прочесть минут за пятнадцать. Но в нем Антон Павлович не просто поместил историю длиною в жизнь, он затронул некоторые проблемы того времени, в частности связанные с привлечением публики в театр. Читаешь и понимаешь, что все в мире идет по кругу... Итак, "Душечка".
Иной ее осудит, мол пустышка, даже мнения своего не имеет, все под мужиков подлаживается, чтобы удобной для них быть, - ни гордости, ни чести, ни внутренней, так сказать, целостности. А я вам скажу, что это взгляд однобокий и субъективный. Не подстраиваться, а договариваться! Не угодничать, а поддерживать! Не служить, а заботиться! Не слушаться, а прислушиваться! Не терпеть, а быть мудрее! Не взваливать все на свои плечи, но быть сильной! И главное - искренне любить! Я не знаю, а точнее, даже боюсь предположить, какие рассуждения на эту тему у современной молодежи, но меня лично мама и бабушка учили, что женщина должна быть мудрой, ласковой и сильной, ведь мужчина на самом деле слаб. Именно на таких женщинах держатся семьи. И, может быть, потому в наше время институт брака трещит по швам, что женщины, хотя так почему-то принято говорить только про мужчин, измельчали.
Главная героиня Оленька - образец русской женщины: спокойная, добрая, заботливая, умеющая любить и даже раствориться в объекте своей любви. За ее покладистый характер и даже некоторую наивность ее любили окружающие, даже называли "душечкой", за это же влюблялись и мужчины. Вот только жизнь не разделяет людей на плохих и хороших, распределяя земные блага по какому-то непонятному нам собственному разумению. Так, Душечке выпали на долю испытания потерями и одиночеством, оставив довольствоваться лишь обрывками счастья такого желанного, такого незатейливого, но такого хрупкого и так беспощадно быстро отнятого у нее. Не о том она мечтала, не того ожидала в своей судьбе. Однако, это не озлобило ее и не изменило ничуть, Душечка так и осталась Душечкой, заботливой и чуткой. Быть может, поэтому в конце жизни получила свыше еще один обрывок счастья.
Могу предположить, что основной проблемой рассказа Антон Павлович выделял отсутствие собственного "Я" в отношениях Оленьки с окружающими, будь то любовь или что-то иное. Знал бы Чехов, что будет, когда этого самого собственного "Я" в женщине станет слишком много. Так много, что женщина начнет доминировать над мужчиной, появится такое явление как "феминизм", а потом и вовсе "чайлдфри", институт семьи будет трещать по швам... Таким образом, в современном мире и в постановке режиссера Артема Черкаева этот рассказ обретает совершенно иной смысл, обратный. Мы видим образец доброты и женственности, настоящую женщину, наполненную любовью и желающую отдавать ее, жаждущую заботиться и быть нужной. И допустим, что Оленьке не хватает какого-то собственного "Я", но почему никто не рассматривает другой вариант, - что ее желание самореализоваться заключается именно в создании семьи, которой она могла бы отдать всю свою нерастраченную любовь? Может ей и не нужно никакого "Я", может ей присуще становиться чей-то тенью, и не важно, глубоко духовного человека или мужчины работящего и простого? Кто сказал, что это плохо, если это не навязано обществом? Кто вообще сказал, что это хуже, чем то, что происходит сейчас с большинством женщин? Судьи кто? Повод задуматься для многих, в том числе, для современных мужчин, совсем забывших, что в женщине нужно ценить отнюдь не накачанные ботексом губы и желание состояться как кто угодно, но не как жена и мать.
В спектакле задействованы всего два актера - Алина Чернобровкина и Кирилл Федоров. Я тоже была очень удивлена, и не тем, что в постановке всего два героя - героев было нужное количество - а тем, что все мужские роли были сыграны одним человеком. На Кирилла Федорова я обратила пристальное внимание еще в спектакле "Дядюшкин сон", где он играл обезумевшего от старости Князя К. Это было совершенно изумительное перевоплощение. В спектакле "Душечка" Кирилл сыграл четверых: Кукина, Пустовалова, Смирниных Владимира и Сашеньку. Причем, во второй роли я сильно усомнилась, он ли это, уж больно хороши были перевоплощение и грим. Но особенно хорош получился Сашенька. Алина Чернобровкина играла в постановке Оленьку. По задумке режиссера актриса в противовес актеру весь спектакль играла в одной сорочке и без грима до самого конца. Открытая, душу нараспашку, ни капли фальши, - чистая и светлая, без потаенных помыслов. И если мужские роли больше были выразительны речью, то ее язык - это язык тела. Потрясающая пластика, способная передать каждую человеческую эмоцию без лишних слов. Я бы назвала это танцем жизни, такое мастерство достойно отдельной пластической постановки.
Декорации в спектакле тоже весьма говорящие и очень необычные, спасибо художнику-постановщику Елене Ярочкиной за это интересное сценическое убранство. Через сцену наискосок пролегают рельсы, словно дорога жизни, по которой идет Оленька, дорога, приносящая и уносящая людей из ее жизни, дорога, и в конце ее - свет, до которого Душечка так тянулась, и ненадолго дотянулась, кажется, лишь единожды . По ту сторону рельс - домики, сараи, кровати и сундуки из больших деревянных ящиков. В ее крошечном домике размером со шкаф, помимо паутины, зритель видит несколько табличек "Выход", видимо, напоминающих и Оленьке, и нам, что из любой ситуации есть выход. А особенно сильно мне понравились фигурки людей из картона и надутых резиновых перчаток. Прекрасный намек на то, что все окружение, ничего толком из себя не представляющее и внутри себя ничего не содержащее, не вправе давать кому-то или чему-то оценку, а тем более, учить или осуждать. Больше всего мне запомнился полет воздушного змея, которого Душечка сделала, кажется, из подручных материалов - из того немногого, что было у нее: любви да нитки. И змей полетел, словно белый голубь, полетел в тот свет, до которого так долго не могла дотянуться Душечка. По мере старения главной героини и опустошения ее жизни, пустела и сцена, пока на ней не остались только рельсы, Оленька и маленький Саша, освещенные последним ярким светом надежды и счастья.
Знакомые очертания судьбы Оленьки больно кололи в грудь острыми шипами на протяжении всего спектакля "Душечка" в Театре "Школа Драматического Искусства". За видимой легкостью постановка несет в себе груз печали и одиночества величиной в целую человеческую жизнь. Эта постановка прекрасна не только в целом, но и в своих многочисленных деталях, которые можно рассматривать бесконечное множество раз, снова и снова приходя на спектакль. Каждая табличка, веточка, дощечка, каждое движение, каждая деталь грима, каждый лучик софита, - все это собирается в искусную полупрозрачную картину витража, через призму которого очень полезно посмотреть на семейные ценности в наше время, и через которую так страшно увидеть себя. От души рекомендую этот спектакль, созданный по такому неоднозначному теперь произведению, к просмотру не только молодежью, но и старшим поколением.
Посетила сегодня интереснейший спектакль Душечка в постановке молодого режиссера Артема Черкаева
в Театр «Школа Драматического Искусства» .
Спектакль стал интересным и многогранным взглядом Мужчины на образ Женщины рядом с ним.
Интересн был образ Душечки, талантливо представленный молодой актрисой
Алиной Чернобровкиной . Прекрасен и ее партнер актер Кирилл Федоров.
Роль Ольги была сыграна на большом эмоциональном надрыве.
Врастая в каждого Мужчину и потом теряя его Ольга теряла большую часть себя .
А встречая следующего Мужчину опять оживая врастала в него и опять жила его жизнью.
И каждый раз у нее хватало сил и эмоций прожить это вместе с залом.
Действительно, как и писал А.П. Чехов
Она постоянно любила кого нибудь и не могла без этого.
И любить она могла только со всей силой на страсти и надрыве.
Театр «Школа Драматического искусства»; уютный Тау-зал; короткий, но очень мощный и зрелищный спектакль по нашумевшей в своё время повести Чехова «Чёрный монах».
Создатели спектакля подошли к его воплощению более чем серьезно. Красота декораций и игра света и цвета просто зашкаливали! А как вам такая идея: построить на сцене настоящую теплицу с экзотическими растениями, причём живыми, дышащими? Или использовать в особо «раздумчивых» сценах уже имеющееся окно великолепного во всех отношениях здания ШДИ?
Присутствие на сцене современного телевизора явно намекает на то, что чеховская повесть актуальна и в наше время. Равно как и очаровательный «дачный» костюм Тани. Ну, и дождик, пролившийся на зонтик, под которым спрятались Таня и Коврин — был самым что ни на есть мокрым!
Живучесть и современность проблем, поднятых Чеховым 130 лет назад, не стоит даже и оспаривать. «Кто же у нас на Руси себя теперь Наполеоном не считает?» — сразу приходит на ум фраза Порфирия Петровича, следователя из «Преступления и наказания».
Так вот, «наполеончиков» в спектакле этом вполне хватает. И это не только Коврин (в гениальном исполнении Максима Маминова), вообразивший себя исключительным в противовес окружавшему его «стаду». Это и милейший Егор Семёнович (Николай Гонтар) со своим «пунктиком» — садом, процветанию коего, по его мнению, должны были служить все близкие ему люди. Желанием «рабов» он, конечно, не особо интересовался.
Чёрный монах в изображении Алексея Славкина не имеет ничего общего ни с врубелевским «Демоном», ни с нестеровским старцем, явившимся отроку Варфоломею. Молодой, юркий, юморной — он искренне наслаждается жизнью. Ему невозможно не поверить, а посему, он очень легко вовлекает Коврина в свои сети. Зачем ему это? Рискую предположить, что и Призраку тоже хочется почувствовать себя «наполеончиком».
И наконец, Таня (Александра Лахтюхова, браво!) Как меняется она, почувствовав себя «мамочкой» больного Коврина. «Гений» теперь полностью в ее власти: она знает, когда ему следует пить молоко, и это должно исполняться беспрекословно. И самозванная «яжемать» совершенно не понимает, почему от ее «заботы» так хочется сбежать — вне зависимости от того, нормален потребитель молока, или нет…
Все персонажи в этом спектакле, аки пресловутые Лебедь, Рак да Щука, тянут «воз» в свою сторону. И не удивительно, что грандиозный проект Песоцкого по созданию Райского сада с треском провалился. «Творец» оказался старым, недалёким и весьма узко мыслящим… Полностью оправдывая свою фамилию он настойчиво «строил замок из песка», не принимая во внимание давно изобретенные более надёжные материалы.
«Ева» возжелала мужчину, умнее которого нет на всем белом свете, а получила… «сумасшедшего».«Адам», коего прочили в «главные садовники», вдруг взял — да и сбежал от столь «почётной» роли в прекрасное безумие. А «Змею-Искусителю» даже и яблоко раздора никому предлагать не пришлось: они и без этого фрукта все перессорились!
Спектакль сей замечателен для меня не только тем, что его можно до бесконечности обсуждать с друзьями-театралами за виртуальной чашечкой кофе… Он отличается от большинства постановок тем, что жалко в нем абсолютно всех главных героев. И, в то же время, не жалко никого. Грезили, мечтали? Не сбылось? Так нужно было Правильно Мечтать, а вы…
Я была в полном восторге от спектакля «Чёрный монах», который я посмотрела в Школе драматического искусства. Это загадочное произведение Чехова было переведено на множество языков, включая китайский, и мне было очень интересно увидеть его на сцене. Перед спектаклем я перечитала произведение и с нетерпением ждала спектакль.
Вообще театр произвел на меня впечатление: внутри зрителя встречает просторное фойе с прозрачным сводом. Ощущения от нахождения на верхнем этаже просто фантастические, чувствуешь эту удивительную игру света и тени. Театр словно наполнен светом и воздухом! Это просто непередаваемые ощущения!
Сюжет разворачивается вокруг Андрея Коврина, увлечённого философией и психологией. Он решает отдохнуть и отправляется за город, к своему бывшему опекуну Егору Семёновичу и его дочери Татьяне. Молодые люди влюбляются друг в друга, и Андрей уже даже обсуждает свадьбу с Таней с ее отцом. Однако Андрея беспокоит легенда о Чёрном монахе — призраке, который, по его мнению, могут видеть только гении. В тот же вечер он впервые сталкивается с Чёрным монахом в саду Егора Семёновича и начинает терять связь с реальностью. Где же грань между гениальностью и безумием? Постепенно Андрей начинает сходить с ума.
Спектакль был прекрасен, я бы даже сказала, кинематографичен. Сцена оформлена очень интересно: на ней помещались и городская квартира Андрея, и прекрасный сад, который находился как будто за сводами теплицы, и уютное место для посиделок влюблённых. Во время спектакля на сцене даже шёл дождь! В какой-то момент сцену заволок туман, а зал наполнился ароматами леса после дождя. Костюмы актёров были идеально подобраны под героев и подчёркивали не только их интересы, но и характеры.
"Чудный сон Татьяны" в театре "Школа драматического искусства"
Люблю театр "Школа Драматического искусства" за его интерьеры, отсекающие все внешние проблемы, оставляющие их за порогом театра, люблю за особый шарм спектаклей, имеющих собственное лицо и ни на что не похожих, люблю за его зал Манеж, обволакивающий своей белоснежной многослойностью. А когда спектакль идеально встраивается в пространство этого зала, используя все его почти неисчерпаемые возможности, то для меня это высшая точка театрального наслаждения. Спектакль "Чудный сон Татьяны" как раз и таких - его сценография прозрачна и невесома под стать залу "Манеж" - воздушные перегородки и ширмы ненавязчиво перестраивают сцену и фокусируют внимание зрителей на важную в данный момент точку. Световое оформление добавляет спектаклю выразительной глубины. Действие то поднимается в арки второго этажа, то уходит в даль сцены, то максимально приближается к зрителям. Короче не спектакль, а услада для глаз. Но вся эта красота рождена не любования ради, она естественная составляющая спектакля. Спектакля глубокого, необычного и **************. Он обрушивается на зрителей, окатывая ушатом впечатлений, не давая возможности вынырнуть и отдышаться. И начинается он именно со сна, наполненного символами и образами, самой загадочной части романа, предсказывающей будущие события и дающей зацепки для понимания пушкинских героев. Но семь... (или восемь... я сразу же сбилась со счета) Татьян, мечущихся по сцене по началу вводят в ступор. За кем следить, к кому прислушиваться. Постепенно пушкинский текст распределенный между актрисами, такими разными, такими яркими - каждой досталась определенная черта характера Татьяны, собирает рассыпавшееся бисером внимание зрителей в единый мощный поток и понеслось. Пушкинский текст и воля режиссера правит действием, действием ярким, талантливым и необычным. Этот спектакль подобен сюите в исполнении громадного симфонического оркестра. Множество инструментов, океан звуков, но все они вплоть до всхлипа рожка, прозвучавшего лишь единожды, вплоть до самой почти неслышной ноты, в чудесном пианиссимо струнных, создают безбрежный мир образов и чувств. Спектакль очень музыкальный, он наполнен музыкой Чайковского (и не только из оперы "Евгений Онегин"), Мусоргского, Глинки, Хачатуряна... Он наполнен народными песнями, отрывками из оперных арий (в живом между прочим исполнении), мазурками и вальсами, столь грациозно исполненными актерами. Актерами, главными инструментами режиссера, столь чутко чувствующими партитуру, столь абсолютно погруженными в свои партии. "Чудный сон Татьяны" похож на классический балетный спектакль, с солистами в главных ролях и кордебалетом, не смирно стоящим "у воды", а полноправным участником действия, создающим мощные и незабываемые картины подобно "Теням" из "Баядерки".
Спектакль продолжительный (более трех часов), но это именно тот случай, когда времени не замечаешь, когда наслаждаешься каждой его секундой и сожалеешь о столь быстро наступившем финале.
"Дядюшкин сон". Во-первых, это легкая, смешная, музыкальная история. Во-вторых, это про глубокое и вечное, про любовь в глобальном смысле. В-третьих, необычные образы и трактовки персонажей.
И здесь не могу не сказать, про князя К. В исполнении Кирилла Федорова. Инопланетный, будто сотканный из полярностей: старый, и молодой; бесполый и мужчина; прагматичный и романтик; глубочайший и пустой, и пр. Это какой-то космический пришелец, который за всем сюром грима, костюма и антуража, не потерял человеческой глубины и мощи! Сильный монолог в финале как манифест, лишенный назидательности. Про счастье в малом! Прекрасное получилось!
Еще один актер, удививший - Евгений Поляков. Я видела несколько спектаклей с его участием, и у меня будто было понимание типажа. Но здесь появился другой герой: комедийный, легкий, пластичный. И вот этот костюм, в оттенках свежей зелени в бабочках, очень добавлял настроения характеру. А еще оказалось, что Евгений поет и даже сам написал слова и музыку к балладе своего героя.
Прекрасные женские роли! Анна Кутняк, кроме эстетического удовольствия восхитила вокалом, все три Дамы - потрясающие, классные музыкальные номера и вообще, Александру Лахтюхову даже не сразу признала в Первой даме Мордасова, властная и мощная! Зрители каждое появление Ольги Малининой в роли Полковницы встречали особым вниманием и восторгами.
И мужские роли все удались! В общем, сказочное, фантазийное и с приятным послевкусием действо получилось!
Вселенная Чехова в театре "Школа драматического искусства" живёт и множится. Недавно здесь состоялась премьера ещё одного прекрасного спектакля. На этот раз по рассказу "Душечка".
И да, этот спектакль, как и "Чёрный монах", создан в рамках Молодежной программы Школы драматического искусства, художественный руководитель — Глеб Черепанов. И, поверьте, проект не только состоялся, но и уже успел доказать - молодым режиссёрам есть, что сказать, и есть, чем удивить!
Режиссёр спектакля "Душечка" - Артем Черкаев
В спектакле задействованы всего двое: Алина Чернобровина (Оленька) и Кирилл Фёдоров, которому досталась непростая задача сыграть и её первого мужа Кукина, и Пустовалова (второго мужа), и ветеринара Смирнин, и даже Сашеньку.
Впрочем, Кирилл Фёдоров блестяще справляется с поставленной задачей, мастерски перевоплощаясь то в одного, то в другого. При этом каждый из персонажей не только имеет своё лицо, но и по-своему проявляет чувства к "душеньке" Ольге Семёновне.
Признаюсь, я старалась смотреть на всех этих мужчин и глазами Ольги, и своими собственными, выводы одинаковы - каждый из них самобытен, ярок и интересен, и, безусловно, достоин любви.
Но что же Ольга Семёновна Племянникова? Какова здесь наша ведомая и не имеющая, по задумке Чехова, своего мнения героиня?
О, наблюдение за Ольгой заставляет испытать огромный спектр эмоций! Это и умиление, и радость, и сочувствие, и досада, и восхищение! Да-да, восхищение! Как самоотверженно она бросается вслед за Смириным сажать деревья! С каким рвением начинает уборку в доме, едва узнав о скором приезде гостей!
Казалось бы два небольших эпизода, штриха, а насколько ёмкими они получились. Здесь всё, и бездонность зависимости героини от других, и долгожданное возрождение к жизни, вновь обретшей смысл.
Браво и режиссёру и актрисе! Потрясающие идеи и блестящее их воплощение.
В спектакле вообще очень много оригинальных режиссёрских находок, создающих яркие визуальные образы. Вспомнить хоть вековую паутину или рельсы, пересекающие сцену. А эти бесконечно длинные рукава или одно на двоих пальто. Или наспех сооружённый воздушный змей. Образы настолько говорящие, что, мне кажется, спектакль был бы понятен и без слов.
Впрочем, за наличие этих самых слов отдельная благодарность! Восхитительные чеховские формулировки
И как трогательна эта сцена с басней! Как выразительна здесь Ольга в своей всепоглощающей тяге жить чужой жизнью. И как убедительна здесь Алина Чернобровина. И надежда на благополучный исход, разлившаяся в этот момент по залу, дорогого стоит.
А самое главное, что в финале возникает непреодолимое желание перечитать Чехова.
Браво!
И снова для меня случилось театральное чудо: я впервые побывала в театре «Школа драматического искусства» на Сретенке. Сразу отметила для себя необыкновенно тёплую и душевную атмосферу театра, ощущаемую даже не «с вешалки», а буквально с самого входа.
Приветливый и внимательный персонал, уютные залы, интересная и оригинальная архитектура здания – всё словно по взмаху волшебной палочки создано специально для того самого театрального настроения, которое в этот вечер поднялось до самого высокого градуса благодаря игре безумно талантливых актёров.
В последнее время я всё чаще отдаю предпочтение классике, и премьерный спектакль Артёма Черкаева «Душечка» по одноимённому рассказу А. П. Чехова попал в самое сердце. Любовь, провинция – всё как мы любим, но с д****** налётом грусти, иронии и... волшебства перевоплощения.
Только представьте: всего два актёра на протяжении всего действия! Но такое чувство, что на сцене оживает целый мир.
Главная героиня – Душечка – в исполнении Алины Чернобровкиной настолько органична, что веришь ей с первых секунд, каждому слову и интонации.
А персонажи Кирилла Фёдорова… Это настоящая магия! Первый муж – театральный деятель Иван Петрович, второй – управляющий лесным складом Василий Андреевич, ветеринар Владимир Платоныч, мальчик Сашенька – все эти образы он меняет с такой лёгкостью, что начинаешь сомневаться: это точно один человек?
Не могу не отметить режиссёрскую задумку с минимализмом. Два актёра, минимум декораций, максимум эмоций! Всё внимание сосредоточено на героях, их переживаниях, и бесконечной чеховской тоске по чему-то большему.
Например, сцена, где Душечка советует Владимир Платонычу вернуться к жене ради сына. Простая, почти наивная фраза звучит, как высшая мудрость. Но за этим советом кроется её вечное стремление заботиться, быть нужной – даже если собственная жизнь Душечки при этом летит в пропасть. В этом её свет и её трагедия.
Но, несмотря на всю драму, спектакль оставляет удивительно светлое ощущение. Два актёра создают такую глубину, что забываешь обо всём вокруг. Это не просто театр, это настоящий сеанс эмоциональной терапии.
Рекомендую всем, кто хочет проверить, сколько ещё воздуха осталось в вашем «личном пространстве». Или просто тем, кто соскучился по настоящему театру!
"Черный монах" - один из спектаклей Молодежной программы (руководитель программы - Глеб Черепанов), режиссеры все сплошь молодые - это программа для старта, для дебюта.
Спектакль идет в Тау-зале - это довольно небольшое пространство, в которое непросто попасть - и зрителей организованно ведут по коридорам, лестницам и галереям кажется, в самое сердце театра...
И вот наконец мы в зале, где совершенно отсутствует граница между сценой и зрительской частью. В пространстве условной сцены сразу выделяется оранжерея или застекленный зимний сад... и то, что действие, несомненно, перенесено в наши дни.
Сегодня, кажется, кажется, только ленивый не занимается подобными переносами, и далеко не всегда это идет на пользу делу. Впрочем, здесь как раз тот случай, когда идет. Во-первых, "наши дни" тут условные, это может быть когда угодно примерно в периоде лет сорока-пятидесяти, по-моему. Кроме одежды и элементов мебели никаких явных признаков времени нет, текст Чехова преимущественно сохранен (но объяснимо сокращен). Более того, текст Чехова-автора иногда произносят сами герои. Честно скажу - такое я не люблю. Но тут и этот прием использован очень удачно - одно то, как проигрывается строчка "Коврин просидел с Таней весь вечер" достойно аплодисментов, по-моему :)
Вы, наверное, поняли уже, что я намерена категорически хвалить режиссера - Эдуарда Кашпорова. Никогда бы не поверила, что этот спектакль - дебют, вот правда. Настолько он продуман и выстроен грамотно. Режиссеру удалось всю повесть Чехова уложить в чуть больше часа, и при этом зрители весь час абсолютно погружены в происходящее. И главное - увиденное заставляет обдумывать и обсуждать. Была проделана большая работа - и на этот раз я совершенно серьезно это говорю. Если вы помните Чехова, там главный герой, Андрей Васильич Коврин, ученый, философ, постепенно сходит с ума - шизофрения, надо полагать, - и вестником его болезни является Черный Монах, являющийся герою сначала в роли безмолвной галлюцинации. Так вот очевидно, что Эдуард Кашпоров основательно изучил повесть как с точки зрения литературы, так и с точки зрения медицины. По крайней мере, наблюдать за тем, как галлюцинация из старой легенды постепенно превращается в умного собеседника и советчика, а потом постепенно оказывается намного более реальной, чем его жертва - даже немного жутко.
Отдельно хочется восхищаться продуманностью костюмов, особенно - Черного монаха! Его образ меняется от какого-то собирательного образа монаха (неизвестно, впрочем, какой религии) до вполне реального молодого человека, нашего современника, бунтующего и слегка агрессивного. Художник-постановщик — Елена Ярочкина, художник — Кирилл Саленков.
На самом деле, костюмы всех выразительны и очень отвечают как роли героя, так и его состоянию. Если Таня вначале этакая дачница: шорты-комбинезон/рубашка/сапоги, то при Коврине она переодевается в нежное платье (впрочем, пастельно-зеленый его цвет, кажется, намекает нам о крепкой связи Тани с садом ее отца, с деревней).
Музыка - пять баллов! Неожиданная, но вот прямо очень ))
Свет и видеопроекции очень хороши, очень. При отсутствии задников, кулис и смены декораций - создавали полную иллюзию вот этого всего.
Для нас играли:
Андрей Васильевич Коврин — Максим Маминов
Черный монах — Алексей Славкин
Татьяна Песоцкая — Александра Лахтюхова
Егор Семенович Песоцкий — Николай Гонтар
Честно говоря, я голову себе сломала, пытаясь вспомнить, где же я видела Максима Маминова. Ну и - на Таганке, в мюзикле "Онегин". Однако Максим великолепный драматический артист!
Черный Монах - Алексей Славкин. Он, конечно, шикарно играет галлюцинацию :) Появляется ниоткуда, нарушает все законы земного притяжения, постепенно меняется, превращаясь в постоянного спутника Коврина, пугая его... да и нас немного тоже, надо признать.
Таню исполняет Александра Лахтюхова, одна из ведущих актрис театра. Я Александру видела уже не в одном спектакле, и каждый раз она прекрасна!
Одним словом, я в восторге и вот прямо советую. В Молодежной программе ШДИ еще две постановки по Чехову: "Душечка" и "Моя жизнь", надеюсь попасть на них тоже.
"Душечка" в театре "Школа Драматического Искусства"
Смелое начало - та же победа. Приятно, когда начинающий режиссер уже своим дебютом ярко заявляет о себе спектаклем с продуманной концепцией, яркими образами и прекрасными актерскими работами. Замечательно, когда известный театр не боится предоставлять свою сцену для боевого крещения молодых, тем самым украшая афишу интересными постановками, а его актеры с азартом участвуют в дебютных спектаклях.
Режиссер, автор инсценировки и музыкального оформления Артем Черкаев, решил начать свой творческий путь сразу же с Чехова. И действительно - к чему мелочиться. Выбрал он для этого короткий, но при этом глубокий и вызывающий споры рассказ "Душечка". Кто-то из великих считал Душечку, Оленьку Племянникову, идеалом женщины, кто-то образцом беспринципности и выразительным экземпляром "бессознательно-равнодушных" чеховских людей.
В спектакле театра "Школа драматического искусства" Душечка (Алина Чернобровкина) кротка, мягка и собой приятна, а живет она для любви. Ей присуща безграничная душевная щедрость и потребность раствориться в предмете обожания. Когда ее жизнь освещена любовью, Душечка расцветает, когда любви нет, она вянет как неполитый цветок. Душечка любит Кукина, театрального антрепренёра, и уверена в высоком предназначении театра. Смерть Кукина, безудержное горе… и через три месяца Душечка вновь счастлива с Васечкой, набожным и степенным человеком труда. Им не до пустяков, в театрах этих что хорошего. Годы счастливой семейной жизни, несколько месяцев траура и новая привязанность: ветеринар Смирнин, а с ним и новое ветеринарское кредо. Возможно, больше всего Душечка любит саму любовь, а потому так быстро находит новый объект для неё.
Для материнства Оленька появилась на свет, но не дал ей Бог такого счастья. Когда Душечка любила своих мужей, она была смешна. Мальчика Сашеньку она уже любит абсолютно самоотверженно, не для себя, а для него. На Сашеньку обрушивает Душечка весь пыл материнской нерастраченной любви и боится лишь, что и его отнимут.
Партнеру Алины Чернобровкиной, Кириллу Федорову досталась нелегкая роль воплотить на сцене образы всех Оленькиных любовей. И здесь режиссер верен своей концепции - все мужья Душечки так или иначе смешны, мальчик Сашенька настоящий.
Художник-постановщик Елена Ярочкина поддержала концепцию режиссера деликатно украсив сцену сухоцветами и засохшими ветвями. Оленька сидит на полустанке в ожидании судьбы, по шпалам и рельсам приходят и уходят ее мужья. В коробах хранятся ее воспоминания.