Пермский театр «У Моста» мне посчастливилось посетить в рамках гастролей в Москве, в ТЦ На Страстном. Кажется, уральские театры решили баловать московского зрителя в этом году на все сто процентов)
Спектакль "Мачеха Саманишвили"
Решить жениться в 70 лет? Запросто! Бекинэ Саманишвили поставил с ног на голову все свое многочисленное семейство, решив непременно жениться и здесь начинается история... Заставляющая смеяться от своей наивной простоты и задуматься об искренности и чистоты чувств и событий!
Музыкальная комедия с грузинскими песнями (ах, если бы было больше "живого" исполнения) и танцами погружает в атмосферу старой Грузии! Красота в простоте - это касается и декораций, и костюмов, и сюжета. И это так подкупает! Так приятно не расшифровывать знаки и движения, отдохнуть от странностей и многозначительности!
Добрая, светлая, полная оптимизма история о маленькой имеретинской деревне, где все живут одной большой семьёй, всегда готовы принять гостя, искренне радуются и горюют, вместе решают проблемы и ввязываются в авантюры.
Что же из этого получается? Не иначе, чем чудо) Чудесные встречи, украденная невеста, братья, сестры, дети, доброта и любовь, которые побеждают любые мысли о выгоде, вражде и злодействе!
Показанное на сцене поразительное жизнелюбие и особый внутренний свет, исходящий от жителей этой грузинской деревни создают атмосферу в которой хочется оставаться и выйти из зала не на шумную людную улицу, а на горную разбитую дорогу, к виноградникам...
Собственно, как и обещал режиссер этого спектакля Сергей Федотов - после просмотра всем зрителям немедленно захотелось в Грузию))
Это мое первое знакомство с театром "У Моста" и впредь постараюсь не пропускать их гастролей и наконец увидеть спектакли по Макдонаху, потому что: "В 2004 году Сергей Федотов впервые в России (!!!) поставил «Сиротливый Запад» М. МакДонаха, став таким образом первооткрывателем этого ирландского драматурга для российской публики". Это ли не визитная карточка театра, которую просто необходимо увидеть?..
Грузия — это Сказка. Так утверждают все мои друзья, коим посчастливилось побывать в этой прекрасной, солнечной, доброй и гостеприимной стране. Мне же в Грузию слетать, увы, до сих пор не довелось. Зато удалось посмотреть блестящий «спектакль-витаминку» «Мачеха Саманишвили» в исполнении Пермского театра «У Моста», чьи гастроли давно уже стали настоящим событием в культурной жизни Москвы.
Правдивость во всем — это то, что отличает спектакли худрука театра Сергея Федотова и собирает на гастролях в Москве полные залы. Вот и на сей раз, ещё до начала действа, я почувствовала вкус, цвет, запах Грузии. Не смейтесь: от уютной беседочки, увитой виноградом; низенького плетёного забора (перепрыгивайте, любимым гостем будете!) и добротного деревянного двухэтажного дома — действительно пахло Грузией. А панорама гор на дальнем плане только добавляла достоверности этой прекрасной картине.
«Мачеха Саманишвили» хороша не только своими декорациями; щедрым столом с вкусными кушаниями; зажигательными танцами, «почти как живыми» коровой и лошадью; красивыми песнями; остроумными шутками, от которых весь зал заходится хохотом. Спектакль сей славен великолепными актерами, многих из которых я видела в других постановках театра. И (не смейтесь!) — в этот вечер буквально о каждом из них мне хотелось сказать словами бессмертного Аркадия Райкина: «А-а-а, так они тоже были грузины!» 😀
Ну казалось бы, какой пустяк: сыграть в грузинской комедии! Попили, поели, потанцевали, поспорили, поссорились, помирились, посмеялись от души — и хватит! Ан, нет: артистам удалось показать характеры своих персонажей в развитии. И поверьте мне: ни один из них не остаётся к концу спектакля таким, каким он был в его начале.
Приведу в качестве примера Мачеху Элене в исполнении великолепной Регины Шнигирь. При первом появлении ее на сцене я была в ужасе: это ж древняя старуха: сгорбленная, забитая, униженная постоянными попреками сыновей и их жен; вечно «делающая все не так» и покорно везущая на своём горбу всю многочисленную семью.
«Да как же такая женщина сможет понравиться красавцу Бекинэ?» — вопрошала я себя.
Но вот — чудо! Стоило Элене побыть в роли «украденной невесты», как она выпрямилась, начала улыбаться, шутить. А потом освоилась, приоделась поярче, да и принялась вкусные блюда готовить. И, получив искреннюю благодарность от семьи Бекинэ, наконец почувствовала себя важной, нужной и очень даже умелой хозяйкой. А главное — Человеком!
А сам Бекинэ? Замечательный артист Владимир Ильин сумел показать нам его волшебное превращение из вздорного отца семейства, чьи решения не обсуждаются, сначала в яростного защитника угнетенной женщины, а потом и в ласкового, нежного мужа. Это ли — не чудо?
Многое пережить и понять пришлось также Аристо, сводному сыну Элене. Артисту Василию Скиданову удалось создать яркий образ человека обиженного, обойдённого жадными братьями. И если поначалу он лишь жалуется на судьбу и ищет способы поправить своё незавидное положение, то в дальнейшем он восстаёт против братьев Самсона и Мераба, смело бросая им в лицо: «Вам — дом, хозяйство, а мне — ничего? И Мачеха — тоже вам?»
Самым сложным, страдающим персонажем в этом спектакле был Платон (артист Илья Бабошин), сын Бекинэ. С одной стороны, Платона вполне можно понять: взбалмошный его папаша решил на старости лет жениться, и ни одна из местных, пусть и зажигательно танцующих лезгинку престарелых вдовушек 😀, ему не приглянулась. Молоденькую ему, видите ли, подавай! А если она ему вдруг наследника родит — что сыну Платона после смерти Бекинэ достанется? Щербатая миска с горсткой лобио и початая бутылка «Киндзмараули»?
Все это можно понять, но лично у меня волосы дыбом встали от сцены, в которой, будучи в алкогольном бреду, Платон замышляет недоброе… Я совершенно не желала, чтобы все кончилось так, как он замыслил.
К счастью, спектакль сей закончился на самой что на есть позитивной ноте. На мой взгляд, это очень даже правильное решение. После соприкосновения с щедрой, доброй и солнечной Грузией; знакомства с ее простыми и такими весёлыми жителями; после дружного хохота в зале — трагический конец (вроде того, что описан в «первоисточнике» — повести «Мачеха Саманишвили» Давида Клдиашвили) был бы для зрителей ушатом ледяной воды, вылитым на тщательно уложенные прически.
В нашем мире развелось столько зависти, нетерпения и зла, что не стОит умножать их в таких солнечных постановках. Пусть все живут дружно и любят друг друга. Не в ожидании наследства, а просто так. По-семейному, по-братски.
Спектакль "Мачеха Саманишвили"
Решить жениться в 70 лет? Запросто! Бекинэ Саманишвили поставил с ног на голову все свое многочисленное семейство, решив непременно жениться и здесь начинается история... Заставляющая смеяться от своей наивной простоты и задуматься об искренности и чистоты чувств и событий!
Музыкальная комедия с грузинскими песнями (ах, если бы было больше "живого" исполнения) и танцами погружает в атмосферу старой Грузии! Красота в простоте - это касается и декораций, и костюмов, и сюжета. И это так подкупает! Так приятно не расшифровывать знаки и движения, отдохнуть от странностей и многозначительности!
Добрая, светлая, полная оптимизма история о маленькой имеретинской деревне, где все живут одной большой семьёй, всегда готовы принять гостя, искренне радуются и горюют, вместе решают проблемы и ввязываются в авантюры.
Что же из этого получается? Не иначе, чем чудо) Чудесные встречи, украденная невеста, братья, сестры, дети, доброта и любовь, которые побеждают любые мысли о выгоде, вражде и злодействе!
Показанное на сцене поразительное жизнелюбие и особый внутренний свет, исходящий от жителей этой грузинской деревни создают атмосферу в которой хочется оставаться и выйти из зала не на шумную людную улицу, а на горную разбитую дорогу, к виноградникам...
Собственно, как и обещал режиссер этого спектакля Сергей Федотов - после просмотра всем зрителям немедленно захотелось в Грузию))
Это мое первое знакомство с театром "У Моста" и впредь постараюсь не пропускать их гастролей и наконец увидеть спектакли по Макдонаху, потому что: "В 2004 году Сергей Федотов впервые в России (!!!) поставил «Сиротливый Запад» М. МакДонаха, став таким образом первооткрывателем этого ирландского драматурга для российской публики". Это ли не визитная карточка театра, которую просто необходимо увидеть?..