Сван

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
20 января 2016

Сван

Новая постановка Юрия Квятковского хороша прежде всего идеей. Страну объявили поэтической империей, чтобы получить гражданство, следует держать экзамен по стихосложению в миграционной службе УФМС. То есть читать собственные стихи про поля и березки перед поэтическим трибуналом. Точный и умный ход, но, увы, растворившийся в дальнейшей санта-барбаре. Сюжет на глазах скатывается в мелодраму — розовощекая начальница Клавдия Петровна с тугой косой вокруг головы пылает внезапной страстью к поэту-доходяге.

Главная особенность «Свана» — его стихотворная основа. Со сцены произносится только поэтическая речь (авторы — талантливые Родионов и Троепольская). Местами текст пробуксовывает, не всякому зрителю (в особенности пропустившему читки, на которые можно попадать свободно, по записи) понятно, что происходит на сцене. К чему, например, одна из коллег Клавдии Петровны набросится на коллег с ножом? Или почему именно слепая цыганка Октавия занимается контрразведкой?

Тем не менее зал ЦиМа ликует, — драйв, которым брусникинцы играют в Лебедянию (теперь страна зовется именно так) заразителен. Авторы жонглируют понятиями родины, поэзии и обороны. Выходит остроумно, но немного суматошно. Лебедянь чаще, чем хотелось бы, распадается на отдельные этюды. Обязательный интерактив со зрителем. Хореографические зарисовки, зонги, прыжки с ленточками. За обязательной хохмой исчезает идея — «в стране победившей поэзии поэт не нужен».

Спасает положение сценография. Тоталитарное (хотя и поэтическое) государство показано во всей красе. Восьмигранный подиум, герб Лебедянии (двухглавый лебедь) и бесконечные заграждения всех ото всех. Все госслужащие в форме с лебедиными логотипами, экзаменуемые — в таджикских халатах и тюбетейках. Финал резко прекращает весь этот шабаш, с колосников льется черная краска, звучит монолог, ради которого и стоит идти на этот спектакль, не раздумывая:

Ну с чего, с чего ты взял, что тропинка русская?
Неужели потому, что на ней одно
Ваше русское говно и пакеты с мусором,
И стаканы мятые, и бутылки дно!
...
Я свернул — и исчез с песней тихой светлою,
А пойдешь меня искать, если так глупа —
На тропинке моей радость несусветная,
Но ведет прямо в ад милая тропа.
...

Отзывы о «Сван»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

21 сентября (пт) | 19:00 | Театр наций, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.