Галерея одноименного фонда, занимающегося развитием современного искусства.
Соло Акрама Хана, названное последним и предваряющее осеннюю программу фестиваля «Территория».
Балет
Капсула времени закопана в Квебеке и вскрытая спустя двадцать лет в Москве.
Драма
Диалог актера и ассистента режиссера на Чеховском фестивале.
Драма
Один из четырех самых красивых мужчин Древнего Китая на Чеховском фестивале.
Опера
Итан Хоук грабит банк так, как романтик ухаживает за девушкой на первом свидании.
Канада, США, 2018, Криминал, Драма, Комедия
Театр под руководством Юрия Грымова, где на вечерние спектакли «дресс-код» обязателен.
Мережковский знал о Леонардо почти всё то же, что мы сейчас. Кстати, литоснова считывается быстро. А спектакль далеко непопсовый, и желательно до посещения театра, если не прочитать книжку — она тяжеловата, и я тоже целиком не осилил, то хотя бы посмотреть недавнюю передачу о Леонардо от Минаева. Мы во всяком случае так сделали.
И тогда все сцены, в которых актеры говорят, станут понятны. Но пара беззвучных пантомим даже мы не разгадали.
Спектакль — не биография, не байопик, в начале спектакля Леонардо чуть более сорока. А там — конфликт между гуманизмом и религиозным сознанием, потому что неоднократные обвинения Леонардо в ереси обоснованы.
Но интересно, что по ходу пьесы зрителя пытаются поместить в кожу художника, когда ты следишь за тем, как падает свет, как он рассеивается в пыли камнерезной мастерской, как дымка формирует фон картины…
Наш герой зарисовывает воду, выражения лиц… Он не хочет придумывать, он хочет отражать.
Художники Возрождения разобрались, как надо изображать трехмерный объект сложной формы (человеческое тело) в движении, выражая определенные эмоции на плоской поверхности холста или фрески. Кто-то писал через сетку. Математически вычислялась перспектива. В итоге получали реалистическую живопись, используя математический аппарат. То есть каждый художник в то время — немного геометр и химик.
Геометричность поддерживается работой света этого спектакля.
Леонардо, оказавшись в круге света демонстрирует «Витрувианского человека», тем более, что сам хорошо сложен.
И тут уместно поговорить об исполнителе главной роли. В 2022 году в театр «Модерн» под роль Леонардо перешел Дмитрий Бозин. Мы помнили его по выдающемуся спектаклю «Последняя любовь Дон Жуана» в Театре Романа Виктюка. Но еще мы помнили его по взрослому «Маугли», где Витюк дал ему побыть режиссером. Тот спектакль наполнен символизмом и не очень явственной, но всё же эзотерикой. Этот же склад ума видится и в Леонардо, так что роль Бозину явно идет.
В спектакле чуть-чуть приоткрывается внутренний мир Леонардо да Винчи, к примеру, тем, что гением не учитывается этика. Нам показывают распиаренный образ (распиаренный и при жизни, и после смерти).
И такому Леонардо не сочувствуешь!
Тема Салаи (мальчика-ученика) раскрыта полностью. Но нарушена фактическая его биография, ведь на самом деле он не покинул Леонардо до самой его смерти.
Однако же я взялся рассказывать о спектакле и скатился в описание содержания.
В спектакле — шикарные костюмы и сравнительно мало декораций.
Представлены четыре живописных работы: «Тайная Вечеря», реализованная актерами, «Леда и Лебедь», «Иоанн Креститель» и «Джоконда», реализованные картинами, правда, без соблюдения размера оригинала.
Кассандра, натурщица для картины про Леду, где — ее полностью обнаженная фигура, стоящая в полный рост, после того, как позирование закончено, хочет «ослепить» своей наготой Джованни. Но только чуть-чуть расстегивает перед ним одежду, не показывая и кусочка тела. В этот момент я подумал «незачет», ведь даже в советских «Мастере и Маргарите» Нина Шацкая в такой же позе спиной к зрителю была полностью обнажена. Однако по возвращении домой мне показали в книжке Мережковского абзац, где Кассандра, даже отправляясь на шабаш летать на козле, не снимает сорочку.
Когда Леонардо встает в круг, то рядом появляются люди из его окружения. И я подумал, вот так они будут вращаться вокруг него, вовлеченные в сюжет его жизни. И вскоре свет начинает кружиться так, словно бы они вращаются. Тут совпадение мыслей не очень важное, но мне запомнилось.
Фраза людей из его окружения о том, что Леонардо вряд ли полный девственник, поскольку наверняка хотя бы ради научного познания захотел изучить и этот процесс, передана режиссером в женские уста.
Если охарактеризовать спектакль одним словом, то я выберу «интересный». Но если хотите еще одно слово, то пусть будет «грандиозный».