Достоевский, Чехов, Гоголь — в этом сезоне, Пушкин, Сервантес, Булгаков — в следующем. VashDosug.ru предлагает обзор самых интересных премьер, которые уже состоялись, а также тех, что только грядут.

Итоги театрального сезона 2010-2011


Сцена из спектакля «После занавеса». Андрей Прозоров — Никита Зверев, Соня Серебрякова — Полина Кутепова

Мастерская Петра Фоменко

Сразу два сильных спектакля подарила театралам «Мастерская». Изысканнейшую постановку  «После занавеса»,в которой, прямо по Брайану Фрилу, герои «Дяди Вани» и «Трех сестер» встретились спустя 20 лет. И володинские «Пять вечеров», лихо разыгранные трогательной Полиной Агуреевой и мужественным Игорем Гординым. И в том, и в другом случае зритель сталкивается с темой упущенных шансов и несбывшихся любовей. Однако никаких трагедий — пронзительный лиризм и фирменное интеллектуальное кружево фоменок примиряет с любой,самой грустной действительностью.

Сатирикон

Сам худрук разыграл на сцене повесть Достоевского «Записки из подполья». Под чутким руководством Валерия Фокина герой Райкина-актера на глазах у восхищенной публики проводит анализ собственной души и поступков. Его исповедь страшна и поучительна, а интеллектуальное безумие совершенно по форме выражения. Еще один новый спектакль «Сатирикона» — чеховская «Чайка» в вызывающей режиссуре Юрия Бутусова. Театральный абсурд, актерское хулиганство и как итог, — крушение иллюзий о классическом благолепии чеховской пьесы. Кто любит грустную клоунаду — вам сюда.

Театр Наций

Исследование страсти от режиссера Эймунтаса Някрошюса и актера Евгения Миронова («Калигула»), хоть и спорная, но сильная работа. Римский император Калигула мучается собой, упорно ведет битву с жизнью и любовью и в конце концов гибнет. Экзистенциональные метафоры литовского мэтра (вроде ярко-рыжего мундира, надетого на Калигулу подобно смирительной рубашке), как обычно, бьют под дых и настраивают на философский лад.

«ОКОЛО дома Станиславского»

Спектакль Юрия Погребнички носит отвлеченное название «Забыть или больше не жить». И отсылает всех поклонников душевного театра к чеховским пьесам. Интеллигентские раздумья превращены здесь в клоунаду, а стройный текст классика в обрывочные монологи героев-неудачников. Показанный на сцене удивительный мир, населенный странными нежными существами в шапках-ушанках и проволочными цветами в руках, смотрится откровением. Это ли не счастливая редкость в современном театре, облюбовавшем эффекты?

МТЮЗ

Кама Гинкас представил на зрительский суд гоголевские «Записки сумасшедшего». Отличный питерский актер Алексей Девотченко, окруженный желтыми стенами сцены, рассказывает нам печальную историю своей стыдливой любви к дочке начальника. В спектакле о странностях этой любви много горького смеха и гротескного юмора. А картина помешательства ясна, пугающе красива и... обязательна к просмотру.

МАМТ

Главным ньюйсмейкером балетного сезона 2010-2011, безусловно, стал МАМТ. Здесь стоит смотреть страстные одноактовки Иржи Килиана на музыку Моцарта (юморные «Шесть танцев» и эффектную «Маленькая смерть»), виртуозный балет финна Йорма Эло «Затачивая до остроты», авангардную сказку Джона Ноймайера «Русалочка».Что касается оперы, то из двух новых («Сила судьбы» Верди и «Сказки Гофмана» Оффенбаха), при несомненных плюсах и той, и другой, предпочесть лучше вторую. Нигде более Вам не удастся услышать, как Хибла Герзмава поет партии сразу нескольких героинь. И поет прекрасно.

Студия театрального искусства

Женовачи верны классической традиции: на их сцене можно посмотреть две совершенных постановки по дневникам Чехова («Записные книжки») и 11 главе «Братьев Карамазовых» Достоевского («Брат Иван Федорович»). Нездешняя, неторопливая игра актеров, как вдумчивое чтение литературы, отвлекает от суровых будней и уносит в прекрасное далеко. Когда проблемы были философскими,любовь — искренной, а театр — домашним.

Эрмитаж

Сценическую версию романа Домбровского «Факультет ненужных вещей» в «Эрмитаже» назвали талантливо и дерзко: «Меня убить хотели эти суки». Играют ее они точно так же: историю человека, оставшегося с властью один на один, нельзя рассказать иначе. В длинных диалогах и многолюдных мизансценах беззащитный герой Станислава Сухарева побеждает бесчеловеченую машину 30-х годов XX века. Так, под его началом лирическая клоунада берет вверх над фарсом жизни. Сложный спектакль весь —  гармония и поэзия. Смотреть обязательно.


Планы на театральный сезон 2011-2012


Кирилл Пирогов

РАМТ

Последняя пьеса живого классика Тома Стоппарада «Rock-n-roll» побила все рекорды посещаемости в Лондоне. В Москве за нее взялся РАМТ в лице режиссера  Адольфа Шапиро.  Действие охватывает 30 лет и разворачивается в Праге и Кембридже. Речь  идет о  рок-музыке. И ее влиянии  — ни много ни мало — на политическую историю восточноевропейских стран между Пражской весной и бархатной революцией в чешской столице.

Сатирикон

Театр откроет сезон премьерой спектакля «Маленькие трагедии Пушкина». Ставит классику Виктор Рыжаков, что гарантирует постановке фирменную сдержанную элегантность и глубину. Среди актеров значится сам Константин Райкин. Кстати, «Маленькие трагедии» посвящены 100-летию основателя театра Аркадия Райкина. Это событие будут с размахом отмечать в театре 24 октября.

Мастерская Петра Фоменко

В ближайших планах у одного из самых сильных театров столицы — булгаковский «Театральный роман». Над постановкой о театральном и писательском закулисье работают сразу двое фоменок: Иван Поповски и... Кирилл Пирогов. Обласканный критиками актер, возможно, также попробует себя в роли режиссера. А это значит приятные неожиданности гарантированы. Кроме того, имеет смысл упомянуть, что неоконченное произведение Булгакова считается самым веселым произведением любимого писателя интеллигенции.

Театр Наций

К Театру Наций в будущем сезоне будут прикованы все взгляды. Завершается реконструкции здания (дизайном занимается художник, подаривший Москве уютную СТИ — Александр Боровский). Спектакли на новой сцене начнут показывать ближе к зиме. Среди многообещающих премьер — грандиозный «Дон Кихот» Сервантеса. Режиссером выступает получивший в этом году «Золотую Маску» Андрей Могучий. Главную роль — прообраз всех чудаков на свете — репетирует Лия Ахеджакова. Также в спектакле участвует Альберт Филозов и Ольга Лапшина. Кроме этого, уже вовсю идут репетиции спектакля «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга в постановке Томаса Остермайера. Играть в любовь, завершившуюся самоубийством главной героини, будет целая кагорта звезд. Среди прочих Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд. Не пропустите!

Театр «Около дома Станиславского»

Юрий Погребничко обещает удивить. Режиссер, всегда предпочитавший классику, ставит пьесу «О, Федерико!» никому неизвестного российского драматурга Татьяны Орловой. Болезненно правдивая история о жизни русских военных в послевоенной Германии(и вообще о жизни) на сцене обернется калейдоскопом негромких, но пронзительных воспоминаний. Героиню играет Лилия Загорская, чье детство, как оказалось, тоже связано с жизнью в оккупированной Германии. Еще одну работу репетирует ученик Юрия Погребничко, режиссер Алексей Шендрик. Она сделана по рассказу Фланнери О`Коннор — «Хорошего человека найти не легко» и песням культовой группы The Doors. Спектакль с вокалом, с живым джазом, с волнующим сюжетом, он просится на сцену театр-кафе. Но в крохотном театре «Около» нет буфета — ни для публики, ни для самих актеров. Так что вопрос о месте действия пока остается открытым.

МТЮЗ

В репертуарных планах Театра юного зрителя — володинская пьеса «Дульсинея Тобосская». Под руководством режиссера Виктора Крамера актеры Наталья Мотева, Павел Поймалов, Андрей Финягин, Арина Нестерова и др. разыграют историю дамы сердца самого печального рыцаря на свете. Следующей премьерой значатся «Шуты Шекспировы» в постановке Камы Гинкаса. Здесь заняты самые яркие звезды театра — Игорь Балалаев, Ольга Демидова, Валерий Баринов, Игорь Ясулович.

Театр им. Вахтангова

В грядущем сезоне Театру Вахтангова исполнится 90 лет. К юбилею Римас Туминас готовит не столько спектакль, сколько грандиозный театральный проект под названием «Пристань». Он будет состоять из отрывков произведений мировой драматургии. На сцену театра выйдет вся труппа, включая самых больших звезд. «Филумену Мартурано» репетирует Ирина Купченко, Евгения Крегжде, Мария Бердинских, Сергей Епишев взялись за Бунина, Сергей Маковецкий и Василиса Суханова — за «Ричарада III». Людмилу Максакову и Дмитрия Соломыкина можно будет увидеть в сценах из «Игрока», Юлию Рутберг — из «Медеи». Также обещают принять участие в грандиозном событии Василий Лановой, Владимир Этуш.

В МАМТе покажут «Сильфиду» в постановке Пьера Лакотта. Также готовится к премьере «Война и мир» Прокофьева (режиссер м Титель, дирижер — Коробов). Ну, и от Театра им. Маяковского, а точнее от его нового художественного руководителя Миндаугаса Карбаускиса театральная общественность ждет новых свершений. Первой его постановкой в театре должен стать спектакль по пьесе Островского «Таланты и поклонники». Также по слухам, режиссер собирается ставить Брехта и Ибсена.

Также в московских театрах покажут:

  • «Дураки» по пьесе Нила Сайсона (режиссер — Игорь Уголников, Театр сатиры)
  • Спектакль по пьесе Дана Ануя «Коломба» (режиссер — Александр Назаров, в главной роли Вера Бабичева, Театр на Малой Бронной)
  • «Буря» по пьесе Шекспира (режиссер — Лев Дуров, Театр на Малой Бронной)
  • «Дьявол» по повести Льва Толстого (режиссер — Михаил Станкевич, Театр-студия п/р Олега Табакова)
  • «Блоха» по пьесе Евгения Замятина (режиссер — Евгений Писарев, Театр-студия п/р Олега Табакова)
  • «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо Де Филиппо (режиссер — Александр Григорян, Театр-студия п/р Олега Табакова)
  • опера «Царь и плотник» Лортцинга (режиссер — Ханс-Йохаим Фрей (Германия), Музыкальный театр им. Бориса Покровского)
  • опера «Идоменей» Моцарта (режиссер — Михаил Кисляров, Музыкальный театр им. Бориса Покровского)
  • «Медведь» по произведению Дмитрия Быкова (режиссер — Иосиф Райхельгауз, Школа современной пьесы)
  • «Дон Кихот» по книге Евгения Шварца (режиссер — Юрий Еремин, РАМТ)
  • Спектакль по пьесе Юджина О`Нила «Траур к лицу Электре» (режиссер —  Алексей Бородин, РАМТ)
  • VII Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского»
  • «Любовные письма» Роберта Гурнея (режиссер — Юлия Меньшова, в ролях —Вера Алентова и Владимир Меньшов, Театр им. Пушкина)
  •  «Великая магия» по пьесе Эдуардо де Филиппо (режиссер — Евгений Писарев, Театр им. Пушкина)
  •   «Анна» по произведению Юрия Клавдиева (режиссер — Александр Сазонов, в ролях — Юлия Пересильд, Сергей Миллер и др., Театр им. Пушкина)
  • «Отражения» по произведению Тома Стоппарада (режиссер — Олег Тополянский, Театр им. Пушкина)