Школа современной пьесы

Оценка редакции
Школа современной пьесы

Театр «Школа современной пьесы» родился в 1989 году на первой волне перестройки и оказался среди тех немногих, кто выдержал и занял свою собственную нишу, в которой до сих пор чувствует себя весьма просторно — нишу современной драматургии.

«Школа» строит свою работу на традиционных принципах российского репертуарного театра: в ней трудится постоянная труппа — команда единомышленников, объединенная общими взглядами на художественное творчество.

Школа современной пьесы — родная сцена для Сергея Юрского, Альберта Филозова, Любови Полищук, и многих других актеров. Именно в этом театре впервые выступил Евгений Гришковец со своим знаменитым спектаклем «Как я съел собаку». Художественный руководитель театра — Иосиф Райхельгауз.

Фотография обложки «Школа современной пьесы». Источник Фото предоставлены пресс-службой театра «Школа современной пьесы».

Отзывы о «Школа современной пьесы»

Ещё 105 отзывов
Виринея Виринея вчера, 08:13

В Театре на Трубной 12 марта состоялась премьера спектакля «Однажды». Ее создатели, они же актеры - Роза Хайруллина, Юлия Галкина и Евгений Козлов. Основой была взята пьеса Александра Углова «Интервью», дополненная авторским видением. Спектакль оригинальный, запоминающийся, наполненный музыкой, танцами, поэзией...

Он идет всего час — зрители с головой погружаются в удивительный мир авторского прочтения сложных и противоречивых отношений Даниила Хармса и Марины Дурново.

С помощью света сцена поделена на два пространства: комната престарелой Дурново, где она в очередной раз вспоминает и  переживает отношения с Хармсом, который много лет назад погиб в психиатрическом отделении тюрьмы, но вновь и вновь возвращается к ней в виде духа. Хармс был бабником, девушки на него буквально вешались, Марина знала обо всем об этом, но ничего не могла сделать. Их брак продлился шесть лет, но эта сумасшедшая любовь к Хармсу и его измены сводила с ума Дурново. 

Второе пространство - пространство девушки с розовыми волосами и устройством для создания мыльных пузырей (Юлия Галкина), которая каким-то мультяшным голосом ведет репортаж для потомков, рассказывая о головастике и икринке, которые встретились, влюбились, поженились. Происходит диалог между прошлым и будущим, которые связаны между собой темой одиночества и обычного женского счастья, такой близкой и понятной темой в любые времена. При этом ее постоянно отвлекает по телефону надоедливый муж.

Добрую половину спектакля Евгений Козлов (дух Хармса) пел, читал рэп, было много танцев, через язык жестов и образы очень четко было передано настроение и чувства героев. Интересны были решения со светильниками и игрой теней, еще дверь с длинным тоннелем за сцену, некая недосказанность происходящего. 

Очень выразителен был танец под песню группы Queen «You dont fool me», это был танец любви, была фата и кольца. Роза Хайрулина удивляет своей легкостью и пластикой, своим таким кричашим молчанием. 
Вообще Даниила Хармса называли человек-абсурд, гений-бреда и бессмысленного вздора.. абсурд требует новые формы для реализации,  вот и создатели спектакля показали нам страть, измены, любовь, арест и гибель Хармса с помощью различных приемов.

А перед спектаклем советую прочитать историю отношений Хармса и Дурно, тогда будет многое из происходящего на сцене очевиднее и понятнее, честно, мои знания были слишком поверхносты для глубокого понимания, сейчас, изучив их биографии, совсем под другим углом посмотрела бы этот спектакль.

 Театр поздравляю с премьерой! 

Ольга Сорокина 17 марта, 06:33

Спектакль "Однажды"
Театр на Трубной продолжает гордо нести знамя театра, где ставят современные пьесы. Спектакль "Однажды" создан по пьесе "Интервью" Александра Углова - петербуржца, ныне живущего в Нью-Йорке.
Кстати, это не первая его пьеса, поставленная в этом театре. Есть ещё восхитительный "Лондонский треугольник" об истории отношений Герцена, Огарёва и его жены Натали. Помню, что когда-то меня привёл в сильнейший восторг этот спектакль.

Так что поводов увидеть "Однажды" у меня оказалось сразу несколько. Но главный, конечно, ХАРМС.
В аннотации обещали новое прочтение истории отношений Дурново и Хармса. Марина Дурново - вторая жена Даниила Хармса. И отношения в этой паре были, мягко скажем, специфические. Так что тема мне была интересна.
Важно! Если имя Даниил Хармс вам мало, о чём говорит, советую, прежде чем идти на спектакль, ознакомиться хотя бы кратко и с его биографией, и с его творчеством, причём не только детскими стихами, которые на просторах интернета легче всего отыскать. Иначе, многое в спектакле рискует остаться не понятным, а, возможно, и обескураживающим.
Но Хармс именно такой - обескураживающий и непонятный. Бунтарь, заумник, сюрреалист. Противоречивый и нестандартный. И при этом гениально писавший детские стихи, которыми только и мог зарабатывать. Потому что серьёзные творения Хармса не печатали.
Он, словно комета, стремительно пролетел 36 лет своей жизни, одновременно разрушая и создавая.
Взять хотя бы историю его отношений с Мариной Малич (Дурново - её фамилия по второму мужу). Да, их любовь была странной и разрушающей для Марины, но именно благодаря Хармсу она, возможно, и выжила, ведь её эвакуировали из блокадного Ленинграда именно потому, что она была женой писателя.
Кусочки этой самой любви и показаны в спектакле. Яркие вспышки в памяти уже немолодой Марины, готовящейся рассказать о своей жизни со знаменитым писателем в интервью молодой журналистке (Юлия Галкина).
Роль Марины исполняет великолепная Роза Хайрулина, которой непостижимым образом удалось передать и боль, и счастье героини, которые она практически одновременно испытывала, живя в браке с Хармсом. И боль, и счастье.
Любил ли её муж, не смотря на многочисленные измены? Думаю, да. Ведь он посвятил ей множество строк, в которых ласково называл Марину "моя Фефюлька"
Просто любил своей, "непонятной и странной" любовью.
А вот, Марина в конце концов стала сильно сомневаться в его любви. Не зря в финале спектакля звучит, многократно повторяясь
"Я тебя полюблю только после того, когда я умру, да."

В спектакле вообще неожиданно много музыки.
Евгений Козлов, которому выпало играть Хармса (то самого поэта, то уже бесплотный дух, который не оставил Марину в покое и после смерти), прекрасно поёт. По-моему, он поёт даже больше, чем говорит. И делает это настолько хорошо, что в какой-то момент я осознала, что моё внимание полностью сосредоточилось на нём. Да, для меня этот спектакль стал именно о Хармсе.
ОН - главное действующее лицо. И отношения с Мариной - лишь одна из возможностей рассказать ещё хоть что-то о НЁМ. И да, благодаря этому спектаклю ОН стал мне понятнее.
"Я тебя полюблю только после того, когда я умру, да."
Он и умер. Там, в блокадном Ленинграде. Умер в тюремной больнице и скорее всего от голода. Поэтому некоторые фразы, звучащие в спектакле, как, например, "есть хочется, а нечего", не только приобретают глубинный смысл, но и больно колят прямо в сердце.
В спектакле есть сцена, когда Хармс отталкивает героиню, и она решительно уходит прочь, но сделав всего несколько шагов, стремительно возвращается, буквально бросаясь на него. А он ловит её, прижимая к себе крепко, нежно, с любовью. И так несколько раз.
Наверное, этот паттерн и есть для меня самая сильная картина отношений Дурново и Хармса.
Спасибо за спектакль.

Елена Елена 20 декабря 2023, 10:40

Премьера спектакля «Безумно влюбленные» в Театре на Трубной (ШСП)
===========================================================
Пьеса «La discreta enamorada», по которой поставлен спектакль, построена нa недорaзумениях, случaйностях, совпaдениях, путaнице, двусмыcленности и дaже переодеваниях. Помимo всeпоглощающей стрaсти в нeй есть местo и откровeнной лжи, и неутoлимoй рeвнoсти, и дaже детскoму эгoизму.
Главная героиня - Фениса (очаровательная Анастасия Акатова), влюбившаяся в своего соседа Люсиндо (красавец Сухраб Хайлобеков). Однaко сaм юношa не замечaет её, потому что стрaдает, ревнуeт и вoлoчится за куртизaнкой Херардой (обворожительная Татьяна Циренина), которая дeржит eго «нa корoтком повoдке», зaставляя бескoнечно ревнoвать. Тeм врeменем к Фeнисе свaтается отeц Люcиндо, нeуклюжий кaпитан Бернардо (умoрительный в этoй роли Александр Мохов), зa котoрого не прочь выйти зaмуж мaть дeвушки Белиса (вeсьма комичная Елена Анисимова)... Что ж, каждый и в любом возрасте хoчет личнoго счaстья и любви!!!
А рaспутывать этoт клубок стрaстей прeдстоит сaмой Фенисе и очень поможет ей в этом Эрнандо, слуга Люсиндо (Денис Рекало) - чтобы она без его смекалки делала...
Спектакль длится около трех часов, однакo нaпряжение стрaстей в нeм дeржит внимaние зритeля дoвольнo цепкo!!!

yasurprise 20 декабря 2023, 04:33

В Театре на Трубной (Школа современной пьесы) 13 декабря состоялась премьера спектакля «Безумные влюбленные» по пьесе Лопе де Вега. Комедия получилась просто восхитительная: яркая, веселая, музыкальная.

Рассказ о том, как все сошли с ума от любви сделан в духе площадного театра. Клубок страстей закручивается с каждой минутой. Молодая Фениса влюблена в красавца Люсинда, отец которого влюблен в нее, зато в этого отца влюблена ее мать. А сам Люсиндо влюблен в куртизанку Херарду. Попробуй тут разберись. Испанские страсти творятся на сцене. Герои борются за свою любовь вплоть до драк.

Все действие происходит в шикарном театральном зале, который кажется специально и был создан для этого: красный интерьер с золотом смотрится как продолжение сцены. А она в этот раз расположена посередине и делит зал пополам. Артисты успевают играть на две стороны. Барокко декораций Анастасии Глебовой фантастической красоты: здесь есть и роскошный балкон, и даже действующий фантан. А какие роскошные костюмы ручной работы приготовлены для героев художником Андреем Климовым.

Работа над спектаклем шла полтора года. Художественный руководитель проекта Дмитрий Астрахан и режиссер спектакля Максим Иванов к постановке подошли основательно. Не просто изменили название пьесы испанского драматурга «Изобретательная влюбленная», а сделали свой новый перевод. У Юрия Полынина более легкий и понятный стих с современным юмором. Александр Мохов, играющий незадачливого дедушку Капитана Бернардо, влюбленного в юную девушку, заставляет смеяться весь спектакль. А Елена Анисимова (Белиса) – просто гений мимики. Ей даже слов не надо. Молодая актриса Анастасия Акатова (Фениса) мастерски придумывает новые хитрости, чтобы добиться своего возлюбленного. Это урок всем, что каждый делает свою судьбу сам. Между ней и Сухрабом Хайлобековым (Люсиндо) просто искры летают на сцене. Да и все артисты и сами не прочь похулиганить на сцене. Чувствовался драйв.

И вроде тема не новогодняя, но несколько раз ловила себя на мысли, что уже во время спектакля появилось настроение праздника

LaraPankova 17 декабря 2023, 02:51

Люблю я пресс-показы спектаклей, потому что: во-первых, это возможность одной из первых посмотреть премьеру, во-вторых, немного пообщаться с режиссером, актерами, в-треть
13 декабря я побывала на пресс-показе спектакля «Безумные влюбленные» в театре на Трубной (Школа Современной Пьесы). Это постановка по пьесе испанского драматурга Лопе де Вега «Хитроумная влюбленная». Я как будто бы очутилась в этой солнечной стране Испании. Яркие, красивые костюмы перенесли меня в XVII век на берег теплого Средиземного моря.

Это легкая комедия, непринужденная, когда зрители смотрят ее на одном дыхании и выходят из театра с улыбкой на лице.

Невозможно оторвать взгляд от великолепной игры актеров. В первую очередь конечно хочу отметить игру талантливого Александра Мохова
- капитана Бернардо, который возжелал жениться на молоденькой красавице Фенисе (актриса Анастасия Акатова). Но хитроумная и экспрессивная Фениса использует тысячу уловок, чтобы не выйти замуж за старика, завоевать сердце любимого Люсиндо (актер Сухраб Хайлобеков), а заодно устроить брак его отца со своей матерью Белисой. Белису играет великолепная комедийная актриса Елена Анисимова, от ее мимики невозможно сдержать смех. В этом спектакле нет ни одной неудавшейся роли. Все играют превосходно. И хочется отметить не только главных героев, но и смышленого слугу Эрнандо (Денис Рекало), и капризную куртизанку Херарду (Татьяна Циренина), и вечно влюбленного молодого дворянина Дористо (Евгений Козлов), и его смешного помощника Финардо (Александр Панов).

Понравилось музыкальное сопровождение: барабанщик, гитарист и флейтистка играют на протяжении всего спектакля испанские мелодии, которым зритель незаметно начинает аплодировать в такт.

Декорации настолько великолепно вписались в историческую архитектуру зала Эрмитаж, что кажется - они здесь были всегда.

Но особенный восторг у меня вызвали костюмы, созданные Андреем Климовым, продуманные до мелочей. Это просто произведение искусства!

Спасибо художественному руководителю проекта Дмитрию Астрахану , который смог мастерски все это собрать воедино в спектакле «Безумные влюбленные»!

Елизавета Ефремова 17 декабря 2023, 11:55

В театре "На Трубной" опять премьера. На этот раз это спектакль "Безумные влюбленные" по пьесе Лопе де Вега "Изобретательная (хитроумная) влюбленная", "La enamorada discreta".
В те времена заимствовать сюжеты ранних авторов не было моветоном, вот и Лопе де Вега смело переработал под запросы своего времени один из рассказов "Декамерона". О любви, как счастливой, так и несчастной, о ревности и ненависти знаменитый испанский драматург, знал не понаслышке, а потому пьесы он писал настолько искренними и человечными, что даже сейчас они не сходят со сцен многих театров.
Спектакль, поставленный под художественным руководством Дмитрия Астрахана режиссером Максимом Ивановым, получился лёгким, милым и искромётным. Сейчас таких постановок, на которых можно от души посмеяться и забыть про все дела, нам очень не хватает, и спектакль театра "На Трубной" стал прекрасным подарком московским театралам. Два действия длятся почти три часа, но напряжение страстей и лихие повороты сюжета держат внимание зрителей довольно цепко.
Все службы театра славно поработали и создали настоящий праздник для глаз, ушей и сердец. Давно не видела в современных спектаклях таких красивых декораций, таких пышных, исторических костюмов, переносящих зрителей во времена плащей, шпаг, перьев на шляпах, корсетов и платьев с фижмами.
Наверняка актерам нелегко играть на сцене, открытой взглядам зрителей с двух сторон, но думаю, благодаря именно этому, в их игре появляется особый азарт. Похоже, что актеры, участвующие в спектакле, получают от него не меньшее удовольствие, чем зрители.
Перед нами разыгрывается достаточно нетривиальный для времен Лопе де Вега и Сервантеса сюжет, где воле старших противостоит своеволие младших, где женщина, проявляя недюжинную хитрость и находчивость, добивается личного счастья. При этом все персонажи спектакля, независимо от возраста, мечтают о любви. В результате клубок страстей сплетается прочно, но драматург в финале не оставил в обиде ни одного из героев.

nastyusha_happy 16 декабря 2023, 11:06

13 декабря в Театре на Трубной («Школа Современной пьесы») состоялась премьера спектакля «Безумные влюбленные» по пьесе испанского драматурга Лопе де Вега.
Легкая, непринужденная комедия, в которой все герои сошли с ума от любви и ревности! Юная Фениса влюблена в своего соседа Люсиндо, которому нравится Херарда. К Фенисе приходит свататься отец Люсиндо, а в отца влюблена мать Фенисы. Любовные треугольники превращаются в квадраты и всем им предстоит разобраться в своих чувствах. Все речи в стихотворной форме, наполненной пылкостью и страстью. Как такие объемы текста запоминают актеры для меня загадка, но они большие молодцы!
Постановщики спектакля тоже удивили, как всегда их решения не стандартны- зрительный зал разделили на 2 части, а сцену оставили по центру. Артисты постоянно находятся в контакте со зрителем. Декорации в стиле роскошного барокко, изысканные, яркие костюмы. Все проработано до мелочей и соответствует духу времени. Весь спектакль сопровождает живая музыка.
Низкий поклон актерам, два с половиной часа пролетели незаметно.

Elena 17 сентября 2023, 01:34

Совсем недавно побывала на премьере спектакля театра  на Трубной "Красавец мужчина". 
Итак, Островский - кто ж в год Островского не ставит Островского! В театре на Трубной мы получили настоящую комедию, с великолепным актерским составом, яркими декорациями и восхитительными костюмами.
Режиссер Дмитрий Астрахан поставил спектакль, с одной стороны, почти "классически": не осовременил, не использовал набившие уже оскомину "режиссерские приемы",  не убоялся почти классических декораций и костюмов и не выдал зрителям нечто в стиле "я режиссер, я так вижу!", что пришлось бы еще не один день пытаться разгадать. Нет, это просто прекрасный спектакль для чудесного вечера, легкий и смешной, не заставляющий зрителя напрягаться, но заставляющий хохотать!
Ну и неверно будет, конечно, не отметить то, что постановка все же весьма оригинальна и по полной использует технические возможности зала - а они в этом театре очень и очень хорошие! Тут и зал-трансформер, и первоклассное освещение, и качественный звук.
Так, в этом спектакле действие не ограничивается сценой (подсказка - первые места в 7-9 рядах весьма выигрышные в смысле близости к актерам :) ), используется "бегущая строка" (кстати, очень хорошая идея - называть в ней появляющихся персонажей, и некоторые интересные факты).
Мне очень понравилась работа художников (Анастасия Глебова, и по костюмам - Дмитрий Логинов). При всей своей кажущейся очевидности, и оформление спектакля, и костюмы затейливы, ярки и продуманы до мелочей. Их хочется рассматривать :)
Для нас играли:
Аполлон Окоемов - Родион Вьюшкин
Зоя - Анастасия Акатова
Аполлинария - Джульетта Шабанова
Лотохин - Вадим Андреев
Олешунин - Денис Кутузов
Лупачев - Иван Мамонов
Сосипатра - Елена Анисимова
Сусанна - Татьяна Циренина
Красавцы - молодые люди
Несмотря на то, что театр этот я давно знаю, многие фамилии меня удивили. Например, Родиона Вьюшкина я первый раз вижу на сцене, но он шикарен!
Во-первых, и правда, красавец. Во-вторых,  он так убедительно страдал, постепенно все больше теряя лицо, - и в конце концов вместо красавца-мужчины мы видим отчаявшегося типа, пытающегося как-то продать себя подороже. Анастасия Акатова мне тоже незнакома, но ее Зоя не только чрезвычайно мила, но и очень убедительна.
Я весьма озадачилась, насколько же популярное имя Джульетта, но оказалось, что Джульетта Шабанова - это Джульетта Геринг, что большая радость! Очень люблю эту актрису :)
Вадима Андреева я определенно много раз видела на экране, но на сцене, кажется, впервые. Ну и он так же хорош, конечно же. 
Денис Кутузов в роли Олешунина просто великолепен! Честно говоря, когда я до просмотра смотрела, кто занят в спектакле, возник вопрос, зачем же столько приглашенных актеров, ведь в театре своя сильная труппа. Но вот честно - настолько все хороши и на своем месте, что  вопроса-то и нет :) 
В общем вы поняли - спектакль явно удался, смело могу рекомендовать всем, кто любит комедии! 

LaraPankova 14 сентября 2023, 02:47

Премьера спектакля "Красавец мужчина" состоялась в Театре на Трубной , как он сейчас называется, раньше это был театр Школа Современной Пьесы, 12 сентября.
Конечно все мы знаем эту пьесу А.Н. Островского и многие видели фильм с Олегом Табаковым и Мариной Нееловой в главных ролях. Но очень интересно было посмотреть этот спектакль в постановке режиссера Дмитрия Астрахана. 140 лет прошло с премьеры в Малом театре, а тема эта злободневна и в наше время.

Главный герой Аполлон Окоемов, которого прекрасно играет актер Родион Вьюшкин, - прожигатель жизни, я бы даже сказала - альфонс. За несколько лет он проматывает состояние своей жены Зои (и здесь хочу отметить великолепную игру актрисы Анастасии Акатовой) и решает поправить свои дела новым выгодным браком на купчихе-миллионерше Сусанне Лундышевой. Аполлон предлагает любящей его супруге развод, причём, чтобы она осталась виновной в измене, которой естественно не было. Беззаветно преданная Зоя после мучительного выбора подчиняется воле Окоемова. И все бы получилось у красавца-мужчины, если бы не вмешательство дальнего родственника Зои Наума Федотыча Лотохина (замечательный актер Вадим Андреев). При участии Сосипатры и Лотохина планы Окоемова рушатся. Имя и честь Зои восстановлены. Несмотря на мольбы Аполлона, Зоя не в силах простить его предательство и вернуться к нему. В конце спектакля она говорит: "Я готова полюбить Вас вновь, если Вы найдете в своей душе хоть что-нибудь доброе и честное". Ну это вряд ли, такие люди не меняются к сожалению.

Мне очень понравились костюмы от одного из лучших российских модельеров Дмитрия Логинова, который выступает в роли художника спектакля, живая музыка оркестра - скрипка, гитара, фагот.
И кстати среди зрителей постановки Астрахана я заметила Эвелину Хромченко и Ирину Алфёрову.

Катерина Мелимук 22 апреля 2023, 03:18

Оригинальное сценическое пространство, подиумного формата. Забегая вперёд скажу, что моя шея не оценила этой находки… Зато глазам понравилось. Стильно, минималистично, прозрачно. Разные локации сразу обозначены. Почти как в ikea. Центральный элемент - телевизионная студия, где и блистала героиня Валерии Ланской. Популярная журналистка, успешная, яркая, «привлекает грудью, увлекает интеллектом». И все у неё есть, и внимание и поклонники, и перспективы, но.. а потом все как женских журналах и сериалах. К сожалению, не нашла в сюжете, где удивиться. Хотелось неожиданного чего-то, но получилось очень жизненно..

Вот в этом спектакле все максимально по-бытовому понятно. Все сюжеты, эмоции и чувства наглядно показываются и проживаются. Динамично. Несколько лет женщины уместилось в 1,5 часа сценического действа.
Вся жизнь перед глазами.. и беззаботные плотские утехи с молодым и красивым коллегой (Сухраб Хайлобеков), и большая любовь с властным мужчиной (Иван Мамонов), и непростые декретные будни. В общем, как в жизни.

Интересный актёрский состав. Валерия Ланская - ожидаемо хороша. Очень изящна в наготе (я сидела на первом ряду и любовалась) и эффектна в студийном освещении. А вот неожиданно хорош оказался Иван Мамонов. Вернее, он может и всегда хорош, я его не видела ранее. И теперь хочу больше. Вот там ни минуты игры. А ещё убедительный, обаятельный Сухраб Хайлобеков с роскошным торсом и голосом!

А особая радость и удовольствие - живая музыка. Прекрасный бэнд. Прям украшение!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Школа современной пьесы - адрес на карте

Фотографии к «Школа современной пьесы»

Статьи по теме