Школа современной пьесы

Оценка редакции
Школа современной пьесы

Театр «Школа современной пьесы» родился в 1989 году на первой волне перестройки и оказался среди тех немногих, кто выдержал и занял свою собственную нишу, в которой до сих пор чувствует себя весьма просторно — нишу современной драматургии.

«Школа» строит свою работу на традиционных принципах российского репертуарного театра: в ней трудится постоянная труппа — команда единомышленников, объединенная общими взглядами на художественное творчество.

Школа современной пьесы — родная сцена для Сергея Юрского, Альберта Филозова, Любови Полищук, и многих других актеров. Именно в этом театре впервые выступил Евгений Гришковец со своим знаменитым спектаклем «Как я съел собаку». Художественный руководитель театра — Иосиф Райхельгауз.

Ближайшие события

сб, 15 мая, 19:00
пн, 17 мая, 19:00

Отзывы о «Школа современной пьесы»

Ещё 67 отзывов
Татьяна С. вчера, 10:26

«Толстого нет» - премьера в театре Школа Современной Пьесы режиссера Александра Созонова.
Обожаю ходить в этот театр. Он очень красивый с мраморной лестницей и огромными зеркалами, вкусной едой и напитками в кафе. Тут царит ламповая уютная атмосфера. Очень интересный дизайн, и поэтому фотографировать начинаю всегда отсюда. И всегда очень вежливое, ненавязчивое обслуживание.
А теперь о спектакле. В котором, действительно, Толстого нет. Он присутствует как бог, незримо. И все что мы слышим – это его дыхание порой и грохотание шагов. Для меня эти шаги с грохотанием наверху напомнили великолепный фильм с Леонардо Ди Каприо и Джонни Деппом «Что гложет Гилберта Грейпа» и их мать. Впрочем, Толстой в этой пьесе и есть бог. От него зависят все постояльцы дома: и морально и материально. Каково это жить рядом с гением? Который хоть и отец 13 детей, но больше принадлежит народу, чем своей семье. Постоянное чувство неполноценности гложет потомков, мучает нелюбовь к отцу, и в то же время - жажда его наследства.
Хуже всего, что положение любимой женщины, жены Толстого, Софьи Андреевны – невыносимо. Она страдает и в своих муках причиняет боль другим. Огромная заслуга и талант актрисы Ирины Алферовой – это то, что она сделала свой персонаж живым, настоящим, не позволила себе скатиться до плоского, истеричного персонажа, каким обычно любят изображать жену гения. Ее Софья нежная и раненая тем, что она не получает любви столько, сколько ей нужно. Потрясающе получилось. На нее хочется смотреть и смотреть. Пьеса во многом выигрывает благодаря ее таланту.
Всегда в этом театре восхищаюсь игрой Валерии Ланской (здесь она играет дочь Толстого, Александру) Ее персонаж получился интересным и порой смешным.
Очень мне понравилась игра Павла Дроздова. Хоть его роль Льва Львовича нельзя назвать положительной, однако она получилась настоящей. До конца непонятно, кто повинен в трагедии Катюши.
Хочу сказать спасибо всем артистам: Ивану Мамонову, Ольге Грудяевой, Николаю Голубеву, Александру Сеппиусу, Борису Вайнзихеру и Андрею Радченко за удовольствие от спектакля и серьезное отношение к своей профессии. Браво!
Пьеса сама по себе статичная, на мой вкус, тяжелая, но режиссеру получилось с этим справится. Во-первых, нестандартное решение сцены, она разбита на несколько подиумов по всему залу, актеры постоянно передвигаются, не давая зрителю заскучать. Во-вторых, огромный полюс работа с видео и звуком, светом, экраны на стене сильно добавляют динамики сюжету. Именно в такой постановке пьеса Ольги Погодиной – Кузминой выигрышно смотрится, заставляет сопереживать героям и задуматься о многом. Я люблю такие постановки, про подумать. А вы? Именно таким думающим людям, я и рекомендую этот спектакль. Приду на него позже, когда он уже обкатается, очень интересно посмотреть. Для тех, кто соберется рекомендую покупать сектор С. Мы сидели в секторе Е, это боком к основным сценам, вертелись постоянно. До встречи в театре!

Ольга Ольга 28 апреля, 11:17

От одного только слова - ВОЙНА, сжимается сердце, страх завладевает мной...

То что я буду плакать на этом спектакле Фаина.Эшелон , я знала заранее, потому предусматрительно взяла с собой носовой платок.

Конечно он мне пригодился. А как иначе?!

Зрители столпись в фойе. Отправление эшелона ровно в 20.00
Громкий, тревожный удар в гонг!
Люди в форме строгим голосом указывают заходить по 5 человек.

На деревянном длинном помосте (иметирующий вагон) расставлены столы. Свободная рассадка.

Елена Санаева, удостоверившись, что все заняли свои места, начинает рассказ.

Главная героиня рассказывает, что борщ она варит отменный, ели его многие именитые артисты, и она обязательно расскажет нам обо всех секретах приготовления.

Трёт морковь, нарезает свёклу и тем временем делется воспоминаниями о своей семье. О том дне как узнали, что началась война. И том страшном событии, когда их эшелон попал под обстрел немецких бомбардировщиков.

История рассказанная главной героиней, не искусственная, не надуманная , а реальные воспоминания матери режиссёра театра школа современной пьесы Иосифа Райхельгауза. И от этого она ещё страшнее, переживания ещё ярче.
У зрителей наворачиваются слезы, слушая чудовищную историю о том, как немца заставили заживо закопать своих детей в канаве, потому что они были рождены от еврейки.

Весь спектакль на экраны проецуруют документальные кадры о войне.
Пол под ногами трясётся, как в движущемся вагоне поезда. С помощью света и музыки идёт полное погружение в происходящее.

Борщ почти сварен, расстелают скатерти на столы. Расставляют металлические миски, кружки и приборы.
Но вот громкие голоса конвоя приказываю всем встать к стене.
Сначала многие даже не поняли, что это обращаются к зрителям. Все у стены. Оглушающие звуки сирены.
Все замерли. И тут...происходит то, чего не ждал никто. Не буду рассказывать все подробности. Но скажу, что я плакала ещё долго.

Потом всем предложили отведать сваренного борща, но мне было не до него. Но те кто пробовал, сказал, что он был отменный.

Рекомендую всем от 14 лет, особенно в предверии 9го мая.

Елена Шмырева 24 апреля, 04:41

Готовя по одному и тому же рецепту, никогда не возможно быть уверенным, что блюдо получится точно таким же, как было в прошлый раз. Многое зависит от ингредиентов, последовательности закладки, времени и температуры готовки и даже от настроения готовящего.
Но можно ожидать, что, четко соблюдая все кулинарные рекомендации, блюдо получится почти таким, как его задумывал автор.
На сцене театра Школа современной пьесы идет спектакль «Фаина. Эшелон». Кулинарный мастер-класс: как сварить борщ. Полтора часа аппетитного действа. И полтора часа воспоминаний о прожитой жизни.
Режиссер Иосиф Райхельгауз создавал этот спектакль в память о своей матери Фаине, по её воспоминаниям. История документальная и очень личная, но интересная, как и каждая судьба человека, пережившего тяжелые времена.
Пронзительное повествование об ушедших родных, своих корнях, людях, встретившихся на жизненном пути. Перемежаются радостные и печальные воспоминания, как мигающие огни идущего поезда. Прекрасна Елена Санаева в главной роли. Она практически одна перед зрителями на протяжении этих полутора часов. Светлым блуждающим воспоминанием из памяти героини порой возникает мать (Татьяна Циренина).
Временами история поддерживается черно-белыми кадрами хроники, да нервной звенящей музыкой Михаила Кандаурова, похожей на перестук колес.
Слагаемых немного, но получается замечательный теплый и ароматный, трогающий за душу спектакль. И яркая точка в финале — миска приготовленного на твоих глазах борща. Прекрасная постановка.

Анжелика Лика 7 апреля, 10:48

День смеха в Московском театре «Школа современной пьесы» открыл для нас много интересных творческих личностей, чьи имена так или иначе связаны с театром ― кто-то пишет пьесы для постановок ШСП, кто-то приносит стихи, чтобы вместе над ними посмеяться или погрустить, кто-то здесь работает, но на сцену в такие вечера выходит в новом амплуа (не всё ж артистам в аплодисментах купаться). Театральные капустники (а вечер проходил именно в таком формате) в этом театре дело неновое. Творческим людям всегда хочется выйти за рамки роли, потрепать нервы не только режиссёру, но и заставить волноваться коллег и зрителей.
«Весёлый вечер» 1 апреля был наполнен ожидаемыми номерами разных жанров, но как же неожиданно глубоко и тонко шутили некоторые гости. Особенно запомнился тонкий музыкальный юмор, виртуозная игра на пианино, фокусы молодого иллюзиониста (на самом деле, автора, пишущего для театра), а также новые байки, стихи, песни… мы получили удовольствие и прокачали мышцы лица.

gr28081959 3 апреля, 10:04

Тридцать два года назад, 27 марта, в Международный день театра, был создан и уютно расположился в красивом особняке с 250-летней историей на углу Неглинной и Бульварного кольца Театр «Школа современной пьесы».
В этом Театре царит такая непринужденная атмосфера, что всегда сюда приходишь, как в гости к своим хорошим знакомым. Поговорка, что «театр начинается с вешалки», здесь актуальна как нигде – настолько персонал Театра корректен и доброжелателен по отношению к зрителю (чем не могут похвастаться многие, даже очень именитые театры).
Основатель и художественный руководитель Театра Иосиф Райхельгауз устраивает для зрителей очень интересные клубные вечера – была на двух «СТИХиЯ»-х (одна из них еще и во время чумы), приуроченных к Дню Лицея и на «Веселом вечере», который прошел в Театре 1 апреля при полном аншлаге (и это при 50% норме…) и программа его была такая насыщенная, что хватило бы еще на пару вечеров!
Чем только не удивляли в этот вечер зрителей – и балетом (в шикарном исполнении мужской половины Театра), и фокусами, да еще какими (!!!) и показывал их титулованный иллюзионист Дмитрий Чириков (победитель шоу «Удиви меня»), и классической музыкой, и задорными песнями, и стихами.
Вел вечер сам Иосиф Райхельгауз в своей обычной душевной манере, рассказывая по ходу какие-то байки из личной (про «срок годности») и театральной жизни.
Не обошлось без баек и в выступлении моего любимого Владимира Кочана, с теплой иронией вспомнившего игравшего долгие годы на этой сцене Льва Дурова.
«Талантливый человек талантлив во всем», что и доказали в этот вечер не только актер Михаил Евсеев, прочитавший стихи из своей недавно вышедшей книги, но и работники постановочных цехов Театра (костюмер Дарья и Ко), выйдя на сцену в составе ансамбля «Три Д» - сначала на подпевках к Вадиму Колганову, а затем и без него отрывались по полной программе.
Как всегда не обошлось без выступлений постоянных авторов Театра – поэтов-сатириков и сценаристов (а вдобавок еще и матершиников) Вадима Жука и Сергея Плотова . Что неудивительно – ведь это их праздник – людей, чей юмористический талант не может не восхищать!
Постоянный гость в этом Театре и поэт Владимир Вишневский, который и сам получает удовольствие от декламации своих пикантных одностищий-двухстишей и зрителя радует. Так он еще после концерта и автограф-сессию устроил и обещал всем купившим его книги (а их расхватали как пирожки) прочесть по своему двустишью.
В кругу друзей Иосифа Леонидовича много выдающихся деятелей искусства и один из них – известнейший российский пианист Юрий Розум, оказавшийся еще и человеком с хорошим чувством юмора и предварившим свою виртуозную игру на фортепьяно (зал рукоплескал и не отпускал пианиста со сцены, пришлось ему сыграть кусочек еще одного музыкального произведения, которое, со слов Юрия Александровича, «пользовалось большим успехом у колхозников») целым рядом искромётных шуток, в том числе по поводу подложенных ему на стул для создания комфортной высоты четырех увесистых книг).
В этот вечер Театр также отдал дань памяти Н.В. Гоголю (родился 1 апреля, 20 марта по старому стилю), у которого, если судить хотя бы по двум его пьесам - «Ревизор» и «Женитьба» - с юмором тоже было все в порядке.
В цикле «Игра в классику» здесь с большим успехом идет спектакль «Шинель/ Пальто», в основе которого лежит как раз повесть Николая Васильевича. Это очень яркий и музыкальный спектакль, который мне совершенно недавно посчастливилось посмотреть.
Так вот, небольшим танцевальным отрывком из него, где в окружении актеров Театра на сцене зажигала (приоткрывая в танце как бы ненароком свои стройные ножки) Ирина Ивановна Алферова, чей 70-летний юбилей здесь совсем недавно отмечали, и была поставлена финальная точка вечера.
Спасибо Иосифу Райхельгаузу и всем причастным за подаренные нам почти три часа счастья!

Elena 3 апреля, 12:14

В этом году мы с дочкой (17) снова Ночь театров провели в Школе Современной Пьесы.
На самом деле в этом году была запись и на экскурсии, и на встречу с художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, но на экскурсии мы уже были в 2019, так что в этом году решили ограничиться только творческой встречей. Собственно, в 2019 и встреча была, но за два-то года ведь многое изменилось, решили мы... и пошли :)
Только на вторую часть ночи, как мы поняли, записалось мало народу - к заявленному началу в 23:15 в зале "Эрмитаж" сидело всего несколько человек. Впрочем, скоро подтянулись четыре группы, которые ходили с экскурсией, и очень быстро зал оказался полным-полнехонек :) До начала мы имели возможность рассматривать зал. В историческом здании, которое является объектом культурного наследия регионального значения, создан современный зал-трансформер, и это немного похоже на чудо :) Каждый раз, когда я прихожу сюда на спектакль, буквально не узнаю зал. Вернее, впечатление, что залов несколько - настолько меняется его облик. То у нас традиционная сцена и зрительный зал, то сцена в центре, а зал поделен на два сектора, то "сцены" вообще расположена в двух противоположных сторонах зала и соединены между собой мостиком... Очень интересно смотрится, надо сказать, современное оборудование в таком зале. Один потолок с освещением чего стоит!
Долго нам полюбоваться обстановкой не дали, впрочем - Иосиф Леонидович начал вечер. Рассказ, конечно, в какой-то части повторил прошлую встречу: о здании, о театре и истории его создания, о труппе. Но и новое, конечно, было: новые премьеры, новые планы, ответы на вопросы из зала (например - принимают ли в труппу актеров из других театров?).​
Рассказали нам и о том, с чего началось сотрудничество театра с бабалаечником-виртуозом Михаилом Кандауровым - и о том, что только что прошли гастроли в Танзании (!), где ​ зрителям была представлена музыкальная программа балалаечника Михаила Кандаурова, и кроме того, ​ Иосиф Райхельгауз провел творческую встречу с соотечественниками (и местными актерами, как я поняла :) ).​
Мы узнали, что у Иосифа Райхельгауза скоро выйдет в печать двухтомник «Во всем виноват режиссер». Предыдущую его книгу, "Игра и мука", я прочитала с удовольствием, теперь очень жду выхода новой.​
А еще Иосиф Леонидович читал стихи! И не только :) В его исполнении отрывок из "Мертвых душ" действительно зазвучал в неожиданной несколько трактовке (ну точно не как нас в школе учили), а стихи Вознесенского и Быкова оказались слегка матерными. Собственно, формат мероприятия присутствие детей не предполагал, а присутствующих предупредили перед чтением (и кто-то реально ушел из зала!). Кроме стихов "18+" мы услышали и "К Гамлету" Бродского - очень мне понравилось, кстати, при моем-то равнодушии к поэзии вообще.
На этот раз встреча закончилась практически по расписанию, а не как в 2019, когда из театра мы вышли уже после закрытия метро :) Видимо, повлияло то, что где-то здесь же отмечали день Театра (и было даже немного слышно!).
Вечер (вернее, "ночер") получился чудесный! Как здорово, что кто-то ​ когда-то придумал эти ночи: театров, музеев, искусств и т.д. :) Интереснейший формат, возможность попасть в самое сердце театра, пообщаться с интересными людьми и узнать много нового! Спасибо большое, Школа Современной Пьесы!​

Alena 20 марта, 02:04

«Иметь собственный дом, удобный и уютный, где можно почувствовать себя защищенным, любимым и счастливым, мечтает любое живое существо».
Именно этой цитатой хочется начать свой отзыв о недавнем нашем походе в театр «Школа Современной пьесы» на удивительный спектакль с простым названием «Дом», премьера которого состоялась в апреле 2009 года.
Изучая анонс спектакля, я, конечно, ожидала увидеть что-то очень неординарное, но не могла себе представить 100 минут на одном дыхании! Сказать, что мы с мужем получили мега положительные эмоции от просмотра, ничего не сказать! Это было очень захватывающе!
Спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца – не про постройку в привычном смысле этого слова, а про нашу жизнь и наше окружение, но прежде всего – о дружбе, семейных ценностях, о мечте и её реализации.
И сами зрители, как будто принимают участие в действии пьесы, так как в зале сцены нет совсем, а есть общее пространство игры чувств. Только представьте себе, что все актёры сидят рядом со зрителями в разных точках зала, где кресла установлены в весьма необычном порядке.
Перед началом спектакля зрителям предлагают занять любые места, и ты, ничего не подозревая, можешь, оказаться соседом какого-нибудь персонажа. Нам посчастливилось сидеть рядом с другом главного героя, которого играл Олег Царёв. Это было очень неожиданно!
В начале всего действия актёры ничем не выдают своей сущности и затеряны среди зрителей, поэтому абсолютно невозможно предугадать, кто твой сосед - артист театра или театрал, как и мы. Я, признаюсь честно, не «распознала» ни одного героя - маскируются все просто изумительно!!!
Опережая вопросы про свободную рассадку в зале, сразу скажу, что стулья стоят не рядами, а «кучками» по 3-4, иногда на разной высоте, поэтому видимость из любой точки зала хорошая. А ещё, с четырёх сторон зала висят экраны, на которые транслируется видео говорящих актёров, т.к. часть зрителей, иногда оказывается к кому-то из них спиной.
Как вы уже поняли – спектакль весьма оригинальный, но при этом весьма жизненный! И в целом, полагаю, для очень многих, повестка будет весьма актуальной.
Все актёры играли просто великолепно!
Друзья, однозначно рекомендую к просмотру!

Мария 19 марта, 12:42

Моя жизнь пополнилась еще одним прекрасным вечером благодаря прогулке по Цветному бульвару и посещению замечательного театра «Школа современный пьесы». В этот раз мне посчастливилось попасть на музыкальную фантасмагорию «Шинель/Пальто» по мистической повести Гоголя с несравненной Ириной Алферовой в роли Марфы.
Спектакль поставлен художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом и вот уже 6 лет собирает полный зал, что неудивительно, учитывая оригинальность постановки, легкость восприятия сюжета и замечательную музыку. Почти 2 часа спектакля пролетели на одном дыхании и было даже жаль, когда в середине объявили антракт.
Спектакль полностью соответствует своему жанру, тут зрителя ждет и нагромождение причудливых образов - картонная коробка вместо гроба Акакия Акакиевича, неожиданное появление актеров на коньках; голый саксофонист, и видений – игра света, элементы диафильмов, и фантазии, и хаос, и сумбур, и гротеск. Но все эти элементы фантасмагории настолько умело и качественно вплетены в развитие сюжета, что только способствуют его восприятию и создают ощущение полного погружения в происходящее на сцене. Такую трактовку хорошо известных произведений Гоголя вы можете увидеть только здесь!
Всему эту сумбуру противостоит роль Марфы в исполнении народной артистки России Ирины Алферовой, чья женственность, обаяние и актерская харизма придает спектаклю ощущение уюта и комфорта. Такой режиссерский ход как постоянное переплетение гротеска и чистой, понятной женской энергии вызывает настоящий восторг, что неоднократно демонстрировал зал своими аплодисментами.
Каждый следующий эпизод постановки заставит вас удивляться и гадать что будет дальше: актеры-мужчины с голым торсом (который, надо сказать, в отличной форме), шинель такого размера, в которую помещаются все эти мужчины или петербургский портной а-ля Вячеслав Зайцев в расшитом золотом кафтане (надеюсь я правильно угадала режиссерскую задумку).
К вышеперечисленному нельзя не добавить музыкальное сопровождение спектакля, представленное джазово-вокальными композициями Дмитрия Хоронько.
Как говорится «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», предлагаю желающим последовать этому крылатому выражению и посетить замечательный спектакль в «Школе современный пьесы». Уверена: мой восторг будет разделен и после спектакля останется приятное послевкусие.

Анастасия 13 марта, 01:58

Когда трое на сцене держат внимание зрителя так, будто ты вместе с ними проживаешь жизнь.
⠀ Спектакль «Лондонский треугольник» - история банальная, жизненная. Есть муж, жена и еще один мужчина. И наша главная героиня живет две жизни — с мужем и с этим вторым мужчиной. Казалось бы, избитая тема. Но как она здесь показана!
⠀На сцене оживают русские писатели Герцен и Огарев в лице артистов Вадима Колганова и Александра Галибина, соответственно. А роль Натали Тучковой блестяще играет Джульетта Геринг.
⠀И вроде кажется, что дружба у них странная, и любовь тоже странная. А герои в этом всем жили. Ведь спектакль имеет за собой реальные события. Факты взяты из писем и дневников наших героев. Кстати, когда-то Тучкова даже написала мемуары, но об этом эпизоде своей жизни она умолчала… А как же Джульетта передела эмоции своей героини! Характер в чём-то истеричный, где-то непонятный обычному человеку, но именно такой она и была.
⠀Красоту и некий шарм постановке предает то, что эти события были в 19 веке, а, соответственно, перед нашими глазами артисты в нарядах тех лет. Согласитесь, тогда была особая мода — пышные юбки, кружевные воротнички, широкие галстуки.
⠀И кроме того, все действо происходит в историческом особняке, в котором жили эти наши герои и за который так боролась Тучкова со словами «Это не мой дом!», а театр Школа современной пьесы — это отличное место для таких декораций, потому что сам театр является шикарным старинным особняком и его зал украшен лепниной, ангелочками, позолотой и все это очень здорово перекликается.
⠀Отдельной трогательной нотой проходит музыкальное сопровождение всей этой истории. Спектакль сопровождает музыка Фредерика Шопена, который был любимым композитором Герцена.

Вера Вера 5 марта, 10:56

"Непьеса для двоих"
На прошлой неделе побывала в новом для себя театре — Школе современной пьесы Школе Современной Пьесы в кипучем историческом центре Москвы, на улице Неглинка.

Одна из причин, по которой очень хотелось попасть в этот театр, — это его старинные интерьеры. Попав внутрь, мы как будто сразу оказываемся в XIX веке с его пышным оформлением.

Наши герои: миниатюрная, трепетная и мастерская Елена Захарова и импозантный курортник Марат Башаров с поставленным голосом

Действие «Непьесы для двоих» происходит на курорте, обычном таком безликом курорте. Где скучают два одиночества, смакуют свои прежние любовные провалы, не верят в возможности великой любви и всё таки в глубине сердца о ней мечтают.

Признаюсь честно, я шла сюда прежде всего из-за Башарова. Было любопытно ощутить его живую энергетику. И он был таким, как я его представляла с другой стороны экрана: харизматичным, задиристым, чуть самовлюблённым, немного грустным, по-своему очаровательным и однозначно талантливым.

Иногда наши герои меняли план: как будто выпрыгивали из костюмов курортных персонажей, как будто становились самими собой и начинали говорить как бы о своём сокровенном.

«Школа современной пьесы» произвела яркое театральное впечатление, составленное из ощущений старинного места, сюжета о простых человеческих эмоциях и профессиональной игры двух выдающихся артистов.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Школа современной пьесы - адрес на карте

Фотографии к «Школа современной пьесы»

Статьи по теме