«Школа современной пьесы» готовит громкую премьеру — политическую сатиру Дмитрия Быкова «Медведь». Об этой и других постановках нового сезона журнал «Ваш досуг» поговорил с режиссером и худруком театра .


Иосиф Райхельгауз

2 августа ваш театр открыл 23-й сезон. Обещано много премьер, известно, что в числе приглашенных мэтров Туминас и Спивак. Поделитесь, что и почему вы доверили режиссерам со стороны?
Конкретики пока нет. Но в театре огромный портфель пьес, мы ищем и выбираем лучшее. Кстати, у нас ставят либо выдающиеся режиссеры (среди тех, кто уже вписан в историю «Школы», — Юрский, Хуциев, Жолдак, Козаков, Говорухин), либо талантливые дебютанты. Мы держимся за эту традицию, и в нынешнем сезоне с нами будут работать мой товарищ и коллега Римас Туминас, Семен Спивак и много кто еще. Также я очень жду новой постановки Дмитрия Крымова. Его искусство уникально, оно всегда непредвиденное. Если учесть, что он будет репетировать с нашими артистами, может получиться что-то невероятное.

В новом сезоне вы снова будете работать с Евгением Гришковцом? У вас в репертуаре уже три его пьесы.
Это так. Мы первыми поставили его первую пьесу, написанную не для авторского исполнения, — «Записки русского путешественника». Этот спектакль объездил весь мир. Его с огромным интересом принимают и за границей, и в Москве. Впрочем, как и «Дом», и «Город». В этом сезоне он обещал нам отдать сюжет без текста. Не удивляйтесь, это будет проект в жанре «Своими словами». Гришковец даст основу, а артисты будут импровизировать на сцене.


Сцена из спектакля по пьесе Евгения Гришковца «Дом»

Чем вас так привлекает Гришковец? Его многие ругают.
Тем, что он Гришковец. И очень талантливый человек. Тем, как он пишет, — из привычных, обыденных вещей вытаскивает что-то такое, что берет за душу. Мы его очень любим и всегда ждем в нашем театре, который, замечу, открыл его для сцены. «Школа современной пьесы» никогда и ничего не играет вторым номером. На нашей сцене раскрылись как драматурги многие писатели, в том числе и очень известные: Улицкая, Акунин, Злотников. Кто-то дебютировал, как, например, Александр Демахин, или опять же Гришковец, который является на сегодняшний день одним из самых востребованных драматургов.

А в чем сложность первой постановки?
Это как строить новый дом с нуля, выйдя в чистое поле. После ваш дом могут переделывать, но построили его вы. «Гамлет» поставлен тысячу раз, взявшись за него, вы будете тысяча первым, а выбрав пьесу неизвестного автора — первым. А какая это ответственность! Вы своей постановкой можете либо возвысить автора, либо угробить. Как когда-то угробили Чехова, а потом его реабилитировал МХАТ.

Дмитрия Быкова вы тоже будете ставить первым. Почему вы выбрали именно пьесу «Медведь», чем она вас зацепила? Ведь сам автор признался, что она не для театра.
И он прав. Эта пьеса для чтения, так сказать, для личного ассоциирования читающего. Быков — очень талантливый человек, и неважно, пишет ли он прозой или стихами. Здесь он выступил как автор политической сатиры. Этот жанр давно вымер. На карте Москвы теперь нет театра Юрия Петровича Любимова, который много сделал для политического театра, нет того старого «Современника», который был политическим театром в буквальном смысле. А ведь такой театр решает серьезные художественные задачи. Он возвращает нас к античному значению искусства, когда
народ требовал «хлеба и зрелищ». Но только зрелищ, направленных не на то, чтобы развлечь общество, а чтобы заставить думать и познавать.

Жанр действительно уникальный. И опасный.
А чего мне бояться? Сейчас не 37 год, точнее даже сказать, пока еще не 37 год. Что мне сделают? Ну, уволят. Это даже будет красиво. Мне важно говорить с людьми честно и принципиально. Важно, чтобы это был художественный разговор.


Репетиция спектакля по пьесе Дмитрия Быкова «Медведь»

Как на этот разговор пошли ваши артисты? В спектакле, по слухам, занята почти вся труппа.
Не почти, а вся. Это 30 человек, из которых — страшно произносить — 12 народных, 9 заслуженных. Кроме них, привлекли даже работников цехов и администраторов. Главные роли исполняют Альберт Филозов, Ирина Алферова, Владимир Качан, Юрий Чернов, Владимир Шульга, Елена Санаева... Забавно, но, как выяснилось, у всех нас в подкорке еще сидят советские страхи. Артисты на репетициях говорят: «Нас накажут, посадят, слишком узнаваемо все». Я отвечаю: «Это же прекрасно, накажут за искусство, значит — мы делаем правильное дело».

Раз пьеса Быкова не для театра, вы будете что-то в ней менять? Это вольная инсценировка?
Текст я не меняю, а вот композицию — да. Я монтирую разные куски, сочиняю свой спектакль. Художник Алексей Трегубов придумал невероятную сценографию. Насколько мне известно, ничего подобного на театральной сцене не было: предметы мебели, которые в начале спектакля кажутся обыкновенными и бытовыми, на самом деле изготовлены из... черного льда.

Черного льда???
Да, этот лед постепенно тает и к финалу превращается в грязные нефтяные лужицы — метафору нашей реальности. У нас очень сложные костюмы, которые будут трансформироваться прямо на глазах у зрителей. К примеру, у персонажа может поменяться фигура. Впрочем, всех секретов сейчас раскрывать не буду.

Каким же будет медведь? Его играет артист?
Нет. Он у нас предполагается в разных ипостасях — ассоциативной, иносказательной, иронической. Будет отсылать к мишке из 80-х, к природе русского медведя, к одной из наших партий... Много к чему.

Какая музыка будет звучать в таком многообещающем спектакле?
Музыка Федора Сенчукова. Я редко работаю с композиторами. Долгое время был уверен, что в музыке невозможно создать ничего нового, выдающегося, все уже сочинили до нас. Но я признал свою ошибку. Благодаря Федору наш медведь заговорил. Тромбон стал его голосом.

Очевидно, что вы человек, который верит в будущее современной драматургии. А как же все эти разговоры про кризис идей?
Про кризис театра и драматургии говорят очень ленивые люди. Если они произносят фразу «Нет пьес», значит, они их просто не читали. Так что — извините. Вот у меня в кабинете целое собрание сочинений стоит, мы регулярно выпускаем книги по результатам конкурса «Действующие лица», пьесы приходят каждый день. Читай — не хочу...

Можете сказать, какой главный посыл у современной драматургии?
Могу. И скажу с удовольствием. Как ни странно, он не отличается от посыла классической пьесы. Во все времена драматурги занимались человеком, его внутренними проблемами. Литература помогала жить.

Вы очень занятой человек. Успеваете ходить на премьеры к коллегам или на концерты? Как отдыхаете?
На концерты — нет. К коллегам иду, когда уже нельзя не идти. Не хватает времени. Но стараюсь следить за тем, что делают мои друзья — Каменькович, Крымов, Туминас, Женовач. И мэтры — Любимов, Фоменко, Захаров, Гинкас. Хожу в экспедиции, люблю экстремальный транспорт — путешествую на внедорожниках, квадроциклах. Последняя экспедиция была в Юго-Восточную Азию, ездили в джунгли. Путешествую с друзьями, среди которых есть профессиональные спортсмены и политики.

Это путешествия дают вам такие силы?
Они тоже. Но главное, что дает силы и радость, — любовь ближних. Я сейчас предельно искренне говорю. Мне важно чувствовать, что я нужен, что меня ждут. На работе, дома, в ГИТИСе. Пока это так, все хорошо. И я счастлив.


Медведь, вскормленный нефтью

Пьесу «Медведь» Дмитрий Быков написал в 2007 году, определив ее как «драматический памфлет». Действие начинается в квартире обычного горожанина (его играет Альберт Филозов, его жену — Ирина Алферова), где вдруг обнаруживается медведь. Вызывают МЧС, затем приезжают зоолог, священник, представитель администрации, телевидение. Медведь растет, но потом случается кризис — и он начинает худеть. Понятно, что медведь вскормлен нефтью. Запад требует медведя расстрелять. Но наш обычный человек уже привык к медведю, научился с ним жить.

Первые показы постановки запланированы на конец сентября — начало октября. Уточняйте расписание на сайте театра www.neglinka29.ru.