Спектакль Русское горе... от ума

Оценка редакции
Дата премьеры: 14 марта 2010

Хрестоматийный сюжет знакомого со школьной скамьи «Горя от ума» в театре перепели с юмором и юношеским задором.

В спектакле заняты молодые артисты, играющие все роли комедии, в том числе и возрастные. Авторы, «посягнувшие» на собственный комментарий к «Горю от ума», не боятся взглянуть на исторические реалии прошлого, социальный пафос и благородный протест глазами наших современников. Тексты арий, дуэтов, хоров, написанные Вадимом Жуком, без всяких комплексов вторгаются в слог грибоедовского стиха. Персонажи «Русского горя» мало похожи на хрестоматийных героев Грибоедова в трактовке скучной училки из средней школы. А потому зрители встретятся с ними заново. Те, кто помнят комедию почти наизусть, пожалуй, слегка удивятся. На сцене постоянно присутствует дюжина поющих и танцующих артистов, пятеро из которых, как корифеи древнегреческого хора, играют главных персонажей комедии. При этом, в спектакле действует бродвейский принцип «свинга»: каждый из молодых артистов может заменить «корифея» и из участника «кордебалета» превратиться в главного героя.

Фотография обложки Спектакль Русское горе... от ума: Русское горе... от ума, источник: neglinka29.ru.

Отзывы о «Русское горе... от ума»

Ещё 10 отзывов
Анастасия 28 мая, 05:25

Не классическая классика

Или — вот бы мне в юности такие спектакли, я литературу любила бы еще больше!

В школе после геометрии мой любимый предмет был литература. Я всегда ждала лето, чтоб получить список книг и прочесть их все и даже больше.

Обожала пойти в библиотеку и взять стопки книг. А потом теплыми вечерами погружаться в бесконечные сюжеты, представлять героев, улавливать их фразочки.

И вот спектакль "Русское горе...от ума" в театре ШСП по произведению А.С. Грибоедова "Горе от ума" — это кладезь всем известных фраз. Герои их сыпят без остановки, а ты слушаешь и вспоминаешь, каких героев эти реплики:

Карету мне, карету!
Час битый ехала с Покровки, силы нет…
Москва глупа? Да кто ж вас, сударь, держит?!
Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.

В своем спектакле Иосиф Райхельгауз очень интересно доносит до зрителя ту классику, которая у всех на слуху, но совершенно в новом формате. Здесь много музыки и стиль ближе даже к мюзиклу.

Декорации не совсем характерные для классических постановок — все как в черно-белом кино и немного плоское, начиная от вырезанных фигур на сцене, заканчивая костюмами артистов. И все это на фоне абсолютно чёрных стен. В своих костюмах артисты частенько сливались с пространством и казалось, что они исчезают в никуда или так же неожиданно появляются из темной бездны.

Музыка тонкой нитью дополняет постановку. При этом, песни отсылают к темам, над которыми каждый может задуматься. Здесь она явно больше, чем фоновая музыка — про что-то более глубокое и осмысленное: "Горе, русское горе", "Дым отечества", "Груз 200"...

Спасибо за юмор, новое видение и доброту на сцене. Я не знаю, как это передать, но спектакль получился правда очень добрым. И я бы точно его рекомендовала для молодежи — в таком формате однозначно не скучно и не банально смотреть вполне классические темы.

Мария 2 февраля, 07:37

Многие из нас в школе читали "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова, учили наизусть знаменитый монолог Чацкого, на выпускном или вступительном экзамене писали по нему сочинение. Я - не исключение.
В вузе мы около месяца разбирали творчество Грибоедова. История создания произведения, композиция, изобразительные средства были разобраны до самого основания. До сих пор помню наизусть некотореы отрывки.

Перед спектаклем я внимательно прочитала аннотацию. Знала, что иду смотреть современную, а не классическую постановку. Я бы даже сказала, скорее перфоманс по мотивам произведения. Да, текст произведения режиссер сохранил, хотя решил перемешать явления в произвольном порядке. Так например, знаменитую фразу "Карету мне, карету!" из известного монолога Чацкого мы слышим в начале спектакля. Приезд Чацкого и встреча Софьи почему-то происходят спустя час. Не знаю, чем руководствовался режиссер, когда решился на подобную импровизацию. Видимо, хотел расставить акценты на других моментах. Но тут мне остается только догадываться.

В целом, если не цепляться к строгой композиции произведения, спектакль оставил приятное впечатление. Режиссер явно не ставил целью обратить внимание зрителя на основную проблематику произведения, а скорее развлечь и отвлечь его. В спектакле много танцев, живой музыки, песен. Некоторые ситуации настолько комичны, что сложно сдержать улыбку.

Несмотря на легкую подачу, герои вполне узнаваемы. Лживый и трусливый Молчалин (Павел Дроздов), который, чтобы выслужиться, готов приударить за дочерью начальника, но при этом продолжает активно ухаживать за горничной. Недалекий Фамусов (Иван Мамонов). Возвышенная и влюбленная Софья (Екатерина Лисицына), с нуля нарисовавшая образ возлюбленного и этот образ полюбившая. К образу Чацкого (Кирилл Снегирев) у меня много вопросов. Мне он показался инертным, лишенным энергии. Сложно в нем увидеть пылкий нрав, иронию и энергию. А ведь именно таким его и описывает Грибоедов: "...та страсть, то чувство, пылкость та..."

Очень приятное впечатление производит музыкальное оформление. Песни, живая музыка, танцы прекрасны. Декорации почти отсутствуют. Те, что есть, минималистичны. Костюмы, равно как и декорации выдержаны в черно-белых тонах.
Из существенных минусов хочу отметить курение на сцене. Для тех, кто чувствителен к табачному дыму, это может быть важно.

Спектакль идеален для тех, кто хочет приятно провести вечер. Тех же, кто привык к классическим постановкам, он может удивить своей вольной трактовкой.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

«Русское горе»: черно-белое кино

В Школе современной пьесы осовременили Грибоедова.

8 июня 2012, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Расписание

четверг, 21 октября
19:00
Школа современной пьесы
Трубная
Цветной бульвар
среда, 17 ноября
19:00
Школа современной пьесы
Трубная
Цветной бульвар

Статьи по теме

Что такое современный театр

Чего ожидать от модных постановок.
4 апреля 2013

Театр в праздники

Иосиф Райхельгауз показывает свою версию «Горя от ума», а молодежь озорует с Маяковским. «Ваш Досуг» рассказывает, что смотреть в театре в предпраздничные дни.
21 декабря 2011

Мюзиклы: танцуют все!

Какие мюзиклы можно увидеть в Москве уже сегодня, разузнал журнал «Ваш досуг».
17 августа 2011

Иосиф Райхельгауз: «Прекрасно, если накажут за искусство»

О премьерах «Школы современной пьесы» журнал «Ваш досуг» поговорил с режиссером и худруком театра Иосифом Райхельгуазом.
17 августа 2011

«Школа современной пьесы»: год медведя

«Школа современной пьесы» открывает сезон одной из первых.
3 августа 2011

«Русское горе»: игра по старым правилам

Авторы «игры с комедией» по мотивам Грибоедова создавали свой вариант «Горя от ума» с оглядкой на капустники диссидентских 60-х и, кажется, загляделись.
18 марта 2010

«Русское горе»: Грибоедов своими словами

Иосиф Райхельгауз выпускает в Школе современной пьесы мюзикл по хрестоматийной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
2 марта 2010

Актеры «Русское горе... от ума»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма