Иосиф Райхельгауз показывает свою версию «Горя от ума», а молодежь озорует с Маяковским. «Ваш Досуг» рассказывает, что смотреть в театре в предпраздничные дни.

«Русское горе»

В «Школе современной пьесы» играют мюзикл по грибоедовскому «Горю от ума». Музыку написал Сергей Никитин, а Вадим Жук переплел хрестоматийные строчки Грибоедова с сегодняшними комментариями по их поводу. Если бы Иосиф Райхельгауз распределил роли между старшим поколением артистов, получился быкапустник в стиле ретро. Однако режиссер поручил все роли молодым, знающим о шестидесятниках и советском диссидентстве в основном из книг. И в результате хрестоматийные строчки звучат как только что написанные. Передавая друг другу листочки с текстом, актеры по очереди примеряют на себя роль Чацкого – чужого среди своих. Ключевой сценой становится рассуждение Чацкого про дым отечества. В «Русском горе» этот монолог исполняется хором и начинается в ритме вальса. Мало-помалу сцену затягивает красноватый туман, а вальс перерождается в марш. Молодежь, чеканя шаг, разъясняет публике, что давно привыкла к причудам российской политики вроде тлеющего парламента. В контексте недавнего митинга на Болотной площади задиристо спетая фраза «Как дым отечества нам сладок и приятен – гори оно огнем!» звучит почти как политический манифест нового поколения.

«Маяковский идет за сахаром»

Пока в «Школе современной пьесы» актуализируют Грибоедова, в «Маяковке» группа молодежи под руководством Алексея Кузмина-Тарасова пыта-ется вернуть в современный культурный контекст того, кто стал жертвой советской пропаганды. Речь о Маяковском, которого после его смерти стали издавать и пропагандировать в таких масштабах, что рядовым школьникам только и оставалось – сочинять пародии на стихи о Ленине. В конце прошлого сезона, став худруком Театра имени Маяковского, Миндаугас Карбаускис первым делом объявил конкурс на лучшую постановку о поэте. В итоге победили два проекта – один из них, спектакль ученика Евгения Каменьковича, в котором заняты его недавние выпускники РАТИ и молодежь «Маяковки», мы увидим на этой неделе. Текст пишет драматург и журналист Саша Денисова, чье имя гарантирует спектаклю актуальность и живой язык. Поэзии в нем тоже найдется место. В общем, любители изящной словесности и поклонники документального театра должны заранее выстраиваться в очередь – «Маяковского» играют на Малой сцене.

«Мастер и Маргарита»

Любимый роман оттепельной интеллигенции в постановке венгерского режиссера Яноша Саса. Действие перенесено в наши дни. Большая его часть происходит в метро: над сценой висят мониторы, похожие на камеры слежения; холщовый задник превращается в большой экран, на который проецируются турникеты, будка дежурного, изображение Маргариты (Наташа Швец), с отрешенным лицом едущей вниз по бесконечному эскалатору. В глубине сцены, под сводами огромного туннеля, появляется Мастер (Анатолий Белый), с грохотом тянущий за собой железную кровать. Анатолий Белый вновь играет вариацию на тему русского интеллигента и вновь убедителен…В общем, зрелище вышло динамичное, нескучное и не лишенное смысла. На него можно вести подрастающих детей, романтичных девушек, а также жен и мужей, предпочитающих качественные развлечения. Главное – не забыть, что 31 декабря спектакль начнется в 18.00.

«Лафкадио»

А на этот спектакль смело можете отправляться всей семьей, да еще и бабушку с собой прихватите. Светлана Иванова, чье имя до сих пор связывалось лишь с новой драмой, поставила притчу о львенке, который покинул родные африканские степи, сделался знаменитостью и едва не стал кровожадным диктатором – да, к счастью, вовремя опомнился. Историю разыгрывают двое американцев, не так давно окончивших Школу-студию при МХАТ и влюбившихся в Россию до такой степени, что предпочли Бродвею и Голливуду скромные зарплаты московских артистов. Их имена: Один Байрон и Казимир Лиске. Таких людей и такие спектакли стоит увидеть. Хорошее предпраздничное настроение гарантировано.