Алла Шендерова
2 марта 2010

«Русское горе»: Грибоедов своими словами

Иосиф Райхельгауз выпускает мюзикл по хрестоматийной комедии Александра Грибоедова  «Горе от ума».

«Горе. Русское горе... — распевают артисты на мотив знаменитой песни Яна Френкеля. — Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря!... Здравствуй, русское горе, я твой тонкий колосок». Однако классическим репликам вроде «Карету мне, карету!» и «А судьи кто?» в спектакле тоже хватает места. Дописав и осовременив текст, авторы «Русского горя» (Вадим Жук и Сергей Никитин) оставили большинство диалогов Грибоедова в целости и сохранности.

Те, кто знают «Горе от ума» наизусть, пожалуй, слегка удивятся. Остальные — те, у кого пьеса прочно ассоциируется со скучными уроками Мариванны, удивятся сильнее: Грибоедов, оказывается, очень современный автор. Жанр своего нового спектакля Иосиф Райхельгауз обозначил в программке как «игра с комедией Грибоедова». Всех персонажей, от юного Чацкого (Алексей Гнилицкий) до умудренного жизнью Фамусова (Иван Мамонов), играет молодая часть труппы. Не только играет, но танцует, поет и легко обменивается ролями. Спектакль построен так, что Чацкого и Софью (Екатерина Директоренко) в любой момент могут подменить юноша и девушка из хора.

Почему? Да потому, что история уж слишком типична. Молодой человек пожил заграницей, набрался всяких вольных мыслей и вернулся в родное отечество. А тут тебе — старые разбитые дороги, отсутствие комфорта и чиновники, утверждающие, что добиваться карьерного роста надо не умом и трудолюбием, а лестью и связями. Вдобавок и невеста, оказывается, давно охладела и влюблена в молодого успешного бюрократа Молчалина, и отец невесты воротит нос...

Лучше бы, конечно, выждать время, сдержаться, денег заработать — и тогда уж явиться вновь. Но соперник кажется Чацкому слишком жалким, да и все окружение Фамусовых вызывает у него смех. Однако умных насмешников, не желающих ходить строем и петь хором, у нас ох как не любят. Так что Чацкий поплатится сполна — невестой, репутацией, всеобщим презрением и полным одиночеством. И кто скажет, что это не типично русское горе?!

Отзывы о ««Русское горе»: Грибоедов своими словами»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

9 мая (ср) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 9 мая (ср) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

26 апреля (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 26 апреля (чт) | 19:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

14 мая (пн) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, комедия 14 мая (пн) | 19:00

Хит с Сергеем Лазаревым в роли Фигаро.

21 апреля (сб) | 18:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 21 апреля (сб) | 18:00

Семейная драма, щедро сдобренная черным юмором.

2 мая (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 2 мая (ср) | 19:00

Аккуратная версия скандально знаменитой поэмы.

28 апреля (сб) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 28 апреля (сб) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

Хит

24 апреля (вт) | 19:00 | Театриум на Серпуховке, Театр наций, драма 24 апреля (вт) | 19:00

Бесспорный хит по рассказам Шукшина с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.

Выбор редакции

3 мая (чт) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 3 мая (чт) | 19:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

7 мая (пн) | 19:30 | Современник, драма 7 мая (пн) | 19:30

Марина Неелова в роли Акакия Акакиевича.

28 апреля (сб) | 19:00 | Современник, Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», драма 28 апреля (сб) | 19:00

Феноменальная Марина Неелова в роли узницы сталинских лагерей.

21 апреля (сб) | 19:00 | ММЦ «Планета КВН», Сатирикон, драма 21 апреля (сб) | 19:00

Мир глазами официанта. В главной роли — Константин Райкин.

29 апреля (вс) | 18:00 | Гоголь-центр, драма 29 апреля (вс) | 18:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.