Алла Шендерова
2 марта 2010

«Русское горе»: Грибоедов своими словами

Иосиф Райхельгауз выпускает мюзикл по хрестоматийной комедии Александра Грибоедова  «Горе от ума».

«Горе. Русское горе... — распевают артисты на мотив знаменитой песни Яна Френкеля. — Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря!... Здравствуй, русское горе, я твой тонкий колосок». Однако классическим репликам вроде «Карету мне, карету!» и «А судьи кто?» в спектакле тоже хватает места. Дописав и осовременив текст, авторы «Русского горя» (Вадим Жук и Сергей Никитин) оставили большинство диалогов Грибоедова в целости и сохранности.

Те, кто знают «Горе от ума» наизусть, пожалуй, слегка удивятся. Остальные — те, у кого пьеса прочно ассоциируется со скучными уроками Мариванны, удивятся сильнее: Грибоедов, оказывается, очень современный автор. Жанр своего нового спектакля Иосиф Райхельгауз обозначил в программке как «игра с комедией Грибоедова». Всех персонажей, от юного Чацкого (Алексей Гнилицкий) до умудренного жизнью Фамусова (Иван Мамонов), играет молодая часть труппы. Не только играет, но танцует, поет и легко обменивается ролями. Спектакль построен так, что Чацкого и Софью (Екатерина Директоренко) в любой момент могут подменить юноша и девушка из хора.

Почему? Да потому, что история уж слишком типична. Молодой человек пожил заграницей, набрался всяких вольных мыслей и вернулся в родное отечество. А тут тебе — старые разбитые дороги, отсутствие комфорта и чиновники, утверждающие, что добиваться карьерного роста надо не умом и трудолюбием, а лестью и связями. Вдобавок и невеста, оказывается, давно охладела и влюблена в молодого успешного бюрократа Молчалина, и отец невесты воротит нос...

Лучше бы, конечно, выждать время, сдержаться, денег заработать — и тогда уж явиться вновь. Но соперник кажется Чацкому слишком жалким, да и все окружение Фамусовых вызывает у него смех. Однако умных насмешников, не желающих ходить строем и петь хором, у нас ох как не любят. Так что Чацкий поплатится сполна — невестой, репутацией, всеобщим презрением и полным одиночеством. И кто скажет, что это не типично русское горе?!

Отзывы о ««Русское горе»: Грибоедов своими словами»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

21 сентября (пт) | 19:00 | Театр наций, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

5 октября (пт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 5 октября (пт) | 19:00

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.