Театр сатиры

Оценка редакции
Театр сатиры

Московский театр, основой репертуара которого является комедия.

Театр Сатиры был образован в 1924 году. В первые годы в репертуаре театра преобладали произведения не являющиеся пьесами в прямом смысле этого слова — это были обозрения на темы политики, быта, пародийные («Москва с точки зрения», «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно, снимаю!», «Семь лет без взаимности», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Мишка, верти»).

Уже в начале 1930-х годов основой репертуара становится бытовая комедия. В 1940—1950-е годы театр ставит произведения Маяковского («Баня», «Клоп», «Мистерия-буфф»), эти спектакли становятся этапными для театра. Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт.  В труппе — немало знаменитых артистов: Вера Васильева, Михаил Державин, Наталья Селезнева и другие.

Отзывы о «Театр сатиры»

Ещё 50 отзывов

"Сны мальчика. Сказки Щедрина" в театре Сатиры

Где, как не в театре Сатиры должны идти постановки по произведениям нашего знаменитого сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. И наконец такой спектакль здесь появился: это "Сны мальчика. Сказки Щедрина" в постановке Евгения Закирова. Правда спектакль идет на Чердаке Сатиры, но оно так и лучше: к ангелам ближе, а Ангел в этом спектакле играет не последнюю роль.
За последнее время я посмотрела несколько работ совсем молодых режиссеров, и надо сказать впечатлена. Может мне просто везет, но все спектакли были интересные, глубокие и невероятно талантливые. И вот наконец я попала на постановку Евгения Закирова. Сказать, что он начинающий режиссер уже нельзя, но несомненно молодой.
В "Сны мальчика" входят такие вещи Щедрина как "Премудрый пискарь", "Верный Трезор", "Коняга" и "Дикий помещик". Нанизаны они на "Рождественскую сказку", а где Рождество, там и ангел, а Ангел в спектакле играет не последнюю роль.
Театральный балаганчик катится по кругу сцены от сказки к сказке, от одного сна мальчика Миши к другому. Сценограф Ирина Уколова создала эфемерный, сумеречный мир, в котором герои приходят ниоткуда, и уходят в никуда. Да нет, многие уходят на небо, куда их бережно переносит ангел, а Ангел в спектакле играет не последнюю роль.
На шестерых актеров, участвующих в спектакле, приходится двадцать восемь ролей, казалось бы как бедному зрителю не запутаться, но актеры на столько виртуозно перевоплощаются из одного образа в другой, что каждый раз предстают перед залом почти неузнаваемы. И немалую роль здесь играют маски и костюмы Ирины Уколовой.
Но главный герой спектакля мальчик Миша. Михаил Евграфович - маленький барин с нежным сердцем, у него болит душа и об обиженных слугах, и о несчастных животных. За его снами, родившимися в горячечном бреду, мы и бредем по воле режиссера от сказки к сказке, от одного героя к другому. Роль Миши на столько значима для этой постановки, что ее просто невозможно было отдать реальному человеку. Мальчик Миша это кукла, персонаж абсолютно естественный и живой, созданный руками гениального мастера.
Спектакль получился очень добрый, мудрый, нежный и красивый. Он засасывает зрителей в свои недра с первой же минуты, не отпуская до финальной сцены. И во многом в этом виноваты актеры театра Сатиры: Роман Керн, Мария Протасова, Елена Ташаева, Карина Муса, Максим Демченко и Лев Казанский в образе Ангела уносящий Мальчика на небо. А Ангел, как я уже вам говорила, играет в спектакле не последнюю роль. А кто же тогда последнюю? Человек-Паук!

Виринея Виринея 22 апреля, 08:23

В  Московском академическом театре сатиры на новенькой и очень уютной сцене "Чердак" состоялась премьера спектакля "Сны мальчика. Сказки Щедрина", режиссер Евгений Закиров. 

Спектакль по сказкам Салтыкова-Щедрина.

«Мы создавали спектакль смешным и трогательным. Это воспоминание о детстве»,- режиссер Евгений Закиров.

За основу спектакля был взят рассказ "Рождественская сказка", через которую в виде снов проходят другие небольшие рассказы: "Премудрый пискарь», «Верный Трезор», «Коняга», «Дикий помещик»,  при этом постановка получилась цельная, глубокая,  возрастной ценз обозначен как 16+, да и мне кажется, что спектакль совсем недетский. Он раскрывает важные нравственные проблемы нашего общества, но мы не видим решения этих проблем. Спектакль о детстве, мы все когда-то были детьми, режиссер погружает нас в то давно забытое состояние благодаря фантастическим персонажам и их костюмам, удивительным декорациям, иронии, юмору (всех очень порадовал Медведь из сказки "Дикий помещик"), благодаря маскам актеров, которые делят мир на реальный и вымышленный, помогая увидеть внутренний мир каждого из персонажей. 

На сцене всего шесть актёров, каждый играет несколько ролей, а в те моменты, когда действие происходит "во сне Миши", на актёрах появляются маски, созданные Александром Коручековым. 

 Мальчик Миша - а это, к слову сказать, была очень милая кукла, как мне показалось с эмоциями и душой, которой искусно руководил Михаил Евграфович ( Роман Керн - высокий, статный, уверенный в себе актер). И вот Миша на занятиях по богословию услышал рассуждения о плохом и хорошем и понял, что в реальной жизни все далеко не так. 

Мир наивного ребенка во взрослом человеке, вот, пожалуй, главная тема спектакля, поэтому мы видим на сцене Мишу взрослого и ребенка-куклу одновременно. 

Салтыков-Щедрин считал простой народ главной опорой государства, при этом осуждал за его молчание и бездействие. Правда,  которую ищет мальчик, сильно отличается от той, которую он видит в своем окружении, его взгляды не понимают и не разделяют его близкие, даже сам учитель богословия в конце "переобувается",  мировоззрение Миши меняется и он взрослеет. В "Рождественской сказке" мальчик умирает, здесь же Миша остался жив, режиссер дал шанс на продолжение этой истории, и, возможно, именно этот мальчик сможет изменить мир.

Очень интересная сценография спектакля. Потрясающие декорации,  крутящаяся сцена, оригинальные маски, кибитка и лошадка из далекого детства отличаются особой теплотой (сценография и костюмы - Ирина Уколова), а еще все это под музыку тягучей шарманки!
Сатира Салтыкова-Щедрина в Московском академическом театре сатиры под музыку неунывающей шарманки - это стоит многого, от души  советую посмотреть!
Театр поздравляю с премьерой!🎭

Татьяна Татьяна 21 апреля, 08:09

"Сны мальчика. Сказки Щедрина" (по мотивам произведений М. Е.Салтыкова-Щедрина)
Инсценировка и постановка - Евгений Закиров

Как же приятно в театре сатиры встретить Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Великий сатирик, сделавший популярным жанр социально-сатирической сказки, обосновался на свеже отремонтированной сцене "Чердак". Для постановки он выбрал рассказы «Рождественская сказка», «Премудрый пискарь», «Верный Трезор», «Коняга», «Дикий помещик» и попросил Евгения Закирова срежиссировать "трогательный, добрый, нежный, патриотичный и очень человечный спектакль" (Сергей Газаров).
И спектакль получился глубоким, философским, онтологическим.
Михаил Евграфович (Роман Керн) в своём хрестоматийном образе с окладистой бородой чувствовал себя вполне уверенно на сцене. Рядом с ним всё время действия находилась ростовая кукла, изображающая мальчика Мишу. Кукла удивительным образом могла хмуриться, улыбаться, задуматься(работа с куклой- Иван Чабанов). Она изображала понятливого, тихого, болезненно впечатлительного мальчика Серёжу из "Рождественской сказки", намеревающегося "жить по правде". Серёжа не подозревает, что у каждого есть своя правда: для челяди уха - сытный обед, а для пескаря?! "От земли не видать, а уж в бой собрался! "

Под звуки шарманки крутится сцена(композитор- Эдуард Глейзер). По проторенной веками колее едет фургончик с бродячими актёрами: маски, костюмы, персонажи меняются, а тема раболепия, безропотной покорности, утраты собственного достоинства не иссякает.
«Меа culpa! mea maxima culpa!»("Мой грех! мой тягчайший грех") пронзительно хрипит постаревший профнепригодный Трезорка( Елена Ташаева), когда его великий "масонский знак" и пожизненную награду (собачью цепь)меняют на новый поводок в виде петли.
Премудрый Пискарь(Мария Протасова), дрожа от страха, прожил сто лет в своей норке. За всю свою жизнь гоголем по реке он не проплыл ни разу, но и щуке в хайло не попался, и раку в клешню тоже.
А уж когда началась жалобная, беспросветная притча о Коняге(Карина Муса), чья жизнь запечатлена клеймом вечного иго-го, не вытерпел Михаил Евграфович и призвал Светозарного Ангела(Лев Казанский) забрать поскорее бедолагу со сцены.
Ангел забирал всех работяг в свои крылья, только Пустопляс(Мария Протасова) и Дикий Помещик с удивительно знакомым голосом (Максим Демченко, Иван Федотов) не слушали сказок про пенсионный возраст по Собачьему радио, а наслаждались жизнью прямо на сцене.
Спектакль получился честным, правдивым,, прямодушным, неподкупным, совестливым. Маски животных, из которых проступают человеческие характеры, клоунада, гротеск ярче вырисовывают художественные образы, чётче проявляют идею постановки. Декорации, маски, бутафория отличаются особой добротностью, здесь нет новомодных проекций и видеорядов (сценография и костюмы - Ирина Уколова). Настоящий Медведь, который вежливо постучался в дверь в финале, был не единственным спасителем человечества в образе мальчика Миши. Актуально.

Ирина 26 марта, 03:09

В последнее время мы с мужем что-то устали от психоделики и драмы. Хотелось посмотреть в театре что-нибудь легкое и веселое. Искали и нашли – постановка в театре Сатиры «Ночь ошибок» по одноименной пьесе английского писателя Оливера Голдсмита. Несмотря на то, что текст написан в 18 веке, эта комедия отлично смотрится в наше время. Век классицизма с его драматургическими «Правилами трех единств»: единство места, времени, действия. На это даже указывает циферблат часов – отличное сценографическое решение.

Итак, Англия, 18 век. Богатый аристократ Хардкасл (Александр Чернявский) хочет выгодно выдать замуж свою дочь Кэт (Вероника Агапова) за Чарльза (Максим Финогенов) - сына своего друга. Вот-вот молодой человек приедет на смотрины, но по дороге с ним случается много забавных приключений. Как типичный хамелеон, он будет и ходить по струне, и быть отчаянным наглецом. Со светскими дамами он – сама скромность, со служанками – развязный тип. Но, как водится в комедии положений, все перемешивается, и вот уже не отличить действительность от вымысла. И все это происходит в течение одной «ночи ошибок»…

Порадовало, что режиссер Павел Любимцев не стал экспериментировать с современными технологиями. Сценография скромная, костюмы аутентичны эпохе действия. Все эти парики, платья с кринолинами, камзолы, сапоги-ботфорты – прекрасная работа художника по костюмам Екатерины Мирошниченко. Музыкальное оформление в стиле барокко органично дополняло сцены из жизни мелких поместных английских аристократов. Если вы не любите современного прочтения классики, вам точно нужно на эту постановку! За два действия спектакля удалось разгрузить нервную систему, забыть о делах и нерешенных вопросах и искренне посмеяться.

Большой зал театра Сатиры отличный: благодаря подъему, который начинается со второго ряда, видно с любого места, в том числе и с балконов. Хорошая акустика.
Совершенно потрясающее полукруглое фойе театра, где мы прогуливались в антракте и любовались на креативные портреты актеров.

Elena Zi 22 марта, 10:26

Недавно я впервые побывала в Театре Сатиры на чердаке. На третьем этаже есть уютная и небольшая театральная сцена, которая так и называется "Чердак Сатиры". 14 марта здесь состоялся показ спектакля "Танго на миллион" от режиссера Эдуарда Двинских по мотивам пьесы Эрика Элиса и Роджера Рииса "Английская рулетка или... миллион по контракту".

Это история о том как состоятельная дама, загадочным образом ставшая вдовой и желающая заполучить миллион, приглашает в свой дом постороннего человека. На протяжении шести дней пытается "слепить" из бездомного и запущенного мужчины настоящего аристократа. В процессе общения партнёры привыкают друг к другу и между ними происходит нечто большее, чем договоренность поделить наследство.

Романтический детектив с ************* и интригующим сюжетом, изящно подан двумя обаятельными и харизматичными актерами Юлией Дегтяренко и Николаем Дроздовским. Анна, эффектная и утонченная блондинка. Макс, лицо без определённого места жительства, чертовски похож на ее мужа, но все же совершенно другой. Импозантный Николай Дроздовский превосходно справился с ролью непростого бомжа, преобразившегося в настоящего джентльмена и самого Роберта Штольца.

На протяжении всего действа играла разнообразная музыка, густой обвалакивающий туман, красный свет и цвет в одежде притягивали внимание и завораживали. Также на сцене был установлен микрофон для монологов, стоял стенд с алкоголем, стул и патефон. В центре висела картина с изображением английской леди, матери Роберта. Присутствовало много тёмного света, что добавляло ещё большей загадочности и интриговало. Визуальная составляющая постановки выглядела стильно и эстетично.

Режиссер неспроста выбрал танец "Танго" как средство выражения, ведь это ни только танец, изображающий страстные чувства, возникающие между мужчиной и женщиной, но это ещё и своеобразный поединок. Борьба, в которой герои раскрывали свои характеры, постепенно перерастает в любовь. В каждом движении артистов чувствовалась мощная энергия, желание жить и быть вместе.

Ольга Сорокина 20 марта, 03:57

В Театре Сатиры давно и с успехом идёт спектакль, который идеально вписывается в характеристику "романтический триллер".

И название у него соответствующее "Танго на миллион".

Одним этим авторы как бы намекают, там, где сходятся романтика и большие деньги, жди, что неожиданности и подвохи будут на каждом шагу.

А если учесть, что в основе лежит пьеса

Эрика Элиса и Роджера Рииса с названием "Ловушка для д*******", то интрига возрастает многократно.

Кстати, поставить эту вещь на сцене, решение смелое. Актёров всего двое, а ходов и поворотов в истории даже не три.

Но Юлия Дегтяренко и Николай Дроздовский отлично справляются со всеми виражами.

Бомж ближе к финалу лихо превращается в поэта, а брезгливая и надменная леди во влюблённую кошечку.

Но и этим всё не заканчивается. Хотя сначала история сильно напоминает сюжет "Пигмалиона", где в роли наставника на этот раз женщина. Но интрига обрастает всё новыми и новыми деталями, а необъяснимая тревога прямо таки витает в воздухе. Что-то здесь не чисто!

Но истина откроется только в самом конце. А до тех пор зрителю остаётся наблюдать за бурными взаимоотношениями этой странной пары, с напряжением всматриваясь в лица и ловя оттенки интонаций, в тщетных попытках предугадать следующий ход.

Лично мне угадать не удалось, так что советую расслабиться и плыть вслед за сюжетом, просто любуясь происходящим на сцене.

Тем более, что полюбоваться есть, чем. Красивая, очень эффектная женщина с идеальной походкой.

Спортивный, уверенный в себе мужчина.

Минималистичные, но стильные декорации с яркими акцентами и забавными деталями вроде светящейся бутылки.

Визуально это очень красивый спектакль!

Единственное, чего мне не хватило, так это грома и молний, сотрясающих пространство при каждом соприкосновении героев. Как-то очень хотелось, чтоб они были.

Впрочем, пространство таки сотряслось. Правда, от звука выстрела. Напрасно я думала, что периодически мелькавший пистолет просто для красоты :)

А уж электричество, которым оказалось наполнено финальное танго, примирило меня и с чувственной стороной моей чувствительной натуры.

inessa 19 марта, 12:52

Про пьесу А.Островского «Невольницы» я, к своему стыду, раньше даже не слышала. Тем интереснее было пойти на одноименный спектакль в театре Сатиры. И, скажу я вам, он очень яркий и ироничный!

Сюжет простой: старый муж, не доверяя своей молодой и красивой жене Евлалии Андреевне (Любовь Козий), уезжает по делам на неделю и поручает следить за ней не только прислуге, но и своему служащему Мулину. Но есть один секрет, Евлалия до замужества была влюблена именно в Мулина…

Очень понравился, прежде всего, тот факт, что на протяжении всего действия все герои были на сцене, что позволяло им живо реагировать на многие сюжетные повороты. Еще хороши были танцевальные вставки, которых было несколько, они всегда дополняли и раскрывали отношения героев.

Сама пьеса строится на контрастах: невинная Евлалия Андреевна, в белом платье, с ее наивной, «пансионской» любовью и ее соседка Софья Сергеевна (Александра Мареева), роковая дама в красном, которая давно за любовь привыкла платить и не верит в искренность чувств. А сама главная героиня угодила в какой-то капкан: муж за ней присматривает, слуги шпионят, бывший возлюбленный избегает ее пылких и восторженных чувств. Из такой ситуации реально сложно выйти честно и с достоинством.

Игра артистов отличная: строгий, но справедливый муж (Андрей Анкудинов), в итоге принимает верное решение – о котором я, на самом деле, догадалась сразу. Колоритная парочка слуг: экономка Марфа Севастьяновна (Лиана Ермакова) и старый пьяница-лакей Мирон Ипатыч (Константин Карасик) с их взаимными пикировками просто великолепны. В спектакле вообще очень много юмора и неожиданных, хотя логичных, поворотов.

И особенно понравился финал, когда все герои играют в знакомую всем детскую игру «стульчики»: и в совершенно логичной последовательности выбывают один за другим. Как это похоже на наше общество, в котором каждый старается сесть на свой «стул» любой ценой… Браво, отличная аллегория!

Amirtat 18 марта, 09:09

Спектакль «Ночь ошибок» в Московском Академическом Театре Сатиры по мотивам комедии английского писателя Оливера Голдсмита "Ночь ошибок, или Унижение паче гордости" написанной в 1773 году, режиссер Павел Любимцев.
Как легко догадаться действие происходит в Англии 18 века. Легкая комедия положений с массой комичных ситуаций, веселыми диалогами, бесконечными шутками.
По сюжету: все смешалось в доме мистера Хардкасла с приездом в его дом Чарли Марло с другом. Из-за шутки пасынка мистера Хардкасла -Тони, который сказал, что молодые люди попали в гостиницу, а не в благородный дом.
Ошибки начинаются с самого утра🫣, множатся с каждым часом и лишь к ночи все разрешается😁.
Как и положено классической комедии - в спектакле прекрасные костюмы, соответствующие времени, декорации, музыка и даже старинные танцы😁.
Ну и конечно великолепная игра актеров (Александр Чернявский, Светлана Рябова, Сергей Колповский, Вероника Агапова, Антон Буглак,…)👏.
Абсурдная история, рассказанная так задорно, талантливо, и легко, то что надо, чтобы отвлечься от повседневных забот.

Н. Романова 18 марта, 07:38

Как думаете, что может произойти, если бездомный бродяга оказывается в квартире обеспеченной молодой дамы? Тем более, что дама сама его пригласила, даже не просто пригласила, а заманила с помощью дармовой выпивки. Тут варианты развития сюжета могут быть самые разные, но определенно у дамы есть какой-то план.
Вот такое необычное начало у спектакля театра Сатиры "Танго на миллион". Чтобы посмотреть его, пришлось в буквальном смысле подняться на чердак. Давно хотела побывать в этом зале театра, который так и называется "Чердак Сатиры". Персонажей в спектакле всего двое: ОН - тот самый обросший бродяга, одетый в стиле "все мое ношу с собой" с внешностью персонажа любимого детского мультика Дядюшки Ау и с его же скрипучим голосом, подаренным обожаемым Василием Ливановым. Роль бездомного Макса изменила известного актера Николая Дроздовского до неузнаваемости, но в процессе превращения "в человека" он постепенно обретает знакомые черты. А соблазнила его героя на рискованную авантюру ОНА - Анна (Юлия Дегтяренко), увидев в бездомном невероятное сходство с некстати погибшим мужем, и сделала ему "предложение, от которого тот не смог отказаться" - сыграть роль мужа и поделить пополам миллион, который должен достаться в наследство от его мамаши.
Английские драматурги Эрик Элис и Роджер Риис назвали свою пьесу "Английская рулетка или...миллион по контракту" ("Ловушка для д*******"), но слово "танго" вмешалось в название спектакля вовсе не случайно. Как эффектнее всего показать вспыхнувшие между героями чувства? Конечно же с помощью "танца страсти"! К тому же, Эрик Элис, один из авторов пьесы, в свое время был танцором и хореографом. Вдобавок, чтобы знакомые Анны не заподозрили подмены, Макс должен за шесть дней своего преображения научиться танцевать танго.
По задумке режиссера Эдуарда Двинских, мелодия танго сопровождает все действие спектакля, а герои периодически выходят к микрофону, чтобы в ее сопровождении поведать друг другу о сокровенном. О том, что Анна была 10 лет насчастна, хотя и вышла замуж по любви с первого взгляда, или о том, какой была жизнь Макса до его превращения в бродягу. Нищий то, оказывается, не так прост, он еще и поэт, но и у Анны много "скелетов в шкафу", так что за развитием сюжета и отношений двух таких непохожих людей наблюдать необычайно интересно. И между героями, как и между актерами на сцене чувствуется самая настоящая химия. Их игра совершает виртуозные пируэты, балансируя на тонкой грани между первоначальным неприятием, возникающей симпатией, влечением их героев друг к другу и эмоциональным всплеском в финале. В лаконичном интерьере ничто не отвлекает от наблюдения за хитросплетениями интриг и страстей, а в костюмах героев обязательно присутствует красный - цвет страсти, цвет драмы, цвет танго. Ни за что не расскажу, чем дело кончилось, раскрывать секреты триллера, пусть он и романтический, дело неблагодарное. Закручен сюжет лихо и развязка оказывается абсолютно неожиданной. Единственное, что готова добавить - эффектное танго в финале все-таки случится!

Анастасия 17 марта, 05:26

Я редко бываю в Театре сатиры, но посмотреть спектакль по пьесе Александра Островского, про которую до этого я даже не слышала, — было очень любопытно. Речь идет о пьесе и спектакле «Невольницы». И постановка режиссера Михаила Мокеева оказалась очень интересная.
Сюжет про неравный брак оригинальный, очень интересные женские образы, такие разные Евлалия Андреевна (Любовь Козий) и Софья Сергеевна (Александра Мареева). На контрасте (как внутреннем, так и внешнем, почти как лёд и пламень, но здесь не очевидно) они показали тонкости женской души и что на самом деле скрывается за примерным поведением супруги.
Самый яркий персонаж — экономка в доме Евдокима Стырова Марфа Севастьяновна (Лиана Ермакова). Она следит за всем происходящим в доме, и не только, контролирует не только хозяйство, но и влюбленность хозяйки, но при этом доносит на неё, так как выгодно Марфе.
Интересное решение действия пьесы — все герои всё время действия спектакля находятся на сцене. И когда меняются герои, между которыми идут диалоги, — именно они выходят на передний план. Но те, которые уходят на «задний план», все равно каким-то образом участвуют в происходящем, пусть даже иногда на уровне мимики, но тоже многозначительно.
Очень эффектная сцена в финале спектакля с игрой на выбывание, она реально показывает, кто кому оказывается после завершения показанной в спектакле истории. Да и танцы между эпизодами действия тоже хорошо придуманы. Рада, что познакомилась с этой историей.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр сатиры - адрес на карте

Фотографии к «Театр сатиры»

Статьи по теме