Московский театр юного зрителя

Оценка редакции
Московский театр юного зрителя

Один из старейших театров Москвы, начал свою историю в 1920 году, став первенцем в нескончаемом ряду советских театров.

У Театра юного зрителя были свои взлеты и падения, но надуманная советская специфика «театра только для юного зрителя» жестко ограничивала репертуар, а, следовательно, и творческие возможности режиссеров и актеров, самые одаренные из которых неизменно стремились поскорее покинуть «детский» театр.

Переменилось все в 1987 г. — в день премьеры спектакля «Собачье сердце» Булгакова в постановке нового главного режиссера Московского театра юного зрителя — Генриетты Яновской.

Спектакль стал не только началом новой эры МТЮЗа, но и символом возрождения свободного русского театра, после долго вынужденного подполья вновь заговорившего в полный голос. Голос, который благодаря триумфальным гастролям «Собачьего сердца» услышали в Европе (Германия, Франция, Бельгия, Швейцария, Югославия, Чехословакия, Польша, и т.д), Израиле, Турции.

Московский театр юного зрителя сегодня — это театр двух режиссеров Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, сценографа Сергея Бархина и талантливой труппы.

Труппа Московского театра юного зрителя знаменита яркими актерскими индивидуальностями, в тоже время составляющими целостный  ансамбль. В театре работают такие признанные актеры, как Игорь Ясулович, Валерий Баринов, Сергей Шакуров, Игорь Гордин, Виктория Верберг, Юлия Свежакова, Арина Нестерова, Марина Зубанова и талантливая многообещающая молодежь — Алексей Алексеев, Андрей Финягин, Николай Иванов, Алена Стебунова, Елена Лядова и многие другие. В спектаклях К. Гинкаса и Г. Яновской с абсолютной самоотдачей играют актеры других театров — Оксана Мысина, Эра Зиганшина, Сергей Маковецкий. За последние годы артисты Театра юного зрителя неоднократно становились лауреатами престижных театральных премий, которых во множестве удостоились и спектакли театра.

Отзывы о «Московский театр юного зрителя»

Ещё 28 отзывов
Юлия Юлия 3 марта, 12:49

"Бесконечная история" - образец современного спектакля для детей и подростков. Идеал. Даже вопреки его совершенно недетскому хронометражу (3 часа 10 минут, включая 2 антракта). Смелый режиссерский ход - спектакль для юных зрителей с двумя антрактами. И он себя совершенно оправдал.

Абсолютно волшебная история. Хоть и бесконечная :). Креативные стильные костюмы (Ох этот кентавр! Ах этот дракон удачи!), безупречный свет, отлично подобранный звук. И я сейчас не только про три всем родителям известные песни в стиле диско, удачно вплетенные в спектакль.

Ход конем - громкая фоновая музыка. Очень громкая. Вижу в ней д****** пользу :). Не слышно болтовни школьников в соседних креслах. Совсем не слышно. Раз. И более важное, музыка - часть сказочной атмосферы. Завораживающей. Медитативное волшебное действо. А через полчаса школьники и не пытаются болтать. Затягивает.

"Бесконечная история" - спектакль по книге Михаэля Энде. В руки главного героя - подростка Бастиана - попадает книга. В ней описывается страна Фантазия. Когда Бастиан начинает книгу читать, он словно переносится в самую гущу событий. Фантазия гибнет, ее поглощает Ничто. Королева отправляет юношу Атрея на поиски оружия против беспощадного Ничто.


Это история о том, что героями не рождаются. Ими становятся. Одни - пройдя путь, полный опасностей и приключений. Вторые - поверив в себя и решившись просто высказаться. В героев нас превращают наши же поступки. И это важнейший месседж спектакля.

"Бесконечная история" - это бенефис молодежи МТЮЗа.
Настоящая череда перевоплощений. За три с половиной часа девять актеров сыграют 30 ролей. Ярко, талантливо. И даже споют.

yasurprise 2 марта, 10:22

Очень люблю сцену во флигеле МТЮЗа. Приятное пространство создает волшебную атмосферу еще до входа в зрительный зал. Здесь можно уютно посидеть на диванчике или выпить кофе за столиком. А потом пройти в совсем небольшой зрительный зал, где и сцены в обычном понимании нет, а актеры ходят рядом с тобой. Поэтому на камерных сценах происходит то самое полное погружение, даже растворение в спектакле.
То же получилось и с постановкой «Без сна». Сергей Тонышев – заметная фигура в театральном мире. Ученик Женовача ставит спектакли не только на московских подмостках. И все они непременно становятся предметом обсуждения. В этот раз Тонышев взял произведение "Трилогия" норвежского писателя Юна Фоссе, Нобелевского лауреата по литературе за 2023 год. Драматург и режиссер оказались близки друг другу, так как оба люди севера. И поэтому в постановке «лодка, рыба, бескрайнее то ли море, то ли сон, то ли город». А еще в центре молодая пара: Асле и Алида, любящие друг друга, но совершенно одинокие, прозябающие в нищете и без крова. Помочь им некому, а ведь скоро должен родиться ребенок. И Асле по-своему решает эту проблему.
Действие происходит медленно, не спеша. В постановке заняты молодые актеры, но прекрасно справляющиеся со своими ролями. Декораций как таковых нет, зато в белом пространстве зала главным становится свет: то теплый от очага, то из дверей яркий резкий и холодный от внешнего мира, и самый светлый из окна, около которого сидят молодые и еще чистые наивные герои. Вообще окно во флигеле обыграно прекрасно. Асле заглядывает в него с улицы, а при раскрытом видно как идет снежок, да и глоток свежего морозного воздуха ощущается как часть постановки. Интересно использована огромная рыболовная сеть, образ с веслом, доска от бара.
Во время спектакля, да и после, находишь всё новые смыслы того, что видел на сцене. Несмотря на грустную историю, Тонышев хотел показать, что тьма пожирает одного из влюбленных, но любовь остается, любовь искренняя и безусловная спасает всех. Поэтому спектакль не придавливает зрителя безысходностью, а перед глазами всё же остается тот самый свет.

Татьяна Татьяна 25 февраля, 12:02

Главный персонаж пьесы - это, конечно, Большой папа (прекрасный актер Валерий Баринов). Несмотря на невысокий рост, он сразу притягивает к себе взгляды. Страсти в нем еще кипят. Откровенно недолюбливает надоедливую пожилую жену, и с большим одобрением посматривает на хорошенькую младшую невестку. С гордостью и горечью говорит о том, что создал лучшее поместье на Юге, возродил 28 акров самой плодородной земли в штате. Учитывая облик Баринова, в этом слышится даже что-то крестьянское – любовь к земле, упорство, трудолюбие. Но именно сейчас, в 65 лет, еще полный сил, он должен уйти из-за болезни, бросив свое дело незаконченным. Однако при этом не хочет передавать дело старшему сыну, который носится по дому во главе орды буйных отпрысков, которые дудят, барабанят, вбегают всюду без стука и всячески надоедают взрослым. Как ни странно, он видит свое продолжение в младшем, который не хочет вообще ничем заниматься, лелеет свои комплексы, и настолько не любит жену, что даже ради наследства не в силах сделать ей ребенка.

Объяснение отца с сыном – это и есть самая главная сцена спектакля. Когда два человека ссорятся, чтобы понять, что на самом-то деле они друг друга любят. Когда жизнь и смерть сворачиваются в одну тугую пружину – ты полон сил и желаний, столько еще планов, а все уже заканчивается, и занавес опускается несмотря ни на что. И только сын, который вовсе не такой как ты, и хочет от жизни совсем другого, может все же стать твоим продолжением.

Эту трагедию Валерий Баринов играет остро и сильно. По моему искреннему мнению, именно он в этом спектакле не только переигрывает всех остальных, но и, возможно, переигрывает самого знаменитого исполнителя этой роли – Берла Айвза в фильме 1958 года. Во-всяком случае, играет совсем по-другому, по-своему, несет свой особый смысл.

Спасибо за спектакль актерам и режиссеру! Было интересно посмотреть и составить собственное мнение.

Юлия 21 февраля, 10:13

Кошка на раскалённой крыше -
шедевр американской драматургии в МТЮЗ. В 1955-м году пьеса получила Пулитцеровскую премию. Её ставили и ставят на подмостках всех мировых театров.
Почему так интересна эта пьеса? В ней разливается семейная драма и ее ингредиенты - деньги, любовь, власть. Давайте посмотрим, в какой коктейль смешал их Теннесси Уильямс.

Кратко о сюжете. В крупное имение в дельте реки Миссисипи приезжают семейство на день рождения Папы.Ему исполняется 65 лет, он смертельно болен, но от него это скрывают. Начинается борьба за наследство. Старший сын с женой и пятью детьми и младший сын Брик (безработный спивающийся молодой человеки) и его жена Мэг (ее называет кошка). Брик тяжело переживает личную трагедии. Ему не интересно наследство отца. Он пытается убежать от жизни в алкоголь, так "бежит", что недавно сломал лодыжку. От жены тоже бежит, избегает общения. Мэг в свою очередь хочет побороться за наследство. Она умна и хитра, всю жизнь была "нищей" с ее слов и ей есть что терять, поэтому отчаянно пытается забеременеть. Она знает, что Папа любит Брика и будет готов оставить наследство ему,тем более если будет наследник.

Самые сильные впечатления на меня произвели два разговора в пьесе. Один в начале Брика и Мэг ( мужа с женой, которые в разладе между собой).
Второй, ближе к концу пьесы- разговор умирающего отца и бегущего от жизни, а по сути тоже "умирающего" сына.

Отец через ретроспективу своих лет понимает, что жил во лжи.
" Что ты вообще знаешь о фальши?! Ха! Вот я бы о ней целую книгу мог написать! Неужели тебе невдомек, что я мог бы написать об этом целую книгу и все равно не рассказал бы и половины? Подумай, сколько всякой лжи мне приходилось выслушивать!...
Я жил среди всей этой фальши! Почему же не можешь ты? Черт побери,
никуда ведь не денешься, приходится жить фальшиво, раз кругом одна фальшь.
Чем же еще тогда жить?"

В конце диалога Брик скажет:
" Ложь, фальшь - это система всей нашей жизни. Вино - один выход из нее, смерть - другой... ".

Все люди делятся на тех, кто может жить во лжи, и тех, кто в ней не выживет.

Но несмотря на весь драматизм ситуаций последние сцены дают надежду на то, что жизнь победит. И это производит сильное впечатление! Приятнее выходить из театрального зала с искоркой надежды.

Режиссёр спектакля именитый Кама Гинкас. Так его спектакль "Скрипка Ротшильда" в 2005 году стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинациях: «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший художник».
В "Кошке..." есть пикантные моменты, которые с одной стороны могут шокировать зрителя, а с другой дают реалистичную картинку семейных разборок. Неприкрыто муаром театрального действа, а вот все как есть на наших кухнях. Поэтому порой ощущаешь процесс как участник.

В роли Папы знаменитый актёр Валерий Баринов. Его персонажа нельзя назвать положительным или отрицательным, он живой и в данный момент жизни честен перед сыном, семьей, собой. Хотя всю жизнь прожил во лжи. Мы видим Папу в состоянии радости и облегчения, а потом погружающегося в липкий и темный страх. Конечно, актер такого мастерства передает виртуозно эти сложнейшие эмоции.

Декорации на сцене немного. Кровать с крестом( несет сотни знаков и ассоциации) и имитация крыши. Как показать раскаленную крышу? Здесь "крышеневыносимость" передана с помощью острых шипов. Вся крыша покрыта острыми шипами, но на неё периодически забирается то Mэг, то Брик. По сути все члены семьи, как кошки на раскаленной крыше. И всем надо удержаться...

Андрей Травин 4 февраля, 09:06

По аннотации я сразу понял, что мне спектакль «Всё кончено» подойдет. В итоге всё так и получилось: и пьеса от Эдварда Олби оказалась классической, известной на Бродвее с 1971, и странное (на слух) место показа — «театр в фойе» — подходящим и удобным.
Очень атмосферно: погружаешься в ситуацию и даже антракт не сбивает...

Перед нами проходят последние часы жизни (невидимого в этой постановке) мужа, любовника, друга, отца. Врач сообщает о состоянии умирающего, напирая на слово «слабеет». Сиделка ведет наблюдение. Жена, любовница, друг, двое взрослых детей в ожидании известия о смерти говорят о себе и друг о друге.

Никого не волнует наследство. Но разговоры — всё болезненнее и откровеннее. Собравшиеся чувствуют, что всё кончено не только для него, но и для них.
При этом жена и любовница проявляют друг к другу больше тепла и понимания, чем дети и мать.

Спектакль, сделанный словно под Чехова. Четыре женских персонажа и три мужских. Большой прямоугольный стол. Отсутствие действия. Герои раскрываются через монологи, которые кто-то из профессиональных критиков назвал ариями. Очень метко, кстати. Действительно сменяют друг друга ария Жены, ария Дочери, ария Друга...

Так почему же спектакль так нравится? И мне, и вообще многим. Режиссеру, благодаря очень удачному подбору актеров, удалось создать ансамбль, адекватный происходящему в пьесе. Каждому веришь. Но главное в том, что они — все вместе. Правда, почти всех героев играют актеры, которые на 10-20 лет моложе своих прототипов. Но Театр юного зрителя имеет на такое прочтение полное право.

Кристина Кристина 23 января, 09:29

На днях я побывала в Театре МТЮЗ на спектакле с интересным названием "Без сна".
Данное представление проходит в зале "Игры на флигеле".
Когда я зашла в зрительный зал, я была немного шокирована увиденным. Первая моя мысль была - неужели театр настолько беден. Окна были закрыты ширмами, на стульях лежали пледы для всех зрителей, а сцена просто кричала о нехватке денежных средств. Но как я поняла - на это и был расчет режиссера, т.к. в спектакле одной из проблем героев была именно бедность и своей обстановкой, и оформлением сцены зрителей просто погрузили с головой в эту атмосферу.
Спектакль поставлен по мотивам романа "Трилогия" Юна Фоссе. Это история Алиды (в исполнении Аллы Онофер) и Асле (в исполнении Александра Скрыпникова), двоих влюбленных, которые пытались выжить в этом мире. Они испытали много всего: бедность, переезд в другой город, рождение ребенка. Асле искренне любил Алиду и ради неё был готов совершать самые страшные вещи. Ради их благополучия, ему пришлось даже продать свою скрипку. Я даже не представляю себе, насколько - это тяжело наверно музыканту отдать свой музыкальный инструмент, но другого выбора не было. Несмотря на все сложности жизни они любили друг друга и были искренне счастливы. Но их счастье, к сожалению, было не долгим.
Спектакль медленный, спокойный и словно гипнотизирует зрителя. Благодаря обстановке вокруг, использования окна, декорациям, костюмам, правильно поставленному свету и подобранной музыке ты словно проживаешь жизнь с персонажами - настолько все выглядит реалистично.
Артисты, несмотря на свой совсем еще молодой возраст играют очень профессионально и искренне. Их персонажам веришь, переживаешь за них, радуешься и грустишь вместе с ними.
Постановка мне понравилась. Я ушла из театра под большим впечатлением, в голове кружилось множество мыслей. Спектакль "Без сна" заставляет задуматься о смысле жизни, моральных ценностях, свободе и ответственности, а так же о месте человека в современном мире.

yasurprise 8 января, 02:44

Последним спектаклем теперь уже прошлого 2023 года стал «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии» в МТЮЗе. Давно хотела его посмотреть и получилось практически в канун Нового года.

Постановка далека от классической, даже прямо противоположна ей. Это следует учитывать при планировании посещения. Даже в авторах стоит не Шекспир, а Семен Саксеев (для незнающих - псевдоним Петра Шерешевского, являющегося режиссером спектакля). Действие перенесено в лихие 90-е со всеми их атрибутами: золотые цепи, адидасовские костюмы, разборки, подержанные бумеры. Но авангардность не только во внешней атрибутике. Здесь и умные философские цитаты, и грубые, а порой и пошлые шутки. Ирония в смешении реальных пацанов и философских тем.

Монолог тетки Джульетты в исполнении Виктории Верберг в самом начале спектакля просто как ушат холодной воды: насколько прекрасна эта история любви, почему мы ее так обожествляем? А если бы на месте этих подростков был ваш ребенок, тот, за которым вы ухаживали 14 лет, когда он болел, тот, который приносил плохие оценки, а теперь вдруг через 5 дней после знакомства покончил жизнь из-за любви? Как бы вы стали относится к этой истории? После таких слов сложно воспринимать все происходящее на сцене отстраненно, тем более когда дома тебя ждет свой подросток такого же возраста.

Шерешевский смог не просто переместить героев в другую эпоху, но и транспонировать шекспировский дух. Каждая минута спектакля несет в себе открытие. Монтекки здесь - дачники с рассадой, а Отец Лоренцо - бывший вдвешник-афганец, который работает в автомастерской и любит петь песни под гитару. Парис, герцог Вероны – мент, любящий взятки и молоденьких девушек. А Джульетта (Евгения Михеева) уже не наивная девочка, а вполне познавшая секс и настаивающая на презервативе. Да, много ошеломляющего увидит зритель.

Чего стоит вставка телешоу «Герои книг на приёме у психотерапевта», где его ведущий Всеволод Загогулька и три эксперта «ворвались в дискотеку моих мыслей» с рассуждениями "любил ли Ромео Джульетту? остался бы он с ней? любил ли он кого-нибудь?" Будет совсем не скучно: тачка на сцене, дискотека под попсу, песни группы «Сплин». И конечно, альтернативный финал уносящихся на отцовской БМВ влюбленных. Наш ответ Тарантино. Да, вот такой Шекспир в современной интерпретации со всем юношеским максимализмом и жаждой жизни. Оглушающий и в то же время с надеждой, что любовь может кого-то спасти.

Галина 23 декабря 2023, 05:53

На сцене Московского театра юного зрителя снова премьера - Сергей Тонышев поставил одну из частей романа "Трилогия" норвежского писателя Юна Фоссе. Получился атмосферный такой спектакль - "Без сна"
Атмосфера в нем, правда, тяжелая. Мне почему-то все время казалось, что действие происходит беспробудной заполярной зимой - тьма и холод. И отнюдь не потому, что тьма и холод были за окнами зрительного зала. Кстати, вот прям мимими - на каждом стуле лежал плед - обожаю флигель МТЮЗа за его уют, а тут еще и позаботились, чтобы зрители не замерзли, когда во время действия актеры открывают окно. Холод до меня не дошел ни разу (3 ряд), но сам факт такой заботы прям очень порадовал).
Так вот, тьма и холод. И вроде речь в спектакле - о любви. Взаимной. Но, как известно, "любовь зла - полюбищь и... (ну дальше все знают...)" Вот вы смогли бы жить вместе с убийцей? Серийным? Ой, тут будут СПОЙЛЕРЫ, осторожней, но иначе не передать впечатления в этот раз. Так вот, как насчет мужа, способного ***** ради денег или жилья? А если он Вашу мать убил? А Вы такая сели в лодку и радостно: "Вперед! В ЖИЗНЬ!" А мать на пороге лежать осталась... Но вы ж его любите, ага, и ребенка от него ждете. Наверное, в Норвегии начала 20 века это все объясняло. Но я не понимаю...
Поэтому чувства спектакль вызывает, мягко говоря, противоречивые. С одной стороны, вроде вот они - юные герои - их мытарства, заботы, любовь, вроде и переживаешь за них... А с другой - не сочувствуешь им, ибо вот это вот "тварь я дрожащая или право имею?" - оно всегда про то, что другие заранее тварями назначаются, право которых ты можешь отнять, в том числе на их имущество и, главное, жизнь. Причем у меня даже не столько герой отвращение вызывал (его поступки хоть можно объяснить, хоть и не оправдать), сколько героиня. Ты сама беременная, сама матерью вот-вот станешь, как же можно-то так...
В общем, странный такой спектакль получился, с не очень понятным посылом - грустный, непростой, но при этом красивый, стильный и цельный.
Кстати, о посыле - вот уже второй спектакль подряд мне говорит о том, что любовь к музыке не означает любви к людям и вполне уживается с жестокостью...
Актеры в этот раз были мне почти все, кроме Полины Одинцовой, незнакомые, МТЮЗовская молодежь. Молодцы, справились, играть в метре от зрителя тяжело, думаю. Смотреть этот спектакль лучше, когда Вы, что называется, в ресурсе - атмосфера безысходности и отчаяния, несмотря даже на вполне разумный финал, просто витает в воздухе. Ну или наоборот - идти туда, чтобы понять - бывает и хуже. Я бы, конечно, предпочла закончить театральный 2023 год чем-то более позитивным, но сложилось так...

Ия Ия 21 декабря 2023, 01:34

«Таня-Таня» Ольги Мухиной в РАМТе, сцена во флигеле
Пьеса авторства небезызвестной в свое время драматургини Ольги Мухиной, ныне воцерковленной вроде. Эта пьеса будто для этой сцены создана. Камерной, настраивающей на лирический и (или) провокационный лад. И с безошибочно хорошим вкусом.
Так что же за пьеса? В 1994 год все-таки написана, такие давние времена, мы теперь другие, столько пережито, и что же в остатке и осадке. Возможно, именно то, что показывают зрителю за стеклом. За стеклом красивой веранды дачного дома. Пианино, круглый стол, французские песни. Люди разных возрастов и стопроцентно одного сословия (круга) отдыхают. Пьют шампанское и иногда другие напитки. Чай не пьют и не предлагают, не говоря уж о кофе. К концу мы выучим все заначки. Под верхней крышкой пианино – раз, в баке у входа – два, между окнами, в фонаре – три. Женщин и мужчин тоже по три (ну почти, мужчин три-с-половиной). Из дам две Тани, одна молодая, тонкая (Алла Онофер), совсем девушка, ей очень идет шляпка-цветок, облегающее платье и быть томной. У этой Тани игра началась, выбор, правда, невелик, пал на мужчину среднего возраста Иванова (Игорь Балалаев). Таня вся такая дивная, крутится перед ним, арсенал предъявляет: каблучки, улыбки, изгибы, сам соблазн. Ну а Иванов обленился, ему удобно в состоянии нерешительности находиться, да и жена есть, кстати. Таней зовут.
Жена Таня (Екатерина Кирчак) появляется красиво и эффектно на этой даче. Она в балахоне и в шляпе (другого фасона, не цветок), она очевидно умна (не знаю, как умудряется это преподнести актриса, но сразу ясно), она немножко клоун, подает ручку зрителям первого ряда так смело и представляется «я Таня», становится ясно – эта Таня круче, хоть и старше. За эту Таню-постарше и поведется драка между мужчинами. Есть еще старик Козлодоев – Охлобыстин (Александр Тараньжин блистательный) Василий, у него, Василия, в личной жизни всегда полный рукав, любовница, и он не против сменить-заменить ее на старую привязанность, а там муж. Дерутся по-старому, на кулачках.
Немало юмора, к слову, в спектакле, без звериной серьезности относимся ко всему, да. Это же просто светская хроника, что вы. Люди-то живые, а хроника про них светская получается по-любому.
Вынос тела и сердца за стекло. То у одного, то у другого.
А Зина (Екатерина Александрушкина), единственная тут не-Таня, на которой Охлобыстин не хочет жениться ни в какую, да она просто пропустила момент заставить, вместо этого заботилась о нем и о своем месте в этом дачном доме, при этом женщина высокая - красивая, не то что Таня-Таня. Впустую. Правда, Таня на пианино играет (может и в этом суть?), но так..плохенько же. Можно потерпеть что называется, желательно недолго. Но не жениться.
В общем, ни сюжета толком не накрутили, ни морали какой –никакой не преподнесли. Сплошное изящество и тонкие намеки.
А красиво.
И Таня-Таня в черных платьях, они будто из картины Ренуара вышли (Девушки в черном). Ровно такой импресьон.
Еще бы не забыть про важного человека, которого в конце тоже здорово отлупили. За дерзость или просто так. Антон Коршунов его играет, рабочего без имени-фамилии. Который говорит на ломаном французском, цитирует философов, но его все равно в дом и в свой круг не пускают, красивые и влюбленные друг в друга ценители шампанского.
Так что, мораль все же есть. Да.

Elizaveta E. 27 ноября 2023, 11:54

"Без сна" МТЮЗ. Сцена "Игры во флигеле.

Нобелевским лауреатом по литературе за 2023 год стал 64-летний норвежский писатель Юн Фоссе – автор оригинальных прозаических произведений и пьес, которые ставятся во всем мире. А в МТЮЗе на сцене во флигеле Сергей Тонышев поставил спектакль "Без сна" по первой части романа Юна Фоссе "Трилогия".
Люблю флигель МТЮЗа за его особый уют, за сохранившиеся признаки старомосковской квартиры, за разнокалиберную, но такую гармоничную обстановку - даже библиотека здесь есть. Нравится мне и крохотный зальчик, столь гибко трансформирующийся вслед за фантазиями режиссеров. И окно! Это замечательное окно во двор, играющее столь большую роль в разнообразных постановках.
Вот и в спектакле "Без сна" окно распахивается во внешний мир, впуская в душную рыбацкую каморку шум волн и запах морского ветра.
"Без сна" спектакль о беззащитности, о беззащитности Алиды (Полина Кугушева) и Асле (Сергей Кузнецов). Им по семнадцать, они невенчанны, Алида на сносях, им негде и не на что жить, и, главное, они неуверенны в том, что вообще заслуживают помощи и защиты. Время и место действия - начало прошлого, а может позапрошлого века, сельская глубинка в Норвегии, а потому снисхождения к своему положению они не ждут. И Асле, замечательный музыкант, на столько замечательный, что скрипка светится в его руках, от отчаяния и усталости совершает страшное, чтобы дать кров, тепло и еду жене и ребенку.
Даже не верится, что Асле, такой нежный, такой любящий, способен на преступление. И зрители случившееся понимают не сразу, их души просто отказываются принимать столь жестокую действительность. Преступления, которые совершает Асле, он совершает не столько от безысходности, сколько от робости.
Спектакль "Без сна" балансирует на грани возвышенной музыки и обнаженной психологии и в зале возникает особенная атмосфера сопереживания.
В спектакле участвуют очень молодые актеры, все они невероятно хороши: немного слов, скупые движения и бесконечная рыбацкая сеть - это все что режиссер дает им в помощь. И почти из ничего рождаются образы - многогранные и глубокие.
А еще свет. Свет - полноправный персонаж спектакля: теплый свет очага, морозный свет внешнего мира, свет свечи, свет скрипки, падающий на лица жмущихся друг к другу юных влюбленных.
Спектакль "Без сна" практически гипнотизирует своим неспешным течением, негромкими разговорами в которых смешиваются диалоги и внутренние монологи героев.
Спектакль идет всего полтора часа, но возникает впечатление, что его создатели научились сублимировать время. Чтобы пересказать действие, а так же мысли и чувства, которое оно пробуждает, не хватит и дня.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Московский театр юного зрителя - адрес на карте

Фотографии к «Московский театр юного зрителя»

Статьи по теме

Куда сходить с ребенком в сентябре

Путешествие на волшебном поезде, спектакль о науке прощать, бассейн с гейзером и другие небанальные идеи.
1 сентября 2016

Выходные в Москве: лучшие события

​Рассматриваем инопланетян на виниле, делаем подсвечники из ложек и слушаем новый альбом Дельфина.
26 февраля 2015

Главные детские премьеры осени

«Кошкин дом» в МТЮЗе, «Денискины рассказы» в РАМТе, «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» в Театре Наталии Сац.
15 сентября 2014

Топ-8 театральных тенденций

Что происходит с русским театром.
11 июня 2013

Кругом-бегом: краткий гид по осенним каникулам

Ау, родители! На носу каникулы, значит, придется поднапрячься. Программа богатая – только успевай. «ВД» сделал акцент на самых интересных событиях каникулярной недели.
26 октября 2011

Драматический театр: новое и лучшее в следующем сезоне

Какие спектакли готовятся к постановке в московских театрах.
10 августа 2011

Детская Москва: 40 мест для досуга и отдыха

VashDosug.ru предлагает обзор лучших театров, музеев, кафе, клубов, бассейнов, аквапарков и других подходящих для детей мест.
19 января 2011