Московский театр юного зрителя
Один из старейших театров Москвы, начал свою историю в 1920 году, став первенцем в нескончаемом ряду советских театров.
У Театра юного зрителя были свои взлеты и падения, но надуманная советская специфика «театра только для юного зрителя» жестко ограничивала репертуар, а, следовательно, и творческие возможности режиссеров и актеров, самые одаренные из которых неизменно стремились поскорее покинуть «детский» театр.
Переменилось все в 1987 г. — в день премьеры спектакля «Собачье сердце» Булгакова в постановке нового главного режиссера Московского театра юного зрителя — Генриетты Яновской.
Спектакль стал не только началом новой эры МТЮЗа, но и символом возрождения свободного русского театра, после долго вынужденного подполья вновь заговорившего в полный голос. Голос, который благодаря триумфальным гастролям «Собачьего сердца» услышали в Европе (Германия, Франция, Бельгия, Швейцария, Югославия, Чехословакия, Польша, и т.д), Израиле, Турции.
Московский театр юного зрителя сегодня — это театр двух режиссеров Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, сценографа Сергея Бархина и талантливой труппы.
Труппа Московского театра юного зрителя знаменита яркими актерскими индивидуальностями, в тоже время составляющими целостный ансамбль. В театре работают такие признанные актеры, как Игорь Ясулович, Валерий Баринов, Сергей Шакуров, Игорь Гордин, Виктория Верберг, Юлия Свежакова, Арина Нестерова, Марина Зубанова и талантливая многообещающая молодежь — Алексей Алексеев, Андрей Финягин, Николай Иванов, Алена Стебунова, Елена Лядова и многие другие. В спектаклях К. Гинкаса и Г. Яновской с абсолютной самоотдачей играют актеры других театров — Оксана Мысина, Эра Зиганшина, Сергей Маковецкий. За последние годы артисты Театра юного зрителя неоднократно становились лауреатами престижных театральных премий, которых во множестве удостоились и спектакли театра.
Ближайшие события
Отзывы о «Московский театр юного зрителя»
Ещё 15 отзывов"Бесконечная история" в МТЮЗе
Давным-давно, еще в докомпьютерную эру я посмотрела фильм "Бесконечная история", который потряс меня не только сюжетом, но и куклами, занятыми в нем. Тогда еще не было компьютерной графики и для съемок приходилось создавать макеты и оживлять их. Возможно именно поэтому все сказочные персонажи выглядели очень естественно - компьютер все-таки гребет всех под одну гребенку, индивидуальности не так выражены. Хотя может я и ошибаюсь, надо пересмотреть тот старый фильм.
Но это все было предисловие к тому, что в Московском Театре Юного Зрителя поставили спектакль "Бесконечная история" все по той же книге Михаэля Энде и очень захотелось посмотреть, как всю эту фантастику можно показать на сцене.
Спектакль начинается уже в фойе, когда перед началом звучит музыка в саунд-дизайне SoundLab HSE. Эта музыка сопровождала нас потом весь спектакль, в музыкальном полотне переплетались музыкальные хиты 80-х, современные песни, "космические" мелодии (Саунд-дизайнер Григорий Шмидко). Музыка в этом спектакле одно из важнейших действующих лиц.
А еще свет! Волшебный свет художника Алексея Попова, создающий эффекты невероятной красоты, даже ради них уже стоило увидеть "Бесконечную историю".
Потрясающая картинка. Каждый эпизод как открытие. Художник Сергей Илларионов создал на сцене волшебную страну, наполненную волшебными существами - невероятные костюмы, сказочные пейзажи.
Еще в программке среди создателей есть медиахудожник Роман Пугач, не могу точно сказать в чем его роль, но уверена, что значительной частью волшебства мы обязаны ему.
А поставил все это действо режиссер Андрей Гончаров. Видела раньше как минимум три его спектакля, каждый раз это было нестандартно, неизбито и очень интересно.
"Бесконечная история" не замыкается в пространстве сцены, она выплескивается в зрительный зал. Действие становится настолько многомерным, что временами полностью проваливаешься в него. Актеры появляются со всех сторон, обволакивая нас сказкой.
А какие в МТЮЗе замечательные актеры - веришь им абсолютно. В спектакле существует множество фантастических и нефантастических героев, но только заглянув в программку, с удивлением узнаешь, что их оживляют всего девять актеров. Преображение из одного существа в другое просто невозможно отследить - они абсолютно разные и непохожие. Уж извините, но перечислю всех актеров, участвующих в спектакле, никого не возможно выделить, все прекрасны: Дмитрий Агафонов, София Сливина, Андрей Максимов, Сергей Волков, Евгения Михеева, Евгений Кутянин, Леонид Кондрашов, Искандер Шайхутдинов, Вадим Соснин.
Сколько же фантазии было выплеснуто на сцену для создания волшебной страны "Фантазия". И волшебство состоялось.
У меня есть только одна претензия: продолжительность спектакля три часа пятнадцать минут, три действия, два антракта - это все-таки очень долго для детей. Хотя, похоже, все дети были счастливы.
Бесконечная история.
Ура! Теперь благодаря новому спектаклю МТЮЗа «Бесконечная история» каждый желающий может попасть в страну Фантазию, придуманную Михаэлем Энде. Пройти путь великого поиска вместе с Атреем через болото Уныния, увидеть ужасного и множественного Эргамуля, пройдя трое ворот, добраться до Южного оракула. И наконец-то узнать секрет спасения девочки Королевы, который привел Атрея в ещё более отчаянное состояние, чем в начале пути.
Ибо только человеческий ребенок может спасти Королеву и всю страну Фантазию. И вроде сделать это совсем не сложно — надо только дать новое имя Королеве. Но ни одно создание из страны Фантазии не может попасть в человеческий мир. Одна надежда, что какой-нибудь ребенок прочитает Бесконечную книгу, узнает о бедах Фантазии и спасет её.
У МТЮЗа в этот раз получился спектакль, составить хоть какое-либо предварительное впечатление о котором по фотографиям практически не возможно. Потому что все световые и музыкальные эффекты, которые и позволяют поверить в реальность Фантазии, на фото отсутствуют. А вот в зале у меня было стойкое ощущение попадания в какое-то действительно волшебное место. Место, населенное сказочными существами, место, где можно полетать вместе с драконом удачи Фухуром, хоть он и выглядит почти как обычный человек. В зал выбегает команда бортпроводников, проводит предполётный инструктаж, раздает леденцы и мы летим!
Если бы даже этот спектакль снимали на видеокамеру, и тут бы не удалось передать всю атмосферу. Так как герои Бесконечной истории не ограничиваются пространством сцены, они активно используют всё пространство зала, и в тоге ты чувствуешь, что как и Бастиан легко можешь стать героем той самой книги, где на обложке изображены две змеи, светлая и темная, вцепившиеся друг другу в хвост. Действие происходит вокруг тебя, и ты с каждой минутой погружаешься все глубже и глубже в волшебную страну Фантазию.
Если сравнивать книгу и спектакль, то я бы сказала, что оба хороши по своему. Они отлично дополняют друг друга, но можно использовать и по отдельности. Спектакль помогает проникнуть в волшебную страну. Книга же, которая как минимум вдвое длиннее, даже если только смотреть сюжетную линию главного героя, рассказывает как вернуться обратно и найти силы жить нашем реальном мире. Потому что волшебство хорошая вещь, но принимать его надо дозировано, как лекарство.
Начну с тавтологии:
С какой же фантазией создатели спектакля «Бесконечная история» создали страну Фантазию на сцене МТЮЗ!!!
Она впечатляет своим многообразием!
Какие только существа здесь не обитают! Скалоеды, кентавры, мойры, буйволы, драконы, оборотни… И для каждого из них придуманы оригинальные, весьма замысловатые костюмы.
Каждый уголок необъятной Фантазии режиссер Андрей Гончаров, художник-сценограф Сергей Илларионов, художник по свету Алексей Попов, саунд-дизайнер Григорий Шмидко и медиахудожник Роман Пугач сделали непохожим на другой и продумали до мелочей …
Сам сюжет – настоящий приключенческий эпос, в котором герою предстоит пройти через все испытания, чтобы спасти страну Фантазию и ее Королеву.
И вот 3,5 часа зрители, как завороженные, чему способствует и медитативная музыка, которая звучит даже в антракте (а их тут два), следят, как продвигается в своем непредсказуемом и полном неожиданных поворотов путешествии выбранный Королевой для спасения Фантазии сирота из зеленого племени Атрей, встречающий на своем пути как друзей (конь Артакс, дракон удачи Фухур), так и врагов (Эргамуль Многий и прочая нечисть).
Спектакль очень зрелищный – помимо интересного светового решения, здесь и видеопроекции, и трюки, и живой вокал.
Но самое интересное, что более тридцати образов обитателей Фантазии созданы всего девятью актерами, которые за время действия многократно перевоплощаются и создают совершенно непохожие друг на друга образы.
Только заглянув в антракте в программку, вы узнаете, что Королева была еще и Скалоедкой, и Пурпурным буйволом и Уиулалой (прекрасная София Сливина), а коня Артакса и дракона Фухура (+ еще кого-то) играл Евгений Кутянин.
А Андрей Максимов, хоть внешне его и можно было узнать, создал ярчайшие, абсолютно непохожие друг на друга образы кентавра Сайрона и Эргамуля Многия! И еще парочку образов.
Это было круто!!!
Спектакль одинаково интересен и детям, и взрослым. Смотреть его – одно удовольствие. Вот только бы немного подсократить и ограничиться одним антрактом.
Когда пишешь отзыв на сайте Афиша.ру, в конце тебе предлагают выбрать из представленного списка эмоций те, что вы испытали на спектакле.
Для премьеры МТЮЗа я выбрала «Абсолютный катарсис» и «Спектакль арестован за красоту»!!!
"Бесконечная история"
На сцене Московского театра юного зрителя Андрей Гончаров поставил сказку «Бесконечная история».
Сказка скорее для взрослых, чем для детей. Во всяком случае, не для маленьких детей точно, о чем, собственно, и маркировка 12+ честно предупреждает.
С сайта театра: «В бескрайней стране Фантазии поселилась печаль. Её королева больна неизвестной болезнью, и силы покидают её день за днём. Её леса и просторы, её волшебных жителей то здесь, то там проглатывает Ничто, и они исчезают без следа. Мир гаснет, а спасение укрыто в мечтах неизвестного и далёкого существа».
Философская такая сказка. О цели, о смысле, о том, как все взаимосвязано, о выборе (моя страна или моя любовь), о многом, короче. Но прежде всего о том, что в жизни человека должно быть место фантазии, иначе умрет что-то очень важное, необычное, красивое.
Спектакль не лишен легкого юмора, но тоже понятного скорее тем, кто постарше. Понравилось про Лермонтова) и про «будь ты прав или будь ты лев» (сопровождающегося львиным рыком, люблю игру слов).
Действие сопровождается большим количеством музыкальных вставок. Узнаваемых, популярных песен, но я так и не уловила, была ли это местами фонограмма или всегда живое исполнение силами актеров. То, что часто актеры пели сами – это точно. И играли на разных музыкальных инструментах. Прям молодцы-молодцы.
Но главное достоинство постановки, на мой взгляд, в ее визуальной красоте. Вот вроде нет никаких пафосных дорогих декораций, все сделано из подручных средств, но как же красиво. Прежде всего за счет игры света, художнику по свету (Алексей Попов) моё главное спасибо за этот спектакль. И еще Сергею Илларионову, художнику спектакля, за совершенно прекрасные костюмы. Именно ради вот этого сочетания костюмов и света стоит сходить на «Бесконечную историю»
Но печаль постановки в том, что она совершенно оправдывает свое название. Все-таки 3,5 часа для детского спектакля – это явный перебор. Его бы сократить на час – и цены бы ему не было. И сократить, мне кажется, можно легко. Особенно третье действие, затянутое до невозможности. Например, сцена «в самолете» - она зачем? Это единственная моя претензия к этому спектаклю, но очень значимая. Справедливости ради скажу, что есть два антракта, довольно длинных (второй 25 минут), но куда вы денетесь в антракте, все равно же в театре. Да и после второго антракта зрители в зал пришли… с бутылками кока-колы и стаканами кофе! А чего не с поп-корном?! Я понимаю – душно и хочется спать, но нельзя же в зал пускать с едой и напитками, кроме воды ((. Я очень люблю МТЮЗ, стараюсь смотреть там все по максимуму, и мне очень грустно наблюдать такие нехорошие звоночки.
Однако, оглядываясь сейчас на вчерашний просмотр спектакля и спрашивая себя, стоило ли ходить, я однозначно отвечаю, что да, стоило, потому что от визуальной картинки я просто в восторге, и ради нее вполне можно потерпеть растянувшееся действие.
Да и актеры отыгрывают свои роли с полной отдачей. Причем каждый из актеров играет несколько персонажей. На поклонах даже странно было видеть, что их всего 9 человек, так многообразно была населена страна «Фантазия», столь сложен был грим (из-за него, возможно, и такие антракты длинные), что в процессе спектакля и не всегда замечаешь, что вот это вот сказочное существо только что было совершенно другим. София Сливина, например, превращается из Скалоедки в Королеву, Пурпурного буйвола, Уилуалу (не спрашивайте, кто это, она сама не знает))). И многие так же перевоплощаются у нас на глазах.
То есть в целом я провела очень неплохой вечер).
«Бесконечная история»
С огромным удовольствием хочу рассказать об еще одной классной премьере в МТЮЗе – спектакле «Бесконечная история». Да-да, по той самой книге М.Энде, где мальчик Бастиан спасает страну Фантазию, и по которой еще был снят фильм с полетами на очаровательном белом драконе. Узнав, что режиссер Андрей Гончаров переносит это действие на театральную сцену, я впечатлилась такой инициативой и, конечно, не могла упустить возможность увидеть спектакль самой.
Прежде всего, считаю важным уточнить, что я никогда не считала «Бесконечную историю» детской книгой. Я и многие мои знакомые читали ее в 12-14 лет, да и главные герои там примерно такого возраста. Поэтому, наличие в зале детей младшего школьного возраста меня удивило (спектакль 12+). Кроме того, он очень долгий – 3,5 часа с 2 антрактами, а столько и не каждый взрослый высидит.
Сюжет развивается параллельно в нашем мире, в котором прячущийся от хулиганов мальчик Бастиан находит в книжной лавке книгу с надписью «Бесконечная история» и приступает к ************** чтению. И тут появляется параллельный слой сюжета – гибнущая страна Фантазия, которую поглощает черное Ничто – чтобы спасти ее, надо спасти умирающую от неизвестной болезни Королеву. А сделать это может только мальчик Атрей, который пускается в далекое и опасное путешествие.
Конечно же, главные герои – Бастиан (Дмитрий Агафонов), Атрей (Сергей Волков) и Королева (София Сливина), перевоплотились в подростков просто невероятно достоверно! Я говорю, прежде всего, о некой «естественности» поведения, которую не всегда удается передать взрослым артистам. Еще из интересных решений – демонстрация на экране названий глав. Не всегда это, конечно, имело большую смысловую нагрузку, но хорошо передавало идею, что все происходящее на сцене – часть написанной истории. Герои часто ходят по центральному и боковым проходам, что позволяет рассмотреть костюмы, да и в целом, очень нравится детям. Конфетки, которые по аналогии с самолетом, раздавали перед большим полетом Фухура и Атрея, вообще вызвали бурный восторг.
Спектакль, конечно, рекомендую – замечательное переложение знаменитой фантастической истории на сцене: режиссеру удалось перенести в реальность тот самый сказочный мир со всеми его героями, при этом сохранив уникальность своего собственного видения.
«Исход», Московский Театр Юного Зрителя
В МТЮЗе премьера – спектакль «Исход» Камы Гинкаса. Что будет, если взрослый мужчина сломается под гнетом проблем своей «серой» жизни: ненавистная работа в фотобудке, крошечная зарплата, раздражающая жена, тяжело больной сын – и … просто решит исчезнуть?
Спектакль напомнил мне уже виденную мною в Театре Виктюка постановку «Беглецы», где описывается такой «побег» на выходные смертельно больного дедушки с внуком. А еще, книгу Мариам Петросян «Дом, в котором…», потому что где может оказаться заблудившийся главный герой, якобы потерявший память? Только в психоневрологическом интернате с другими сумасшедшими и аутистами, обитатели которого живут в каких-то своих мирах, но конечно, у каждого есть свои особенности и своя трогательная история.
Интересно пространство, выбранное под спектакль. Сначала, посмотрев на схему зала, я даже подумала, что он играется на малой сцене, во флигеле. Но я ошиблась, «Исход» идет на основной сцене, причем в самом прямом смысле: нужно подняться на подмостки, пройти через красивый бордовый занавес в специально отгороженное пространство и занять свои места прямо на сцене. Декорации – простая железная кровать и разрисованные наивными рисунками обои на стенах, на которых на протяжении действия появляются иконы, некоторые из которых весьма специфические – например, изображение четверки «Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин» с нимбами.
Название «Исход» - не случайно. «Исход» - это библейское предание о массовом выходе порабощенных евреев из Египта под предводительством Моисея. Так и наш герой Андрей (Александр Тараньжин), «берет» себе понравившееся имя библейского пророка. Отныне он – Моисей. Однако, у меня сложилось впечатление, что у него изначально есть некое стремление к побегу в целом: уйдя из дома и проведя некоторое время в интернате, он понимает, что однообразная жизнь «в тюрьме» с подъемом в шесть утра и шитьем носовых платков его тоже не устраивает, и думает уйти и оттуда, потихоньку склоняя к мятежу и своих соседей. В спектакле еще и присутствует музыкальная тема из фильма «Список Шиндлера», и мы думаем: обитатели интерната – кто они в этой «реальности»? Порабощенные реальным миром «египтян» и «фашистов» - «израильтяне»? И нужен ли им «исход», если они действительно не вполне нормальные, а их Моисей – только прикидывается? Для них интернат – не рабство и не гетто. Тем не менее, один из важнейших уроков Андрей усвоил на своем опыте: и мысль сдать сына-аутиста в интернат, вероятно, больше никогда не придет ему в голову.
Каждый герой «Исхода» - уникальная личность. Больше всего «зацепили» Валя (Марина Зубанова) – предприимчивая пожилая дама, которая прячет в молельной комнате фляжку с коньяком, выменянным у уборщицы за мытье полов, тайком от санитаров красит губы помадой и зовет Андрея «целоваться». И молодой парень Леха (Всеволод Володин), сданный в интернат матерью по просьбе отчима: страдающий от физических и речевых тиков (неконтролируемый мат и подергивания головой), зато он смог взломать пароль от интернета в компьютерной комнате и урывками общается с девушкой «по переписке». Посвященная ей песня «Самая любимая» группы «Челси», которую он зажигательно исполняет на внутреннем интернатовском концерте, выглядит невероятно наивно и трогательно. Но, конечно, очень понравились еще и строгий и справедливый Врач (Сергей Кузнецов), и суровая надзирательница Альмира Тальмыровна (Наталья Златова), и молодой филолог, вынужденный работать прорабом, с который Андрей расписывал стены в детских садах в рамках программы социализации (Александр Скрыпников).
Наконец, не могу не выделить образ жены героя Наташи (Дарья Петрова): она незримо присутствует на сцене большую часть времени, присматривает за непутевым мужем и прощает его за побег. Не зря в программке она указана как «жена Ангел-хранитель».
Чем все закончилось и вернулся ли наш блудный герой к семье, рекомендую узнать вам самим. А я закончу словами самого Камы Гинкаса, сказанными перед началом спектакля: «Желаю, чтобы в вашей жизни всегда был выход и вам не потребовался исход!».
В январе мне удалось сходить в МТЮЗ на премьеру спектакля Камы Гинкаса «Исход».
Автором пьесы, почему-то не указанным на сайте театра, оказалась ученица известного драматурга Николая Коляды – Полина Бородина, написавшая острый и весьма своевременный драматургический текст.
А внимание режиссеров эта пьеса привлекла на ее читке на знаменитом фестивале «Любимовка». Нашла ссылку на запись этой читки (https://yandex.ru/video/preview/9098787053078826394), обязательно посмотрю, ведь зачастую это интереснее, чем смотреть спектакль.
Пьесой Полины Бородиной заинтересовались сразу два московских театра и поставили по ней абсолютно разные спектакли.
В театре «Шалом», как пишет пресса, режиссер Пётр Шерешевский поставил историю о прощении, о принятии и свободе вопреки.
Любой же спектакль Камы Гинкаса – это разговор о человеке, В данном случае, о человеке, который не может найти себя в этом мире, который ни на что не может опереться в своей жизни, даже и не пытается, о человеке, у которого полностью отсутствует внутренняя опора…
Практически все действие спектакля проходит в психушке (психоневрологическом интернате) и герои его - обитатели этого дома для душевнобольных, беззащитные, странные люди.
На их фоне выделяется персонаж по имени Моисей (Александр Тараньжин), якобы ничего не помнящий о своей жизни до ПНИ. Он принимает участие в психологическом исследовании - лечится экспериментальной трудотерапией (расписывает стены детских садов). На первый взгляд кажется, что нынешнее положение вполне его устраивает. Ходит себе в цветастом халате, прекрасно ладит и с молодым психологом Мариной (Марина Гусинская), и с Прорабом-филологом (Александр Скрыпников), и с обитателями психушки. Его не особо напрягают домогательства набожной пьющей Вали (блестящая актерская работа Марины Зубановой), а с молодым парнем по имени Лёха (Всеволод Володин) у него даже складываются дружеские отношения.
Вот ему-то, Лёхе, товарищу по заключению в больничном «карцере», он ближе к финалу спектакля и расскажет свою историю…
И зрители, как завороженные, будут слушать исповедь Моисея.
Наверное, не стоит раскрывать все карты, иначе смотреть спектакль будет уже не так интересно.
Скажу лишь одно – наш герой с библейским именем оказывается Андреем, слабым человеком, которому чуждо понятие «мы ответственны за тех, кого приручили».
И «исход» Андрея, его попытка обрести свободу, оказался ненастоящим, ведь он просто-напросто переместился из нашего общего сумасшедшего дома в реальную и конкретную психушку. И где для него большая несвобода - это еще вопрос.
Спектакль идет в специально созданном за основной сценой МТЮЗа пространств и зрители, чтобы до него добраться, тонюсеньким ручейком также совершают своеобразный «исход».
Импровизированный зрительный зал состоит всего из 7 рядов – по задумке создателей спектакля, это должно было придать ему камерности и персонажи тогда, вроде бы, находятся от зрителя на расстоянии вытянутой руки.
На деле все обстоит не совсем так. Кресла настолько неудобные, что для того, чтобы увидеть отдельные сцены, приходится сильно наклоняться вперед – иначе за головами впереди сидящих ничего не увидишь…
Кульминационная сцена исповеди Моисея и вовсе решена так, что кроме зрителей первых двух рядов ее при всем желании увидеть невозможно. Оставалось только слушать. Так что, «овчинка выделки не стоила»… Почему нельзя было показывать спектакль в очень удобном большом зале, просто сократив количество зрительских мест, для меня осталось загадкой.
«Исход» - это второе, за последние годы, обращение маститого режиссера к современной драматургии и он поставил свой спектакль так, что бытовая история у него обросла культурными ассоциациями, а жесткий натурализм соединился с евангельской метафорой.
Смотреть спектакль Камы Гинкаса было интересно, но осадок на душе остался горьковатый…
На спектакле «Исход» вход в зрительный зал был организован таким образом, что уже одно это напоминало об исходе – люди тонким ручейком тянулись по проходу и исчезали из поля видимости за загородкой, установленной на сцене. Ошибиться, куда идти, было невозможно – огромный указатель не оставлял вариантов. Мне эта деталь сценографии очень понравилась, настраивала на нужный лад. Правда, в остальном оформление сцены показалось каким-то… неряшливым, что ли, не знаю, как объяснить. На не слишком ровную стену наклеивали плохо держащиеся плакаты с разными ликами, надписями и рисунками. Про ракету понравилось, но вот явная крышка гроба – избыточна, ИМХО.
Но спектакль не о святом и не о библейских событиях, он о вечном «маленьком человеке». Герой спектакля, здоровый мужик, к 42-м годам не сумевший добиться в жизни ни достатка, ни карьеры, живущий с семьей в однушке и обвиняющий всех в своих проблемах, решает все бросить и уйти. В пустыню, как Моисей. Правда, в гордом одиночестве. И пустыня у него такая, внутренняя. Просто вычеркивает все, что у него было до того в жизни, "забывает", и начинает жить с чистого листа. Больше не ходит на ненавистную работу, не спит с нелюбимой женой, ест, что хочется, делает, что хочется... Но недолго... Ибо небогат. В результате оказывается в психушке. И тут огребает все прелести новой жизни. И вроде ему сочувствуешь, потому что понятны его метания, проблемы и отчаяние, но как-то постепенно выясняется, что нелюбимую жену, которая тащит на себе все семейные проблемы, он бросил с сыном-аутистом, которого до этого хотел сдать в интернат для умственно отсталых, а жена не позволила, что собственную больную мать брезговал поцеловать, что клиентов ненавидел... Да и вообще, он почему-то считает, что все должны любить то же, что и он, и в жизни даже по мелочам тоже поступать, как он (например, спать именно в пижаме), а иначе - это недостаток... А почему, собственно?... Не святой, короче, отнюдь не Моисей, Андрей обыкновенный. Не способный ничего изменить ни в своей жизни, ни в жизни близких, только сбежать.
Роль Андрея-Моисея исполняет Александр Тараньжин. Мне вообще нравится этот актер, а тут Моисея он играл просто виртуозно, очень понравилось. Слезы в глазах у героя, которые того и гляди готовы пролиться – это очень круто. Браво! Собственно, именно ради Александра Тараньжина стоит сходить на этот спектакль. В остальном, возможно, кто-то что-то найдет для себя свое. Например, многие в зале смеялись без конца, но мне смешно не было почти никогда, скорее страшно от этой беспросветной безысходности.
Из остальных актеров хотелось бы отметить Дарью Петрову, ее роль не совсем определенная, она и жена, и Ангел-хранитель, и так, по мелочи)). Но ей веришь. Чего не могу сказать про остальных. В МТЮЗе так много хороших актеров, но почему-то Кама Гинкас занял в этой постановке не их.
В целом, я довольна, что сходила на этот спектакль уже хотя бы потому, что стараюсь смотреть премьеры МТЮЗа вообще и Камы Гинкаса в частности. Тем более, с участием таких актеров, как Александр Тараньжин. Но ждала я от этой премьеры все-таки большего, потому что планка МТЮЗа поднята высоко.
"И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" ("Откровение" Иоанна Богослова)
Я не очень люблю чисто развлекательные спектакли, мне интересно, когда театр задает по настоящему сложные вопросы, дает пищу для ума, но при этом дает выбор, и, желательно, непростой. "Пятая печать", поставленная в МТЮЗе Елизаветой Бондарь по повести Ференца Шанты пример как раз такого спектакля.
Будапешт, 1944 год. Четверо друзей, трактирщик Белла (Евгений Кутянин), часовщик Дюрица (Илья Смирнов), столяр Ковач (Дмитрий Агафонов) и книготорговец Кира (Андрей Максимов) по вечерам собираются в таверне, и ведут задушевные, почти тарантиновские беседы о рецептах приготовления мяса и прочих пустяках, в то время как улицах Будапешта слышны выстрелы, взрывы и крики - так возвышается новый порядок, так жестоко подавляются воля тех немногих, кто еще оказывает сопротивление.
Сначала часовщик предлагает друзьям абсолютно теоретическую, но от этого не самую простую дилемму из разряда "тварь ли я дрожащая или право имею", "быть или не быть".
Его вопрос можно трактовать и как религиозную притчу, и как философское высказывание, суть от этого не меняется - проблематика этого вопроса красной нитью тянется через весь спектакль, озадачивая героев, которые, конечно, смотрят на это по-разному. С одной стороны, действительно, что ты можешь сделать в одиночку против сильного, огромного государства? И нужно ли что-то делать, по сути рискуя всем, в том числе своей жизнью? Или проще переждать темные времена, тихо отсидевшись, и выдавливать из себя вежливую улыбку в нужный момент?
Но в тихий омут маленького кабачка врывается реальная жизнь, сначала в виде инвалида ***** фотографа (Антон Коршунов), а затем пришедшей по его стопам полиции (Алексей Алексеев, Сергей Волков). Вот начиная с этого момента, теоретический вопрос перерастает в вопрос выживания.
Елизавета Бондарь тонко подчеркивает вечность предложенного выбора: действие спектакля идет по кругу, замыкаясь в проблеме возникшей перед героями. Сначала это все те же приятели из кабачка, в финале их за столом сменяют дети, видевшие расстрел собственных родителей и верящие, что когда они вырастут - расстреляют и их.
Важно то, что сама дилемма "раб-господин" - ущербна, это картина уже абсолютно победившего фашизма. Ты можешь либо зверствовать, либо бесконечно терпеть.
На сложные вопросы не бывает простых ответов. Возможно, предлагая дилемму, часовщик надеется, что его приятели нащупают третий выбор: не смиренный раб (вынести что невозможно), не жестокий господин (что и не осуществимо), а бунтарь.
В финале зрители остаются с казалось бы банальным вопросом: "А как бы поступил я?". Но даже если дать себе максимально честный и объективный ответ, значит ли это, что поступишь так, как действительно думаешь?
Премьера спектакля Елизаветы Бондарь «Пятая печать» состоялась в МТЮЗ 23 февраля 2022 года, а уже на следующий день все мы с вами оказались в ситуации, которая описана в повести Ференца Шанты, где маленьким людям предстоит сделать свой нравственный выбор, который поначалу кажется им просто риторическим, но, как оказалось, от него будет зависеть их жизнь…
Как хорошо, что идя на спектакль, я не прочитала, как делаю это обычно, рецензий на него, в которых изложено и содержание. Иначе мне не удалось бы в полной мере пережить потрясение от увиденного, а прежде всего, от услышанного из уст шефа полиции … Прямое попадание в переживаемый нашей страной момент истории!!!
Еще несколько часов я находилась в эмоциональном шоке и просто не могла произнести ни слова…
Название повести и спектакля – это отсыл к евангельскому «Апокалипсису», где в Откровениях Иоанна Богослова речь идет о запечатанной священной книге и Агнце, достойном снять с нее печати. Пробовала разобраться, но для меня это оказалось сложно:
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели».
Мне понравился режиссерский почерк Елизавете Бондарь. Она буквально 2-3 штрихами обозначила внешнюю канву событий, которые разворачиваются в 1944 году в Будапеште на фоне постоянных бомбардировок, ставя во главу угла второй план — метафорический.
В спектакле, в основном, заняты молодые артисты МТЮЗ и я была искренне удивлена, насколько точно им удалось передать характеры своих персонажей. Складывается такое впечатление, что актеры не играют, а проживают свои роли. Особенно поразил Андрей Максимов (Книготорговец) – таким я его ну никак не ожидала увидеть!!!
У меня нет слов, чтобы передать свое впечатление от игры Алексея Алексеева (Шеф полиции) и Сергея Волкова (Полицейский). Выше всех похвал! Браво!!!
Со всеми женскими образами, на какие-то мгновения появляющимися в спектакле, блестяще справляется одна актриса - Екатерина Александрушкина.
А еще в нем в конце и детки на сцене появляются и прекрасно делают все то, что сказал им режиссер.
Смотрится «Пятая печать» на одном дыхании, как негромкая первая часть спектакля, где актеры ведут неспешную беседу Премьера спектакля Елизаветы Бондарь «Пятая печать» состоялась 23 февраля 2022 года, а уже на следующий день все мы с вами оказались в ситуации, которая описана в повести Ференца Шанты, где маленьким людям предстоит сделать свой нравственный выбор, который поначалу кажется им просто риторическим, но, как оказалось, от него будет зависеть их жизнь…
Как хорошо, что идя на спектакль, я не прочитала, как делаю это обычно, рецензий на него, в которых изложено и содержание. Иначе мне не удалось бы в полной мере пережить потрясение от увиденного, а прежде всего, от услышанного из уст шефа полиции … Прямое попадание в переживаемый нашей страной момент истории!!!
Еще несколько часов я находилась в эмоциональном шоке и просто не могла произнести ни слова…
Название повести и спектакля – это отсыл к евангельскому «Апокалипсису», где в Откровениях Иоанна Богослова речь идет о запечатанной священной книге и Агнце, достойном снять с нее печати. Пробовала разобраться, но для меня это оказалось сложно:
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели».
Мне понравился режиссерский почерк Елизавете Бондарь. Она буквально 2-3 штрихами обозначила внешнюю канву событий, которые разворачиваются в 1944 году в Будапеште на фоне постоянных бомбардировок, ставя во главу угла второй план — метафорический.
В спектакле, в основном, заняты молодые артисты МТЮЗ и я была искренне удивлена, насколько точно им удалось передать характеры своих персонажей. Складывается такое впечатление, что актеры не играют, а проживают свои роли. Особенно поразил Андрей Максимов (Книготорговец) – таким я его ну никак не ожидала увидеть!!!
У меня нет слов, чтобы передать свое впечатление от игры Алексея Алексеева (Шеф полиции) и Сергея Волкова (Полицейский). Выше всех похвал! Браво!!!
Со всеми женскими образами, на какие-то мгновения появляющимися в спектакле, блестяще справляется одна актриса - Екатерина Александрушкина.
А еще в нем в конце и детки на сцене появляются и прекрасно делают все то, что сказал им режиссер.
Смотрится «Пятая печать» на одном дыхании, как негромкая первая часть спектакля, где актеры ведут неспешную беседу в маленьком кабачке под монотонно капающую из труб, которыми оплетено все пространство сцены «Игры во флигеле», воду, так и неожиданно пронзительная вторая, в которой от слов, произносимых без всякой интонации шефом полиции и дальнейшего поворота событий просто кровь стынет в жилах…
Каждому зрителю после спектакля предстоит дать себе ответ на вопрос, а как бы он поступил, оказавшись на месте четверки из «Пятой печати».
События этого года показывает, что 99,9% маленьких людей предпочли выбор Дюрицы (Илья Смирнов), хотя, на мой взгляд, у него все-таки были для этого веские причины…
Резюме – идите и смотрите!!!