Отзывы о "Московский театр юного зрителя"
"Без сна" МТЮЗ. Сцена "Игры во флигеле.
Нобелевским лауреатом по литературе за 2023 год стал 64-летний норвежский писатель Юн Фоссе – автор оригинальных прозаических произведений и пьес, которые ставятся во всем мире. А в МТЮЗе на сцене во флигеле Сергей Тонышев поставил спектакль "Без сна" по первой части романа Юна Фоссе "Трилогия".
Люблю флигель МТЮЗа за его особый уют, за сохранившиеся признаки старомосковской квартиры, за разнокалиберную, но такую гармоничную обстановку - даже библиотека здесь есть. Нравится мне и крохотный зальчик, столь гибко трансформирующийся вслед за фантазиями режиссеров. И окно! Это замечательное окно во двор, играющее столь большую роль в разнообразных постановках.
Вот и в спектакле "Без сна" окно распахивается во внешний мир, впуская в душную рыбацкую каморку шум волн и запах морского ветра.
"Без сна" спектакль о беззащитности, о беззащитности Алиды (Полина Кугушева) и Асле (Сергей Кузнецов). Им по семнадцать, они невенчанны, Алида на сносях, им негде и не на что жить, и, главное, они неуверенны в том, что вообще заслуживают помощи и защиты. Время и место действия - начало прошлого, а может позапрошлого века, сельская глубинка в Норвегии, а потому снисхождения к своему положению они не ждут. И Асле, замечательный музыкант, на столько замечательный, что скрипка светится в его руках, от отчаяния и усталости совершает страшное, чтобы дать кров, тепло и еду жене и ребенку.
Даже не верится, что Асле, такой нежный, такой любящий, способен на преступление. И зрители случившееся понимают не сразу, их души просто отказываются принимать столь жестокую действительность. Преступления, которые совершает Асле, он совершает не столько от безысходности, сколько от робости.
Спектакль "Без сна" балансирует на грани возвышенной музыки и обнаженной психологии и в зале возникает особенная атмосфера сопереживания.
В спектакле участвуют очень молодые актеры, все они невероятно хороши: немного слов, скупые движения и бесконечная рыбацкая сеть - это все что режиссер дает им в помощь. И почти из ничего рождаются образы - многогранные и глубокие.
А еще свет. Свет - полноправный персонаж спектакля: теплый свет очага, морозный свет внешнего мира, свет свечи, свет скрипки, падающий на лица жмущихся друг к другу юных влюбленных.
Спектакль "Без сна" практически гипнотизирует своим неспешным течением, негромкими разговорами в которых смешиваются диалоги и внутренние монологи героев.
Спектакль идет всего полтора часа, но возникает впечатление, что его создатели научились сублимировать время. Чтобы пересказать действие, а так же мысли и чувства, которое оно пробуждает, не хватит и дня.
"Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" МТЮЗ
Случаются спектакли, на которых все по началу идет поперек моего восприятия, существования и понимания, когда кажется, что все специально сделано так, чтобы мне было как можно более неприятно и не комфортно. В таких случаях важно включить интуицию и по мельчайшим признакам понять, что уходить не надо, а надо перетерпеть, и спектакль тогда впустит в свой мир, свое пространство.
Именно так и произошло на недавней премьере МТЮЗа "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии". Набившая оскомину эстетика девяностых, златые цепи, спортивные костюмы, милиционер в лампасах непрерывно берущий взятки, кривляющиеся музыканты, бьющая по нервам музыка - это ли не причина прекратить мучения и уйти. Но зацепил монолог тёти Джульетты (Виктория Верберг) о детях кончающих жизнь самоубийством из-за несчастной любви через пять дней после знакомства, зацепили актеры, явно тащившиеся от своих ролей, а актеры здесь играют реально потрясающе. И незаметно я оказалась внутри, между кланами Капулетти в жёлтых костюмах Адидас, и Монтекки в черных. На тусовке, где актеры купаются в постановочном драйве, где молодые выкладывается по полной, а старшее поколение вырывается из привычных, набивших оскомину, образов.
Пётр Шерешевский, прикрываясь псевдонимом Семён Саксеев написал пьесу по мотивам Шекспира и сам же ее и поставил. На спектакль "Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии" точно не надо вести школьников для ознакомления с классикой - слишком уж далеко Шерешевский ушел от Шекспира. Но сюда надо заманивать тех, кому восемнадцать: для понимания, что театр это не только пыльные спектакли, на которых так привычно скучается во время школьных культпоходов, что театр это драйв, любовь и в доску свои герои.
В МТЮЗовском спектакле Джульетта (Евгения Михеева), с сексом давно на ты, и сразу предупреждает Ромео, что дает только с презервативом, а жвачку не вынимает изо рта даже целуясь и венчаясь. Ромео (Вадим Соснин) философствует о трансцендентальности. Парис, местный пахан и по совместительству генерал, читает педофильский роман Генри Миллера и жаждет женится на 14-летней девочке. Отец Лоренцо (Илья Созыкин) - ветеран Афгана из ВДВ. Здесь Ромео и Джульетта после первого секса обсуждают трансгрессирующую природу любви, но реально офигевают, поняв, что любят чипсы с одним вкусом.
Как всегда у Шерешевского, крупные планы героев транслируются на громадный экран, создавая головокружительную многомерность.
Гениальна находка сценографа Анвара Гумарова - стена плача, куда вместо скальпа побежденного врага вешают снятые с него кроссовки.
Идеально подобраны композиции "Сплина" от "Пластмассовой жизни" до "Всего хорошего".
Потрясающе придуман переход от просмотра фильма с Ди Каприо на видике, "Выключи, я не могу это смотреть", к "Почему Тарантино можно а нам нельзя?" и "Пошли вы с вашей трагедией!".
И автомобиль, мчащий героев к счастью.
Ну наконец-то "Чапай доплыл".
Норвежец Юн Фоссе стал лауреатом Нобелевки по литературе за 2023 год. И почти сразу МТЮЗ поставил спектакль по его короткому роману «Без сна».
Форма у него отчасти заменяет содержание. А театральная постановка следует этой концепции.
В постановке литературность истории очевидна — не приходиться сомневаться, что это адаптация романа. Отсюда развитие персонажей протекает на большом временном отрезке, придавая некоторую пунктирность изменениям характеров.
Доминанта всего — бедность. Нефть еще не нашли. Поэтому ужасающая бедность! Но она такая… норвежская. В отличии от ирландщины — в ней ни гротеска, ни черного юмора.
Однако моя спутница сказала сразу же по окончании: «Как ни странно понравилось!». Вот да! Форма помогла. Ну и актеры не подкачали.
Спектакль идет во флигеле, а там идут очень разные спектакли, у которых только одно общее свойство — прямое свидетельство, чтобы мы под этим не понимали.
Посещение кофейни флигеля легко превратить в свидание.
"Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии"
Петр Шерешевский перенес историю, рассказанную Шекспиром, в наши лихие 90-е. Со всеми вытекающими. Костюмы, эстетика, разговоры... Хотя нет, разговоры частично остались - слог автора местами сохранен. И общая канва действия. Но чаще звучат речи не столь возвышенные. Как и мизансцены.
Впечатление осталось противоречивым.
Во-первых, экраны. С одной стороны, они позволяют рассмотреть крупным планом лица персонажей. С другой, невольно смотришь именно на экран, он занимает все внимание, и что происходит на сцене, уже просто не видишь, а мы ведь в театр пришли, не в кино. Я пыталась смотреть именно на сцену, но не очень получалось). Зато экраны не позволяли актерам расслабиться, а нам, зрителям, позволяли наслаждаться глубиной переживаний каждого персонажа.
Во-вторых, само осовременивание. Были очень удачные сцены, смешные моменты, находки, которые радовали своей неожиданностью, моменты импровизации и взаимодействия актеров с залом. Не частые и не навязчивые, очень в меру, хорошо. Они очень украшают спектакль, делают его живым. Но были и сцены, и речи откровенно пошлые, я бы сказала, похабные, которые ничего не добавляли постановке и вызывали отторжение и недоумение "для чего?". И я даже не про натурализм разговоров сейчас, я, например, про тетку Джульетты (заменившую в спектакле кормилицу) в мизансцене с огурцом, исполненной замечательной Викторией Верберг. Не знаю, каково ей это все игралось.
Кстати, про "игралось". Невозможно не сказать про отличную актерскую игру. Евгению Михееву я вообще бы не узнала, если бы не ее характерный голос. У нее получилась отличная Джульетта. Такой современный подросток, который пытается успеть все - и философские книги почитать, и сексом заняться. В меру экспрессии, в меру сдержанности.
Понравился Андрей Максимов в роли Бенволио. Ну, он мне и в других спектаклях нравился, здесь просто добавил положительного впечатления. Его персонаж какой-то небанальный получился при всей банальности речей и действий. Хорошо.
Больше всех порадовал, пожалуй, брат Лоренцо, чей совершенно неожиданный образ продемонстрировал Илья Созыкин. Такой бывший "афганец", вполне мирской человек, но в то же время умеющий заглянуть в чужую душу и стремящийся привнести мир в Верону. У него много мелких каких-то моментов были, которые веселили зал, но в то же время и глубина, если приглядеться.
Да, собственно, ни к кому из актеров нет никаких нареканий, так что не буду перечислять всех остальных, они есть на сайте театра. Хотя нет, не могу все-таки не отметить еще Арсения Кудряшова (редко кому так удается соответствовать своей фамилии))), сыгравшего две небольшие, но очень экспрессивные роли, особенно мне его ведущий передачи понравился, мгновенно реагирующий на зал.
Ну и порадовало, что режиссер в финале ответил на мой внутренний вопрос, возникший в конце истории. Я спрашивала, а какого фига Джульетта в 90-е годы 20-го века безропотно остается дома, когда ее муж вынужден отправится в ссылку. Ответ вы узнаете, если посмотрите спектакль. Меня финал порадовал достоверностью и логичностью).
Я не могу однозначно рекомендовать всем этот спектакль к просмотру, эстетика Петра Шерешевского близка отнюдь не каждому, но многим зашло на ура, судя по реакции зала. Мне хотелось увидеть постановку собственными глазами - я увидела.
"Бесконечная история" в МТЮЗе
Давным-давно, еще в докомпьютерную эру я посмотрела фильм "Бесконечная история", который потряс меня не только сюжетом, но и куклами, занятыми в нем. Тогда еще не было компьютерной графики и для съемок приходилось создавать макеты и оживлять их. Возможно именно поэтому все сказочные персонажи выглядели очень естественно - компьютер все-таки гребет всех под одну гребенку, индивидуальности не так выражены. Хотя может я и ошибаюсь, надо пересмотреть тот старый фильм.
Но это все было предисловие к тому, что в Московском Театре Юного Зрителя поставили спектакль "Бесконечная история" все по той же книге Михаэля Энде и очень захотелось посмотреть, как всю эту фантастику можно показать на сцене.
Спектакль начинается уже в фойе, когда перед началом звучит музыка в саунд-дизайне SoundLab HSE. Эта музыка сопровождала нас потом весь спектакль, в музыкальном полотне переплетались музыкальные хиты 80-х, современные песни, "космические" мелодии (Саунд-дизайнер Григорий Шмидко). Музыка в этом спектакле одно из важнейших действующих лиц.
А еще свет! Волшебный свет художника Алексея Попова, создающий эффекты невероятной красоты, даже ради них уже стоило увидеть "Бесконечную историю".
Потрясающая картинка. Каждый эпизод как открытие. Художник Сергей Илларионов создал на сцене волшебную страну, наполненную волшебными существами - невероятные костюмы, сказочные пейзажи.
Еще в программке среди создателей есть медиахудожник Роман Пугач, не могу точно сказать в чем его роль, но уверена, что значительной частью волшебства мы обязаны ему.
А поставил все это действо режиссер Андрей Гончаров. Видела раньше как минимум три его спектакля, каждый раз это было нестандартно, неизбито и очень интересно.
"Бесконечная история" не замыкается в пространстве сцены, она выплескивается в зрительный зал. Действие становится настолько многомерным, что временами полностью проваливаешься в него. Актеры появляются со всех сторон, обволакивая нас сказкой.
А какие в МТЮЗе замечательные актеры - веришь им абсолютно. В спектакле существует множество фантастических и нефантастических героев, но только заглянув в программку, с удивлением узнаешь, что их оживляют всего девять актеров. Преображение из одного существа в другое просто невозможно отследить - они абсолютно разные и непохожие. Уж извините, но перечислю всех актеров, участвующих в спектакле, никого не возможно выделить, все прекрасны: Дмитрий Агафонов, София Сливина, Андрей Максимов, Сергей Волков, Евгения Михеева, Евгений Кутянин, Леонид Кондрашов, Искандер Шайхутдинов, Вадим Соснин.
Сколько же фантазии было выплеснуто на сцену для создания волшебной страны "Фантазия". И волшебство состоялось.
У меня есть только одна претензия: продолжительность спектакля три часа пятнадцать минут, три действия, два антракта - это все-таки очень долго для детей. Хотя, похоже, все дети были счастливы.
Бесконечная история.
Ура! Теперь благодаря новому спектаклю МТЮЗа «Бесконечная история» каждый желающий может попасть в страну Фантазию, придуманную Михаэлем Энде. Пройти путь великого поиска вместе с Атреем через болото Уныния, увидеть ужасного и множественного Эргамуля, пройдя трое ворот, добраться до Южного оракула. И наконец-то узнать секрет спасения девочки Королевы, который привел Атрея в ещё более отчаянное состояние, чем в начале пути.
Ибо только человеческий ребенок может спасти Королеву и всю страну Фантазию. И вроде сделать это совсем не сложно — надо только дать новое имя Королеве. Но ни одно создание из страны Фантазии не может попасть в человеческий мир. Одна надежда, что какой-нибудь ребенок прочитает Бесконечную книгу, узнает о бедах Фантазии и спасет её.
У МТЮЗа в этот раз получился спектакль, составить хоть какое-либо предварительное впечатление о котором по фотографиям практически не возможно. Потому что все световые и музыкальные эффекты, которые и позволяют поверить в реальность Фантазии, на фото отсутствуют. А вот в зале у меня было стойкое ощущение попадания в какое-то действительно волшебное место. Место, населенное сказочными существами, место, где можно полетать вместе с драконом удачи Фухуром, хоть он и выглядит почти как обычный человек. В зал выбегает команда бортпроводников, проводит предполётный инструктаж, раздает леденцы и мы летим!
Если бы даже этот спектакль снимали на видеокамеру, и тут бы не удалось передать всю атмосферу. Так как герои Бесконечной истории не ограничиваются пространством сцены, они активно используют всё пространство зала, и в тоге ты чувствуешь, что как и Бастиан легко можешь стать героем той самой книги, где на обложке изображены две змеи, светлая и темная, вцепившиеся друг другу в хвост. Действие происходит вокруг тебя, и ты с каждой минутой погружаешься все глубже и глубже в волшебную страну Фантазию.
Если сравнивать книгу и спектакль, то я бы сказала, что оба хороши по своему. Они отлично дополняют друг друга, но можно использовать и по отдельности. Спектакль помогает проникнуть в волшебную страну. Книга же, которая как минимум вдвое длиннее, даже если только смотреть сюжетную линию главного героя, рассказывает как вернуться обратно и найти силы жить нашем реальном мире. Потому что волшебство хорошая вещь, но принимать его надо дозировано, как лекарство.
Начну с тавтологии:
С какой же фантазией создатели спектакля «Бесконечная история» создали страну Фантазию на сцене МТЮЗ!!!
Она впечатляет своим многообразием!
Какие только существа здесь не обитают! Скалоеды, кентавры, мойры, буйволы, драконы, оборотни… И для каждого из них придуманы оригинальные, весьма замысловатые костюмы.
Каждый уголок необъятной Фантазии режиссер Андрей Гончаров, художник-сценограф Сергей Илларионов, художник по свету Алексей Попов, саунд-дизайнер Григорий Шмидко и медиахудожник Роман Пугач сделали непохожим на другой и продумали до мелочей …
Сам сюжет – настоящий приключенческий эпос, в котором герою предстоит пройти через все испытания, чтобы спасти страну Фантазию и ее Королеву.
И вот 3,5 часа зрители, как завороженные, чему способствует и медитативная музыка, которая звучит даже в антракте (а их тут два), следят, как продвигается в своем непредсказуемом и полном неожиданных поворотов путешествии выбранный Королевой для спасения Фантазии сирота из зеленого племени Атрей, встречающий на своем пути как друзей (конь Артакс, дракон удачи Фухур), так и врагов (Эргамуль Многий и прочая нечисть).
Спектакль очень зрелищный – помимо интересного светового решения, здесь и видеопроекции, и трюки, и живой вокал.
Но самое интересное, что более тридцати образов обитателей Фантазии созданы всего девятью актерами, которые за время действия многократно перевоплощаются и создают совершенно непохожие друг на друга образы.
Только заглянув в антракте в программку, вы узнаете, что Королева была еще и Скалоедкой, и Пурпурным буйволом и Уиулалой (прекрасная София Сливина), а коня Артакса и дракона Фухура (+ еще кого-то) играл Евгений Кутянин.
А Андрей Максимов, хоть внешне его и можно было узнать, создал ярчайшие, абсолютно непохожие друг на друга образы кентавра Сайрона и Эргамуля Многия! И еще парочку образов.
Это было круто!!!
Спектакль одинаково интересен и детям, и взрослым. Смотреть его – одно удовольствие. Вот только бы немного подсократить и ограничиться одним антрактом.
Когда пишешь отзыв на сайте Афиша.ру, в конце тебе предлагают выбрать из представленного списка эмоций те, что вы испытали на спектакле.
Для премьеры МТЮЗа я выбрала «Абсолютный катарсис» и «Спектакль арестован за красоту»!!!
"Бесконечная история"
На сцене Московского театра юного зрителя Андрей Гончаров поставил сказку «Бесконечная история».
Сказка скорее для взрослых, чем для детей. Во всяком случае, не для маленьких детей точно, о чем, собственно, и маркировка 12+ честно предупреждает.
С сайта театра: «В бескрайней стране Фантазии поселилась печаль. Её королева больна неизвестной болезнью, и силы покидают её день за днём. Её леса и просторы, её волшебных жителей то здесь, то там проглатывает Ничто, и они исчезают без следа. Мир гаснет, а спасение укрыто в мечтах неизвестного и далёкого существа».
Философская такая сказка. О цели, о смысле, о том, как все взаимосвязано, о выборе (моя страна или моя любовь), о многом, короче. Но прежде всего о том, что в жизни человека должно быть место фантазии, иначе умрет что-то очень важное, необычное, красивое.
Спектакль не лишен легкого юмора, но тоже понятного скорее тем, кто постарше. Понравилось про Лермонтова) и про «будь ты прав или будь ты лев» (сопровождающегося львиным рыком, люблю игру слов).
Действие сопровождается большим количеством музыкальных вставок. Узнаваемых, популярных песен, но я так и не уловила, была ли это местами фонограмма или всегда живое исполнение силами актеров. То, что часто актеры пели сами – это точно. И играли на разных музыкальных инструментах. Прям молодцы-молодцы.
Но главное достоинство постановки, на мой взгляд, в ее визуальной красоте. Вот вроде нет никаких пафосных дорогих декораций, все сделано из подручных средств, но как же красиво. Прежде всего за счет игры света, художнику по свету (Алексей Попов) моё главное спасибо за этот спектакль. И еще Сергею Илларионову, художнику спектакля, за совершенно прекрасные костюмы. Именно ради вот этого сочетания костюмов и света стоит сходить на «Бесконечную историю»
Но печаль постановки в том, что она совершенно оправдывает свое название. Все-таки 3,5 часа для детского спектакля – это явный перебор. Его бы сократить на час – и цены бы ему не было. И сократить, мне кажется, можно легко. Особенно третье действие, затянутое до невозможности. Например, сцена «в самолете» - она зачем? Это единственная моя претензия к этому спектаклю, но очень значимая. Справедливости ради скажу, что есть два антракта, довольно длинных (второй 25 минут), но куда вы денетесь в антракте, все равно же в театре. Да и после второго антракта зрители в зал пришли… с бутылками кока-колы и стаканами кофе! А чего не с поп-корном?! Я понимаю – душно и хочется спать, но нельзя же в зал пускать с едой и напитками, кроме воды ((. Я очень люблю МТЮЗ, стараюсь смотреть там все по максимуму, и мне очень грустно наблюдать такие нехорошие звоночки.
Однако, оглядываясь сейчас на вчерашний просмотр спектакля и спрашивая себя, стоило ли ходить, я однозначно отвечаю, что да, стоило, потому что от визуальной картинки я просто в восторге, и ради нее вполне можно потерпеть растянувшееся действие.
Да и актеры отыгрывают свои роли с полной отдачей. Причем каждый из актеров играет несколько персонажей. На поклонах даже странно было видеть, что их всего 9 человек, так многообразно была населена страна «Фантазия», столь сложен был грим (из-за него, возможно, и такие антракты длинные), что в процессе спектакля и не всегда замечаешь, что вот это вот сказочное существо только что было совершенно другим. София Сливина, например, превращается из Скалоедки в Королеву, Пурпурного буйвола, Уилуалу (не спрашивайте, кто это, она сама не знает))). И многие так же перевоплощаются у нас на глазах.
То есть в целом я провела очень неплохой вечер).
«Бесконечная история»
С огромным удовольствием хочу рассказать об еще одной классной премьере в МТЮЗе – спектакле «Бесконечная история». Да-да, по той самой книге М.Энде, где мальчик Бастиан спасает страну Фантазию, и по которой еще был снят фильм с полетами на очаровательном белом драконе. Узнав, что режиссер Андрей Гончаров переносит это действие на театральную сцену, я впечатлилась такой инициативой и, конечно, не могла упустить возможность увидеть спектакль самой.
Прежде всего, считаю важным уточнить, что я никогда не считала «Бесконечную историю» детской книгой. Я и многие мои знакомые читали ее в 12-14 лет, да и главные герои там примерно такого возраста. Поэтому, наличие в зале детей младшего школьного возраста меня удивило (спектакль 12+). Кроме того, он очень долгий – 3,5 часа с 2 антрактами, а столько и не каждый взрослый высидит.
Сюжет развивается параллельно в нашем мире, в котором прячущийся от хулиганов мальчик Бастиан находит в книжной лавке книгу с надписью «Бесконечная история» и приступает к ************** чтению. И тут появляется параллельный слой сюжета – гибнущая страна Фантазия, которую поглощает черное Ничто – чтобы спасти ее, надо спасти умирающую от неизвестной болезни Королеву. А сделать это может только мальчик Атрей, который пускается в далекое и опасное путешествие.
Конечно же, главные герои – Бастиан (Дмитрий Агафонов), Атрей (Сергей Волков) и Королева (София Сливина), перевоплотились в подростков просто невероятно достоверно! Я говорю, прежде всего, о некой «естественности» поведения, которую не всегда удается передать взрослым артистам. Еще из интересных решений – демонстрация на экране названий глав. Не всегда это, конечно, имело большую смысловую нагрузку, но хорошо передавало идею, что все происходящее на сцене – часть написанной истории. Герои часто ходят по центральному и боковым проходам, что позволяет рассмотреть костюмы, да и в целом, очень нравится детям. Конфетки, которые по аналогии с самолетом, раздавали перед большим полетом Фухура и Атрея, вообще вызвали бурный восторг.
Спектакль, конечно, рекомендую – замечательное переложение знаменитой фантастической истории на сцене: режиссеру удалось перенести в реальность тот самый сказочный мир со всеми его героями, при этом сохранив уникальность своего собственного видения.
«Исход», Московский Театр Юного Зрителя
В МТЮЗе премьера – спектакль «Исход» Камы Гинкаса. Что будет, если взрослый мужчина сломается под гнетом проблем своей «серой» жизни: ненавистная работа в фотобудке, крошечная зарплата, раздражающая жена, тяжело больной сын – и … просто решит исчезнуть?
Спектакль напомнил мне уже виденную мною в Театре Виктюка постановку «Беглецы», где описывается такой «побег» на выходные смертельно больного дедушки с внуком. А еще, книгу Мариам Петросян «Дом, в котором…», потому что где может оказаться заблудившийся главный герой, якобы потерявший память? Только в психоневрологическом интернате с другими сумасшедшими и аутистами, обитатели которого живут в каких-то своих мирах, но конечно, у каждого есть свои особенности и своя трогательная история.
Интересно пространство, выбранное под спектакль. Сначала, посмотрев на схему зала, я даже подумала, что он играется на малой сцене, во флигеле. Но я ошиблась, «Исход» идет на основной сцене, причем в самом прямом смысле: нужно подняться на подмостки, пройти через красивый бордовый занавес в специально отгороженное пространство и занять свои места прямо на сцене. Декорации – простая железная кровать и разрисованные наивными рисунками обои на стенах, на которых на протяжении действия появляются иконы, некоторые из которых весьма специфические – например, изображение четверки «Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин» с нимбами.
Название «Исход» - не случайно. «Исход» - это библейское предание о массовом выходе порабощенных евреев из Египта под предводительством Моисея. Так и наш герой Андрей (Александр Тараньжин), «берет» себе понравившееся имя библейского пророка. Отныне он – Моисей. Однако, у меня сложилось впечатление, что у него изначально есть некое стремление к побегу в целом: уйдя из дома и проведя некоторое время в интернате, он понимает, что однообразная жизнь «в тюрьме» с подъемом в шесть утра и шитьем носовых платков его тоже не устраивает, и думает уйти и оттуда, потихоньку склоняя к мятежу и своих соседей. В спектакле еще и присутствует музыкальная тема из фильма «Список Шиндлера», и мы думаем: обитатели интерната – кто они в этой «реальности»? Порабощенные реальным миром «египтян» и «фашистов» - «израильтяне»? И нужен ли им «исход», если они действительно не вполне нормальные, а их Моисей – только прикидывается? Для них интернат – не рабство и не гетто. Тем не менее, один из важнейших уроков Андрей усвоил на своем опыте: и мысль сдать сына-аутиста в интернат, вероятно, больше никогда не придет ему в голову.
Каждый герой «Исхода» - уникальная личность. Больше всего «зацепили» Валя (Марина Зубанова) – предприимчивая пожилая дама, которая прячет в молельной комнате фляжку с коньяком, выменянным у уборщицы за мытье полов, тайком от санитаров красит губы помадой и зовет Андрея «целоваться». И молодой парень Леха (Всеволод Володин), сданный в интернат матерью по просьбе отчима: страдающий от физических и речевых тиков (неконтролируемый мат и подергивания головой), зато он смог взломать пароль от интернета в компьютерной комнате и урывками общается с девушкой «по переписке». Посвященная ей песня «Самая любимая» группы «Челси», которую он зажигательно исполняет на внутреннем интернатовском концерте, выглядит невероятно наивно и трогательно. Но, конечно, очень понравились еще и строгий и справедливый Врач (Сергей Кузнецов), и суровая надзирательница Альмира Тальмыровна (Наталья Златова), и молодой филолог, вынужденный работать прорабом, с который Андрей расписывал стены в детских садах в рамках программы социализации (Александр Скрыпников).
Наконец, не могу не выделить образ жены героя Наташи (Дарья Петрова): она незримо присутствует на сцене большую часть времени, присматривает за непутевым мужем и прощает его за побег. Не зря в программке она указана как «жена Ангел-хранитель».
Чем все закончилось и вернулся ли наш блудный герой к семье, рекомендую узнать вам самим. А я закончу словами самого Камы Гинкаса, сказанными перед началом спектакля: «Желаю, чтобы в вашей жизни всегда был выход и вам не потребовался исход!».