В Концертном зале имени Сайдашева проходит музыкальный фестиваль «Рахлинские сезоны», посвященный легендарному дирижеру Натану Рахлину. Каждый год маэстро Александр Сладковский устраивает приношение основателю Госоркестра Республики Татарстан, который 13 лет стоял за его пультом. Программы фестиваля охватывают западноевропейскую и русскую симфоническую музыку — те направления, которые были особенно близки Натану Рахлину и в которых он был непревзойденным интерпретатором. Нынешний фестиваль в Казани также отвечает славной традиции, которую воплощают в звуках ГАСО РТ, лучшие солисты и дирижеры, приглашенные Сладковским. Надежда Травина посетила открытие «Рахлинских сезонов» и делится впечатлениями.

Первый концерт фестиваля объединил таких стилистически противоположных друг другу композиторов XX века: Сергея Прокофьева и Густава Малера. Госоркестр Республики Татарстан знаком с их музыкой не понаслышке: симфонии и концерты Прокофьева коллектив исполняет с регулярной периодичностью, а симфонии Малера считаются их визитной карточкой: в конце декабря в Москве музыканты представили последнюю в коллекции сыгранных малеровских симфоний, а маэстро Сладковский окончательно стал истинным «малероведом». На открытии «Рахлинских сезонов» прозвучала Четвертая симфония, которую с ГАСО РТ представил дирижер Дмитрий Юровский: после концерта маэстро признался в любви к оркестру Сладковского и отметил, насколько у них совпала энергетика и желание музицировать. Тандем у Госоркестра Республики Татарстан и приглашенного дирижера действительно сложился: исполнители чутко реагировали на каждое указание младшего представителя знаменитой династии Юровских. В финале Четвертой симфонии солировала народная артистка Республики Татарстан Альбина Шагимуратова, которая два года назад также принимала участие в открытии «Рахлинских сезонов». Оперная примадонна, выросшая в Казани и здесь же возродившая легендарный конкурс имени Глинки, появилась на сцене одновременно с триумфальным звучанием ми-мажорного аккорда, предваряющего начало четвертой части. Альбина Шагимуратова спела финал, повествующий о картинах рая, проникновенно, просветленно, ангельским тембром — и слушатели действительно вкушали небесные радости, спустившиеся в Зал Сайдашева.

Во Втором скрипичном концерте Прокофьева, который Яша Хейфец называл одним из величайших в истории музыки, также прозвучавшем в этот вечер, солировала заслуженная артистка России, скрипачка Елена Ревич. С ГАСО РТ они прекрасно дополняли друг друга, галантно уступая в праве голоса. Лирическое соло скрипки, открывающее первую часть, словно вело за собой оркестрантов, и это взаимодействие не исчезало вплоть до заключительных тактов жизнеутверждающего финала в духе мазурки. Госоркестр Республики Татарстан показал типично прокофьевский цикл, как в смысле эмоционально-образной направленности — от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле выразительных средств. В партере присутствовали почетные гости — первый состав Государственного симфонического оркестра ТАССР, а также музыканты, которые в разные годы работали с Натаном Рахлиным. Их долгие продолжительные аплодисменты в адрес нового поколения ГАСО РТ, воспитанного Александром Сладковским, и были лучшим свидетельством признания и той самой преемственности, которая так важна сегодня.