Спектакль Записные книжки

Оценка редакции
Дата премьеры: 3 сентября 2010

Трогательная инсценировка записных книжек Антона Павловича Чехова.

Перед зрителем  своеобразная внутренняя лаборатория писателя и драматурга, многие замыслы которого не были воплощены в сочинениях, но сохранились в его дневниках. Это попытка объясниться в любви тому, что для Чехова  было святая святых, — к его записям, в которых четко прослеживается идея будущего России и судеб отдельных ее представителей. Холостяки и артисты, экзальтированные дамы и приторные семейные пары, барышни и чиновники, художники и их критики, доктора и официанты, — перед зрителями галерея чеховских персонажей, сколь реальных, столь и надуманных. Все они сидят на веранде за длинным столом и ведут пустые разговоры о любви и смерти. Однако ж сколько во всем этом красоты, обания и мудрости.

Спектакль порадует всех, — и ретроградов от искусства, и просто случайно купивших билет в чудный театр Сергея Женовача.

Отправить другу

Отзывы о «Записные книжки»

Мари 11 октября 2018, 09:40

Любопытно было посмотреть на театральную постановку, имеющую в основе своей записные книжки Чехова, сырой необработанный материал, который есть, наверное, у каждого писателя, обрывки фраз, сценки, наблюдения, все то, из чего потом он черпает что-то для литературного произведения любой формы. Московский драматический театр под руководством Сергея Женовача "Студия театрального искусства" взялся за эту нелегкую задачу впервые.

Режиссер спектакля и руководитель театра Сергей Женовач: "Это мысли без начала и конца, они как будто растворяются в воздухе, они как будто ищут свой дом, пристанище, это мысли в поисках своего произведения. Наш спектакль — это попытка объясниться в любви тому, что для Антона Павловича было святая святых, что он никому не показывал"

Сценография интересная, вся сцена - это длинный стол, заполняющий все пространство, и уже перед началом действия около двадцати актеров сидят за столом и бесшумно общаются, выпивают и закусывают, ну а с началом спектакля появляется звук, и записные книжки оживают. Застолье трансформируется, то это чествование успешного актера, то свадьба, а то и похороны. Много водки, вина, и в очередном очень пьяном застолье подвыпившими или напившимися людьми озвучиваются заметки-наблюдения Чехова. Актеры не сидят статично за накрытым столом, персонажи уходят танцевать или пройтись, поэтому сценки разыгрываются в разном составе, то вдвоем-втроем, то всей труппой. Вот такое вот непрерывное застолье, Чехов, доведенный до абсурда, философия, пьяные реплики, анекдоты, шутки и пронзительная русская тоска.

Радует свежесть и молодость талантливых актеров, еще недавно игравших на сцене учебного театра ГИТИС, а теперь составляющих основную труппу театра. Ярко, проникновенно, искренне. Зрителю не дают заскучать и в фойе, где играет живой оркестр, а в антракте те же актеры неутомимо танцуют и веселятся.

Еще в первом действии из однородной на первый взгляд массы персонажей начинают выделяться Молодой Литератор (Андрей Шибаршин), и зритель слышит из его уст не только фразы из записных книжек, но и реплики Кости Треплева, хотя, возможно, Антон Павлович и их записывал в свои наброски - и Артист Тигров (Даниил Обухов). Артист большей частью фиглярствует и острит, Литератор же, напротив, искренне и страстно говорит о будущем России и роли интеллигенции. Хорош образ и Путешествующего (Григорий Служитель), который на протяжении первого действия ходит по залу к сцене в дорожном плаще и с чемоданом, расширяя тем самым сценическое пространство.

Женские образы красивы и пустоваты, мужчины интереснее, и хотелось бы сказать, что чеховские фразы отдают женофобским душком, но это не совсем так, скорее, в целом мизантропическим и грустно-безнадежным, хотя в конце спектакля вроде бы и даруется надежда на возможность счастья хотя бы для тех, у кого жизнь впереди: "чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла."

Лариса Чугуевская 13 марта 2011, 02:02

Вроде бы все повествование сосредоточено вокруг разбитного застолья, но актеры так фонтанируют мыслями и житейскими замечаниями, что спектакль получился чуть ли не мозговой атакой.
Чехов суховат в наблюдениях, но глубок. И полон хандры...
Актеры так любезно и натурально зазывали в антракте угоститься мороженым, что этот сценический ход Женовача запечатлелся в памяти как дополнение к спектаклю.

Рецензии

Рецензия на спектакль «Записные книжки»

Студия театрального искусства Сергея Женовача Антон Чехов «Записные книжки»

7 октября 2011, Ирина Тарасова

Читайте про другие
события

Актеры «Записные книжки»

Смотреть всех актёров

Статьи по теме

Другие спектакли / драма

Еще лучше спектакли в Москве

17 февраля (вс) | 18:00 | Гоголь-центр, драма 17 февраля (вс) | 18:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

16 февраля (сб) | 19:00 | Большой театр, балет 16 февраля (сб) | 19:00

Одноактные балеты Джорджа Баланчина: все звезды Большого на одной сцене.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

20 февраля (ср) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, драма 20 февраля (ср) | 19:00

Энергичный спектакль Карбаускиса о миграции и терроризме.

20 февраля (ср) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 20 февраля (ср) | 20:00

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.