Отзывы о "Записные книжки"

Оценка редакции
Ирина Тарасова
7 октября 2011

Рецензия на спектакль «Записные книжки»

Студия театрального искусства Сергея Женовача Антон Чехов «Записные книжки»

Не имея умысла пиарить «Продюсерский центр Владимира Смолкина», заметим, однако, что очередное «колумбово открытие» Смолкина-младшего для петербургских театралов оказалось не менее удачным, чем Америка вместо Индии: для особенного московского театра в северной столице свой зритель (а теперь и поклонник) нашелся в немалом количестве.


Надо сказать, что, когда под овации в финале «Записных книжек» из зала звучно донеслось «Браво, Москва!», «искренняя благодарность» несколько смутила. Что говорить: работает молодежь Женовача качественно, скрупулезно, мастер у них — редкая удача, художник Александр Боровский — под стать режиссеру. Но ведь здесь, в Питере, они выходили на сцену, намоленную более полувека не меньшим мастерством и талантом, где самый воздух пропитан любовью и уважением к театру и слову. Но это уж так, к слову. Пора проявить петербургское гостеприимство, оценив бесценный театральный подарок. «Записные книжки» завершали гастроли студии Женовача в Петербурге, и вполне логично. Мастерство работы с литературным текстом, отработка каждой реплики актеров, тщательнейшая работа с мизансценой, сценографическое решение — здесь должно было проявиться (и проявилось) в полной мере. Но главное — это, конечно, сам литературно-театральный посыл, гениальный, как и все «посылы» Женовача В качестве материала для спектакля взять не просто прозу, но фрагменты, заметки, записки — творческую даже не мастерскую, а этакую кладовочку, в которую сброшено все: случайный анекдот, историйка, подслушанная в поезде, приятельские «мысли вслух», собственные наблюдения, заметки почти на манжетах... И из этого «сора», «не ведая стыда», не просто соорудить, но архитектурно выстроить драматургический материал, сочинить героев, «посеять» конфликт и разрешить его в финале «проросшим» текстом одного из лучших чеховских рассказов «Студент». И при всем при том не нарушить чеховской ткани жанра «записных книжек», оставив «драматургическое шитье» сделанным на живую нитку — пунктиром, карандашным наброском. Это еще не драма, все и всё еще может измениться: и характер пока не застыл в безысходности, и судьба не «пророчит», но всего лишь предупреждает и обещает.

Удалось ли? Практически, да. Особенно в первом действии, которое решено режиссером как набросок чеховского водевиля или комедии, например, будущих «Свадьбы» или «Юбилея», или комических эпизодов «Вишневого сада». Здесь даже герои «Чайки» «нарождаются» - то в будущих репликах Треплева, то во фрагментах монологов Аркадиной. И продуваемое, просвеченное пространство веранды — не дом на фундаменте, но и не степь, где ветер свистит бездомно, - самих участников этих «драматургических записок» делает немного «прозрачнее». Вот они сидели, жевали основательно, острили, каламбурили, откровенничали и вдруг разбежались, исчезли и звучат эхом одни голоса да музыка. А были ли и вправду? «Ау, Мисюсь, где ты?»

А вот лирическая драматургия второго действия странно зависала и пробуксовывала. Хотя и «дождливое настроение» ей было задано, и атмосфера вечерних размышлений о нелепостях судьбы сгустилась вокруг невнятно горящей лампы. И вот уже не просто герои, но целые сюжеты позднего Чехова проявлялись здесь явственнее, и кульминационный монолог звенел отчаянием будущего Треплева. Однако, как говорят нынче, отчего-то «не цепляло». Все-таки у лирической драмы герой определеннее, чем у водевиля и комедии. Выражение боли, любви и страдания у Чехова всегда «обличено лицом», характером. Даже у безымянных героев. Может, потому и монолог, которым завершаются «Записные книжки» не прозвучал, как хотелось — ведь чеховский «Студент» тем и гениален, что это история индивидуального открытия «маленьким человеком» семинаристом Иваном Великопольским своей причастности к большой человеческой истории и судьбе. И чувство счастья — от этого осознания свое необезличенности и большой судьбы. На этом «невыразимо сладком ожидании счастья, неведомого, таинственного счастья» зал мог бы не просто разразиться овациями, но выдохнуть ощущением «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла жизни». А получилось несколько проще. Слава богу, не банальнее. Да и какие их, птенцов Женовача, актерские годы («ему было только двадцать два года»)? Подождите немного — следующий приезд студии Сергея Женовача мы с вами еще надышимся и словом, и талантом. Для театральной зрелости время еще есть.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Записные книжки»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

31 марта (вс) | 19:00 | «Мастерская» под руководством Г. Козлова, комедия 31 марта (вс) | 19:00

Главный хит «Мастерской» Григория Козлова по комедии Александра Вампилова.

11 апреля (чт) | 19:00 | Концертный зал Мариинского театра, опера 11 апреля (чт) | 19:00

Опера в трех действиях.

Премьера

8 апреля (пн) | 19:00 | Театр им. Ленсовета 8 апреля (пн) | 19:00

Спектакль по пьесе «Сон в летнюю ночь».

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. Ленсовета, драма 28 марта (чт) | 19:00

Юрий Бутусов представил свою версию памятника мировой литературы.

Премьера

4 апреля (чт) | 19:30 | Новая сцена Александринского театра, мелодрама 4 апреля (чт) | 19:30

Премьера спектакля по пьесе Резо Габриадзе

Премьера

11 апреля (чт) | 19:30 | Новая сцена Александринского театра, драма, исторический 11 апреля (чт) | 19:30

Автор обращается к событиям Древнего мира и находит массу параллелей с днем сегодняшним.

27 марта (ср) | 19:00 | Александринский театр , драма 27 марта (ср) | 19:00

Французский режиссер о российском зрителе, «кричащих» артистах, законах и политическом театре.

Премьера

25 апреля (чт) | 19:00 | Каменноостровский театр (вторая сцена БДТ), драма, исторический 25 апреля (чт) | 19:00

По мотивам романа Винфрида Георга Зебальда.

Премьера

28 марта (чт) | 19:00 | БДТ им. Г. А. Товстоногова, драма 28 марта (чт) | 19:00

По мотивам пьесы А. П. Чехова «Три сестры».

Премьера

1 апреля (пн) | 19:00 | Приют комедианта, драма 1 апреля (пн) | 19:00

Константин Богомолов выпустит второй спектакль на сцене «Приюта комедианта» — «Преступление и наказание» по мотивам романа Федора Достоевского.

Премьера

28 марта (чт) | 19:00 | Приют комедианта, драма 28 марта (чт) | 19:00

Пьесу Аллы Соколовой в 70-ые ставил каждый третий театр. Новая постановка в «Приюте Комедианта».