В сентябре начинается новый театральный сезон. Журнал «Ваш досуг» рекомендует самые многообещающие премьерные и гастрольные спектакли.

Сцена из спектакля Театра «Практика» «Коммуниканты»

«Коммуниканты»
Театр «Практика», 3–5 сентября
«Практика» продолжает традицию verbatim — спектаклей, в которых важны не столько герои и сюжет, сколько язык. В «Коммуникантах» это язык среднестатистического российского политика — из тех, кто с трибуны шпарят канцеляритом, а в быту с легкостью переходят на мат. Молодой драматург Денис Ретров писал свою пьесу явно не без влияния Сорокина, но получилось очень лихо и остроумно. Главную роль играет замечательный актер-клоун Борис Каморзин.

«Записные книжки»
Студия театрального искусства,  3, 4 сентября
Сергей Женовач вновь обратился к Чехову. Как говорит сам режиссер, «мы будем играть 141 страницу записных книжек, 30 листов его так называемых набросков на отдельных листах и вторую и третью книжки». Спектакль большой — заняты почти все студийцы. Но далекий от всякого пафоса: в СТИ обещают, что зрелище будет озорным и даже хулиганским.


Сцена из спектакля МХТ им. Чехова «Прокляты и убиты»

«Прокляты и убиты»
МХТ им. А.П. Чехова, 5, 6, 18, 29 сентября
Виктор Рыжаков — режиссер громких спектаклей по пьесам Ивана Вырыпаева «Кислород» и «Бытие №2». Сейчас вместе с мхатовской молодежью он делает инсценировку романа Виктора Астафьева, в свое время вызвавшего в обществе бурю негодования. Полная натуралистических подробностей эпопея о молодых новобранцах, поставленных в жуткие, унижающие человеческое достоинство условия, показывает великую войну с другой, не парадной стороны.

«Мера за меру»
Театр им. Евг. Вахтангова, 7, 8, 15, 28 сентября
Эту последнюю, написанную уже после «Гамлета» комедию Шекспира часто называют «черной». И не только из-за циничного юмора. Уж больно зло и пессимистично великий бард тут показывает природу человека, который не способен устоять перед искушением властью. Историю о строгом блюстителе нравов, воспылавшем страстью к будущей монашке, ставит один из лучших современных режиссеров Юрий Бутусов, большой
спец по Шекспиру.


Спектакль театра «Мастерская Петра Фоменко» «После занавеса». Соня — Полина Кутепова

«После занавеса»

Мастерская Петра Фоменко, 8, 9 сентября
Поставив многочасового «Улисса» Джойса, Евгений Каменькович взялся за его соотечественника Брайана Фрила, которого часто называют «ирландским Чеховым». Большой любитель русской литературы, Фрил не только много переводит нашу классику,
но и придумывает свои версии знакомых сюжетов. Например, пьеса «После занавеса» описывает возможную встречу Андрея Прозорова из «Трех сестер» и Сони из «Дяди Вани» в затрапезном привокзальном буфете молодой Советской республики. Главные
роли играют Полина Кутепова и Никита Зверев.


Сцена из спектакля Александринского театра «Укрощение строптивой». Люченцио Тихон Жизневский, Бьянка Мария Луговая

«Укрощение строптивой»

Александринский театр на сцене Театра Моссовета, 11, 12 сентября
Ставить Шекспира в Александринке ее художественный руководитель Валерий Фокин пригласил литовца Оскараса Коршуноваса. Любимец европейских фестивалей, представитель новой режиссерской волны, он превращает классику в ультрасовременные театральные тексты. Тот, кто видел его мистического «Гамлета» или отвязных «Ромео и Джульетту», наверняка поймет, что новая постановка Коршуноваса будет не просто комедией про дрессировку упрямых невест.

«Гамлет»
Театр «Шаубюне» на сцене «Театриума на Серпуховке», 12, 13 сентября
Еще одну радикальную шекспировскую постановку в Москву привозит Театр Наций в рамках своего проекта «Шекспир@Shakespeare». Знаменитый немецкий режиссер Томас Остермайер (несколько лет назад мы видели его «Замужество Марии Браун») ставит «Гамлета» как трагикомическую историю о насквозь прогнившем, коррумпированном обществе, где убийства, доносы, насилие и сексуальные связи — обычные средства для достижения власти.

«Пьеру Ришару. До востребования»
«Арт-партнер XXI» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова, 20, 21 сентября
Те, кто недолюбливает авангард, тоже не останутся обделены событиями. Им стоит сходить на спектакль с участием живой звезды французского кино Пьера Ришара. Поседевший высокий блондин в черном ботинке читает письма, которые он получает от своих порой весьма эксцентричных почитателей, травит актерские байки о Каннском кинофестивале и делится со зрителями житейской мудростью. Аккомпанирует маэстро
его сын Кристоф Дефэй.

«Константин Райкин. Вечер с Достоевским»
«Сатирикон», 24–26 сентября
В год 60-летнего юбилея Константин Райкин вспоминает первую серьезную роль в своей актерской карьере. В спектакле Валерия Фокина по «Запискам из подполья» (он назывался «И пойду, и пойду») молодой артист «Современника» сыграл бедного коллежского асессора, пристрастно исследующего собственную душу. Спустя почти сорок лет, и опять вместе с Фокиным, Райкин решился снова задать себе те трудные вопросы.


Сцена из спектакля театра «Школа современной пьесы» «Поле»

«Поле»
«Школа современной пьесы», 27, 28 сентября
А вот Иосиф Райхельгауз решился вывести на сцену драматурга Павла Пряжко — последнего птенца «новой драмы», страшного матерщинника, автора пьес «Трусы» и «Жизнь удалась». Постановка последней, кстати, удостоилась спецприза жюри «Золотой маски». Режиссер этого удачного спектакля Филипп Григорьян будет работать и над «Полем». Соц-артовскую историю про трактористов он обещает «поместить в пространство компьютерной матрицы».