Несмотря на доминирование Голливуда на мировом кинорынке, по всему миру люди снимали кино на протяжении последних ста лет. Интересные направления в кино возникали в самых разных уголках планеты. В этой лекции мы рассмотрим несколько ключевых кинематографических движений из Азии, которые происходили одновременно с политическими переменами, а в итоге оказали значительное влияние на мировое кино.

В 1930-х годах японское правительство установило строгий контроль над кино, подчинив всю индустрию Министерству пропаганды. Они цензурировали все фильмы, которые не соответствовали ценностями имперского правительства, и наоборот, продвигали кино, воспевающее японских военных.

После нападения на Перл-Харбор Министерство пропаганды позаимствовало практики нацисткой Германии и установило контроль над десятком самых крупных киностудий страны. Министерство объединило эти студии в две гигантских компании и приказало снимать провоенные фильмы. Японским кинематографистам было трудно достать настоящие кадры с полей сражений, поэтому они стали совершенствоваться в спецэффектах. Такой шаг сыграет на руку послевоенному кинематографу Японии, который будет существовать в куда более творчески свободных условиях.

Ясудзиро Одзу широко признается как мастер классического японского кино — период, который длился в кинематографе с 1926 по 1950-е годы. Первые работы Одзу — спокойные и человечные фильмы о семейных взаимоотношениях и конфликтах поколений. Среди режиссеров, которыми восхищался Одзу, был американский эмигрант из Германии, Эрнст Любич и американский кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит.

Первый фильм Одзу, который признали по всему миру, был комедийной драмой и назывался «Родиться-то я родился…». Сюжет рассказывает о братьях, которые разочаровались в своем отце, когда узнали, что он не смог дать отпор своему начальнику. Многие фильмы Одзу имеют схожий прием тонкой критики общества, которая раскрывается через интимные и личные истории.

Эстетически Одзу запомнился долгими и широкими кадрами, внутри которых медленно происходит действие. Часто такой прием понимают, как переосмысление традиционных японских ритуалов. Также Одзу прославился использованием внекадрового пространства: его персонажи могут покинуть кадр на относительно долгое время, а камера продолжит снимать мизансцену без героев. Такие моменты отсутствия героев в кадре часто связывают с дзен-ценностями смирения и созерцания пустоты. Японские обычаи и традиционная культура стоят у истоков фильмов Одзу, несмотря на то что его герои современники. После войны Одзу снял три шедевра: «Поздняя весна», «Ранее лето» и самый известный из его фильмов, «Токийская повесть». 

Окончание Второй мировой войны сильно изменило японский кинематограф. Большая часть страны была подавлена после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Некоторые японские кинематографисты осмысляли это событие недвусмысленным способом. Невозможно смотреть фильм 1954-го года Исиро Хонды «Годзилла» и не заметить параллель, скрытую за научно-фантастическим монстром и звуками, которые издает чудовище.

Годзилла просыпается от ядерных взрывов и люди весь фильм сражаются с потенциально апокалиптическими последствиями научного прогресса. «Годзилла» и сиквелы фильма продемонстрировали богатство и силу японской индустрии спецэффектов. 

После войны, американский генерал Дуглас Макартур возглавил оккупационные войска, которые следили за демократизацией Японии с 1945 по 1952 год. Это привело к новой цензуре в японском кино. Теперь было запрещено прославление империализма, феодализма и милитаризма. Оккупационные войска уничтожили сотни фильмов, которые показались им антидемократическими. 

В период оккупации государственные киностудии были разделены, чтобы подстегнуть конкуренцию на рынке, а кинематографисты поощрялись за съемку фильмов о демократических ценностях и личных свободах. Одним из режиссеров, раскрывшимся в послевоенный период, был Акира Куросава, который впоследствии станет одним из самых влиятельных кинематографистов в мировом кино.

Международное признание пришло к Куросаве в 1951 году, с выходом фильма «Расемон». Сюжет фильма — это убийство самурая, которое показано 4 различными рассказчиками. Зритель видит сюжетную историю 4 раза, каждый раз с новой точки зрения. В итоге, мы не можем сказать, как события происходили на самом деле. Куросава пытался показать, что правда и реальность — субъективные категории и в жизни, и в кино. Единственное, что остается людям — поступать друг с другом как можно лучше и человечней. 

В отличие от фильмов Одзу, камера в фильмах Куросавы постоянно перемещается. Этот же стиль характерен для его более поздних самурайских фильмов. Куросава заимствовал истории и сюжеты из других культур. Его самурайский фильм «Телохранитель» основан на американском детективе «Стеклянный ключ». «Трон в крови» — японская версия шекспировского «Макбета», а «Идиот» — экранизация одноименного романа Достоевского. 

Куросава в свою очередь сам вдохновил множество кинематографистов по всему миру. Джордж Лукас вдохновлялся фильмом Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости», когда снимал «Звездные войны». Шедевр Куросавы «Семь самураев» был переснят дважды в США. 

От аниме, хорроров и фильмов о кайдзю, японские фильмы гремели по всему миру. В то же время, в континентальном Китае происходили изменения из-за политических перемен. Первые китайские фильмы появились в 1905 году и в течение 5 лет индустрия начала формироваться — сперва в Шанхае, затем в других прибрежных городах.

Синхронный звук появился в кино в 1929 году, и китайская киноиндустрия продолжала расти до вторжения Японии в 1937 году. Японцы оккупировали Шанхай и закрыли все кинопроизводство до окончания войны. Когда Мао Цзэдун, лидер китайских коммунистов, захватил власть в 1949 году, партия установила контроль над производством фильмов, подчинив его Министерству культуры. В течение 1950-х, китайское правительство создало десяток крупных киностудий по всей стране, которые снимали прокоммунистические фильмы.

В 1966 году в Китае случилась Культурная революция, жестокое уничтожение большей части культурных и экономических институтов Китая, которое длилось десятилетие. Профессионалы из разных областей, включая кино, лишились работы и даже домов и в соответствии с приказом государства были высланы в провинцию на перевоспитание. 

В результате, производство фильмов практически остановилось в 1967 году, и эта пауза длилась 3 года. К 1970-му году производство фильмов постепенно возвращалось, но занимались им только кинематографисты-любители. Спустя какое-то время, перевоспитанные и переобученные профессиональны, вернулись из ссылки и продолжили снимать фильмы. 

Один из наиболее известных китайских режиссеров является Чжан Имоу. Его первый фильм, «Красный гаолян», выиграл главный приз Берлинского кинофестиваля в 1987 году. Имоу прославился своим ярким визуальным стилем. В 2000-х годах он сделал фильмы о боевых искусствах: «Герой» и «Дом летающих кинжалов». Он отвечал за постановку церемонии открытия олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Имоу даже поработал с большими американскими кинозвездами. Мэтт Деймон и Уиллем Дефо сыграли главные роли в его фильме «Великая стена», вышедшего в 2017 году. Этот фильм был одним из первых, который положил начало сотрудничеству китайских и американских кинематографистов.

Кроме континентального Китая, на островном Гонконге сложилась традиция кунг-фу фильмов. Киноиндустрия Гонконга развивала этот жанр в 60-х и 70-х годах прошлого века, оттачивая блестящую хореографию и быстрый монтаж. Брюс Ли и Джеки Чан популяризировали китайские боевые искусства по всему миру, а режиссер Джон Ву снимал блокбастеры «Без лица» и «Миссия невыполнима 2» в Голливуде.

Вонг Карвай — суперзвезда гонконгского кинематографа. Его туманные и размытые постмодернистские фильмы часто рассказывают истории о неразделенной любви и внутренней драме героев. От мечтательного лиризма в «Любовном настроении» до эпического боевика «Великий мастер», фильмы Вонг Карвая оказали сильное влияние на кинематографистов по всему миру.

Несмотря на мощь китайского и гонконгского кинематографа, самая большая киноиндустрия в мире находится в Индии. Там производится от 800 до 900 фильмов в год — примерно четверть от рынка мирового кино. Кинематограф в Индии начался еще при британском колониальном правительстве в начале XX века. Когда синхронный звук пришел в кино, в Индии возникла проблема: в стране говорят более чем на 16 языках. 

Когда вы слышите слово «Болливуд», то под этим подразумеваются киностудии в Мумбаи. Фильмы Болливуда снимаются на хинди, и составляют пятую часть всего кинематографа Индии. Фильмы на бенгальском языке снимаются в Калькутте, а киностудии Ченнаи снимают фильмы на тамильском, каннаде и телугу. 

Несмотря на языковой барьер, стилистически индийские фильмы близки друг другу. Большая часть кинематографа Индии — роскошные мюзиклы и мифологические истории любви, которые сделаны по строгим законам. Например, для мюзикла существует следующее правило: нужна кинозвезда, шесть песен, и три танца. 

Современная индийская система кинозвезд имеет много общего с американской в эпоху 1930-х годов. Звезды выбираются из актеров киностудиями, и фактически создаются ими, чтобы впоследствии выстраивать фильмы вокруг кинозвезды. Наиболее кассовый фильм Индии — «Месть и закон» Рамеша Сиппи. Это приключенческий боевик, явно вдохновленный голливудскими вестернами, в который вкрапляются индийские песни и танцы. «Месть и закон» был так популярен, что после выхода в прокат шел в кинотеатрах 5 лет.

В то же время, самым известный мастер индийского кино является Сатьяджит Рай, чей стиль отличается от большинства фильмов страны. Рай учился на художника, а когда пришел в кино, вдохновлялся итальянскими неореалистами, в особенности «Похитителями велосипедов» Витторио де Сика. В 1955 году Рай сделал свой первый фильм — «Песнь дороги». Сюжет рассказывает о взрослении юного бенгальского мальчика. В отличие от болливудских фильмов, кино Рая фокусируется на эмоциях персонажей и драматизме повседневной жизни. Фильм стал международным успехом и выиграл приз жюри Каннского фестиваля в 1956 году. Следующие два фильма Рая, «Непокоренный» и «Мир Апу» продолжали историю главного героя «Песни Дороги», который теперь был подростком. Теперь эти фильмы известны как «Трилогия об Апу» и они стали фундаментом международной славы Рая. 

В этой лекции мы обсуждали довоенный и послевоенный кинематограф Японии: от Одзу до Куросавы, затронули китайский кинематограф: от континентальных фильмов Чжана Имоу до кунг-фу кино из Гонконга и драм Вонг Карвая. Также мы узнали о крупнейшей киноиндустрии в мире, которая находится в Индии. В следующей лекции мы узнаем о кинематографе Ближнего востока, Африки и Латинской Америки. 

ДРУГИЕ ЛЕКЦИИ КУРСА «ВАШЕГО ДОСУГА» ПО ИСТОРИИ КИНО: