Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали аудио-версию материала

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс | Youtube |


Вам возможно известно имя Томаса Эдисона — именно он изобрел лампочку и фонограф. Как бы не так! Томас Эдисон — символ американских изобретений и лично придумал десятки устройств, но идей у него было больше, чем свободного времени, чтобы успевать все реализовывать. Поэтому он нанимал талантливых ученых и отправлял их на работу в первую в мире промышленно-исследовательскую лабораторию. Ученые под руководством Эдисона внесли огромный вклад в технологический прогресс, включая технологию кино.

Одним из молодых инженеров был человек, которого звали Уильям Диксон. У него была рабочая задача — сделать что-то, что могло бы оживить фотографии. Таким образом Эдисон надеялся сделать некий аналог фонографа для глаз. За несколько лет Диксон изобрел пару устройств: первую в мире кинокамеру и первый в мире кинотеатр с проектором, который позволял зрителям смотреть фильмы. 

До того, как Эдисон и его лаборатория создали первое устройство для показа фильмов, он подал две заявки в Патентное ведомство США — одну на схему конструкции изобретения, вторую — на его название. Идея изобретения была в том, чтобы создать развлекательное устройство, которое бы показывало кино под музыку или речь, проигрывавшуюся с фонографа. Сама машина должна была запускаться после того, как зритель опустит в нее монету. Эдисон хотел назвать это изобретение кинетоскопом

Уильям Диксон и его команда принялись за работу и сразу же столкнулись с несколькими сложностями. Во-первых, им нужно было придумать камеру для съемки изображений, которые воспроизводились бы в кинетоскопе. Пока Эдисон был во Франции, он встретился со старым другом Этьеном-Жюлем Маре, которого вы наверняка помните по прошлой лекции. Это был тот самый человек, который изобрел фотографическое ружье, чтобы изучать движения птиц.

Эдисон вернулся в США и дал Диксону образец этого ружья, и они договорились разработать камеру на основе изобретения Маре. Тогда возникла следующая проблема: рулоны бумажной пленки не были достаточно длинными, чтобы снимать даже небольшие сцены.

После серии экспериментов Диксон обнаружил, что именно светочувствительная эмульсия является главной составляющей пленки. Эту технологию используют и сегодня. Если вам нужно заснять изображение, нанести светочувствительный реагент на поверхность, добавьте свет и у вас будет изображение. Эдисон пошел к другому старому другу — предпринимателю Джорджу Истмену, который тоже был в первой лекции, и создател первые в мире бумажные фотографии. Эдисон попросил Истмена сделать длинные серии бумажной пленки, примерно 15 метров в длину. Теперь у Диксона была нужная пленка.

Последняя техническая сложность была в том, чтобы быстро останавливать и снова перемещать пленку через одинаковые промежутки времени. Устройство должно было захватывать и проецировать серию изображений и выдавать четкую картинку. Если делать это в неправильном темпе, изображение будет размытым. Таким образом, и камера, и устройство для просмотра должны были уметь захватывать и удерживать кадр достаточно долго, чтобы нужное количество света попало на пленку, а затем показанный кадр перемещался, и камера захватывала следующий кадр. 

Для решения этой задачи Диксон взял длинный рулон пленки и проделал в нем отверстия по краям — то, что мы называем перфорацией. Затем он сделал устройство, вдохновившись внутренним механизмом карманных часов. В основе устройства была шестеренка с крошеными зубцами. Механизм захватывал перфорированную пленку и за отверстия подтягивало ее вперед. Зубцы останавливались на доли секунды, прежде чем схватить следующий ряд отверстий и снова переместить пленку дальше. 

Таким образом, зритель видел последовательную серию неподвижных изображений, которые перемещаясь создавали иллюзию движения, до тех пор, пока устройство с зубцами прокручивало пленку достаточно быстро. В 1891 году в Национальной Федерации Женских Клубов в Нью-Йорке Эдисон представил прототип кинетоскопа. Выглядел он как шкаф с отверстием для глаза, чтобы зритель мог заглянуть через глазок и посмотреть фильм.

Кинетоскоп был первым устройством, которое позволяло показывать фильмы зрителям. Тем не менее, как бы ни был изобретателен Эдисон, он был ограничен в своем видении. Эдисон думал о фильмах как о дополнении к фонографам, которые люди слушали у себя дома и в специальных фонографических салонах. Однако, он не предвидел возможность показывать фильм огромному залу людей. 

Про отношения Диксона и Эдисона до сих пор ведутся споры. Некоторые исследователи считают, что Эдисон отговаривал Диксона он разработки кинопроекторов, и этот спор стал причиной их разрыва. Тем не менее, пока Эдисон и Диксон работают вмести над созданием двух изобретений, каждое из которых имело свои ограничения. Кинетограф был первой кинокамерой. Диксон разобрался как синхронизировать затвор камеры с одним кадром пленки, используя перфорированную пленку и зубчатый механизм. У кинетографа было несколько недостатков. Он был слишком большим, чтобы снимать изображения где-то кроме специальной студии, вдобавок ему требовалось электричество для работы. Поэтому влоги все еще невозможны.

Кинетоскоп был устройством для показа фильмов, и его разработали на основе кинетографа. С помощью кинетоскопа вы можете показать фильм одному человеку, а внутри его библиотеки было от 40 до 50 фильмов, каждый длиной приблизительно 16 секунд. Своеобразный Твиттер из мира кино. Эдисон и Диксон изначально хотели синхронизировать звук фонографа с изображениями в кинетоскопе, но они так и не придумали, как это можно сделать. В реальности, синхронизированный звук появится в киноиндустрии спустя несколько десятилетий. 

Один из ключей к успеху Эдисона — его маниакальное желание патентовать устройства, а после изобретения — не менее сильное желание поставить их на массовое производство. В свое время его упорство преобразовало промышленность. Даже крупномасштабные сборочные линии Генри Форда стали возможными благодаря инновациям Эдисон в области электроэнергетики. Ведь какая-то сила должна была заставлять конвейерные линии двигаться.

В 1894 году канадский предприниматель Эндрю Холланд открыл первый салон кинетоскопов в Нью-Йорке. Он брал за просмотр по 25 центов с человека. У Эдисона закружилась голова от денег и вскоре салоны кинетоскопов были открыты по всей Америке. Люди стояли в очередях, чтобы мельком увидеть движущуюся картинку, которая сопровождалась музыкой из фонографа и легкой закуской. Также как сегодняшние кинотеатры, владельцы кинетоскопических салонов зарабатывали большую часть денег на побочных продуктах, так как им приходилось покупать или брать в аренду кинетоскопы и фильмы. 

Тем временем Эдисон хотел собрать каждую копейку до которой мог дотянуться. Поскольку открывалось все больше кинетоскопических салонов, и все больше людей хотели посмотреть фильмы, Эдисон назначил Диксона ответственным за кинопроизводство: от написания сценария и кастинга актеров до создания декораций и съемки. Вместе с Диксоном он построил первую в мире киностудию в Уэст-Орандж в Нью-Джерси. Киностудия возникла не на пустом месте, именно в этом помещении Диксон снял на кинетограф свои первые фильмы

Эдисон с Диксоном вложили около 600 долларов, чтобы превратить помещения в полноценную студию. Они покрыли стены просмоленной бумагой, чтобы лица актеров выделялись на черном фоне. От сотрудников постоянно шли жалобы на то, что студия была тесной, душной и жаркой. Из-за таких условий студию прозвали «Черной Марией» в честь местного названия полицейских грузовиков. У вас уже сложилось впечатление, что значит работать на такого человека, как Эдисон.

Поскольку кинетографу требуется много света для записи изображения Диксон построил выдвижной люк на крыше и проложил по кругу железнодорожные рельсы, чтобы можно было двигаться с кинетографом за солнечным светом. Каждый день с 1893 по 1895 Уильям Диксон работал как продюсер, режиссер и оператор для сотен кинетографических фильмов. В большинстве из них играли эстрадные актеры, а по жанру это были буффонады, в которых действию отдавался приоритет над сюжетом.

Эстрадные актеры того времени путешествовали группами и устраивали разные шоу: от музыкальной комедии и акробатики до скетчей с дрессированными животными и отрывками из популярных пьес. Гарри Гудини, Боб Хоуп, Бастер Китон — все они были эстрадными актерами. Самые известные актеры играли в больших театрах крупных городов и это делало их недоступными для широких масс. Кинетограф пришелся тут кстати, и зрители со всей страны смогли увидеть легендарных звезд, о которых до этого только слышали. 

Эстрадные таланты были преимуществом для первых кинематографистов. У Диксона было всего 16 секунд, и он не мог записать синхронный звук. Поэтому выступления должны были быть интересными и насыщенными. Помогала и узнаваемость известных актеров, на которых выстаивались очереди. Кроме того, талантливых актеров было много, поэтому можно было легко удовлетворить растущий спрос на новые фильмы.

Эстрадная схема утолила жажду кино, возникшую у публики, но только на время. Потому что какими бы революционными и технологичными ни были кинетограф и кинетоскоп, их недостатки угрожали доминирующему положению Эдисона в сфере кино. Во-первых, кинетограф был статичным — камера не могла двигаться, потому что была слишком большой и требовала электричества. Поэтому снимать фильмы кинетографом можно только с одной точки. Во-вторых для кинетографии требовалось много света, поэтому снимать можно было лишь тогда, когда в Нью-Джерси было солнечно. 

В-третьих, конструкция кинетоскопа подразумевала что только один человек единовременно мог смотреть фильм. Это прекрасно для социофобов, но плохо для бизнеса. Потому что это означает длинные очереди и сильно ограниченное количество клиентов, которых кинетоскоп может обслужить за один день. И в-четверых, пока еще не было монтажа. Каждый фильм был одним непрерывно-снятым кадром. Последний недостаток не столь важен, в истории кино есть фильмы, снятые одним кадром. Но пока не появился монтаж, истории, которые можно было рассказывать, начинались и заканчивались в одном коротком кадре. Несмотря на этот список недостатков, коммерческое кино возникло благодаря Томасу Эдисону, и в особенности благодаря Уильяму Диксону. Что бы ни делали режиссеры, все началось еще тогда, в конце XIX века.

В этой лекции мы обсудили два ключевых киноизобретения: кинетограф и кинетоскоп. Они использовались для съемки и демонстрации самых первых фильмов. Принципы массового производства помогли распространить изобретения, навсегда изменив карту массовых развлечений. Появилась первая киностудия, на которой работали известные эстрадные актеры, изображая действия вместо сюжетного повествования. В следующей лекции мы обсудим первые кинопоказы и то, как люди начали смотреть кино коллективно. 

ДРУГИЕ ЛЕКЦИИ КУРСА «ВАШЕГО ДОСУГА» ПО ИСТОРИИ КИНО: