Прошло то время, когда единственным способом посмотреть фильм был поход в кинотеатр. Сейчас можно смотреть почти все что хочешь, когда угодно и где угодно.

Киностудии сделали большую часть всех когда-либо выпущенных фильмов доступными для людей, сперва выпустив DVD, затем Blu-ray, а в итоге выложив тысячи фильмов на стриминговые платформы. Сейчас можно посмотреть кино с одного из множества экранов: телевизор, компьютер, планшет, телефон, и даже цифровые часы. Домашний просмотр изменил киноиндустрию и те способы, которыми люди выбирали и смотрели кино.

Просмотр кино дома был невозможен до изобретения 8-миллиметровой пленки. Это произошло в середине 1930-х годов. Первые образцы 8-мм пленки были сделаны из 16-мм пленки, которую дополнили еще одним рядом перфорации. Кинематографисты использовали такую пленку, экспонируя сначала одну половину кадр, а затем переворачивали пленку и экспонировали другую. При такой технологии, кадр разделялся перфорацией по центру на две 8-мм ленты, которые можно было соединить вместе. 

В сравнении с классической 35-мм пленкой, 8-миллиметровая была более компактной и дешевой, как при производстве и так и в продаже. Однако, у нее был один существенный недостаток: когда 8-мм пленку проецировали на большой экран, качество изображения было гораздо хуже по сравнению с 35-мм пленкой.  

Для кинематографистов-любителей, которые проецировали 8-мм пленку у себя дома, этот фактор не играл значимой роли. В домашних просмотрах часто использовалась белая простыня или простая стена — 8-мм пленка идеально подходила для таких экранов. В послевоенное время, в 1950-х и 60-х годах, развился бум любительской кинематографии. 

Тем не менее, домашний просмотр полнометражный фильмов стал возможен, когда для этого развилась полноценная технология. Betamax — была одной из первых технологий такого рода. Ее придумали в Японии, но уже в 1975-м Betamax вышел на мировой рынок. 

Основный принцип был в записи аудио и видео сигналов на магнитную ленту. Это работает следующим образом: изображение разбивается на горизонтальные линии, каждая из которых содержит объем визуальной информации. Чтобы сэкономить место для записи и выдавать при этом четкую картинку, ранние технологии использовали чересстрочную запись для сжатия сигнала. Когда вы запускаете видео, записанное чересстрочной записью, вам показывается набор из горизонтальных линий, содержащих информацию о данном изображении. При этом оставшаяся часть изображения остается пустой. 

Каждый набор таких горизонтальных линий называется чересстрочной разверткой. Сначала показывается развертка из нечетного количества линий, затем из четного, затем опять из нечетного — так они чередуются. Если ускорить процесс и показывать развертки достаточно быстро, с частотой 25 или 30 раз в секунду, ваш глаз не увидит стыка между линиями. Вместо этого вы увидите цельное изображение и все благодаря Фи-Феномену, который мы упоминали в первой лекции. 

Чересстрочное видео позволяло достичь очень детализированного изображения, но плохо передавало быстродвижущиеся предметы. В последнем случае изображение мерцало и выглядело размытым. Также, чересстрочное видео начинает сбоить, когда в кадре возникает клетчатая или горизонтально-полосатая одежда — горизонтальные линии при совмещении друг с другом вызывают помехи. 

Главным конкурентом Betamax была другая японская компания, которая придумала технологию VHS или Video Home System в 1976 году.

Технологическая идея у VHS была точно такой же, как и у Betamax. Однако, VHS усовершенствовали метод и он стал легче и дешевле, а сами кассеты были более емкими — на одну мог поместиться двухчасовой фильм. Так что в битве видео форматов Betamax не мог соревноваться. К 1980 году VHS прочно доминировал на рынке видеокассет.

По мере изобретения новых технологий для домашнего видеопросмотра, их растущему качеству и дешевизне, огромный денежный поток открылся перед голливудскими студиями. В конце 1970-х и начале 80-х, все больше людей начинали покупать VCR или Video Cassette Recorders. Эти устройства могли не только проигрывать любительские видеозаписи, записанные на простые видеокамеры — они также могли записывать телепередачи и проигрывать видеокассеты с полнометражными фильмами.

Неожиданно, люди начали смотреть кино дома и делать это тогда, когда им это было удобно. Несмотря на то, что в момент своего появления технология была дорогой, чтобы покупать видеокассеты любимых голливудских фильмов. Киностудии просили 80 или 90 долларов за кассету и отсюда родились сети видеопроката. Они были своеобразными библиотеками для фильмов — в видеопрокате можно было взять кассету на одну ночь за скромную сумму.

Сети видеопроката вместе с маленькими, независимыми магазинами процветали в Америке в 1980-х и 90-х. Киностудии подняли свои архивы и вместе с новыми фильмами, начали выпускать старые, пытаясь заработать на видеокассетах как можно больше.

Когда в 1980-х рынок видеокассет был сформирован, несколько кинокомпаний приняли решение об отказе от проката в кинотеатрах, сделав ставку на контакт с потребителем через видеокассеты. Фильмы этих компаний можно разделить на несколько категорий: низкобюджетные боевики, эротические триллеры, сиквелы к успешным кинотеатральным фильмам, и семейные фильмы. Как и фильмы категории B, фильмы, выходившие только на видеокассетах, часто воспринимались как дешевка, по сравнению с крупными фильмами, которые выходили в кинотеатрах. 

Фильмы, ориентированные на видеокассеты, действительно были не очень хорошими, но вполне подходили для того, чтобы скоротать вечер. Кинофраншизам, которые не окупались в прокате, видеокассеты дали второй шанс — фильмы продолжали выходить при более низких бюджетах. 

В конце 1970-х, когда технологии видеокассет завоевывали потребителя, возникла технология LaserDisc или LD. Вместо записи на магнитную ленту, LD использовал оптическую запись, которая считывает информацию, записанную двоичным кодом, при помощи лазера.

Эта технология вскоре привела к появлению CD, а затем DVD и Blu-ray. Несмотря на лучшее качество изображения в сравнении с Betamax и VHS, технология LaserDisc проиграла рыночную борьбу. Диски были слишком неудобными и хрупкими, проигрыватели — чересчур дорогими. Вдобавок, LaserDisc не позволял записывать телепередачи. Однако, спустя несколько технологических итераций, DVD или Digital Video Discs, возникшие в 1995 году, перевернули ситуацию на рынке. 

Все началось в 1987 году, когда Paramount Pictures решились на эксперимент. Они продавали видеокассету с фильмом «Топ Ган» за 30 долларов, вместо привычных 80 или 90. Видеокассета стала мгновенным хитом — кто бы мог подумать, что людям нравится платить меньше? После успеха Paramount, почти все студии последовали их примеру и в 1990-е у людей появилась возможность собрать дома собственную видеобиблиотеку. 

Однако, у видеокассет был один недостаток — со временем магнитная лента портилась. Чем чаще проигрывается кассета, тем быстрее происходит разрушение, и в конечном счете качество изображения становится очень плохим. Причина в том, что VHS — это аналоговая технология, в то время как DVD — цифровая.

Аналоговая технология, как и цифровая, передает информацию посредством электрических сигналов. Главное отличие состоит в том, что аналоговая технология непрерывно передает информацию через электрические сигналы разного уровня. Цифровой принцип передает сигнал дискретно, а информация в нем закодирована по средством двоичного кода. Как и большая часть цифровых технологий, DVD не портится со временем по сравнению с VHS кассетами. Единицы всегда будут единицами, а нули остаются нулями, поэтому сигнал всегда выдает одно и то же качество картинки. 

Надежность DVD и увеличенная емкость памяти сделали формат революцией и существенным улучшением по сравнению с видеокассетами. С объемом памяти DVD-диска, фильмы теперь выходили с дополнительным контентом: трейлеры других фильмов, не вошедшие в фильм сцены и альтернативные варианты монтажа, саундтрек и комментарии кинематографистов, которые рассказывали о том, как фильм был снят. Вместе с выпуском новых фильмов, компании-распространители оцифровали свои библиотеки фильмов, чтобы заработать на DVD еще больше.

Формат DVD был заменен Blu-ray-дисками и плеерами, которые появились на рынке в 2006 году. Как и DVD, Blu-ray — цифровая технология. Однако, по сравнению с DVD, Blu-ray обладает гораздо большей емкостью и позволяет хранить видео высокого и ультравысокого разрешения. 

Когда речь заходит о разрешении — стандартном, высоком, ультравысоком видео — качество изображения зависит от количества горизонтальных линий, из которых складывается картинка. Чем больше линий, тем выше качество. Уровень разрешения каждого сигнала называется в соответствии с количеством этих линий, например 720 или 1080. После числа обычно ставится буква, i или p, которая обозначает чересстрочную или прогрессивную развертку. Прогрессивная развертка была придумана как альтернатива чересстрочной, и вместо считывания отдельных горизонтальных линий, она считывает сразу всю картинку. Технология стала возможной только тогда, когда появилось оборудование с достаточной пропускной способностью, позволяющей считать сразу все изображение. Картинка, переданная прогрессивной разверткой, выглядит более гладкой и реалистичной.

Стандартное разрешение — это 480 горизонтальных линий и чересстрочная развертка. Оно обозначается как 480i. Высокое разрешение начинается с 720 линий, и может передаваться как чересстрочной, так и прогрессивной разверткой. Full-HD разрешение имеет 1080 линий и также может передаваться чересстрочной или прогрессивной разверткой. Ультравысокое разрешение, иногда называемое 4K, имеет 3860 линий. При этом камеры сейчас позволяют снимать с разрешением 6К и даже 8К — большая часть современных голливудских фильмов снимается именно в таком качестве. 

В настоящий момент Blu-ray диски являются главными физическими носителями для видео высокого разрешения. Однако, когда они только появились в 2006 году, у формата был конкурент — HD-DVD. Индустрия была поделена между двумя форматами: Sony, Panasonic, Samsung и Dell сделали ставку на Blu-ray, а Toshiba, Microsoft и Intel поддерживали HD-DVD. На протяжении двух лет была ожесточенная борьба, которая закончилась в момент выхода игровой консоли PlayStation 3. Компания Sony встроила Blu-ray проигрыватель в новое поколение легендарной консоли, и тем самым позволила формату Blu-ray выиграть в рыночной борьбе. В 2008 году в мире почти не производились HD-DVD диски.

В настоящее время, самый передовой формат — это Blu-ray диски ультравысокого разрешения. Чтобы проиграть такой диск, нужен особый проигрыватель и экран, поддерживающий 4K. Однако, несмотря на достижения в области качества изображения, последней революцией в индустрии домашнего кинопросмотра стали стриминговые сервисы, которые вытесняют с рынка физические носители.

Стриминговые сервисы наподобие Netflix и Youtube распространяют фильмы и телепрограммы напрямую потребителю. Сейчас эти сервисы настолько сильны, что способны сами производить оригинальный контент. Netflix делает телесериалы и фильмы, которые выигрывают Эмми, Золотые глобусы и Оскары. 

Стриминговые сервисы дали возможность независимым кинематографистам создавать фильмы, и, что более важно, дали площадку, на которой эти фильмы могут видеть тысячи новых людей. Однако, несмотря на революционность технологии, для ее реализации необходим стабильный и сильный интернет-сигнал. При этом у потребителя не остается физического носителя, который можно было бы поставить на полку и перепродать спустя пару лет. Но даже с учетом всех недостатков сервисов, у публики никогда не было такого широкого выбора видеоконтента. Остается только гадать, что ждет нас в будущем. 

Сегодня мы узнали, как 8-миллиметровая пленка положила начало индустрии домашнего кинопросмотра. Мы проследили развитие индустрии от Betamax и VHS до ультравысокого разрешения и стриминговых сервисов, которые навсегда изменили потребление кино и телевидения. В следующий раз мы узнаем о необычных направлениях в кино, которые возникали по всему миру. 

ДРУГИЕ ЛЕКЦИИ КУРСА «ВАШЕГО ДОСУГА» ПО ИСТОРИИ КИНО: