Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали подкаст об истории кино

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс | Youtube |


Голливуд, мы идем за тобой! Гламур! Знаменитости! Скандалы! Сегодня мы узнаем о Золотом веке немого кино в Голливуде, когда загорались и потухали звезды, а студии довели до совершенства процесс кинопроизводства, и американское кино заполонило мировой рынок.

В чем-то эта эпоха отличалась от современного Голливуда. Киностудии обладали огромной властью. Они держали звезд и режиссеров в жестких рамках. Фильмы тогда были немыми, а билет в кино стоил немалых денег.

С другой стороны, многие закрепившиеся тогда правила выглядит очень знакомыми и сегодня. Студии делали ставку на кинозвезд, обеспечивающих продажи билетов. Такие жанры как криминальный боевик или романтическая комедия бурно развивались и прочно утвердились в бизнесе, а широкая публика, как и сейчас сплетничала о личной жизни знаменитостей.

Иногда, чтобы понять нынешнее устройство мира, нужно отправится в прошлое — туда, где все началось. Прошлое Голливуда — эпоха немого кино.

Кино развивалось по-разному после Первой мировой войны. В Германии развивался экспрессионизм, а кинематографисты экспериментировали с мизансценой, создавая прорывные шедевры в жанре хоррор. В СССР советские кинематографисты использовали кино для пропаганды, развивая теории и техники монтажа. В США студии Голливуда пытались захватить оставшийся рынок. 

Внутри студий процесс кинопроизводства был полностью отработан: от идеи, написания сценария и съемок до рекламы и способов распространения. Студии обосновались в Калифорнии из-за солнечной погоды, удобной для съемок, и распространенности всех видов ландшафта. А также из-за удаленности от Томаса Эдисона, который на протяжении 1910-х годов пытался захватить контроль над американским кинорынком из своей студии в Нью-Джерси. 

Три киностудии заправляли всем на первых этапах. Famous Players-Lasky Corporation, которая впоследствии станет Paramount Pictures, Loew’s Inc., которая начала свой путь как сеть кинотеатров, и First National Pictures. Три студии не только контролировали рынок, они фактически управляли творческой и личной жизнью своих кинозвезд, сценаристов и режиссеров. Кинематографисты были поставлены перед выбором: следовать приказам студии или отказаться от карьеры в кино.

Затем, 4 легенды немого кино собрались вместе, чтобы создать собственную киностудию. В 1919 году два режиссера, Чарли Чаплин и Дэвид Уорк Гриффит и две кинозвезды, Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд, основали United Artists. Они хотели дать кинематографистами больше власти над съемочным процессом и делиться прибылью с авторами более щедро. Разумеется, не каждому кинематографисту могли предоставить абсолютную свободу — отсюда выработалась система контрактов, которая продлится многие десятилетия спустя.  

В 1924 году возникла самая влиятельная студия, когда Loew’s Inc. купили Goldwyn Pictures и Louis B. Mayer Productions. Так родилась студия Metro-Goldwyn-Mayer, известная многим по заставке со рычащим львом. 

Процесс объединения длился на протяжении 1920-х и 30-х годов: студии продавались, объединялись и распадались. К концу эпохи немого кино, большая часть американских фильмов делалась на киностудиях, чьи имена вам знакомы по современному Голливуду. Не только Metro-Goldwyn-Mayer, но и Warner Brothers, Fox, Universal и Columbia Pictures зародились именно в это время. 

Несмотря на постоянные перемены в структуре киностудий, процесс кинопроизводства был на удивление эффективным и отработанным. Крупные студии добились успеха в мощном производстве коммерческих фильмов, популярных у широкой публики.

Одним из главных первопроходцев, заложивших основы студийного кинопроизводства, был Томас Инc. Как и Гриффит, Инc пришел в кино провалившись на актерском поприще. Он срежиссировал свой первый фильм в 1910 году, а к 1913 снимал уже по 150 короткометражек в год.

Его главный вклад —применение технологии массового производства к киноиндустрии. До Инса, за итоговый результат отвечал режиссер-кинооператор. Один человек, который держал в голове сценарий, работал с актерами, и управлял камерой.

Инс распределил функции на несколько человек: сценарист работал над сюжетом и писал сценарий, режиссер принимал творческие решения на площадке и работал с актерами, монтажер работал с отснятой пленкой, а продюсер отвечал за фильм от идеи до финального результата. Пока другие кинематографисты выполняли несколько ролей или менялись ими, Инс ввел системность в процесс кинопроизводства, и его систему используют до сих пор.

К 1912 году он заработал достаточно денег, чтобы купить ранчо к западу от Голливуда. Там он построил свою студию, которую назвал Инсвилл. Именно здесь были выстроены первые масштабные декорации: ковбойский салун, небольшая швейцарская улица и японская деревня. Систематизация процесса кинопроизводства привела к тому, что Инс утроил показатели собственной студии. Он умер относительно молодым в 1924 году, но его влияние на индустрию было обширным и долговечным.

Мак Сеннет, другой киномагнат и партнер Инса, открыл миру целую плеяду кинозвезд, некоторых из которых помнят до сих пор. Роско Арбакл, Глория Свенсон, Кэрол Ломбард, Уильям Клод Филдс и конечно же великий Чарли Чаплин. 

Рассмотрим подробнее пример Чарли Чаплина. Он родился в Англии в 1889 году и его семья была очень бедной. Решив стать актером, он подписал контракт с престижной эстрадной компанией и уехал в США в 19 лет. Его талант быстро заметил Сеннет и нанял Чаплина. Дальше началась карьера Чаплина, которая станет частью истории кино.

Умный, любопытный и энергичный, Чаплин быстро стал звездой кино и начал снимать собственные фильмы. После завершения первого контракта, Чаплин заключил очень прибыльную сделку с чикагской Essanay Studios. По контракту он должен был снять 14 короткометражек. Именно тогда он придумал способ, как объединить своего обаятельного и знаменитого персонажа с жанром буффонады, которую Чаплин обогатил интересными сюжетами. 

Чаплин был настолько популярен, что к моменту окончания контракта с Essanay в 1915 году он договорился на колоссальные по тем временам деньги, 10 000 долларов в неделю, со студией Mutual Film Corporation. Они же выплатили ему бонус в 150 000 долларов, примерно 3,5 миллиона долларов по нынешнему курсу. 

Фильмы, которые Чаплин сделал со студией Mutual принесли ему международную славу. Впервые Чаплин сделал фильмы о бедняках, которые были своеобразной критикой общества — феномен редкий для немых фильмов того времени. Будучи одним из самых высокооплачиваемых людей в мире, Чаплин остался верен своему происхождению. Его фильмы часто рассказывают о героизме и благородстве, которое встречается среди самых бедных людей.

В 1919 году тридцатилетний Чаплин стал со-основателем United Artists, чтобы сохранить власть над производством собственных фильмов. Фильмы, сделанные в этот период, не просто стали классикой кино, они остаются одними из лучших комедий за всю историю кино. «Малыш» — его первый полнометражный фильм был очень успешным. Затем последовала «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» и его нашумевший фильм о Гитлере, «Великий диктатор». Последующая карьера Чаплина будет осложнена судебными прениями и социалистическими симпатиями. Это приведет Чаплина к статусу нон-грата, его занесут в «черный список» и не дадут снимать фильмы.

В своей высшей точке, никто не был так успешен в эпоху немого кино, как Чарли Чаплин. Будучи режиссером, он быстро снимал фильмы, становившиеся хитами сразу после выхода. Как актер Чаплин был мировой знаменитостью с огромными гонорарами, которые давали ему творческую свободу.

Он был не единственным, кто сумел переломить студийную систему и обратить ее себе на пользу. Такие актеры-режиссеры как Бастер Китон, Роско Арбакл, Гарольд Ллойд добились огромного успеха, снимая короткометражные и полнометражные комедии. Кинозвезды уровня Мэри Пикфорд и Глории Свенсон пользовались своей известностью, чтобы получить закулисную власть над съемочным процессом.

Пока кино становилось самым важным из искусств, некоторые люди стали опасаться его. Они считали, что фильмы несут реальную угрозу общественной нравственности. Они видели в фильмах пропаганду материализма, цинизма и сексуальных свобод. Этот спор будет повторятся в культуре снова и снова — о кино, затем о музыке, и потом о видеоиграх. Создает ли искусство общественные проблемы или оно просто отражает их? Сейчас есть понимание, что искусство — это зеркало общества, но точка зрения может в любой момент измениться. 

В то время несколько крупных скандалов в Голливуде привели к первой самоцензуре в американском кино. Желтая пресса рассказывала читателям истории о кинозвездах, которые страдают наркотической зависимостью, постоянно изменяют партнерам и ведут себя до отвращения плохо. Большая часть скандалов разворачивалась вокруг Роско Арбакла, которого обвинили в изнасиловании и убийстве актрисы Вирджинии Рапп. Несмотря на то, что Арбакла оправдали после 3 открытых для публики судов, со скандалом закончилась и его карьера, а у государства появился повод критиковать кинобизнес за аморальность. 

Вместо того, чтобы ждать государственного вмешательства, крупные киностудии объединились и создали Ассоциацию производителей и прокатчиков фильмов. Они наняли бывшего министра связи Уильяма Хейса, консервативного и религиозного политика, чтобы доказать серьезность своих намерений по моральной очистке киноиндустрии.

В 1930 году Хейс объявил о создании Кодекса Хейса. Это был список запрещенных и не рекомендуемых к показу тем. Кодекс также предлагал стратегию, называемую «Компенсацией ценностей». Ее смысл в том, что кино могло изображать какие угодно пороки на протяжении большей части фильма, но в конце добродетель должна была побеждать. 

Режиссер Сесил Блаунт Демилль мастерски воспользовался этими ограничениями. Он мог показывать публике всевозможные пороки весь фильм, а в самом конце сделать триумфатором добродетель. Другие режиссеры нашли свои пути по использованию Кодекса Хейса. Немецкий режиссер Эрнст Любич приехал в Голливуд в 1922 году и сделал несколько успешных комедий о сексе, которые строились на намеках и догадках о личной жизни героев.

Тем не менее, для многих кинематографистов Кодекс Хейса был последним поводом для беспокойства. В Голливуде произошло землетрясение, и не все режиссеры немого кино смогли пережить перемены и сохранить карьеры. В мире появились первые киноопыты с синхронным звуком, и технология обещала большое будущее, но об этом — в следующей лекции.

Сегодня мы узнали об эпохе немого кино, первом золотом веке для Голливуда. Мы познакомились с инновациями Томаса Инса и увидели взлет американских киностудий. Мы затронули самых важных кинематографистов эпохи немого кино и то, как скандалы на экранах и в жизни привели Голливуд к выработке стандартов, цензурирующих фильмы. В следующей лекции мы узнаем о самом большом прорыве в истории кино, благодаря которому фильмы обретут голос.

ДРУГИЕ ЛЕКЦИИ КУРСА «ВАШЕГО ДОСУГА» ПО ИСТОРИИ КИНО: