Отзывы о "Брат Иван Федорович"

Оценка редакции
Zharevna 19 января 2019, 05:38

Протокольные лица, невпопад розданные роли и особая концентрация на сценах, напоминающих следственные действия... Высокая костлявая женщина со стертыми чертами лица – это Грушенька (Мария Шашлова), низкорослый паренек с раскосыми неправильными чертами – Алеша (Александр Прошин), женщина в возрасте с простецким отечным лицом – Хохлакова (Анастасия Имамова). Иван (Игорь Лизенгевич) – молодой человек с обаятельной улыбкой на открытом лице с незамысловатыми чертами. Черт? Черт (Сергей Качанов) - давно пенсионного возраста. А Митя (Михаил Станкевич) настолько прост, что ему не хватает разве что аккордеона, и вполне можно исполнять фольклорный репертуар на милицейском капустнике. Смердяков (Сергей Аброскин), разве что, несколько соответствует образу, описанному в знаменитом романе. При таком составе актеров очень непросто включиться в игру и, предполагая, что перед тобой до боли знакомые герои Достоевского, наслаждаться текстом романа.

Читать далее: https://zharevna.livejournal.com/1247770.html

prosto-krys 19 января 2019, 03:29

Достоевский - один из немногих писателей, который привлекает меня со школы. И я рада, что мне пришлось снова окунуться в этот роман, целиком перечитать не успела, конечно, но 11-ю книгу - да. Кроме того, я посмотрела изумительный сериал Юрия Мороза, осталась под большим впечатлением и не просто вспомнила содержание, но и получила великолепный материал для анализа и сравнения - все как я люблю.
11-я книга не вся целиком посвящена Ивану, хоть и озаглавлена так. Но там действительно, как замечает в аннотации режиссер, происходит масса интересных диалогов между всеми героями. Спектакль имеет как раз такой подзаголовок: "Диалоги в двух частях". Собственно, ничего, кроме диалогов и практически чистого незамутненного Достоевского, там нет. Декорации изображают зал суда - но часть со столом судьи мы увидим только в самом конце, а все действие происходит на скамейках для посетителей, что неудивительно, так как действие разворачивается за день до суда над Митей. Актеры поочередно встречаются на скамейке и разговаривают. С текстом обошлись максимально бережно, я же его перечитала, так что знаю точно. Никаких больше действий актеры не совершают. Никаких спецэффектов и вообще никаких эффектов. Что вполне может вызвать разочарование зрителей, которые привыкли смотреть режиссерскую интерпретацию, находить новые грани смыслов, открывать для себя нечто новое и удивляться. Если честно, я все это тоже люблю. Однако тут сыграло роль то, что я действительно хорошо помнила еще текст, у меня были в голове образы, созданные Морозом, я могла сравнивать даже интонации и оттенки, и это было мне очень любопытно! Но не могу не согласиться с теми, кому не хватило "театра" в этом театре. Спектакль выглядит довольно оригинально - именно на фоне эксцентричных авторских постановок, которые сейчас идут на многих площадках. Аскетичный, статичный, одноцветный, в одной плоскости, в одной проекции, на одной волне... Все честно и максимально книжно. Напоминает театральные этюды, а не цельный спектакль.
Особенно впечатлили Митя, Хохлакова, а также Смердяков и «черт» - последние два разошлись с тем образом, что был у меня в голове, но были очень интересными. Не понравилась Грушенька (подчеркнуто утонченная была, чопорная и... какая-то иностранная, с неожиданно польским, что ли, акцентом), да и Катерина Ивановна была почти никакая.
Итого мне было интересно, но только потому, что у меня в голове был литературный и видеоматериал, который было интересно сравнивать, вообще я не поклонник художественного чтения со сцены. Нельзя, как мне кажется, идти на этот спектакль без подготовки, нужно либо хорошо помнить события всего романа и в особенности 11-й книги, либо перечитать. Только тогда можно получить удовольствие.

inessa 19 января 2019, 01:54

Хотелось бы выделить само помещение СТИ. На одной из улочек Таганки...не на абы какой, а на улице Станиславского, между прочим, находится уютный домик. Зрители могут купить что-то в буфете еще перед спектаклем, попить чаю с баранками за длинным столом или выпить бокал шампанского, стоя за старинным деревянным буфетом. В антракте - посидеть на креслах или большом кожаном диване. Ощущение, что ниходишься в просторной квартире с мебелью 1950-х годов, не покидает.

«Брат Иван Федорович» поставлен по 11-той книге «Братьев Карамазовых». Конечно, сам роман слишком огромен, чтобы полноценно воплотить его на сцене, поэтому в спектакле освещается только один день из жизни героев – это день перед судом Мити Карамазова, обвиненного в убийстве отца. Именно в этот день с персонажей слетают маски и мы можем увидеть, кто что из себя представляет на самом деле.

На сцене – несколько деревянных скамеек, как в зале суда. Сначала на них сидят только Алеша (Александр Прошин) и Грушенька (Мария Шашлова), но постепенно на сцене появляются и все остальные: Катерина Ивановна, Митя, г-жа Хохлакова, Лиза, Смердяков и Иван. Они рассаживаются на левой половине, и до поры до времени остаются молчаливыми слушателями диалога Алеши и Грушеньки. Грушенька – искренняя, любящая Митю девушка, даже ревность в нем она пытается вызвать, чтобы доказать себе, что она ему небезразлична. Она места себе не находит в ожидании решения суда. Грушенька становится первой, кто воспользуется слабохарактерностью Алеши, чтобы выведать через него секрет между Митей и Иваном.

Следующей станет Хохлакова (Анастасия Имамова) – яркий комедийный персонаж: взбалмошная, шумная женщина, она моментально перескакивает с одной темы на другую, наседает на Алешу, чтобы он выпытал у ее дочери Лизы, почему она «в аффекте».

Лиза (Мария Курденевич) – в этой постановке уже взрослая девушка. Ее образ показался мне самым интересным среди женских персонажей. Такая одинокая, она открывается только перед Алешей, но что она говорит? Ее терзает желание разрушения, хочется поджечь дом, только бы люди ее заметили. Особенно пугает, что она представляет себя на месте мужчины, отрезавшего пальчики маленькому ребенку и то, что она смотрела бы на его мучения и ела ананасный компот. Нездоровая искренность и перемены настроения ее пугают: она в лицо говорит Алеше, что не любит его и даже смеется над ним, а в следующий момент кидается его обнимать.

Митя (Михаил Станкевич) сидит в заключении, его терзают мысли о Боге и вине. Порывистый и резкий, эмоциональный, нетерпеливый, он изнемогает в тюрьме и считает дельным предложение Ивана бежать с Грушенькой в Америку.
И вот, наконец, на сцене появляется средний брат, Иван (Игорь Лизенгевич). Он твердо убежден в том, что отца убил Дмитрий, и убеждает в этом и Катерину Ивановну. Но правда ли это? Иван – атеист, он убежден, что Бога нет, и слуга Смердяков (Сергей Аброскин) делает вывод, что все дозволено и можно убить Федора Павловича (здесь, кстати, отчасти та же идея, что и у Раскольникова в «Преступлении и наказании»). Иван такой, каким показан в спектакле, мне не понравился, я не смогла увидеть в нем даже интеллигентности, которую относят к его положительным качествам. Мелочный, трусливый эгоист, который отказывается признавать свою вину – Смердяков считает, что именно он толкнул его на убийство хозяина и желал отцу смерти в душе. Единственный его самоотверженный поступок – желание признаться в этом суду вместе со Смердяковым.

Одержимый противоречиями, часто подверженный приступам амнезии, Иван имеет альтер-эго – гостя-Черта (Сергей Качанов). Черт – самое мелкое, низкое и мерзкое, что есть в Иване. Иван не может понять, реален он или это – галлюцинация. Черт и Иван, однако, неразрывно связаны, и когда в суде толпа обступает Ивана, недвижно лежащего на скамье, Черт лежит на соседней в такой же позе.

К плюсам спектакля отнесу удачно выбранный отрывок романа, по которому поставлен спектакль, возраст артистов и оформление сценического пространства. К минусам – мне показалось, не все артисты подходят на исполняемые ими роли: Митя точно не вписывается в представление о нем, и еще – очень смущала прическа Грушеньки – прямые крашеные волосы, торчащие из-под шляпки. Это странно смотрелось с платьем 19 века. Никак не могу понять, как режиссер допустил такую неопрятность, или же в этом есть какой-то скрытый смысл?

«Брат Иван Федорович» рекомендую к просмотру, но только если вы не любите драйв и развитие сюжета на сцене, а не против спектакля, полностью состоящего из диалогов, постепенно раскрывающих характеры героев.

Елена 18 января 2019, 12:19

Вновь перечитать Достоевский – это всегда приятно!
В ту субботу (12 января) сходила на спектакль «Брат Иван Федорович» в Студию Театрального Искусства, что на Таганке. Раньше я не была в этом Театре, и зря! Он оказался необыкновенно приятным и стильным местом. С порога, даже не с вешалки, вы попадаете в теплую, дружелюбную и одновременно какую-то чарующе свежую творческую атмосферу. Театр молодежи, в котором и взрослому зрителю будет очень уютно и интересно.
Ставить на сцене роман Достоевского полностью – бессмысленно: сокращать безупречный текст великого автора в угоду театральному представлению было бы кощунством, а отыгрывать весь роман на сцене – просто невозможно. Поэтому режиссер (Сергей Женовач) поставил перед собой задачу воспроизвести лишь 11 главу романа «Братья Карамазовы». Признаюсь, мне понравилось, как он это сделал. Сейчас модно извратить автора так, что от него ничего не остаётся. Зато режиссер поразит всех своим «прогрессивным видением» и докажет всем КАКОЙ ОН ГЕНИЙ И ОРИГИНАЛ. Возможно, "скромность режиссера" в данном случае пошла на пользу великому Автору...
С.Женовач отдал приоритет диалогам героев Достоевского, не размениваясь на лишние и, в данном случае, ненужные сценические детали и эффекты. Его идея мне понравилась. Минимум декораций и черный цвет на сцене создают мрачную, напряженную атмосферу и концентрируют наше внимание на том, ЧТО и КАК говорят актеры. Хотя «раскрашивать всего Достоевского» черным цветом –это было бы неверно. У Достоевского всегда присутствуют и яркие, чистые, светлые, искрящиеся краски, как ВЕРА в изначальную чистоту человеческой души, как НАДЕЖДА на ее выздоровление и возвышение, и, в целом, как ЛЮБОВЬ и сострадание к человеку и человечеству. Но данная 11 глава «Карамазовых» (день накануне суда) действительно могла быть чернее других и не заслужила «цветных бликов» на сцене. Однако для моих глаз эти черно-белые контрасты оказались слишком утомительны. Хотелось просто закрыть глаза и слушать актеров, слушать Достоевского. Конечно, это не «Театр у микрофона».., но и Достоевский писал не пьесу.
Скамьи (как в церкви, или, как в зале суда), на которых/ вокруг которых происходит все действие – очень интересная режиссерская находка. Ёмкая, лаконичная и доходчивая. А вот пальма в кадке… я не поняла, зачем она была нужна на сцене. Все в шубах-шапках и эта пальма…
Теперь об актерах. Я понимаю, что театр молодежный, но лучше всех были Анастасия Имамова в роли г-жи Хохлаковой и Сергей Качанов в роли Чёрта – актеры уже немолодые, но именно они были необыкновенно хороши!
Несмотря на то, что у автора братьям Карамазовым 19-27 лет, современные молодые парни, исполняющие на сцене текст Достоевского выглядят…ммм… не слишком убедительно. Увы, но сегодня только взрослому, пожившему человеку «по плечу» мысли и метания, которыми Достоевский «наградил» своих героев. Актеры же слишком молоды и незрелы для подобных ролей, и это слишком бросается в глаза. Нет, играли-то ребята неплохо, очень даже неплохо! Но меня всё время не покидала мысль – ТИПАЖ НЕ ТОТ! Дело в том, что сейчас другое время и современная молодежь уже не способна ТАК мыслить и чувствовать, сколько ее не ряди в исторические костюмы. Думаю, что это уже было понятно в 1969 году И.Пырьеву, и в 2009 году Ю.Морозу. С.Женовач сделал ошибку «поручив» современным парням исполнять такие глубокие, сложные переживания на сцене. Лучше и убедительнее других братьев выглядел Митя (Михаил Станкевич). Может быть потому, что Михаил Станкевич старше других «братьев»?..
А вот женским образам не хватало молодости. Грушенька (Мария Шашлова) – сплошное разочарование! И дело даже не в ее странном акценте. Грушенька была не наивной и душевной девушкой-простушкой, а скорее - недалекой такой тёткой. Да, душевной тёткой, но уж слишком примитивной и горлопанистой, как торговка с рынка. Лиза (Мария Курденевич) – этот вредный пубертатный подросток, почему-то выглядела 20-25 летней «девушкой на выданье», да еще и во взрослой шляпе с пером! Сценический костюм был неудачный, но актриса играла отлично! Катерина Васильева (Катерина Ивановна) была вообще никакой и слишком истерично кричала.
Сергей Аброскин (Смердяков) тоже разочаровал. У Достоевского, Смердяков - это очень интересный и сложный образ, но он был отыгран как-то плоско и по-современному буднично, а жаль.
Было бы ошибкой считать мой отзыв отрицательным. В целом театр и спектакль мне понравились. Молодые актеры – молодцы! А некоторые сцены, так просто великолепны! И конечно «еще раз перечитать» Достоевского – это огромное удовольствие!

Julia 18 апреля 2012, 07:38

Качественный глубокий спектакль. Но только для подготовленных. Мой товарищ, который редко ходит в театр, заснул к концу первого акта. А мне очень понравилось.)

Лариса Чугуевская 8 апреля 2012, 10:18

Женовачу удалось почти невозможное - спартанским дизайном декораций, игрой света и тени, много значными спинами и дивным актерским составом передать дух Достоевского в этом спектакле. Ртутное варево любви и страсти, родственных уз и невыносимости причинно-следственных связей то ли назревается, то ли охлаждается самоубийством Смердякова-Аброскина. А фраза "а кто сейчас не в аффекте?" претендует на роль афоризма. Зрелище для тех, кто ежедневно пользуется интернетом, памятная о том, что сюжеты для своих творений Достоевский черпал большой ложкой из новостийных колонок газет... Спектакль, абсолютно достойный "Золотой маски".

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Рецензии

Рецензия на спектакль «Брат Иван Федорович»

В Студии Сергея Женовача снова сдают экзамен по Достоевскому. Тут выпустили спектакль «Брат Иван Федорович» по второй книге романа «Братья Карамазовы».

1 июня 2011, Журнал «Ваш досуг»

Рецензия на спектакль «Брат Иван Федорович»

Сергей Женовач, спустя 6 лет после премьеры «Мальчиков», вновь обратился к последнему роману Достоевского. На этот раз за основу была взята

18 мая 2011, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Лучшие спектакли по Достоевскому

Самые громкие постановки по произведениям классика в самых разных жанрах — от концерта до политического фарса.
14 декабря 2015

Все жанры, кроме скучного

В афише недели — все что душе угодно: от современной версии Достоевского до редкого на нашей сцене политического фарса. «ВД» выбрал самое интересное.
3 февраля 2014

Лучшие спектакли к 8 марта

В афише 8 марта — новые версии классических сюжетов про любовь. «ВД» рекомендует, что смотреть в театре в праздничные дни.
25 февраля 2013

«Золотая маска»: перемена участи

«Золотая маска» близится к концу. В бой идут претенденты в «легком весе». «ВД» пишет о двух спектаклях, выдвинутых в номинации «Лучший спектакль малой формы».
11 апреля 2012

«СТИ»: от Москвы до самых Петушков

Студия театрального искусства открывает седьмой сезон спектаклем «Брат Иван Федорович».
7 сентября 2011

Рецензия на спектакль «Брат Иван Федорович»

Сергей Женовач, спустя 6 лет после премьеры «Мальчиков», вновь обратился к последнему роману Достоевского. На этот раз за основу была взята
18 мая 2011

Другие спектакли / драма