Создатель «Карамазовых» и «Идиота» сегодня — самый главный театральный автор. Его произведения предстают на сцене в самых разных жанрах — от концерта до политического фарса. Мы выбрали самые громкие постановки.

«Идиот»

Театр Наций
Расписание

Главная интрига декабря, связанная с Достоевским, — премьера в Театре Наций. Режиссер Максим Диденко, автор спектаклей-хитов «Конармия» (Центр им. Вс. Мейерхольда) и «Хармс. Мыр» («Гоголь-центр») поставил «Идиота». Выбранная эстетика — черная клоунада, гротеск. На первом плане — любовный треугольник «Мышкин — Настасья Филипповна — Рогожин». Сам Диденко говорит, что «в нашем мире утеряно восприятие Достоевского как живого ироничного человека». Хотя сценическая версия романа включает 20 персонажей, в спектакле заняты всего четыре исполнителя — вместе с Ингеборгой Дапкунайте, которая сыграет князя Мышкина (!), на сцену выйдут Евгений Ткачук, Павел Чинарев, Роман Шаляпин и Александр Якин. Все события будут разворачиваться в пространстве, созданном художником Павлом Семченко из радикального театра АХЕ, а это значит нас ждут сложный видеомэппинг и фантастические костюмы.

«По дороге в...»

МТЮЗ
Расписание

Еще одна премьера — новый спектакль Камы Гинкаса по «Преступлению и наказанию». Идет он во «флигеле», на сцене которого 25 лет назад играли спектакль «Играем Преступление». «По дороге в…» не ремейк старой постановки. Мэтр перевернул всю композицию, сделав главной фигурой мрачного повествования Свидригайлова. В образ убийцы-философа вжился Игорь Гордин, главный актер Гинкаса последних лет. Никому больше режиссер не доверяет играть больные характеры сложных героев — юродствующих, рефлексирующих, жалких и страшных одновременно. Сильное впечатление зрителю гарантировано.

«Брат Иван Федорович»

«Студия театрального искусства»
Расписание

Серьезный спектакль серьезного театра. Зритель становится свидетелем восьми диалогов. Алеша, Иван, Грушенька, Катерина Ивановна, Смердяков и черт из кошмара Ивана Федоровича за день до суда над Дмитрием, якобы убившим отца, обнажают друг перед другом души. В их пространных, запутанных разговорах о Боге и вседозволенности рождается христианская истина о любви и всепрощении. Рождается, как водится, в муках: каждый диалог — пример сверхъестественной юношеской рефлексии. Как и в легендарных «Мальчиках», все происходит в черном пространстве. Герои подолгу сидят на двух деревянных скамейках, напоминающих церковную паперть. Одеты они также во все черное. Эта несколько нарочитая визуальная мрачность оправдана: ничто здесь не отвлекает от сложного текста и вопросов жизни и смерти, которые он ставит.

«Преступление и наказание»

МХТ им. А.П. Чехова
Расписание

Мрачный и острый спектакль знаменитого питерского режиссера Льва Эренбурга, создателя Небольшого драматического театра, филолога и врача скорой помощи по образованию. Он пренебрег многими подробностями романа, оставил только сюжетную канву и главных действующих лиц, по традиции наделив их физическими недугами: у Эренбурга болезни всегда показатель душевной ущербности. У Раскольникова из носа без конца течет кровь, Порфирия Петровича мучает геморрой... Главный визуальный символ спектакля — туша лошади, подвешенная к потолку. Раскольников вытирает кровавые лужи, натекшие с трупа животного, а потому еще до убийства процентщицы с ног до головы оказывается в крови.

«Карамазовы»

МХТ им. А.П. Чехова
Расписание

Самая скандальная постановка Константина Богомолова. Действие романа Достоевского происходит в городе Скотопригоньевске (Богомолов его осовременил и придумал назвать «Скотским городом со Скотским банком и Скотским TV»): милиционеры здесь насилуют одного из братьев, Катя-кровосос занимается сексом с пьяной Грушенькой. Дмитрий Карамазов вешается, Федор Карамазов лупит сына что есть мочи под советский шлягер «Родительский дом», а отец Феофил на похоронах Карамазова-старшего голосит «Show Must Go On». Солярии в этом городе играют роль гробов, унитазы — вместо памятников на кладбище. Бога, конечно, нет, есть только черт и пошлость. Смотреть пятичасовую вакханалию о русской народной жизни тяжело, но полезно. Сильные ощущения и мучительные мысли о сегодняшней России гарантированы.

«Бесы»

Театр им. Евг. Вахтангова
Расписание

Один из последних спектаклей патриарха русской сцены Юрия Любимова, полный аллюзий на современность. Мэтр пренебрег линейным развитием характеров, вычеркнул основополагающие монологи, практически отрекся от интимной проблематики. Мелодраматичность, свойственная Достоевскому, в спектакле вообще отсутствует. Это злой, если не сказать ядовитый памфлет, полный обличительного пафоса и сарказма по отношению к нашей действительности. Николая Ставрогина неожиданно играет Сергей Епишев (увы, большинству знакомый исключительно по роли незадачливого су-шефа Левы из сериала «Кухня»). Великий режиссер-публицист разглядел в нем большого артиста. А бесов увидел во взбунтовавшемся против него Театре на Таганке, митингах на Болотной и проспекте Сахарова. Импонирует политический театр? Тогда четырехчасовой спектакль слишком долгим не покажется.

«Смешной человек»

«Мастерская Петра Фоменко», Старая сцена
Расписание

Федор Малышев — одна из самых заметных звезд нового поколения «фоменок» (давно и уверенно играет главные роли в спектаклях «Дар», «Русский человек на рандеву», «Современная идиллия»). Сначала он показал своего «Смешного человека» на вечере «проб и ошибок» (традиция «Мастерской» — все артисты без исключения могут предлагать и приносить эскизы собственных спектаклей). Потом сделал полноценную версию, которая всего месяц назад вошла в репертуар. Сам Малышев назвал ее «концертданеконцерт»: на сцене помимо его героя группа «Бесы». Их музыка ненавязчива, при этом точна. Она соответствует бесконечно разным, мгновенно сменяющим одна другую эмоциям лирического героя, готовящегося к самоубийству.

«Константин Райкин. Вечер с Достоевским»

«Сатирикон»
Расписание

Лучший московский спектакль петербуржца Валерия Фокина выглядит просто: Константин Райкин в одиночку разыгрывает на сцене повесть Достоевского «Записки из подполья». Его герой Подпольный человек вспоминает свою встречу с проституткой Лизой, которую он стыдил за неправедную жизнь. А потом начинает рефлексировать, праведной ли жизнью живет он сам. Отчаяние, с которым Райкин срывает маски со своего персонажа, завораживает. Он ввергает зрителя в пропасть греховных помыслов и страшных эмоций Подпольного, заодно демонстрируя все грани своего мастерства. Эта экзистенциальная битва человека с собственными грехами неизменно вызывает трепет даже у театралов со стажем.