Студия театрального искусства открывает седьмой сезон спектаклем «Брат Иван Федорович». Если хотите понять,чем Достоевский похож на новую драму, вам сюда.


Сцена из спектакля «Брат Иван Федорович»

Восемь лет назад Сергей Женовач, тогда впервые выпускавший курс в РАТИ, поставил со своими студентами спектакль «Мальчики». В него вошли те главы романа «Братья Карамазовы», в которых Достоевский описывает мальчишек, вздумавших травить Илюшу Снегирева. Студенческая постановка взволновала всю театральную Москву, с нее и началась Студия театрального искусства, именуемая в народе «женовачами».

О своих планах «женовачи» всегда говорят кратко. Вот и на этот раз на сборе труппы озвучили только два названия, зато какие! «Шествие» по поэме Иосифа Бродского — экспериментальная работа Веры Камышниковой, родившаяся на занятиях по сценической речи. И «Москва — Петушки» — за бессмертную поэму Венедикта Ерофеева возьмется сам Сергей Женовач. По его словам, после Диккенса, Чехова, Гончарова и Достоевского — самое время заняться Ерофеевым. Премьеру обещают показать весной. А пока, в первые дни нового сезона, сыграют выпущенного в конце мая «Брата Ивана Федоровича».


Сцена из спектакля «Брат Иван Федорович»

Полтора года назад в труппу СТИ влилось еще одно поколение выпускников РАТИ. На них и опирается режиссер в этом спектакле. В его основе — вновь «Братья Карамазовы». Но в этот раз в центре повествования — 11-я глава романа, описывающая день накануне суда над Митей. Спектакль состоит из шести диалогов, которые ведут Грушенька, Катерина Ивановна, Лиза, мадам Хохлакова, Дмитрий и Иван с Алешей Карамазовым. Еще две сцены — самые страшные беседы романа. Одна — Ивана со Смердяковым, который признается, что убил Федора Павловича по его, Ивана, наущению. Вторая — разговор Ивана с Чертом (в программке персонаж, остро сыгранный Сергеем Качановым, назван «Гость Ивана Федоровича»).

Вечные вопросы русских мальчиков о боге и вседозволенности, вечные стенания русских девочек, мечтающих, подобно Лизе Хохлаковой (Мария Курденевич), пострадать — все это смотрится как в первый раз. Причем возраст актеров, похоже, впервые в истории театра совпадает с возрастом персонажей Достоевского. В романе Алеше — 19, Ивану — 23, Мите — 27. «Они не рефлексирующие герои, а совсем молодые люди, стоящие на пороге жизни», — говорит Сергей Женовач, позволяя актерам существовать на сцене в абсолютно современной манере.

Собственно, в этом заключаются главная неожиданность и удача спектакля: вместо «пыльной», хрестоматийной достоевщины зритель попадает на новую драму. В строгой черно-белой и статичной постановке нет стеба и грубости, зато есть резкость и бесстрашие, с которым вчерашние подростки пытаются решать свои проблемы.

Так что если вы еще не были в здании бывшей золотоканительной фабирки Станиславского, талантливо перестроенной Александром Боровским, самое время подумать о билетах. Тем более что в конце сентября «женовачи» отправятся на большие гастроли в Питер, а уже с октября начнут погружаться в поэму Ерофеева.