Отзывы о "Гоголь-центр"
Осенний сезон в театре Гоголя я продолжила просмотром спектакля “Воскресение”, созданного по мотивам произведения Льва Николаевича Толстого режиссером Павлом Пархоменко. Мне повезло - это была премьера на основной сцене (ранее спектакль шел на малой), и, нужно отметить, весьма удачная премьера!
Итак, с самых первых минут спектакля черно-белая реальность его декораций погружает нас в пучину безысходности. Этот черно-белый мир, оглашение судебного приговора (сценографическое решение Полины Фадеевой и Павла Пархоменко), пространство, лишенное красок, настраивает на серьёзный, даже трагический лад. Бессмысленные механические слова бездушной и бесстрастной судебной машины точно переданы Председателем и Прокурором (актерами Кириллом Маловым и Анатолием Просаловым). Но затем, с появлением красок, нас возвращают в жизнь, жизнь полноценную, яркую, спокойную… И такие переходы являются особенностью спектакля. Словно в машине времени, нас возвращают из беспросветной тоски в жизнь, полную красок и света.
Противоречивая натура Катюши Масловой блестяще раскрывается в актерской игре Янины Третьяковой, такой разной, такой многогранной…Не менее впечатляющей является и игра Александра Хотенова в роли Дмитрия Нехлюдова. Его метания, нравственные поиски, выбор верных решений *********** зрителя. Несмотря на всю низость его проступка, ему начинаешь сопереживать, и это тоже заслуга актёра.
Спектакль, при всем драматизме повествования, не лишен юмора. Чего стоят выходы обвиняемых Симона Картинкина (превосходное исполнение Евгения Пуцыло), Матрены Бочковой (колоритная Ирина Рудницкая). Их яркие неподражаемые сатирические образы вызывают зрительские овации. А небольшие эпизоды (лакей Петруша, Собака в исполнении Евгения Пуцыло) - это отдельный спектакль в спектакле, они снимают напряжение зрителей и возвращают нас к жизни.
Словно зеркало и зазеркалье, спектакль отражает глубину и пустоту жизни одновременно. Прием в благородном семействе Корчагиных переходит в фарс, встреча с генералом (Анатолий Просалов) поражает бессмысленной жестокостью приговоров, а сцена с арестантами трогает глубиной и доказывает, что даже в самых страшных условиях есть место благородству, любви, истинным чувствам (политический ссыльный Симонсон - актер Александр Хохлов).
Этот спектакль - удивительно цельная, глубокая картина, сотканная из противоречий и контрастов. Полагаю, что каждый зритель без исключения найдёт для себя тут что-то ценное, извлечет нравственные уроки, вырастет духовно.
Новый театральный сезон в уже полюбившемся мне театре Гоголя я решила начать с просмотра спектакля “Сон в летнюю ночь” по бессмертному произведению Шекспира.
Казалось бы, классика, известный сюжет, что нового можно ожидать от спектакля?
Однако режиссёру Антону Яковлеву удалось почти невозможное: не отдаляясь от классического сюжета, объединить современность и традиции, вписать их в формат пьесы, придать ей острое, яркое, порой даже гротескное, современное звучание.
Лаконичное решение, минимум декораций, побуждает нас, зрителей сосредоточиться исключительно на актерской игре. Словно в музыкальной пьесе, каждая реплика является звеном целой цепочки, складываясь в законченное произведение.Мы постоянно переключаемся с классики на современность, возвращаясь к вечным вопросам. Любовь, ревность, зависть, предательство очень выпукло отражены талантливыми артистами театра.
Иллюзии, чары, надежды, ожидания - все это и многое другое воплощается перед нами на сцене, где ирония идёт рука об руку с вечными вопросами бытия, а
трагическое переплетается с веселым. Солидный Тезей (Анатолий Просалов), кокетливая Ипполита (Мария Макунина), романтичный Лизандр (Александр Денисов), наивная Гермия (Алена Гончарова). страдающая Елена (Виктория Кизко), прекрасный Деметрий (Сергей Савичев)... Все вместе образуют прекрасный многоголосый “ансамбль имени Шекспира”, в котором каждому есть место.
Оригинальное решение - сбор театральной труппы - вносит в спектакль нотку непринужденности, легкости и юмора, это был отдельный спектакль в спектакле! Многоликий Основа (Кирилл Ковбас), страстная Титания (Ирина Выборнова), прекрасная Фея ( Заслуженная артистка России Людмила Гаврилова) не оставили равнодушным ни одного, даже самого серьезного зрителя в зале, а интерактив, общение со зрителями, окутало зрительный зал неподдельным теплом, заставляя то переживать, то смеяться до слёз, а неожиданная финальная оперная ария от Пигвы (Антон Лызо) явилась настоящим подарком для любителей хороших голосов.
Такой необычный, такой искренний, полный сюрпризов и открытий, словно увеличительное стекло, демонстрирующий нам людскую жизнь, заблуждения, даже пороки, этот спектакль по праву получил театральную премию газеты "Московский комсомолец" за лучший спектакль малой формы
...В темноте сиял бледно-желтый диск луны. С штуками, в весёлом настроении, с гитарой за плечом двое приятелей провожают случайных знакомых девушек до дома и получают «от ворот поворот». Что делать, если ты в чужом городе, на дворе ночь, электрички пойдут только утром, а друзьям негде преклонить голову? В ход идут любые способы, в том числе обман. И вот уже студент Владимир Бусыгин стоит на пороге дома семьи Сарафановых и представляется – ни дать, ни взять – старшим сыном!
Так начинается спектакль «Старший сын» по одноименной пьесе А. Вампилова в театре Гоголя. Этот литературный материал сейчас очень востребован, пьесу много ставят на российских ценах. В одной только Москве она входит в репертуар как минимум четырёх театров. Феномен популярности прост - люди скучают по простым семейным ценностям. Тепло родных людей было, есть и будет важным всегда, в любые времена.
Это режиссерская работа Кирилла Пирогова. Он, кстати, еще и заслуженный артист РФ, популярный актер, композитор. В постановке задействован замечательный каст актеров. Конечно, нет смысла сравнивать их с артистами одноименного фильма, ставшего классикой советского кинематографа. Какой трогательный Сарафанов получился у Александра Самойленко! Неуверенный в себе, не умеющий постоять за себя, переживающий за детей, «блаженный» - как называла его бывшая жена. Сомневающийся и балансирующий Бусыгин (Илья Антоненко). Ответственная и чуткая Нина (Юлия Максютина), на которой держится спокойствие и благополучие дома Сарафановых. Искренний, горячий, порывистый - типичный подросток - Васенька (Александр Денисов), тяжело переживающий первую влюбленность. Надменная Макарская (Алена Гончарова) – не понятно, живущая ли, играющая ли? Дерзкий, ищущий выгоду Сильва (Антон Лызо), готовый перешагнуть через любого для осуществления задуманного. Солдафон Кудимов (Александр Хохлов), который так и не сумел проникнуться атмосферой семьи Сарафановых, поскольку «замешан на другой закваске».
Появление Бусыгина в доме Сарафановых перевернуло жизнь каждого героя пьесы. Отец семейства наконец-то смог признаться самому себе, обрести уверенность и высказать все, что он думает. Нина поняла, что Кудимов - не то, что ей нужно в жизни. Васенька почувствовал сильное плечо «старшего брата». Бусыгин смог обрести отца, которого у него никогда не было.
Восторг от этого спектакля! Сценография метафоричная, «говорящая», без спецэффектов, и это так здорово! Символичен образ луны, она была всегда разного размера, как некий камертон чувств героев: то нарождающаяся, то огромная и ярко очерченная. Карусель в самом начале второго действия, на которой катались герои, означала яркий калейдоскоп сменяющих друг друга чувств и эмоций.
Впечатлило музыкальное оформление спектакля. Семейные перипетии Сарафановых разворачивались то под легкие музыкальные джазовые ритмы, то под аккомпанемент танго Альфреда Шнитке.
Как же хотелось обнять всех членов этой по-новому собранной семьи! «Меня нельзя назвать неудачником, если у меня такие замечательные дети!» - так говорит Сарафанов в финале спектакля. Вот уж воистину, что может быть главнее в жизни?
Театр Гоголя мне очень по нраву. Это мое третье посещение его. Очень необычные интерьеры (когда-то в этом здании было железнодорожное депо), приятная обстановка, хорошая акустика для такого большого зала. А еще очень привлекает концепт театра. Худрук Антон Яковлев взял курс на метомодернизм, опирающийся на классику мировой литературы. Это театр с историей (в этом году – вековой юбилей), интересным репертуаром, сплоченной труппой.
СТАРШИЙ СЫН
"Старший сын" режиссёра Кирилла Пирогова в Театре Гоголя - добрый, понятный и простой, в самом лучшем значении этого слова, спектакль по пьесе Александра Вампилова. Старшее поколение наверняка помнит фильм 1976 года с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях. Я эту экранизацию видела только в детстве, из памяти моей она подстёрлась, поэтому сравнений в пользу фильма или спектакля не делала и от души наслаждалась происходящим на сцене.
Сюжет житейский: двое молодых людей, опоздав на электричку, решают выдать одного из них за внебрачного сына хозяина первой попавшейся квартиры, чтобы не ночевать на улице. Образ наивного и простодушного отца семейства и по совместительству хозяина квартиры блестяще воплотил на сцене Александр Самойленко. Александр - актер разноплановый. В списке его работ самые разнообразные роли: это и Медведь из "Ночного дозора", и стоматолог из "Папиных дочек" и глава семьи из сериала "Родители". Есть в послужном списке актера и серьёзные работы, но мне было в первую очередь очень интересно увидеть его на театральной сцене. Образ простодушного музыканта, готового верить людям на слово и с порога принять в свою семью с двумя выросшими детьми еще и "старшего сына", удался Александру на 100%. Мягкий, доверчивый, ранимый, передвигающийся по сцене мелкими перебежками, именно таким увидел его героя зритель. Отцу крайне важно остаться с глазах своих детей сильным, он боится признаться, что потерял работу в Филармонии и нынче перебивается мелкими заработками, он боится остаться один, когда дети разъедутся. И он готов подарить свою любовь всем в ней нуждающимся! "Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…".
Со своими работами прекрасно справились и другие артисты, задействованные в спектакле. Тот самый "старший сын" Бусыгин в исполнении Ильи Антоненко раскрывается на глазах, и вот уже оказывается, что перед нами не циничный юноша готовый на обман ради собственной выгоды, а человек порядочный и чуткий. Он искренне проникается симпатией к "новообретенной семье" и желает им счастья. Его обман раскрыт, но проиграл ли он этого? Нет! Он приобрёл еще одну семью и друзей!
Харизматичный Илья с нотками хрипотцы в голосе в по-хулигански драном свитере, как нельзя лучше воплотил образ начинающего авантюриста на сцене.
В постановке не много музыки и почти полностью отсутствуют "спецэффекты", но много диалогов. Через слова нам раскрываются характеры героев, их размышления и чувства.
Прекрасный спектакль со светлым финалом!
Родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — одно из главных человеческих достоинств. В этом легко убедиться, посмотрев на сцене Театра Гоголя прекрасный, трогательный, добрый спектакль по пьесе А. Вампилова "Старший сын".
Двое незадачливых молодых людей — студент Владимир Бусыгин и его новый случайный приятель Семён Севостьянов по прозвищу Сильва, провожая двух девушек домой, в пригород опаздывают на последнюю вечернюю электричку. Оказавшись холодной осенней ночью в чужом городке, они пытаются напроситься к кому-нибудь переночевать, но безуспешно. Опуская некоторые подробности, скажу, что приятелям приходит в голову авантюрная идея — назваться внебрачным сыном хозяина квартиры и таким образом решить проблему с ужином и ночлегом.
Андрей Григорьевич Сарафанов - музыкант-кларнетист, воспитавший без жены своих двоих детей, настолько добродушен, наивен, что признаёт в неожиданном госте своего внебрачного сына, рассказавшего пару якобы правдоподобных фактов своей биографии.
Реакция Сарафанова так искренна и трогательна, что во Владимире пробуждается совесть. Учитывая, что сам рос без отца, он не может обманом отвечать на такое доверие и понимает, что проблемы этой семьи ему небезразличны.
Обманщик Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающейся семьи. На правах "старшего сына" внезапно чувствует себя ответственным за то, что происходит в этом доме. Ведь с детства он не знал, что такое семья, родительская любовь, забота и ласка. В сердце Бусыгина затеплилась огонёк быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи. А его неожиданному появлению, как ни странно, рады и дети и отец семейства.
Спектакль "Старший сын" наглядно демонстрирует зрителям, что любые семейные проблемы и конфликты разрешатся благополучно, когда родственники слушают и слышат друг друга, уважают и любят друг друга, внимательны и неравнодушны друг к другу.
Нельзя не отметить великолепную игру всех актеров! Каждый очень органичен в своей роли, достоверен и убедителен.
А спокойные, уютные, семейные декорации, освещенные приглушённым светом, идеально дополняют общую атмосферу.
Спектакль «Старший сын» отлично подойдёт для семейного просмотра как с родителями, так и с детьми-подростками.
Посмотрели премьеру «Старший сын» по пььесе Вампилова – восторг.
Пьесы Вампилова всегда настолько глубоки и красивы человеческими образами, что их тянет перечитывать, а лучше - пересматривать, театральные и киношные постановки по их сценарию. Вампилов очень красиво совмещает драму с комедийными элементами. И смех, и слезы, и восторг! Одним словом, равнодушным никак не останешься
В основе сюжета история о том, как двое молодых людей Бусыгин и Сильва, поехали провожать свежезнакомых девушек в надежде на приложение банкета, но продолжения не случилось, а последняя электричка ушла. В попытке согреться они вынуждены были искать ночлег в ближайших домах. Благодаря череде случайностей, они попадают в дом семейства Сарафановых, где отец-одиночка, покинутый женой, воспитывает двух детей. Бусыгин прикидывается старшем сыном, но уехать как следующий день уже не получается, и история приобретает неожиданное развитие. По началу кажется, что недавние друзья примерно одного разлива, весьма циничные и думающие только о своей выгоде, но по мере развития сюжета становилось понятно, что роли распределены совершенно иначе. Беспечность только маска Бусыгина, в душе он ранимый, глубоко сочувствующий, мечтающий о теплом, уютном доме, своей собственной семье, а Сильва оказался бесчувственным, равнодушным, завистливым, подлым человеком.
Роль отца Сарафанова блистально сыграна Александром Самойленко, вся эта несуразность, трепетность, попытка сохранить лицо: ему очень тяжело сообщить своим детям, что его выгнали из оркестра и теперь он играет на танцах и похоронах. А дети давно знают эту правду, но бояться признаться в этом отцу, так и живут в придуманных мирах. Но, есть в Сарафанове, что-то настоящее, видимо это безусловная любовь ко всем, кого он считаете своими детьми и стремление
уберечь от ошибок и удержать в своем доме.
Отлично сыгран младший сын Васенька со своей безответной любовью - работа Александра Денисова, который только, что закончил в «Щуке» мастерскую Кирилла Пирогова. Для меня, любителя тетра Фоменко, было неожиданно, но очень приятно, было увидеть режиссерскую работу Кирилла Пирогова на сцене театра Гоголя. Очень порадовало, что ему удалось повторить здесь атмосферу фоменковских спектаклей с их легким, почти невесомым юмором.
Не так давно я приняла участие в следственном эксперименте, проводимом на основной сцене Театра Гоголя. Могу сказать, что это было мощно!
"Преступление и наказание"- роман Ф. М. Достоевского, по мотивам которого снимали кино, ставили спектакли и мюзикл. И вот теперь, режиссёр - постановщик и художественный руководитель театра Антон Яковлев и драматург Елена Исаева представили не просто пересказ известного романа, а глубокое погружение в психологию главного героя, исследование его внутреннего мира.
В новой версии знаменитого романа персонажи Ф. М. Достоевского становятся участниками необычного следственного эксперимента, в котором режиссер и драматург смогли создать атмосферу, я бы сказала, болезненного бреда, в котором стираются границы между реальностью и фантазией героя.
Зрители, вместе с Раскольниковым, проходили через страх, отчаяние и муки совести, пытаясь понять мотивы преступления. Каковы же они?
Нищий, но гордый студент Родион Романович Раскольников решает проверить, способен ли он на поступок, возвышающий его над «обычными» людьми. Для этого он убивает старуху- процентщицу, а затем и её сестру, случайно оказавшуюся на месте преступления (её, почему-то жаль больше всех, не считая лошади).
Деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», кажущаяся безнадёжность, озлобленность на несправедливый мир, расчёт и нажива, вера в Бога и безверие, тема преступления и наказания за него - вот только часть тем, мучающий главного героя. И вопросы, на которые он ищет ответы.
Использование минималистичных декораций (столы, прямоугольные полые ящики) позволяет сосредоточить внимание на актерской игре (а она была сильной , безупречно - прекрасной) и психологическом состоянии персонажей.(ох, какие яркие эмоции буйствовали на сцене).
Музыка и свет создают дополнительную эмоциональную окраску, усиливая впечатление от происходящего на сцене.
Особенностью постановки является то, что актеры, играющие следователей, одновременно воплощают и другие образы, в том числе и Лошадь из сна Раскольникова. (Какая же сильная, эмоционально - надрывная, душераздирающая сцена). Это подчеркивает двойственность, где-то даже двуличие человеческой природы, сложность и противоречивость мотивов для совершения поступков.
Следственный эксперимент, виде премьерного спектакля «Преступление и наказание» в Театре Гоголя, заставляет задуматься о вечных вопросах морали, вины и искупления. Он представляет собой новое прочтение классического произведения, актуальное и интересное для современного зрителя.
Театр Гоголя - "Преступление и наказание".
Постановки по большим серьёзным произведениям классиков – огромный труд, риск и ответственность. И я от души благодарю режиссера-постановщика, художественного руководителя Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя - Антон Яковлев и всю творческую группу за смелость, за этот выбор, за колоссальную работу. Спектакль попал в сердце.
Инсценировка потрясающая (Елена Исаева)! Действие разворачивается не линейно, а в виде беспорядочных образов, «странных снов» Родиона Раскольникова, обрывков воспоминаний, всплывающих в его пошатнувшемся сознании. Всё это представляется как следственный эксперимент, участники которого пытаются восстановить событийный ряд, детали и мотивы преступления. Мы видим происходящее из глубин психики главного героя, которая искажает реальность, проходит классические стадии осознания и приятия случившегося, начинающиеся, конечно, с отрицания. Благодаря такой подаче, в три часа удалось вместить все самые яркие, ключевые, проникновенные сцены такого масштабного произведения.
Усиливает эффект ёмкое, концептуальное пространство, разработанное художником -постановщиком Алексеем Кондратьевым. Несколько отдельных элементов - открытых деревянных ящиков-рам на колёсах - вместе создают единую картину. Ящики будто запирают героя. Они открытые и из них очевидно есть выход, но герой мечется, упирается в закрытые части. Ящики перемещаются, меняют положение с вертикального на горизонтальное и обратно. Это также создаёт движение и ритм. С ними в унисон работает свет - в виде горизонтальных и вертикальных полос то синего, то красного цвета.
Спектакль получился динамичный, без затянутых моментов и долгих монологов, с максимумом смыслов, чувств, эмоций. Достоевский - глубоко верующий человек, и тема веры главенствующая в его произведениях. И «Преступление и наказание» для меня - это прежде всего духовный путь человека, от греха до раскаяния и очищения. Не знаю, закладывал ли это режиссер , но в спектакле мне увиделся не только человек на этом пути, но и сам Бог в его триединстве – Бог-отец, Бог-сын и Дух святой.
Образы героев удивительно совпали с моим восприятием при прочтении романа. Раскольников – Василий Неверов – абсолютное попадание. Даже не представляю, на сколько это должно быть сложно воплотить всю свойственную ему двойственность. Бедный, в неопрятном виде, мрачный и угрюмый, в лихорадочном, бредовом состоянии, но при этом хорош собой, не вызывающий жалость и неприятные ощущения, с чувством собственного достоинства, чувствующимся умом, рассудительностью, добротой и теплом.
Раскольников, как и любой человек имеет две стороны – темную и светлую. И в один момент в своих рассуждениях он допускает ошибку, обращается в неверную сторону и, желая добра, совершает зло. Но повернувшись и рубанув топором дверь во тьму, он так и не смог преступить и пойти, уничтожаемый своей совестью.
Персонаж, указывающий ему путь к спасению – следователь - Порфирий Петрович- Дмитрий Высоцкий - умный, проницательный, большой знаток человеческой души. Порфирий Петрович разгадал в Раскольникове убийцу без вещественных доказательств, благодаря психологическим приёмам. Он развенчивает его теорию о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих» и доносит мысль, что суд совести станет для него более страшным наказанием, чем восемь лет каторжных работ.
Дмитрий Высоцкий так же играет в спектакле и отца Родиона. Отец, как правило, учит, воспитывает детей, указывает направление, вразумляет. Его можно представить как
Б о г- о т е ц.
Примечательно, что почти все актёры имеют по две роли, позволяя зрителю проводить некоторые параллели.
Раскольников вступает на верное направление и проходит путь от атеизма до веры в Бога. Но его проводником на этом пути была, конечно же, Сонечка Мармеладова- Янина Третьякова – образ чистоты, божьего духа, божественной любви, всепрощающей и самоотверженной. Её сильная вера способна спасти, возродить и себя и других. Соня стала для Родиона утешением, источником, дающим силы встать и идти. Она представилась мне как д у х с в я то й.
Ещё один женский образ, воплощающий самопожертвование, силу духа и веру – это сестра Родиона - Дуня, - Анастасия Епифанова. Она готова была ради семьи выйти замуж за Лужина без любви, считая его вполне достойным человеком. Но не смогла быть с ним, узнав, каков он на самом деле - тщеславный, высокомерный, лицемерный. Он хотел взять в жёны нищенку, чтобы она всю жизнь была ему рабски благодарна, а он мог властвовать над ней и попрекать. Андрей Кондратьев удалось вызвать неприятные чувства даже при приятной внешности, костюмчике и таки «цилиндре». Он же кстати символично играет и хозяина лошади, которую невинно забили в детстве Родиона Раскольникова.
Соня и Дуня очень похожи – добрые, чистые девушки, оказавшиеся в бедственном положение. Сильные, не жалуются, не ропщут на судьбу и непоколебимы в своей вере в Бога. Девушки считали, что все равны, и каждая жизнь ценна. Неслучайно ведь старуху Процентщицу и мать Раскольникова - Пульхерию Александровну играла одна и та же актриса - Анна Гуляренко (очень контрастное перевоплощение). Мать почувствовала неладное и ей сделалось дурно, она помутилась рассудком. Получается, что убив Процентщицу, Родион убил свою мать.
Но есть ещё один яркий женский образ, который был не замечен мной при прочтении произведения, но очень ярко выражен в спектакле. Это Лиза – сестра старухи Процентщицы Алена Гончарова , которая невовремя вернулась домой и была ***** Раскольниковым вместе со старухой. Доверчивая девушка со слабоумием, ей часто пользовались, сестра плохо обращалась с ней. Она совершенно невинна, никому ничего не сделала плохого, никогда не отказывала в помощи, в том числе и Родиону Раскольникову. И именно она подарила ему Евангелие, которое он заберет с собой на каторгу. Лиза как будто олицетворяет Х р и с т а – б о г а - с ы н а, невинно казнённого, пострадавшего за грехи человеческие. Был после символичный момент, как Лиза с Соней обмениваются крестиками…
Ещё одна роль, которую играет Алёна Гончарова - это лошадь, из детских воспоминаний Родиона. Бедная, больная лошадь, невинно забиенная. Маленький мальчик был тронут случившимся: «Папочка! За что они... бедную лошадку... убили».
И вот он вырастает и сам убивает невинную лошадку - Лизоньку.
Эпизод с лошадью - один их самых проникновенных и глубоких. Это метание по сцене, этот взгляд - доверчивый, чистый, непонимающий, молящий о защите, помощи.
Адвокатом Раскольникова в этом следственном эксперименте выступал Свидригайлов- Андрей Финягин . Он как будто воплощение Родиона, каким он мог бы стать, если бы переступил и пошёл в сторону вседозволенности. Свидригайлов считает себя «право имеющим» человеком, которому дозволено все что угодно. «Это самый развращённый и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!». Душевно он уже мертв, и не в состоянии раскаяться, его жизнь лишена смысла, и в конце он решается умереть и физически, похоронив с собой и теорию Раскольникова.
Ещё один персонаж, который погибает в романе – это Мармеладов – отец Сони - Андрей Ребенков , но тут совсем другое. Мармеладов совершенно пал в жизни, спился, не мог противиться своему недугу и даже пропил деньги дочери, хотя и знал, какой ценой они ей достались. Но при этом к нему не чувствуешь злости, только жалость. Он добр по своей природе. И понимает, как ужасны его поступки, он сам себе противен, и сам себя наказывает. Его смерть – случайна, но вызвана его внутренним желанием не быть таким. А раз не быть таким он не в силах, то и не жить.
Премьера спектакля «Преступление и наказание»
Театр Гоголя
==================
Я шла на предпоказ «Преступления и наказания» без особых предвкушений, ну, прочитала, что спектакль решен «в форме следствия по делу об убийстве старухи процентщицы и ее сестры», подумала еще - значит, центральное место в нем будет отведено сценам, происходящим между Порфирием Петровичем и Раскольниковым (сразу вспомнила Леонида Маркова и Геннадия Бортникова, игравших когда-то эти роли в Театре им. Моссовета), а вышла просто ошеломленная интереснейшим трехчасовым действием, не дающим тебе ни на минуту расслабиться и отвести глаза от сцены.
Антон Яковлев совместно с Еленой Исаевой написал интереснейшую инсценировку романа Ф.М. Достоевского, ничуть не исказив его сути, кроме того, он выступил здесь ответственным за музыкальное оформление, а, вдобавок, вместе с Ильей Султановым разработал световую партитуру спектакля.
Почти вce пepсонaжи poмана в этой постановке cтaнoвятcя учacтниками нeoбычнoго слeдcтвeннoго экcпepимента, в котором пpaктичecки нe пepeсекaющиecя в poмaне гepoи вдруг cтaлкивaютcя нaпpямую в нecтaбильнoм, постоянно тpaнсфopмиpующeмcя пpocтранcтве, пpидумaннoм Алекceeм Кoндpaтьевым и oтpaжающим внутpeннee cocтояние Рacкoльникoва.
Самого же Родиона Романовича мы видим уже совершившим преступление, «бредящим в тяжелой лихорадке и видящим странные сны». И артист Василий Неведров, волею режиссера, находится в таком состоянии весь спектакль!!! Представляю, насколько ему было сложно и физически, и эмоционально!!!
Общая картина здесь складывается как пазл – фрагмент за фрагментом, причем, будут даже отсылки к детским годам Раскольникова и первой его душевной травме (история с загнанной на его глазах лошадью – одна из сильнейших сцен в спектакле).
Почти все актеры играют нескольких персонажей. И как играют!!!
На долю заслуженной артистки России Анна Гуляренко досталась уборщица, старуха-свидетель, мать Раскольникова и сама старуха-процентщица, образ которой здесь далек от канонического…
Алена Гончарова помимо той самой несчастной лошади, заставившей рыдать чуть ли не весь зал, предстает перед зрителем еще и в образе убиенной сестры процентщицы Лизаветы и от жалости к ней сердце тоже кровью обливается...
А Янина Третьякова (Сонечка Мармеладова), сидящая на авансцене и на наших глазах одевающаяся и красящаяся перед выходом «на работу», чтобы прокормить мачеху и двух ее детей!
А сумасшествие Катерины Ивановны, сыгранное «на разрыв аорты» Ириной Выборновой!
Да уж, спектакль будто соткан из сцен, где надо держать наготове носовой платок…
Но и мужская половина труппы была на высоте!
Наблюдать за следователем Порфирием Петровичем, все подмечающим и ловко загоняющим свою жертву «в ловушку» (Дмитрий Высоцкий) и красноречивым адвокатом, в роли которого выступил Андрей Финягин (он же здесь и снедаемый пороками, жестокий и циничный Свидригайлов) было чрезвычайно интересно!!!
Про созданные каждым актеров в этом спектакле ярчайшие образы можно говорить еще долго. Но я добавлю лишь одно - в том, что «пазл сложился», заслуга всех, без исключения, участников спектакля!!!
Театр Гоголя
"Преступление и наказание".
Следственный эксперимент.
(по мотивам романа Фёдора Достоевского)
ПРЕМЬЕРА!
Режиссёр- постановщик - Антон Яковлев
Зал был похож на улей:начинался пресс-показ спектакля "Преступление и наказание", приглашённая пресса занимала свои места, настраивала аппаратуру к съёмке, и в огромном пространстве театра не все могли заметить сосредоточенного, серьёзного маэстро. Антон Юрьевич скромно занимал место на галерке, наблюдая за первыми зрителями. Через три часа под несмолкаемые овации публики он выйдет на поклоны вместе с актёрами - премьера окажется не только следственным экспериментом всемирно известного уголовного дела, но и масштабным творческим триумфом.
Какие события должны совершиться в жизни человека, чтобы из впечатлительного, глубоко чувствующего мальчика, страдающего от сцены мучительной смерти лошади, превратиться в личность, заявившую о своём праве распоряжаться жизнями других людей? Мне показалось, что герой Василия Неверова сам ищет ответ на этот вопрос. Найдёт ли?
В геометрически правильных вертикальных коробах застыли силуэты действующих персонажей. Зритель поневоле любуется гармонией человеческого тела в очерченном рамками пространстве, свет идёт от задника сцены в зрительный зал, преломляясь о фигуры десятки раз(художники по свету - Антон Яковлев, Илья Султанов). Каждый силуэт идеален. Кто эти люди: жертвы? преступники? адвокаты? прокуроры? свидетели? Затем на сцену ворвется поток сознания, вихрь действия, сны наяву, воспроизведенные воспоминания, драматургическое озвучивание эпистол. Не ждите в эксперименте хронологического изложения событий: каждая сцена станет главной и важной, всякая встреча будет судьбоносной, каждая роль не проходной. Пока на авансцене проигрывается очередной эпизод романа, на заднем плане идёт тоже движение .Людей или мыслей?
В спектакле каждый актёр занят в двух ролях, иногда диаметрально противоположных по своей окраске. И я только сейчас, готовясь к рецензии, с удивлением узнала, что бойкую и живую Алену Ивановну и преданную, заботливую Пульхерию Александровну играла одна актриса Анна Гуляренко! Анна полностью преобразилась в другой роли, и здесь дело не только в хорошем гриме.
Самый пронзительный момент для меня был, когда Раскольников просит Соню(Янина Третьякова) прочесть ему главу из Нового Завета о воскресении Лазаря :«огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
Ирина Выборнова в роли Катерины Ивановны потрясла меня трагизмом своей героини. Это было абсолютное перевоплощение, даже голос и кашель чахоточной женщины вызывал мысли о здоровье самой актрисы.
Андрей Кондратьев создал сатирический образ Лужина - расчетливого, чопорного, осторожного человека со смешной картавастью, как не единственным изъяном.
Андрей Ребенков был очень убедителен и в роли бичующего самого себя пьяницы, и в роли Настены.
Дуня(Анастасия Епифанова) благоразумна, терпелива и великодушна в своей любви к брату. Но прообразом самоотречения, жертвенности и истинного познания Бога стала Сонечка Мармеладова в талантливом исполнении Янины Третьяковой. Сцена с кипарисовым нательным крестиком трогает до слез, обещая надежду на искупление грехов.
Лизавета, сестра Алёны Ивановны, запятнавшая своим блудом старшую сестру, вышагивает по сцене,
как образ смерти - в чёрном и с топором . Она же сыграет пронзительную сцену мучений гнедой лошаденки, ставшую кульминационным моментом всего действия.
В антракте многие говорили, что роман Достоевского нужно обязательно перечитать заново, ведь постановка вскрыла новые пласты прозы Достоевского.
Спектакль получился новаторским по исполнению, масштабным по заявленной проблематике, талантливым по актёрским ролям.