Московский театральный сезон подошел к концу, но не за горами следующий, некоторые театры уже начали продавать билеты на сентябрь. И если свой культпоход спланировать заранее, то на самые аншлаговые спектакли можно купить билеты по приемлемым, а порой и просто смешным ценам.

Д 1000 р.

«Три сестры» / "Мастерская Петра Фоменко" / 23 сентября

Этот cпектакль Петра Фоменко, без сомнения, входит в золотой фонд "Мастерской". Критика поначалу приняла его прохладно, решив, что депрессивный Чехов — не подходящий автор для легких, лучистых «фоменок». Но спектакль со временем настоялся и доказал обратное. В трактовке Петра Наумовича чеховские героини выглядят не вечно ноющими, страдающими декадентками, а молодыми, полными сил женщинами, которым до дрожи хочется жить и быть счастливыми. Блистательный квартет Галины Тюниной, сестер Кутеповых и Мадлен Джабраиловой демонстрирует высший пилотаж актерской игры, а хрестоматийная пьеса расцветает множеством тонких и обаятельных деталей.

Балкон — 300 — 500 р., амфитеатр — 1000 — 4000 р.

«Добрый человек из Сезуана» / Театр им. А.С. Пушкина / 28 октября

Любителям современного театра эту постановку рекомендовать не нужно — она занимала первые места всех театральных рейтингов прошлого сезона. Острый, беспощадный, пронзительный спектакль Юрия Бутусова по пьесе Брехта бьет прямо в солнечное сплетение. Истрию проститутки Шен Те, которая пытается по-честному выжить в жестоком и лживом мире, разыгрывают на полупустой сцене, где не найти приюта даже спустившимся с неба богам. Зонги на немецком языке создают особую, экспрессивную атмосферу, а отважная игра Александры Урсуляк, совершенно заслуженно получившей за эту роль «Золотую маску», — как раз тот случай, когда говорят «на разрыв аорты». Спектакль этот наверняка войдет в учебники наравне со знаменитым любимовским, так что увидеть его нужно каждому уважающему себя театралу.

Бельэтаж и амфитеатр — 800 р., партер — 1000 — 3000 р.

«Враг народа» / на сцене Театра наций / 5, 6 октября

Осень в Москве — традиционная пора фестивалей. Но чтобы увидеть всех хедлайнеров и при этом не разориться, о билетах стоит подумать уже сейчас. Гвоздем фестиваля современного искусства «Территория» в этом году будет спектакль берлинского театра Shaubuehne «Враг народа» в постановке знаменитого радикала Томаса Остермайера. Этот режиссер всегда решительно осовременивает классические пьесы, будь то Шекспир или Ибсен. Впрочем, история доктора Стокмана, требовавшего закрыть экологически опасную, но доходную водолечебницу и посему объявленного врагом народа, сегодня и так актуальна как никогда. Поддержит ли российская публика лозунг Стокмана «большинство всегда неправо», мы узнаем в финале спектакля, который грозит перерасти в настоящий митинг.

Бельэтаж — 750 р., амфитеатр — 1000 р., партер — до 2500 р.

«Книга Иова» / на сцене Театра им. А.С. Пушкина / 16, 17, 18 октября

Главным гостем «Сезона Станиславского» всегда был Эймунтас Някрошюс. Без его магических метафорических спектаклей, кажется, не обходился ни один фестиваль. В этот раз  литовский режиссер привезет в Москву «Книгу Иова» — постановку по мотивам Ветхого Завета. В прошлом году режиссер показывал эскиз этой работы в Любимовке, старой усадьбе Станиславского. И уже по наброску было видно, что это будет один из самых мощных, трагических и пронзительных спектаклей мастера. Праведника Иова, которого Бог испытывает невероятными лишениями и мучениями, играет бывший министр культуры Литвы Ремигиюс Вилкайтис, вернувшийся в Meno Fortas на вершине своей актерской формы. И то, что он творит на сцене, похоже на настоящее самосожжение.

Бельэтаж — 600 — 800 р., амфитеатр — 1000 — 1500 р.

От 1000 до 2000 р.

«Призрак оперы» / МДМ / с 4 октября

Phantom of the Opera можно смело назвать мюзиклом номер один во всем мире. Это самый кассовый проект за всю историю индустрии и один из самых долгоиграющих мюзиклов Бродвея и Вэст-Энда, где этот легендарный спектакль идет уже больше 25 лет. Своим успехом мюзикл, безусловно, обязан и романтическому, полудетективному сюжету о загадочном призраке, обитающем в подземельях Парижской оперы, и эффектным декорациям с волшебным подземным озером и знаменитой падающей люстрой, но в первую очередь — чудесной музыке Эндрю Ллойда Уэббера, который здесь не поскупился на хитовые мелодии. Чтобы оценить это шоу одним из первых, о билетах на премьерные показы стоит позаботиться заранее.

Амфитеатр — от 1300 р., партер — 2000 — 3000 р.

«Женитьба Фигаро» / Театр им. А.С. Пушкина / 12, 13, 14 сентября

Спектакли с участием Сергея Лазарева вcегда вызывают ажиотаж. Но легкие комедии положений вроде «Одолжите тенора!» или «Талантов и покойников» Марка Твена были лишь разминкой перед главным испытанием — классической пьесой Бомарше, которую в качестве антидепрессанта рекомендовал друзьям еще Александр Сергеевич. Взявшись за «Фигаро», режиссер Евгений Писарев попытался реанимировать стиль большого ампирного костюмного спектакля — с пышными декорациями, париками и кринолинами, песнями и танцами, — всем тем, что так мило зрительскому сердцу. И никакого, боже упаси, осовременивания. Злободневные аллюзии всплывают сами, когда Фигаро читает свой знаменитый финальный монолог о нравах высшего общества. А азартная игра Александры Урсуляк, Виктории Исаковой, Александра Арсентьева и, конечно, Сергея Лазарева — добавляет в спектакль те воздушные пузырьки шампанского, без которых немыслима настоящая комедия.

Бельэтаж — от 1500 р., партер — 2000 — 5000 р.

«Евгений Онегин» / Большой театр / Новая сцена / 18 — 21 сентября

Многие зрители терпеть не могут авангардных опусов Дмитрия Чернякова, но специалисты единодушны — c шедевром Чайковского этот режиссер сотворил настоящее чудо: сдул с него всю пыль и оперные штампы и поставил как настоящую драму, то есть с подробно проработанными психологическими мотивировками каждого участника вплоть до артистов массовки. И даже проходные, дивертисментные эпизоды он сумел наполнить внутренним содержанием. Кто будет петь главные партии в осеннем блоке, пока не сообщается, но здесь тот случай, когда общий ансамбль важнее конкретных солистов. И его нужно поторопиться увидеть, потому что идущий с 2006 года спектакль в этом сезоне уже грозились снять с репертуара. К тому же билеты не такие уж дорогие.

Бельэтаж, амфитеатр и партер — 1500 — 1700 р.

«Аида» / Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко / 12, 13, 14 сентября

Знаменитый немецкий режиссер Петер Штайн проделал с оперой Верди почти то же, что Черняков с «Онегиным». Мы привыкли думать, что «Аида» — это масштабное зрелище с эффектными декорациями, восточной экзотикой и марширующими слонами. Но Штайн решил поставить не пышное бравурное шоу, а камерную психологическую драму про классический любовный треугольник, где две женщины и один мужчина. Вместо слепящего золота и египетских пирамид на сцене строгие, геометрически четкие черно-белые пространства. Исполнители также сдержаны в эмоциях, их жесты графичны, как иероглифы. Но зато музыка Верди, исполненная без привычного forte, наполняется новыми нюансами и содержанием.

Партер —  1500 — 2500 р.

От 2000 р.

«Евгений Онегин» / Театр им. Евг. Вахтангова / 15, 23 сентября

Хорошая вещь должна стоить дорого — так считают и в Театре Вахтангова. А спектакль «Евгений Онегин» — вещь, безусловно, хорошая, стильная, качественной выделки и ооочень красивая. Огромное зеркало вместо задника, меланхолично засыпающий сцену снег, взмывающие под колосники качели с юными невестами — залюбуешься. Римас Туминас позволил себе некоторые вольности по отношению к тексту: скажем, у него в спектакле сразу два Онегина — рефлексирующий Сергей Маковецкий и роковой Виктор Добронравов. Но зато по духу это настоящее признание в любви русской культуре, русскому усадебному быту с его наивным вишневым вареньем, заздравными песнями на именинах, трепетными девами и роскошными гранд-дамами в исполнении звезд старшего поколения — Людмилы Максаковой и Юлии Борисовой.

Бельэтаж — 2000 — 3000 р., партер — 4000 — 9500 р.

«Кант» / Театр им. Вл. Маяковского / 23, 24 сентября

«Кант» — это спектакль для избранных уже потому, что может принять за раз от силы полторы сотни человек. Причем зрители оказываются внутри декорации, придуманной Сергеем Бархиным, — алого эзотерического восьмигранника, и чувствуют себя тоже приглашенными на обед к Иммануилу Канту. Во время трехчасового застолья великий философ (Михаил Филиппов), его слуга (Анатолий Лобоцкий), гости и случайные посетители (в числе которых Игорь Костолевский и Светлана Немоляева) будут вести ученые разговоры о «Критике чистого разума», просто трепаться о жизни, о достоинствах женского пола и жареной трески. А оказаться за столом в приятной компании умных людей, согласитесь, всегда приятно.

Билеты — 2500 — 5000 р.

«Гамлет. Коллаж» / Театр наций / 17, 18 октября

Первая российская премьера канадского кудесника Робера Лепажа стала самым дорогим и технологически продвинутым драматическим спектаклем в Москве. Вращающийся в черной пустоте, начиненный спецэффектами мультимедийный куб, в котором разыгрывается все действие шекспировской трагедии, по сложности устройства сравним с космическим кораблем. А Евгений Миронов, исполняющий тут все роли разом от Офелии до весельчака Озрика, похож на астронавта, в одиночку закинутого в безвоздушное пространство. Неудивительно, что и цены на этот спектакль — космические. Тем не менее cентябрьский блок почти полностью раскуплен. Но если поторопиться, можно успеть поймать не очень дорогие билеты на октябрь.

Бельэтаж, амфитеатр — 2000 — 3000 р., партер —  4000 — 7000 р.

«Идеальный муж» / МХТ им. А.П. Чехова / 20, 21 сентября

Хулиганский спектакль Константина Богомолова вот уже два сезона вызывает у публики ажиотаж. Это не имеющая почти никакого отношения к первоисточнику Оскара Уайльда жесткая сатира на современный российский истеблишмент, где духовенство и бизнес, чиновники и звезды шансона повязаны меж собой круговой порукой, а иногда и более сильными чувствами. Но спектакль эпатирует не только смелыми политическими выпадами, но и эстетическими провокациями: иногда он напоминает эстрадный концерт, иногда капустник, то оборачивается глумливым трэшем, то театром жестокости. В общем, для зрителя это настоящее испытание на широту взглядов, чувство юмора и толерантность.

Ограниченное число билетов на сентябрь поступило в продажу онлайн на сате театра. Кассы начнут работать со 2 августа.