Я не вернусь

Я не вернусь Я не вернусь трейлер
В избранное
Оценка редакции
Год выпуска 2013
Режиссер Ильмар Рааг
Длительность 95 мин
Жанр драма
Страна Финляндия, Эстония, Белоруссия, Россия
Российская премьера 12 июня 2014
Мировая премьера 18 апреля 2014

Моя оценка

Атмосферное сиротское роуд-муви, навеянное фильмами Алексея Балабанова.

По окончании школы выпускницу детского дома Аню награждают грамотой за отличную учебу, однако начало взрослой жизни не обещает стать безоблачным. Любовная интрига с преподавателем (ничего хорошего не выйдет), неумение отказать другу, которому надо где-то спрятать наркотики, и вот героиню объявляют в розыск. В бегство по стране она отправится в компании сиротки Кристины тремя годами ее младше; та рвется в Казахстан разыскивать мифических родственников, да и просто потому, что край хлебный. После сенсационной школьной драмы «Класс» (которую впору было сравнивать не с лентами Гай-Германики, а, пожалуй, со «Слоном» Гаса Ван Сента) эстонец Рааг некоторое время поработал во Франции, а теперь нашел общий язык с видным российским продюсером Сергеем Сельяновым. Не удивительно, что в беспризорном роад-муви то там, то сям обнаруживаются отголоски фильмов Балабанова и «Сестер» Бодрова-младшего.

Рецензия редакции

Анна Румянцева 11 июня 2014

Аня выросла в детском доме, где, в отличие от соседок по комнате, посвящала все время учебе, а не свиданиям с мальчиками. В результате девушка окончила школу с золотой медалью и поступила в университет, но вот выстраивать отношения с окружающими так и не научилась. Спустя пару лет она уже аспирантка и любовница профессора, которая с чувством рассказывает студентам про Бальзака, при этом надеясь, что Андрей уйдет от жены. Тот, однако, рассматривает связь как мимолетную интрижку. Плюс ко всему в гости наведывается детдомовский приятель и оставляет сверток: якобы драгоценности для невесты, а на самом деле наркотики. Попав в розыск, Анна пускается в бега со случайной попутчицей, 13-летней сироткой Кристиной. Куда ехать — не принципиально, и почему бы не в Казахстан, где у Кристины вроде бы бабушка.

Читать далее →

трейлер фильма

Я не вернусь — Кадры

Отзывы о «Я не вернусь»

Артур Сумароков 15 июня 2016, 07:34
Жизнь — несправедлива. Жизнь — не сахар, а пуд соли. Счастье сиюминутно, а горе — беспропудно. И уже нет пути назад — только вперед, к спасительному горизонту, к тающей в облачной пыли луне, которая светит так бесстрастно. Бежать, задыхаясь и притворяясь, надевая маски, и никогда не оставаясь самой собой. Это так знакомо успешной аспирантке престижного столичного университета Анне, все житие-бытие которой до определенного времени не было налажено. Она не была слишком любима, слишком опекаема — что родителями, что возлюбленным профессором, годящимся ей в отцы. Несправедливо обвиненная в преступлении, Анна убегает от своей прошлой жизни, в которой было все смуро — в никуда, в ничто, в детдом, где встречает Кристину 13 лет от роду. Непокорную, импульсивную. И вместе им суждено пройти немало дорог, проехать немало километров, чтобы понять и постичь не только весь окружающий мир, но и самих себя. Таких диких, таких испуганных.

Представленный впервые в рамках международного кинофестиваля «Трайбека», шестой по счету полнометражный фильм известного эстонского режиссера, сценариста и продюсера Ильмара Раага «Я не вернусь» 2014 года является достаточно редким для всего современного русскоязычного кинематографического пространства творением, в котором царствуют от начала и до конца драматургический баланс и сдержанный постановочный стиль, без излишнего упоения чернухой, однако с наличием пронизывающего бытописательства, реалистического нерва, и насыщенного психологизма, делающими на выходе этот фильм универсальным и вневременным, актуальным и исчерпывающим, пропитанным от начала до конца духом европейскости, перенесенной на почву русскости, которой буквально в своей неиссякаемой витальности дышит картина Раага. «Я не вернусь» — фильм остросоциальный, но при этом лишенный любой утрированности в демонстрации жизни низов современного постсоветского пространства. История, начавшись на берегах Невы, где обязательно прозвучит, пускай и завуалированно, тревожный набат Достоевского(перекличка с «Преступлением и наказанием» и «Бедными людьми» очевидна, как и экстраполяция образов Сони Мармеладовой и Варвары Доброселовой в трактовке Анны и Кристины), вскоре перерастет из конкретиризированного случая, отдельного отрывка, в панорамный взгляд на жизнь и существование современных людей, обитающих на одиноких клочках земли от Питера до Кульсары, Казахстан. И взгляд этот, пропущенный через призму взрослеющего, но все еще остающегося на уровне детскости, восприятия поражает своей искренностью, чистотой, неискушенности. Взгляд в лучшую жизнь, которую не надо ждать, надеяться, вымаливать, а приближать ее самостоятельно.

Собственно, «Я не вернусь» — кино, искусно притворяющееся жанровым. Интрига с жестоким преступлением и несправедливым обвинением лишь дает толчок для развития всего дальнейшего сюжета, которое очень быстро потечет по иному драматургическому руслу, и история благополучия, незлобивости и чрезмерной опеки Анны обернется сильнейшей драмой противоположностей с открытым финалом. Драмой, в которой Анна, жизнь вроде не знавшая по-настоящему, и Кристина, слишком много в ней испытавшая, нелюбимая, неустроенная, брошенная — проходят через поступательные внутренние трансформации. Путь, дорога, странствие в своей неизбежности и безбрежности кажутся слишком простым набором символов для прояснения темы обретения собственного Я после тщеты многочисленных блужданий, стенаний и гореваний. Однако, невзирая на такую метафорическую прямолинейность, безыскусную простоту, «Я не вернусь» действует, нажимая на самые больные темы современного общества, как-от детская жестокость(куда уж Рааг без нее!), человеческое равнодушие, брошенность, отсутствие в жизни моральных ориентиров, духовная безнадега и, в конце концов, в качестве финальной реляции — тема взросления и отрешения от тягостного прошлого, от которого Анна бежит, но на самом деле от себя не убежишь. Оно настигнет все равно, и придется расплачиваться за ошибки, каяться в грехах, припадать к иконам. И не возвращаться в ту тьму, которая раньше называлась привычной жизнью, сотканная лишь из бессмыслиц и пустот.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

От пародии на аниме с гениальной драматургией до истории жизни антропоморфной лошади.

с 15 фев | Великобритания, Ирландия, США, 2017, 35 к/т, детектив, драма, триллер, ужасы с 15 фев

Колин Фаррелл и Николь Кидман в истории о призраках прошлого.

с 1 фев | Великобритания, США, 2017, 64 к/т, криминал, драма, комедия с 1 фев

с 22 фев | США, 2017, 72 к/т, драма, историческая, триллер, биография с 22 фев

Мэрил Стрип и Том Хэнкс в драме о нераскрытых тайнах войны во Вьетнаме.

с 22 фев | США, 2017, 94 к/т, криминал, детектив, драма, триллер, биография с 22 фев

Биографическая драма о похищении отца актера Бальтазара Гетти.

с 22 фев | Германия, Франция, 2017, 14 к/т, криминал, драма с 22 фев

Драма о потере любимых и поисках виноватых с Дайан Крюгер.

с 15 фев | США, 2017, 44 к/т, драма с 15 фев

Дэниэль Дэй-Льюис в кино о непростых буднях знаменитого кутюрье.

с 22 фев | США, 2018, 111 к/т, криминал, боевик, детектив, комедия с 22 фев

Небанальная криминальная комедия с Джейсоном Бейтманом и Рэйчел МакАдамс.

Джим Керри — уборщик, неблагополучная Хилари Суэнк и другие знаменитости, которым в юные годы приходилось несладко.

с 22 фев | Канада, 2018, 57 к/т, боевик с 22 фев

Джейсон Момоа играет лесника, в дверь которого постучалась беда.

с 8 фев | Франция, 2017, 1 к/т, мелодрама с 8 фев

Мелодрама от создателя «Мужчины и женщины» с целой плеядой звезд французского кино.

с 8 фев | Италия, 2017, 18 к/т, драма, комедия с 8 фев

Черная комедия о том, на что готов пойти человек ради достижения заветной цели.