Я не вернусь

Я не вернусь Я не вернусь трейлер
В избранное
Оценка редакции
Год выпуска2013
РежиссерИльмар Рааг
Длительность95 мин
Жанрдрама
СтранаФинляндия, Эстония, Белоруссия, Россия
Российская премьера12 июня 2014
Мировая премьера18 апреля 2014

Моя оценка

Атмосферное сиротское роуд-муви, навеянное фильмами Алексея Балабанова.

По окончании школы выпускницу детского дома Аню награждают грамотой за отличную учебу, однако начало взрослой жизни не обещает стать безоблачным. Любовная интрига с преподавателем (ничего хорошего не выйдет), неумение отказать другу, которому надо где-то спрятать наркотики, и вот героиню объявляют в розыск. В бегство по стране она отправится в компании сиротки Кристины тремя годами ее младше; та рвется в Казахстан разыскивать мифических родственников, да и просто потому, что край хлебный. После сенсационной школьной драмы «Класс» (которую впору было сравнивать не с лентами Гай-Германики, а, пожалуй, со «Слоном» Гаса Ван Сента) эстонец Рааг некоторое время поработал во Франции, а теперь нашел общий язык с видным российским продюсером Сергеем Сельяновым. Не удивительно, что в беспризорном роад-муви то там, то сям обнаруживаются отголоски фильмов Балабанова и «Сестер» Бодрова-младшего.

Рецензия редакции

Анна Румянцева 11 июня 2014

Аня выросла в детском доме, где, в отличие от соседок по комнате, посвящала все время учебе, а не свиданиям с мальчиками. В результате девушка окончила школу с золотой медалью и поступила в университет, но вот выстраивать отношения с окружающими так и не научилась. Спустя пару лет она уже аспирантка и любовница профессора, которая с чувством рассказывает студентам про Бальзака, при этом надеясь, что Андрей уйдет от жены. Тот, однако, рассматривает связь как мимолетную интрижку. Плюс ко всему в гости наведывается детдомовский приятель и оставляет сверток: якобы драгоценности для невесты, а на самом деле наркотики. Попав в розыск, Анна пускается в бега со случайной попутчицей, 13-летней сироткой Кристиной. Куда ехать — не принципиально, и почему бы не в Казахстан, где у Кристины вроде бы бабушка.

Читать далее →

трейлер фильма

Я не вернусь — Кадры

Отзывы о «Я не вернусь»

Артур Сумароков 15 июня 2016, 07:34
Жизнь — несправедлива. Жизнь — не сахар, а пуд соли. Счастье сиюминутно, а горе — беспропудно. И уже нет пути назад — только вперед, к спасительному горизонту, к тающей в облачной пыли луне, которая светит так бесстрастно. Бежать, задыхаясь и притворяясь, надевая маски, и никогда не оставаясь самой собой. Это так знакомо успешной аспирантке престижного столичного университета Анне, все житие-бытие которой до определенного времени не было налажено. Она не была слишком любима, слишком опекаема — что родителями, что возлюбленным профессором, годящимся ей в отцы. Несправедливо обвиненная в преступлении, Анна убегает от своей прошлой жизни, в которой было все смуро — в никуда, в ничто, в детдом, где встречает Кристину 13 лет от роду. Непокорную, импульсивную. И вместе им суждено пройти немало дорог, проехать немало километров, чтобы понять и постичь не только весь окружающий мир, но и самих себя. Таких диких, таких испуганных.

Представленный впервые в рамках международного кинофестиваля «Трайбека», шестой по счету полнометражный фильм известного эстонского режиссера, сценариста и продюсера Ильмара Раага «Я не вернусь» 2014 года является достаточно редким для всего современного русскоязычного кинематографического пространства творением, в котором царствуют от начала и до конца драматургический баланс и сдержанный постановочный стиль, без излишнего упоения чернухой, однако с наличием пронизывающего бытописательства, реалистического нерва, и насыщенного психологизма, делающими на выходе этот фильм универсальным и вневременным, актуальным и исчерпывающим, пропитанным от начала до конца духом европейскости, перенесенной на почву русскости, которой буквально в своей неиссякаемой витальности дышит картина Раага. «Я не вернусь» — фильм остросоциальный, но при этом лишенный любой утрированности в демонстрации жизни низов современного постсоветского пространства. История, начавшись на берегах Невы, где обязательно прозвучит, пускай и завуалированно, тревожный набат Достоевского(перекличка с «Преступлением и наказанием» и «Бедными людьми» очевидна, как и экстраполяция образов Сони Мармеладовой и Варвары Доброселовой в трактовке Анны и Кристины), вскоре перерастет из конкретиризированного случая, отдельного отрывка, в панорамный взгляд на жизнь и существование современных людей, обитающих на одиноких клочках земли от Питера до Кульсары, Казахстан. И взгляд этот, пропущенный через призму взрослеющего, но все еще остающегося на уровне детскости, восприятия поражает своей искренностью, чистотой, неискушенности. Взгляд в лучшую жизнь, которую не надо ждать, надеяться, вымаливать, а приближать ее самостоятельно.

Собственно, «Я не вернусь» — кино, искусно притворяющееся жанровым. Интрига с жестоким преступлением и несправедливым обвинением лишь дает толчок для развития всего дальнейшего сюжета, которое очень быстро потечет по иному драматургическому руслу, и история благополучия, незлобивости и чрезмерной опеки Анны обернется сильнейшей драмой противоположностей с открытым финалом. Драмой, в которой Анна, жизнь вроде не знавшая по-настоящему, и Кристина, слишком много в ней испытавшая, нелюбимая, неустроенная, брошенная — проходят через поступательные внутренние трансформации. Путь, дорога, странствие в своей неизбежности и безбрежности кажутся слишком простым набором символов для прояснения темы обретения собственного Я после тщеты многочисленных блужданий, стенаний и гореваний. Однако, невзирая на такую метафорическую прямолинейность, безыскусную простоту, «Я не вернусь» действует, нажимая на самые больные темы современного общества, как-от детская жестокость(куда уж Рааг без нее!), человеческое равнодушие, брошенность, отсутствие в жизни моральных ориентиров, духовная безнадега и, в конце концов, в качестве финальной реляции — тема взросления и отрешения от тягостного прошлого, от которого Анна бежит, но на самом деле от себя не убежишь. Оно настигнет все равно, и придется расплачиваться за ошибки, каяться в грехах, припадать к иконам. И не возвращаться в ту тьму, которая раньше называлась привычной жизнью, сотканная лишь из бессмыслиц и пустот.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

История одного эльфа, вечеринка Билла Мюррея и другие сюжеты, которые настроят на праздничный лад.

с 14 дек | США, 2017, 90 к/т, боевик, приключения, фантастика с 14 дек

Рей, Финну, дроиду BB-8 и другим предстоит опасная схватка с Первым Орденом.

с 23 ноя | США, 2017, 73 к/т, комедия, фэнтези, мультфильм, семейный с 23 ноя

Один из лучших мультфильмов года: 12-летний Мигель встречает души своих предков.

с 7 дек | Германия, 2016, комедия с 7 дек

Тиль Швайгер в комедии от режиссера «Трои».

с 30 ноя | Великобритания, Китай, 2017, 45 к/т, боевик, триллер с 30 ноя

Джеки Чан в триллере о ветеране вьетнамской войны.

с 26 окт | Россия, 2017, 27 к/т, семейный с 26 окт

Семейная комедия по мотивам русского фольклора с Еленой Яковлевой в роли Бабы-Яги.

с 30 ноя | Испания, Франция, 2017, 5 к/т, приключения, триллер, фантастика с 30 ноя

Метеоролог и смотритель маяка противостоят странным океаническим существам.

с 14 дек | Великобритания, США, 2017, 31 к/т, драма, историческая, биография с 14 дек

Джуди Денч в роли самой влиятельной королевы Великобритании.

с 7 дек | Великобритания, США, 2017, 6 к/т, комедия, биография, спорт с 7 дек

Фильм о борьбе за гендерное равноправие в США 70-х с Эммой Стоун.

с 7 дек | США, 2017, 30 к/т, драма, биография с 7 дек

История становления величайшего американского писателя.

с 7 дек | США, 2017, 45 к/т, детектив, комедия, триллер, ужасы с 7 дек

Один из самых успешных фильмов ужасов 2010-х .

с 7 дек | Германия, Финляндия, 2017, 2 к/т, драма, комедия с 7 дек

Один из главных европейских фильмов года от живого классика финского кино.