Спектакль Кто боится Вирджинии Вулф?

Оценка редакции
14 октября 2023 (сб) | 19:00Полное расписание
170 мин
18+
Сегодня билеты просматривали 15 раз
Дата премьеры: 30 октября 2014

Психологический театр высшей пробы. Мужа и жену, готовых убить друг друга после десятилетий совместной жизни, убедительно играют Игорь Гордин и Ольга Демидова.

Первая премьера этой пьесы была сыграна на Бродвее в 1962 году, а уже в следующем она выбирается лауреатом Пулитцеровской премии в номинации «За лучшее драматическое произведение для театра», однако из-за присутствия в тексте обсценной лексики и сексуальной тематики попечительский совет Колумбийского университета накладывает вето на выбор жюри. Награда в этой номинации за 1963 год не вручалась.

Отзывы о «Кто боится Вирджинии Вулф?»

Ещё 7 отзывов
Елена Шмырева 10 февраля, 09:55

Спектакль поставлен режиссёром Кама Гинкасом не на сцене зрительного зала, а в фойе театра. Зрительские места разместили в несколько рядов с хорошим подъемом и с двух сторон вдоль стен от сценического пространства, создав иллюзию большой гостиной. По пьесе, время от времени герои отправляются на второй этаж, не требуется никаких дополнительных декораций - центральная театральная лестница сама становится логическим продолжением сцены. И при такой сценографии артисты совсем рядом.
Тема, поднятая Олби, слегка мутноватая, так же как и название. Ну, причём тут эпатажная неуравновешенная кончившая жизнь самоубийством писательница-феминистка Вирджиния Вулф? Если, что и объединяет его пьесу с её творчеством, так это глубокий психологизм. Но не в эту игру автор хочет сыграть со зрителями и героями. Он настроен подкидывать темы и задавать вопросы, на которые постепенно в репликах героев зрители находят ответы. А с названием... кто смотрел и остался в неведении, находит ответ в интернете: это игры драматурга, который сыграл от аллюзий. Ему имя Вирджинии Вулф померещилось в написании фразы из сказки Три Поросёнка "Нам не страшен страшный волк", что в английском варианте звучит как "Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?", вот и появилось "Who’s Afraid of Virginia Woolf?".
Но это всё неважно, а важно, ради чего затеял автор все эти игры , и как режиссёр и артисты донесли историю до зрителя.
Супруги Джордж и Марта, прожившие вместе более двадцати лет, прекрасно знают друг друга. Они постоянно пикируются, но в их колкостях ощущается взаимная привязанность и болезненная зависимость. И к этой, так давно совместно живущей паре заглядывает в гости чета недавно официально оформившая свои семейные отношения. Молодой человек Ник - подающий большие надежды преподаватель, и его простоватая женушка — Хани.
Вся компания в легком подпитии. Алкоголь развязывает язык, и вот уже отброшены официальные правила приличия и собеседники вытаскивают из шкафов семейные скелеты, причем старшие кажутся более раскованными и беспринципными в своих признаниях. Тут и попытки разобраться во владеющих ими чувствах, подвести жизненные итоги, построить прогнозы на ближайшее будущее для своих новых знакомых.
Психологические переживания и интеллектуальные диалоги отлично передаются Ольгой Демидовой, исполняющей роль хозяйки дома Марты. Отчетливо сознающим собственную нереализованность, неверящим в счастливые перспективы, уставшим и не желающим что-либо кардинально менять в жизни, представлен Игорем Гординым его герой Джордж. Маленький штришок в костюме — домашние тапочки, и сразу: шаркающая походка, расслабленность, наплевательское отношение к тому, как он будет выглядеть в глазах гостей. Он не заинтересован в том, чтобы выглядеть представительным, его это не занимает. А всё то, что его занимает и о чем он думает, Джордж без стеснения высказывает едким и весьма колким языком.
Молодым задорным петушком по началу ощущает себя приглашенный в гости Ник. Илье Шляге, ответственному за эту роль, удалось передать некоторое волнение и неуверенность при знакомстве и дальнейшую трансформацию образа. Молодой человек, наслушавшись «добрых советов», поощряемый обоими супругами начинает флиртовать с Мартой, не обращая внимания на свою перебравшую бурбона жену Хани. Роль глуповатой Хани чудесно исполнила Евгения Михеева.
Ближе к концу ночи к гостям приходит понимание, что хозяева сыграли с ними в какую-то унизительную игру, но остался ли они в выигрыше, большой вопрос. Судьба сдает карты, и человеку в этой партии можно только строить предположения. И если рядом с тобой преданный, понимающий тебя человек, то это и есть выигрыш, подаренный судьбой.
Мой рассказ о спектакле слишком краток и прост. Сценическое повествование гораздо объемнее и интереснее. Психологическая вещь с тонкими актерскими работами.

Elena 8 октября 2022, 12:13

Я давно и много слышала о спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф?". Знаю о существовании одноименного фильма. Знаю про пьесу Эдварда Олби... Но совершенно не знала, о чем это, и имя Вирджинии Вулф мне не помогало в моих предположениях :) И вот наконец-то удалось попасть на этот спектакль.
В качестве лирического отступления: меня всегда интриговало название пьесы. И после просмотра спектакля особо понятнее не стало. так что пришлось обратиться к вики. "Английское название пьесы — аллюзия на песню Трёх поросят «Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?» («Кто боится большого злого волка?», русскоязычному зрителю более знаком вариант «Нам не страшен серый волк…») из классического мультфильма студии Disney, с заменой «Большого злого волка» на писательницу Вирджинию Вулф. Олби говорил в одном из интервью, что когда-то увидел надпись «Who’s Afraid of Virginia Woolf?» на зеркале в баре и вспомнил её, приступая к созданию пьесы." (с) Мелодию песенки-то я узнала, конечно. Но вот при чем тут Вирджиния Вульф, не догадалась бы никогда :)
Надо сказать, что смотреть, будучи абсолютно незнакомой с материалом, в данном случае оказалось очень кстати. Все действие происходит в одной комнате - почти три часа мы наблюдаем за семейными разборками взрослой пары в присутствии гостей. Это могло бы бы оказаться скучным... но не оказалось.
Пьеса была написана Эдвардом Олби в далеком 1962 году, и по тем временам была и смелой и вызывающей. Автору даже не дали Пулитцеровскую премию из-за присутствия в пьесе сексуальной тематики и обсценной лексики (впрочем, последней в спектакле-то и нет, кажется). Это произведение - про человеческие отношения. Между мужем и женой, мужчиной и женщиной, между поколениями, социальные отношения - все есть. Как ни странно, несмотря на присутствие той самой сексуальной тематики, никакого впечатления именно эта сторона отношений не производит, - психология все затмевает, там такой клубок отношений, проблем, комплексов и прочего! Хотя казалось бы, сюжет предельно простой: после приема у президента колледжа главные герои - дочь президента колледжа и ее муж (Марта и Джордж) возвращаются домой глубокой ночью. Но выясняется, что вот-вот к ним, в свою очередь должны прийти гости - молодая пара: новый преподаватель колледжа с женой (Хани и Ник). Несмотря на неурочное время гости действительно приходят, и остаются. С первых же минут понятно, что хозяева ведут бесконечную, безнадежную пикировку между собой, пытаясь задеть друг друга побольнее, и если и рады гостям, то разве что в качестве свидетелей или группы поддержки. Молодежь на их фоне кажется особенно юной, чистой и влюбленной друг в друга парой... Однако после спектакля, смею вас уверить, вы выйдете с мыслью "все не так как кажется". Присутствует и некоторая таинственная, почти детективная линия - и понять в чем там дело, удастся только в конце.
Каме Гинкасу удалось поставить очень необычный, идеально точный спектакль.
Необычность его по нынешним временам - в простоте. Камерный - все действие происходит в фойе, при отсутствии сцены - часть зрителей сидит буквально на сцене, на одном уровне с артистами, глаза в глаза. Минимум декораций - диван, пара кресел, столик да барный уголок. Все настолько просто, что это кажется гениальным режиссерским решением - отказ от любой театральности, любых технических "подпорок", которые могли бы поддержать, оттенить, замаскировать происходящее на сцене, отвлечь зрителей или усилить их впечатление. Нет - только актеры, причем они не просто на сцене - почти среди нас и им некуда спрятаться, невозможно даже отвернуться от зрительских глаз. Это требует какого-то невероятного таланта и мастерства!
/второе фото в карусели — до начала спектакля - просто чтобы было понятно, насколько все в одном пространстве. Честно говоря, было ощущение, что мы находимся в той же гостиной Марты и Джорджа и просто наблюдаем, не встревая в разговоры - такие мы тихие гости./
Для нас играли:
Марта - Ольга Демидова
Джордж - Игорь Гордин
Хани - Евгения Михеева
Ник - Илья Шляга
Все актерам хочется кричать "Браво!", потому что в этой постановке каждый - главный герой и прекрасен в своей роли.
Спектакль может показаться несколько сложным, в том числе и потому что он весьма отличается от того, к чему мы привыкли сегодня. Здесь нет яркого визуального ряда, нет "экшена", нет спецэффектов, нет песен-плясок и прочих "режиссерских находок". Происходящее занимает все внимание зрителя, не дает ни отвлечься, ни передохнуть. Если вы хотите просто развеяться, развлечься - не стоит выбирать этот спектакль, мне кажется. Но если вы от театра ждете чего-то более серьезного, если вам интересны люди и их отношения - то рекомендую очень.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

На тебе, как на войне

Кама Гинкас поставил спектакль о семейной жизни по драме Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». Идти стоит всем, кто ищет в театре правду жизни и не боится мрачных истин.

11 ноября 2014, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Расписание

суббота, 14 октября
19:00
Московский театр юного зрителя
Тверская
Пушкинская
Чеховская

Статьи по теме

В театр на свидание: оригинальные спектакли о любви и отношениях

Идеи для тех, кто уверен: билеты в театр — лучший подарок.
8 февраля 2017

«Золотая маска»: смотрите сейчас

Все эти спектакли номинированы на главную театральную премию страны. Не откладывайте покупку билетов.
13 января 2016

Новые и лучшие спектакли Камы Гинкаса

В преддверии премьеры знаменитого режиссера мы вспомнили его главные работы в МТЮЗе.
27 ноября 2015

Лучшие спектакли 8–26 апреля

Что смотреть в московских театрах весной. Только проверенные хиты и лучшие премьеры.
24 марта 2015

Выходные в Москве: лучшие события

Отмечаем День святого Патрика с Борисом Гребенщиковым, рассматриваем столетние открытки и идем на фестиваль экстремальных видов спорта.
11 марта 2015

Топ 10 лучших спектаклей с 11 по 25 марта

Хотите избавиться от весенней хандры? Сходите в театр. Лучшие спектакли столичного репертуара — в нашем рейтинге.
10 марта 2015

Самые чувственные спектакли

День Всех Влюбленных в театре: куда надо покупать билеты уже сейчас.
27 января 2015

Топ спектаклей 26.11–14.12

Читайте наш рейтинг лучших спектаклей и выбирайте, в какой театр пойти морозным декабрьским вечером.
21 ноября 2014

Зараза энтузиазма

Кама Гинкас репетирует культовую пьесу Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф».
24 октября 2014

Актеры «Кто боится Вирджинии Вулф?»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма