Кама Гинкас поставил «Преступление и наказание». Мы разузнали подробности этого важного события, а заодно вспомнили главные спектакли мэтра, которые вошли в золотой фонд русского театра.

«По дороге в…»

МТЮЗ
Расписание

Этот спектакль по «Преступлению и наказанию» — первая постановка Камы Гинкаса по Достоевскому за 10 лет. Более того, идет она во «флигеле», на сцене которого 25 лет назад шел спектакль «Играем Преступление». Но в 90-х это помещение у театра отобрали, а спустя еще десять лет Гинкас зарекся ставить Достоевского (к которому обращался чаще, чем кто-либо). «По дороге в…» не ремейк старой постановки. Мэтр перевернул всю композицию, сделав главной фигурой мрачного повествования Свидригайлова. В образ убийцы-философа вжился Игорь Гордин, главный актер Гинкаса последних лет. Никому больше режиссер не доверяет играть больные характеры сложных героев — юродствующих, рефлексирующих, жалких и страшных одновременно. Словом, если не катарсис, то сильное впечатление зрителю гарантировано.

«Кто боится Вирджинии Вулф?»

МТЮЗ
Расписание

Знаменитую пьесу Олби Кама Гинкас превратил в душераздирающее зрелище о том, что такое семейный ад. Звезды МТЮЗа — Ольга Демидова и Игорь Гордин — убедительно сыграли пару со стажем, переживающую мучительную зависимость друг от друга, физическую в том числе. Намеренно упразднив пространство между сценой и залом (спектакль идет в фойе второго этажа театра), Кама Гинкас заставил зрителей буквально подслушивать и подглядывать за чужой жизнью. На расстоянии вытянутой руки — страстное отчаяние, некрасивые измены, терзающие страхи. Эти двое придумывают историю о несуществующем сыне, которого у них и быть не могло. И бесстыдно, при гостях, смакуют подробности своей интимной жизни — кто, когда, как и с кем. Такой вот безжалостный спектакль о любви-ненависти.

«Леди Макбет нашего уезда»

МТЮЗ
Расписание

Эффектная постановка о свойствах темной страсти. За основу взята страшная повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» — о Катерине Львовне, которую неистовое чувство превратило в серийного убийцу. Роль досталась умнице-красавице Елизавете Боярской, от фирменной сдержанности и фирменного «холодного» тембра которой не осталось и следа. Актриса играет яростно, зло, с вызовом. Бесстрашно раздевается, исступленно кричит, некрасиво дерется. Ее Катерина Львовна — женщина-самка, и Боярская не стесняется ничего, чтобы доказать это зрителю. Сцены бешеной страсти между ней и любовником (Игорь Балалаев) заслуживают отдельного описания. Правда, впечатление они оставляют мрачное — в каждом вздохе и стоне этих двоих различимо предчувствие надвигающейся катастрофы.

«К.И. из «Преступления»

МТЮЗ
Расписание

Премьера спектакля по мотивам романа «Преступление и наказание» датируется 1994 годом, и с тех пор он значится в списках must see у театралов обеих столиц. Перед зрителем – незаменимая в роли обезумевшей от горя Катерины Ивановны Оксана Мысина. Актриса бесстрашно (в течение полутора часов!) играет страдание. Ее «К.И.» зовет всех сидящих в зале на поминки супруга — несчастного Мармеладова, стонет, плачет, играет на скрипке и приказывает своим детям танцевать. Кстати, спектакль когда-то произвел фурор на Авиньонском фестивале, а Гинкас был удостоен за него Государственной премии России.

Трилогия «Жизнь прекрасна»

МТЮЗ

Знаменитый чеховский триптих Камы Гинкаса в свое время стал сенсацией в Москве и наделал много шума за рубежом. За главным режиссером МТЮЗа закрепилась слава мрачного гения, который занимается в своих спектаклях беспощадным анализом человеческого бытия. Ад, согласно Гинкасу, повсеместен. В трилогии его интересовало, как и когда Антоша Чехонте превратился в Антона Павловича Чехова, почему из шуточных зарисовок получились трагические рассказы, не лишенные, впрочем, светлых интонаций. Сам мэтр так объяснил свой замысел: «Конец трилогии трагичен, потому что конец — трагичен... Но самое ужасное даже не то, что человек смертен, а то, что он бездарно проживает свою жизнь».

«Дама с собачкой»
Расписание

Пронзительная постановка про курортный роман, обернувшийся мучительной зависимостью,  разыгрывает тонкий дуэт Игоря Гордина и Юлии Свежаковой. Посыл — сильная любовь в жизни человека возможна, безоблачное счастье — никогда.

«Скрипка Ротшильда»
Расписание

Изматывающий душу спектакль, герой которого — угрюмый и толстокожий гробовщик Яков Бронза (Валерий Баринов) хоронит жену и вдруг осознает, что жизнь без нее не имеет смысла.

«Черный монах»
Расписание

Жутковатый рассказ Чехова разыгрывается на зрительском балконе, за спинами актеров — немая чернота зала. Это история одного безумия — герой Сергея Маковецкого верит в некоего Черного монаха (Игорь Ясулович) и, разглядев его в глубине пропасти, «ныряет» туда сам.