Спектакль Леди Макбет нашего уезда

Леди Макбет нашего уезда Леди Макбет нашего уезда
В избранное
Оценка редакции
Вт, 23 января
ПостановкаМосковский театр юного зрителя / Метро Тверская, Чеховская, Пушкинская
Режиссер-постановщикКама Гинкас
Жанрдрама
Премьера28 ноября 2013
В избранное Билеты (100 — 3500 руб.)

Моя оценка

Мрачный спектакль Камы Гинкаса с Елизаветой Боярской в главной роли.

Главная героиня — молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Её муж постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает жену. Катерина влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея, постепенно её увлечение переходит в страсть, любовники проводят ночи вместе. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается череда убийств: сначала Катерина Львовна отравляет свёкра, чтобы спасти Сергея, которого свекр запер в погребе, затем, вместе с Сергеем, убивает своего мужа, а потом душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство...

Роль Сергея, любовника главной героини, исполнит Игорь Балалаев, мужа сыграет Алексей Тараньжин, а в роли свекра купчихи Катерины Львовны Измайловой выступит Валерий Баринов. Художником спектакля станет Сергей Бархин.

Рецензия редакции

Наталья Витвицкая 3 декабря 2013

Кама Гинкас поставил спектакль с участием Лизы Боярской.

Премьера в МТЮЗе, как всегда у Гинкаса, легкостью темы и простотой режиссерского языка не отличается. За основу взята страшная повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В названии изменилось одно слово — «леди» оказалась привязанной не к Мценскому, а к «нашему» уезду. Так безымяннее и правдивее. В сегодняшней уголовной жизни, когда неугодных супругов расчленяют и выносят в чемоданчиках на помойку, история про три убийства «по причине любви» уже не кажется страшной выдумкой или назиданием будущему. Все просто так, что волосы встают дыбом.

Читать далее →

Отзывы о «Леди Макбет нашего уезда»

Ефимова Елена 10 ноября 2014, 11:58
31 октября, Московский ТЮЗ
Спектакль «Леди Макбет нашего уезда»
Первая сцена. Шинели. Подняты так, что у стоящих спиной к зрителям людей будто нет голов. Безмолвно идут они по дороге, по каторжному тракту, вдаль сцены, уходя от зрителя. Тихая серая людская масса, только дважды вырывается из нее на четвереньках человек, запевая надрывно разгульную песню. Но его тотчас же зашикивают, чуть ли не затаптывают, грубо затягивают обратно внутрь этой толпы. Ни стон, ни крик не вырвутся из нее больше… Это дорога, по которой идут на каторгу.
Эта первая сцена перехватывает дыханье, затягивает в действо, и вот на сцене появляются главные герои: Катерина Львовна (Елизавета Боярская), ее муж, свекр (Валерий Баринов) – купеческая семья, в которой и душно, и тяжело, и скучно живется молодой, полной сил к жизни Катерине.
Как она выписана у режиссера вначале? Лиричная, невинная девочка-попрыгушка. Ой ли? Якобы Сергей только виноват, что ее прельстил да научил мужу изменять. Еще и после первого убийства (свекра) она сохраняет свою лиричность. Наслаждается любовью, красотой летней ночи. Лиза Боярская словно стихи декламирует описание этой ночи, говоря словами автора.
Вообще, в этой постановке использован такой прием: актеры произносят отрывки авторского текста описательные, повествовательные, и иногда о себе говорят в третьем лице. И вроде бы они на сцене, и повествуют о себе так, будто являются сторонними наблюдателями своих жизней.
Но не сделан контраст между этой отрешенностью и трагедией, которая должна развернуться перед глазами зрителей.
Никогда Катерина (Катерина И-Львовна, как ее несколько фамильярно называет в постановке Сергей) не представлялась мне лирической, и тем более невинной. Когда читала Лескова, помню те мучительные чувства, которые у меня вызвала эта история, вплоть до физического отвращения. Последней каплей, превышающей меру злодейства, было убийство ребенка, тихого набожного мальчика, племянника убиенного мужа Катерины Львовны. Лесков пишет так, что от ужаса леденеет кровь, что хочется вопить к богу «за что!!!?» и к Лескову «зачем… зачем так написал, так не бывает! Неужели зло может дойти в душе человека до такого предела!»
А в спектакле этого накала, этой все внутри переворачивающей трагедии не возникает. Убийства происходят спокойно, как бы сами по себе.
И снова вернусь к главной героине. В Екатерине должна быть сыграна страсть, решительность, тупая звериная жестокость, но ледяная, без надрыва. И самого начала своего не лиричная она. Она зачинает убивать, всегда она. В натуре Екатерины есть властность и жесткость. Кто бы мог сыграть эту драматичную, очень яркую роль? Для меня это Вележева (вспомните ее Настасью Филлиповну в фильме «Идиот»).
Когда я шла на спектакль, то внутренне боялась: что, если мне вновь придется испытать те чувства ужаса, холода и безысходности, которые остались после прочтения книги. Я боялась и в то же время ждала такого же накала. Те же двойственные чувства остались у меня после спектакля: и благодарна режиссеру, что душу мне не вывернули, но одновременно и разочарована.
Почему не «вывернуло душу»? Смерти на сцене были нестрашными. Убиения как такового на сцене натуральными средствами не было показано. Факты убийства актеры описывают повествовательно. Только один раз муж Екатерины Львовны бросается душить Сергея, но это как раз выглядит лишним, нарушая общий подход к спектаклю.
Все же что-то здесь не найдено. Как можно бы было сделать так, чтобы зрителю передать всю глубину происходящего? Ведь мы приходим в театр за переживанием.
Что не понравилось? Много откровенных сцен любовных страстей. Зачем? Стоит ли договаривать все до конца, оставьте простор нашему воображению. Это коробит порою, особенно же покоробила сцена с граблями на длинной палке, которой Сергей охаживал Катерину Львовну по причинным местам. Пожалуйста, уберите это из спектакля.
Что понравилось. Использование православных песнопений в спектакле. Очень к месту, очень глубоко действует. Звучат они, когда шинели уходят вдаль, когда Катерина Львовна совершает первое убийство. Шинели появляются в спектакле после второго убийства, серые, безмолвные. Катерина Львовна бросается обнимать их, прижимать их к себе, будто прощается да обнимает свою собственную будущую участь.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Статьи по теме

Еще лучше спектакли в Москве

Сб, 23 дек | Театр им. А.С. Пушкина, драма Сб, 23 дек

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

Вс, 24 дек | Театр им. Моссовета, драма Вс, 24 дек

Чеховская пьеса в авторской версии Андрея Кончаловского.

Вс, 17 дек | Электротеатр Станиславский, драма Вс, 17 дек

Борис Юхананов работает над текстом Апулея, а зрители следят за процессом репетиций.

драма

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

Премьера

Пн, 25 дек | Театр им. Евг. Вахтангова (Симоновская сцена), драма Пн, 25 дек

Ученики Римаса Туминаса удачно поставили 4 новеллы Цвейга.

Премьера

Пт, 22 дек | Театр им. Вл. Маяковского, драма Пт, 22 дек

Игорь Костолевский в роли Генри Хиггинса.

Премьера

Чт, 21 дек | Театр на Малой Бронной, драма Чт, 21 дек

Невероятный Дмитрий Сердюк в роли Чацкого.

На традиционного новогоднего «Щелкунчика» билетов уже не достать — предлагаем достойные варианты замены.

Альтернатива надоевшим домашним посиделкам — праздничный вечер в театре.

Подборка зрелищных постановок для праздничного настроения.

Вт, 19 дек | Театрально-концертный зал Железнодорожников (ЦДКЖ), комедия Вт, 19 дек

Трогательная и жизненная комедия о молодых новобранцах американской армии конца Второй мировой.