Леди Макбет нашего уезда

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
3 декабря 2013

«Леди Макбет нашего уезда»: русская народная ведьма

Кама Гинкас поставил спектакль с участием Лизы Боярской.


Премьера в МТЮЗе, как всегда у Гинкаса, легкостью темы и простотой режиссерского языка не отличается. За основу взята страшная повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В названии изменилось одно слово — «леди» оказалась привязанной не к Мценскому, а к «нашему» уезду. Так безымяннее и правдивее. В сегодняшней уголовной жизни, когда неугодных супругов расчленяют и выносят в чемоданчиках на помойку, история про три убийства «по причине любви» уже не кажется страшной выдумкой или назиданием будущему. Все просто так, что волосы встают дыбом.

Претензий к сценографии Бархина невозможны по определению. Пространство, придуманное им, всегда точно соответствует мрачному мировоззрению Гинкаса. Здесь оно не оставляет шанса Катерине Львовне. Покатый пол (жизнь валится), грязные сени, ведро с ледяной водой, да куча тулупов, похожая на наваленные грудой выпотрошенные тушки животных. Вот вам и декорации жизни. История вообще закольцована с самого начала. Этап и каторжные показаны мельком, но сразу. Находка — выстроить рядышком людей-призраков, в шинелях, втягивающих плечи и голову от мороза и страха. Втягивающих до последнего, пока не останется видна будет только эта самая сморщенная шинелька.


Обыденность тоже ничем не лучше. Тот же самый мрак и ужас вокруг.  Здесь мучается скукой Катерина Львовна. Лиза Боярская, приглашенная специально из додинского театра, играет эту роль слишком шумно и яростно, в каком-то малоубедительном внешнем исступлении. Она очень старается быть на сцене большой актрисой (а такая актриса на эту роль нужна), но ей пока не хватает мощи. Не достать пока из нутра дьявольскую сущности женщины-самки. Не видящей препятствий, властной и страшной в своей женской силе. Сначала Катерина-Боярская кричит и кривляется аки разбитная русская деваха, ничуть не запуганная строгим свекром. Стучит сапогами, прыгает выше головы, демонстрирует голые ноги, флиртует с Сергеем (прекрасный Игорь Балалаев) и мается от безделья. Потом вдруг сразу, «не приходя в сознание», становится тихой и злой сумасшедшей. Яростной любовной схватки между ней и Сергеем как будто и не было вовсе, или не было сыграно. Всё снова скучно и обыденно.


Однозначно убедителен в этих сценах Валерий Баринов (свекр). С точно таким же изумлением в глазах, с каким застал он невестку в постели с любовником, он уходит из жизни, осознав, что съел отравленных Катериной грибочков. Присутствие потом на сцене всех «убиенных» в тулупах — устрашающая метафора. Но, кажется, на главную героиню эффекта она не имеет. Катерина убивает никчемного мужа (чтоб не мешался), а потом и претендента на наследство — маленького Федю Лямина. Жестоких расправ на сцене нет. Все как-то под шумок и где-то в уголке.

Ближе к концу Катерине не нужен собственный ребенок, которым она так грезила в годы замужества. Не нужна и она сама. Как играть это испепеляющую саму себя сущность? Боярская пока только ищет пути. В финальных сценах она пытается жонглировать зловещими интонациями в голосе. «Зачем убивала?» — «Для него» — кидает она в сторону сумасшедшим капризным тоном. Но ведь героиня то ее и по этапу пройдясь, воет от тоски любовной, от страсти неутоленной.  Жаль, но самый финал — когда ждет Катерину погибель в драке за любовника, сыгран вскользь. Как итог — в этом грозном и важном спектакле Гинкаса пока нет мощного и страшного образа женщины, для которой придуманная любовь к мужчине, застила свет. Пока есть только бешеная девочка, вдруг ставшая русской народной ведьмой. Впрочем, возможно, так и было задумано.

фото Елены Лапиной

Отзывы о ««Леди Макбет нашего уезда»: русская народная ведьма»

Елена Шмырева 27 июня, 11:02
Любовь и кровь
У меня забег по драмам. Короткий. Три разных театра, три разных произведения. Одно из событий постановка в Театр МТЮЗ «Леди Макбет нашего уезда». Ощущаю, что правильно сделала, что уложила просмотры в три дня. Не растягиваешь надолго переживания. Сюжет этой повести Лескова, полагаю, многим известен. Читая произведение, у каждого создаются свои образы Катерины Львовны, ее супруга Зиновий Борисыча , свекра Бориса Тимофеевича и любовника Сергея. Режиссер Кама Гинкас пригласил на роль молодой купчихи Лизу Боярскую. В ее исполнении Катерина Львовна независимая молодая женщина, которой тесно и скучно в мужнином доме. Скука и тоска толкают ее на измену. И, раз почувствовав свободу, она не может остановиться и делает все, чтобы освободиться от семейной жизни со ставшим так быстро ненавистным законным супругом.
Спокойно, без сожаления травит она своего свекра, совершенно замечательно роль которого исполняет Валерий Баринов. Несколько позднее он появляется в повествовании как потусторонняя сущность, терзающая душу Катерины за совершенное преступление.
Пока супруг занят делами в дальних краях, Катерина Львовна может без боязни проводить время со своим полюбовником приказчиком Сергеем. В нем чувствуется свобода и веселость, именно то, чего так не хватает Катерине.
Лишь позднее Катерина поймет, что свобода ее избранника не допускает никаких привязанностей. Ему нужно положение и деньги, которые может принести связь с молодой хозяйкой. Как только она теряет положение, его интерес сводится на нет, но Катерина, несмотря на осознание вероломства Сергея, не может избавиться от болезненной привязанности.
К большому сожалению, на мой женский взгляд, чисто внешне не было видно явного превосходства избранника по сравнению с законным мужем. Игорь Балалаев, исполнявший роль Сергея, конечно выглядел более раскованным и языкастым. Александр Тараньжин в роли супруга Зиновия Борисовича смотрелся спокойным, надежным, скучноватым, но не настолько, чтобы понять, чем же так достал. То есть этот странный любовный заскок Катерины для меня остался не слишком объясним.
И самое ужасное во всей истории то, как много крови пролито за эту вспыхнувшую страсть. Как душа черствеет от преступлений, притупляется понимание неправильности поступков, нарастает ощущение вседозволенности. Лиза Боярская отлично передает эту трансформацию. Из скучающей, легкомысленной, вспоминающей детские и юношеские забавы женщины она превращается в не замечающую собственной жестокости собственницу и убийцу.
Спектакль не из легких. Но отличные актерские работы и сама постановка достойны того, чтобы вы с ним познакомились.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 сентября (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 20 сентября (чт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Фестиваль

28 сентября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 28 сентября (пт) | 19:00

Спектакль–размышление о свободе в полицейском государстве.