Спектакль Скрипка Ротшильда

Оценка редакции
21 октября 2018 (Вс) | 19:00Полное расписание
100 мин
16+

История об обретении душевного слуха, о мучительном прорыве к своей сути.

Режиссер Кама Гинкас перенес на сцену один из самых страшных рассказов Чехова о гробовщике Бронзе целиком, не разбивая искусственно авторский текст на диалоги. Актер Валерий Баринов скупо и очень по-мужски «читает» о жизни Бронзы, которая, в сущности, вся была — сплошной убыток. А в то же время играет человека, который лишь на краю могилы вдруг ощутил вкус и истинную цену ускользающей жизни: он словно впервые озирает мир вокруг себя, ощупывает его, но и взгляд, и руки натыкаются на им же сработанные гробы.

Отзывы о «Скрипка Ротшильда»

inessa 4 октября, 11:42

«Скрипка Ротшильда» считается одним из самых известных и, наверное, самым проникновенным спектаклем Театр МТЮЗ. Должна сказать, что по праву.

Здесь важно уже то, что спектакль поставлен по одноименному рассказу А.П.Чехова, а режиссером выступил Кама Гинкас, народный артист России, лауреат многочисленных театральных премий, который проводил мастер-классы в Королевском шекспировском театре в Стратфорд-он-Эйвоне, Ноттингеме (Англия); Осло (Норвегия); Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Нью-Хевен (США), Парижской консерватории (Франция).

Отличительная особенность – сам формат спектакля: артисты (их всего четверо, Яков, Марфа, Ротшильд и фельдшер) не просто играют свои роли, а еще и читают слова автора, относящиеся к их персонажам. Декорациями выступают многочисленные деревянные гробы, ведь главный герой – гробовщик Яков по прозвищу «Бронза» (Валерий Баринов).

В начале спектакля Яков предстает перед нами жестким, алчным человеком. Несмотря на активную работу, он постоянно терпит убытки из-за многочисленных выходных и праздничных дней, и потому озлоблен на мир еще больше. Дополнительный заработок для него – игра на скрипке на местячковых праздниках, но и там он вымещает свою злость на жалком еврее Ротшильде (Игорь Ясулович), который не может ему ответить. Есть у Якова, однако, и положительная черта: он любит свою скрипку, любит музыку, и успокаивает себя по ночам, перебирая скрипичные струны. Что перевесит в его душе, дурной характер или любовь к более высоким материям, которую он давным-давно спрятал где-то глубоко внутри? Об этом и расскажет спектакль, в котором неторопливо разворачиваются перед нами несколько дней из жизни Якова, перевернувшие все его мировоззрение.

Переломным моментом станет смерть жены Якова, Марфы (Арина Нестерова). Марфа умирает долго и драматично. Три раза борется Яков со своими старыми «принципами»: в первый раз, когда Марфа лежит при смерти, он бы пожалел ее, но вспоминает, что надо посчитать убытки. Второй раз, когда, уже после ее смерти, в первую очередь радуется, что похороны не потребовали больших затрат, и только потом осознает, что женщины, с которой прожил более пятидесяти лет, больше нет. И, наконец, третий, когда кричит встреченному Ротшильду: «Зачем люди мучают друг друга????.......Ведь от этого такие убытки.» Несмотря на внутреннюю борьбу, Яков постепенно «очищается», а помогает ему в этом природа и воспоминания о молодости.

Мне практически с самого начала стало ясно, чем кончится спектакль, но, несмотря на предсказуемый конец, ценен сам путь Якова к финалу, его «возрождение» и красота и поэтичность всего действа. В этом и состоит суть драматургии Чехова, и браво режиссеру и артистам за гениальное воплощение авторского замысла.

Спектакль недлинный, идет около полутора часов, и прекрасно подходит на случай, если хочется после рабочего дня поразмышлять о чем-то более возвышенном, нежели наша повседневная жизнь. Посоветую его и подросткам, только лучше, наверное, заранее ознакомиться с произведением (спектакль 16+).

Читайте про другие
события

Актеры «Скрипка Ротшильда»

Смотреть всех актёров

Статьи по теме

Другие спектакли / драма

Еще лучше спектакли в Москве

6 ноября (вт) | 19:00 | РАМТ, драма 6 ноября (вт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

8 ноября (чт) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 8 ноября (чт) | 19:00

Гениальная опера Моцарта в постановке Александра Тителя.

20 октября (сб) | 19:00 | Московский театр юного зрителя, драма 20 октября (сб) | 19:00

Пронзительный и грустный спектакль о цене расставаний.

2 ноября (пт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 2 ноября (пт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

31 октября (ср) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 31 октября (ср) | 19:00

Лирический спектакль Фоменко не про войну, а про мир.

10 ноября (сб) | 19:00 | Большой театр, балет 10 ноября (сб) | 19:00

Хит Большого с благообразно-сказочным сюжетом и жестковатой начинкой.

30 октября (вт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 30 октября (вт) | 20:00

17 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 17 октября (ср) | 19:00

Актуальная трагикомедия о «маленьком человеке».

28 октября (вс) | 19:00 | Московский театр юного зрителя, драма 28 октября (вс) | 19:00

Трагикомедия о купидоне, внезапно оказавшемся в советской действительности.

23 октября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 23 октября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

30 октября (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 30 октября (вт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.