Отзывы о "Скрипка Ротшильда"

Оценка редакции
31 октября 2021 (вс) | 19:00Полное расписание
100 мин
16+
Сегодня билеты просматривали 16 раз
cd-roma91 15 апреля 2019, 12:37

Нет смысла писать о том, что этот спектакль - лауреат Золотой маски, премии Станиславского и много чего еще. Есть смысл рассказать об эмоциях и ощущениях.

Первое – это игра Валерия Баринова. Это даже не игра, это жизнь. Нет сомнения, что он – великий актер, но здесь он не просто актер – он скульптор. Из каменной глыбы, коей Яков является в начале действия, он превращается в человека, отсекая все лишнее. Выдающаяся игра, выдающийся актер. Ну и зал, который аплодировал стоя – лишнее тому подтверждение.

Второе ощущение. Антон Павлович Чехов. Не теряет актуальности даже спустя век с четвертью. Поведенческие паттерны русского человека видимо пройдут через века, но останутся неизменными. Ну и в очередной раз убеждаюсь в том, что это конечно же не произведения для школьной программы, это для зрелых людей, которые видели жизнь.

Ну и третий момент. Режиссер Гинкас. Это гениальных ход – заставить героев говорить слова автора по ролям. Я вижу такое впервые. Но это безумно органично сделано. Невольно задаешь сам себе вопрос: «А что так можно было?».

Ну и последнее, спектакль идет уже 15 лет, всегда аншлаг, всегда игра на разрыв и всегда восторг. Рекомендую!

Татьяна 23 октября 2018, 02:36

Не читала этот рассказ Антона Павловича, так что сюжет был нов для меня. Не знаю, если бы читала до этого, пошла бы смотреть? Рассказ коротенький и не так чтобы очень много сюжетных перипетий. К слову в спектакле полностью звучит этот рассказ. Дословно или близко к этому. Это обычно для постановок пьес, но не прозы. Но опять же - это я сейчас сравниваю, прочитав рассказ уже после просмотра.
Спектакль оставляет гнетущее впечатление, но гнетущее именно из-за темы и подачи. Здесь нет ярких поворотов сюжета, откровений или назиданий. Показана жизненная рутина и в какой-то мере переосмысление её на пороге смерти.
Спектакль атмосферный. Гробы на сцене и без того настраивают на соответствующий лад. Но не гробы страшны и даже не смерть (кто-то её ждёт как избавления), а понимания, что ради чего это всё? Да за ради ничего.
"Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу" (с) Вроде бы и какое же тут откровение? А оказывается, для героя Якова это откровение в конце жизни. Ведь всё буднично произошло - и будничный врач поставивший диагноз Марфе, и Марфа тихо ушла, сам он по ней ещё живой гроб сварганил - обычную свою работу, убытки буднично посчитал... А потом вдруг нахлынуло. И воспоминания, и мысли светлые... Всю жизнь был угрюм и недоволен... страшна эта вот обыденность, всепоглощающая, наплывающая. Вязнешь в ней, толком и не чувствуя самой жизни.

Яков - Валерий Баринов. На нём весь спектаккь. И по сути это даже моноспектакль. Остальные персонажи помогают именно метаморфозу самого Якова показать. Но он тут главная сила. Всю жизнь гробы делать, да убытки считать! Тут у любого характер окажется не самый дружелюбный.
Скорее поразительна его музыка - игра на скрипке. Да и в спектакле в роли скрипки пила. Она гораааздо больше ему подходит. Поражаешься, как встретились этот угрюмый человек и музыка? А вот как-то. Даже и отдушиной язык не повернётся назвать, ибо подозреваешь, что именно души у него нет. Образ очень интересный, хоть вроде бы и простой. Он же всё равно переживает, передумывает, он очень деятельный и хозяйственный. Жена вот захворала - заметил! К доктору свозил! И лишь потеряв Марфу, он начал её ценить и вспоминать. Но даже вернувшись воспоминаниями в молодость, увидев ту, юную Марфу, он же всё равно считал, где бы прибыль сделать. И ведь оттого ещё жальче его, жизнь впустую, так даже вспоминая хорошие моменты, всё равно расчёт... И тем милее его завещание, хотя, а кому ещё бы отдать скрипку? Так вообще пропадёт инструмент... У Баринова такой объёмный персонаж вышел. Колоритный и простой одновременно...

Марфа - Арина Нестерова. Какой светлый образ! Сухонькая, неброская, смиренная, но как же она смерть встречала! Как подругу близкую, ждала. Не, не в нетерпении, идёт как идёт. Придёт черед, так придёт. И ведь не бил её Яков, "лишь" запугивал. Так чего ж так стремится освободится от него? А вот пустое место она для него - лишь чтоб поесть было. Вещь она для него, даже когда на руках её несёт - как каргу какую, даже гроб ей делает, мерки с живой ещё снимает... Даже он сам же поймёт потом, что ведь никак не привечал её, не радовал. Ни гостинца со свадеб, ни платочка... А у неё ж и своя трагедия была.. Уж 50 лет минуло, а ведь живо в ней, гложет... И перед смертью именно она помнит, а Яков уж давно забыл...

Ротшильд - Игорь Ясулович. Яркость практически до карикатурности. Жалкий... Но именно он играет на скрипке-пиле в спектакле.. А Яков его ненавидит. Вот просто. И бьёт. И ведь спроси - за что? И ещё одно озарение перед смертью самого Якова - зачем жида бил? Простой вопрос, а ответ не так легко дать. А Ротшильд всё равно рядом, даже на воспоминаниях под вербой. Преследуемый укор? Поражаешься Ясуловичу - ведь далеко не юн, да старческие движения даже ещё больше жалость нагнетают, но при этом это же перпетуум мобиле просто! И столько эмоций всевозможных! Замечательный!

Фельдшер - Антон Коршунов. Колоритный, хорошо дополняет общую картину повествования.

inessa 3 октября 2018, 11:42

«Скрипка Ротшильда» считается одним из самых известных и, наверное, самым проникновенным спектаклем Театр МТЮЗ. Должна сказать, что по праву.

Здесь важно уже то, что спектакль поставлен по одноименному рассказу А.П.Чехова, а режиссером выступил Кама Гинкас, народный артист России, лауреат многочисленных театральных премий, который проводил мастер-классы в Королевском шекспировском театре в Стратфорд-он-Эйвоне, Ноттингеме (Англия); Осло (Норвегия); Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Нью-Хевен (США), Парижской консерватории (Франция).

Отличительная особенность – сам формат спектакля: артисты (их всего четверо, Яков, Марфа, Ротшильд и фельдшер) не просто играют свои роли, а еще и читают слова автора, относящиеся к их персонажам. Декорациями выступают многочисленные деревянные гробы, ведь главный герой – гробовщик Яков по прозвищу «Бронза» (Валерий Баринов).

В начале спектакля Яков предстает перед нами жестким, алчным человеком. Несмотря на активную работу, он постоянно терпит убытки из-за многочисленных выходных и праздничных дней, и потому озлоблен на мир еще больше. Дополнительный заработок для него – игра на скрипке на местячковых праздниках, но и там он вымещает свою злость на жалком еврее Ротшильде (Игорь Ясулович), который не может ему ответить. Есть у Якова, однако, и положительная черта: он любит свою скрипку, любит музыку, и успокаивает себя по ночам, перебирая скрипичные струны. Что перевесит в его душе, дурной характер или любовь к более высоким материям, которую он давным-давно спрятал где-то глубоко внутри? Об этом и расскажет спектакль, в котором неторопливо разворачиваются перед нами несколько дней из жизни Якова, перевернувшие все его мировоззрение.

Переломным моментом станет смерть жены Якова, Марфы (Арина Нестерова). Марфа умирает долго и драматично. Три раза борется Яков со своими старыми «принципами»: в первый раз, когда Марфа лежит при смерти, он бы пожалел ее, но вспоминает, что надо посчитать убытки. Второй раз, когда, уже после ее смерти, в первую очередь радуется, что похороны не потребовали больших затрат, и только потом осознает, что женщины, с которой прожил более пятидесяти лет, больше нет. И, наконец, третий, когда кричит встреченному Ротшильду: «Зачем люди мучают друг друга????.......Ведь от этого такие убытки.» Несмотря на внутреннюю борьбу, Яков постепенно «очищается», а помогает ему в этом природа и воспоминания о молодости.

Мне практически с самого начала стало ясно, чем кончится спектакль, но, несмотря на предсказуемый конец, ценен сам путь Якова к финалу, его «возрождение» и красота и поэтичность всего действа. В этом и состоит суть драматургии Чехова, и браво режиссеру и артистам за гениальное воплощение авторского замысла.

Спектакль недлинный, идет около полутора часов, и прекрасно подходит на случай, если хочется после рабочего дня поразмышлять о чем-то более возвышенном, нежели наша повседневная жизнь. Посоветую его и подросткам, только лучше, наверное, заранее ознакомиться с произведением (спектакль 16+).

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма