Отзывы о "Скрипка Ротшильда"

Оценка редакции
Маша Маша 26 марта 2023, 12:34

Тот редкий случай, когда шла на спектакль, будучи незнакомой с произведением от слова "совсем". Войдя в зал и увидев хаотично разбросанные гробы на сцене, засомневалась, а стоило ли вообще идти. И наверное, только к середине спектакля прочувствовала его темп и атмосферу.

Немного коснусь сюжета. Яков Иванов (Валерий Баринов) всю жизнь прожил с женой в деревне. Яков - гробовщик. Его основная деятельность - изготовление гробов, также время от времени он играет на скрипке на похоронах и свадьбах. Все мысли Якова крутятся вокруг денег и убытков, потому когда заболевает его жена (Арина Нестерова), первая его мысль - во сколько обойдутся похороны. Настроение повышается, когда он понимает,что похороны жены для него бесплатны. Ему нужен только гроб, который он же сам и смастерит. После похорон Яков вспоминает, что ни разу жену не приласкал, не похвалил, относился к ней, как к мебели, ругал и понукал ею. И тут, кажется, в нём пробуждается нечто, похожее на раскаяние: "Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу." Но осознание приходит поздно - вскоре он заболевает сам.

Спектакль поднимает тему межличностных отношений. Я бы сказала, что он вполне актуален и по сей день. С содроганием подумала, что многие живут в таких же абъюзивных отношениях и считают это нормой. Модель "тиран-жертва" и по сей день актуальна. Причём ни тиран, ни жертва не готовы её менять и уверены, что любят друг друга.

Также поднимается вопрос общечеловеческих ценностей: сострадания, сопереживания близкому, раскрывается тема скоротечности жизни, переосмысления ее на пороге смерти.

Спектакль глубокий, интересный. Не рекомендовала бы смотреть детям до 18 лет и людям, находящимся в угнетенном состоянии.

Я, возможно, перечитаю несколько позже первоисточник. Интересно, как видит Якова сам Чехов.

Анастасия 14 февраля 2023, 05:25

Сложно выразить свои эмоции и впечатления после этого спектакля. Рассказ Чехова веет безнадежностью и никчемностью "жизни в убыток". Постановка Кама Гинкаса минималистична и эмоциональна, резкие слова, движения, все угнетают и даже немного пугают. Игра актеров восхитительна. Да, может быть скучно, может быть грустно, это не постановка для отдыха и радости, но не просто же так она уже почти 20 лет на сцене и продолжает собирать полные залы.

Настасья 16 июня 2022, 06:46

На сцене гробы похожие на дома уездного города. Главный герой рассказа Чехова — Яков по прозвищу Бронза, уездный гробовщик и скрипач, играющий на свадьбах. Женат, но свою жену "заметил" только когда она смертельно заболела. Живую, он меряет ее и мастерит ей гроб, считает убытки. После её кончины умирает сам - он не умеет жить без нее.
Кама Гинкас поставил "Скрипка Ротшильда" в 2004 году, но увидела её я только сейчас. В спектакле задействованы четыре человека:
Яков - Валерий Баринов
Ротшильд - Игорь Ясулович
Марфа - Арина Нестерова
Фельдшер - Алексей Дубровский
«Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.», но поздно…
Впечатление от спектакля сильное и гнетуще-философское. Мы не наблюдаем за жизнью героев и их диалогами, мы слушаем дословный рассказ переданный им самими.
Деревянные балки не только присутствуют как декорация, но и участвуют в озвучании всего происходящего.
Валерий Баринов в роли Якова Бронзы великолепен! Конечно же стремилась увидеть в большей степени из-за него. Мы наблюдаем запоздалое пробуждение души и разума главного героя.
Героиня Арины Нестеровой очень убедительна. Преркрасное воплощение сложной судьбы русской женщины.
После смерти ее образ становится куда более живым, чем был при жизни Марфы. Ведь это Марфа из его воспоминаний.
Фельдшер - изюминка рассказа.
Игорь Ясулович в роли Ротшильда трогательный и стойкий одновременно. И очень подвижный. Он бегает, падает, прыгает, вскарабкивается на высоченные декорации (не один раз)…
А вот скрипки в физическом смысле на сцене нет! Её заменяет пила, на которой виртуозно играет Ротшильд.
"Скрипка Ротшильда" - спектакль сильный, но и очень тяжелый.

Настасья 16 июня 2022, 06:46

На сцене гробы похожие на дома уездного города. Главный герой рассказа Чехова — Яков по прозвищу Бронза, уездный гробовщик и скрипач, играющий на свадьбах. Женат, но свою жену "заметил" только когда она смертельно заболела. Живую, он меряет ее и мастерит ей гроб, считает убытки. После её кончины умирает сам - он не умеет жить без нее.
Кама Гинкас поставил "Скрипка Ротшильда" в 2004 году, но увидела её я только сейчас. В спектакле задействованы четыре человека:
Яков - Валерий Баринов
Ротшильд - Игорь Ясулович
Марфа - Арина Нестерова
Фельдшер - Алексей Дубровский
«Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.», но поздно…
Впечатление от спектакля сильное и гнетуще-философское. Мы не наблюдаем за жизнью героев и их диалогами, мы слушаем дословный рассказ переданный им самими.
Деревянные балки не только присутствуют как декорация, но и участвуют в озвучании всего происходящего.
Валерий Баринов в роли Якова Бронзы великолепен! Конечно же стремилась увидеть в большей степени из-за него. Мы наблюдаем запоздалое пробуждение души и разума главного героя.
Героиня Арины Нестеровой очень убедительна. Преркрасное воплощение сложной судьбы русской женщины.
После смерти ее образ становится куда более живым, чем был при жизни Марфы. Ведь это Марфа из его воспоминаний.
Фельдшер - изюминка рассказа.
Игорь Ясулович в роли Ротшильда трогательный и стойкий одновременно. И очень подвижный. Он бегает, падает, прыгает, вскарабкивается на высоченные декорации (не один раз)…
А вот скрипки в физическом смысле на сцене нет! Её заменяет пила, на которой виртуозно играет Ротшильд.
"Скрипка Ротшильда" - спектакль сильный, но и очень тяжелый.

Анастасия 18 апреля 2022, 08:23

Я слышала несколько отзывов про спектакль «Скрипка Ротшильда» в Московском театре юного зрителя, что это очень сильный спектакль. А еще мне очень интересно видеть Валерия Баринова на сцене. Поэтому наконец-то дошла до этого спектакля.
С рассказом Чехова до спектакля я не была знакома, но вот после — не могла не прочитать. По сюжету — в маленьком городке, который населяли «почти одни только старики», живёт и работает гробовщиком Яков Иванов по прозвищу «Бронза». Валерию Баринову потрясающе удалось передать образ мрачного, тяжелого, агрессивного человека. Но есть у него и положительная черта, он любит свою скрипку. очень трогательно он ночью перебирает её струны. И на контрасте с ним тщедушный еврей Ротшильд в исполнении Игоря Ясуловича. Удивительный актерский дуэт. И очень трогательный финал, когда умирающий Бронза передает скрипку Ротшильду в качестве извинения — «Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки!».
Декорации под стать сюжету рассказа — на сцене гробы, верстак и огромное дерево с дуплом... Понравилась финальная сцена прощания с Яковом. И интересное решение, что строки из текста Чехова про мелодию скрипки оставили без музыкального сопровождения.
Кама Гинкас, режиссер спектакля — «Скрипка Ротшильда» о человеке, который буквально накануне смерти осознаёт, что жизнь его «убыточна», а смерть — «прибыльна», что он прожил свою жизнь зря — что, собственно, делают все персонажи Чехова и что делаем мы, только не осознаем этого.
Спектакль получился тяжелым, но это целиком и полностью из-за рассказа, его легко тоже не получится воспринять. Но я рада, что посмотрела этот спектакль.

Ежиха 25 февраля 2022, 08:38

Страшный и одновременно прекрасный спектакль Скрипка Ротшильда на сцене МТЮЗ уже почти 18 лет. Прекрасный благодаря актерам (Валерий Баринов, Игорь Ясулович, Арина Нестерова, Антон Коршунов), которые не играют, а живут и умирают на сцене. Благодаря Сергею Бархину — архитектору и художнику этой сцены, мира гробов и провинциального захолустного городка, который «был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно».

А страшный, потому что заставляет думать... и пытаться найти смысл человеческой жизни... А есть ли он этот смысл? Если муж «за всю жизнь ни разу не приласкал жену, не пожалел, ни разу не догадался купить ей платочек или принести со свадьбы чего-нибудь сладенького, а только кричал на нее, бранил за убытки, бросался на нее с кулаками. Пятьдесят два года, пока они жили в одной избе, тянулись долго-долго, но как-то так вышло, что за всё это время он ни разу не подумал о ней, не обратил внимания, как будто она была кошка или собака. А ведь она каждый день топила печь, варила и пекла, ходила по воду, рубила дрова, спала с ним на одной кровати...» Лучше Чехова то не скажешь... Он режет по больному...

Страшно от нашей медицины в лице фельдшера Максим Николаича, «старика, про которого все в городе говорили, что хотя он и пьющий и дерется, но понимает больше, чем доктор.» Сто лет с лишним прошло, а картина то узнаваемая...

Страшно из-за музыки... потому что «когда он старается повторить то, что играл Яков, сидя на пороге, то у него выходит нечто такое унылое и скорбное, что слушатели плачут...» А то что вместо скрипки пила, то это только усиливает эффект...

Я читала этот рассказ Антона Палыча ещё до спектакля и знала на что иду... Но в живую это ещё больнее...

Олег 2 февраля 2022, 03:37

Прекрасная игра Валерия Баринова не оставит вас равнодушными. Классический спектакль о вопросах смысла жизни, о сожалениях о прошлом и невозможности принять свои ошибки. Спектакль довольно мрачный из-за удрученных диалогов, гробах на сцене и камерной музыки. Он подходит для тех, кто хотел поговорить с самим собой и наверное не очень подходит для людей, приходящих просто развеяться и расслабиться в театр

Elena 31 января 2022, 10:59

Вчера мы должны были попасть в МТЮЗ на спектакль «Улетающий Монахов» — малая сцена, режиссер Сергей Аронин, по роману Битова. Я подготовилась, роман прочитала и ждала, если честно, каких-то зарисовок о любви, отношениях, жизни и ее смысле, о поиске той самой единственной и т.п. Но время нынче такое, ненадежное… Приехав в театр, мы обнаружили отмену нашего Монахова. К счастью, администратор любезно предложила нам (как и другим зрителям, пришедшим на отмененный спектакль) вместо него посмотреть на основной сцене «Скрипка Ротшильда», поставленный Камой Гинкасом. И мы посмотрели… Сразу оговорюсь, что, к сожалению, именно этот рассказ Чехова я лично не помнила вовсе, да и просто не была морально готова к такому сложному и тяжелому произведению.
Кто так же как я не помнит, о чем это, коротко обозначу: главный герой, Яков «Бронза» Иванов, всю жизнь, до 70 лет, прожил в маленьком городке, с женой, занимаясь изготовлением и продажей гробов, а кроме того иногда играл в еврейском оркестре на скрипке — похороны, свадьбы, все такое. Ротшильд — его «товарищ по оркестру», флейтист, к которому Бронза испытывает не очень понятную злобу. Впрочем, это практически единственное чувство, ему доступное и понятное, это — да еще мысли об убытках, которые преследуют всю жизнь. Да сама жизнь суть убыток: надо есть, пить, жить где-то, то на фельдшера потратишься, то еще что… . В какой-то момент заболевает и умирает жена, и только оставшись совсем один, Бронза начинает прозревать — «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.», но поздно — он и сам заболевает и…
В общем, сцена, встретившая нас строем сколоченных из досок гробов, вполне точно создает нужную атмосферу.
Весь рассказ поместился в час сорок сценического времени (и то, я бы сказала, много — рассказик-то короткий). Впечатление спектакль производит сильное и весьма гнетущее. Настоятельно бы не рекомендовала ни водить на это подростков, ни идти людям, находящимся в около-депрессивном состоянии.
Ну и по самой постановке. Мне лично оказалось не близко решение режиссера вложить в уста персонажей текст самого рассказа. Выходит так, что мы не наблюдаем за жизнью Бронзы и прочих, но слушаем рассказ, практически дословно переданный самими героями. Концепция мне понятна, возможно, где-то она даже усиливает впечатление, но в целом рассказ, растянутый на полтора часа и попытки актеров убедительно существовать в образе, читая о себе в третьем лице… На мой взгляд, это весьма усложняет задачу как актерам, так и зрителям, причем усложняет намеренно и несколько надуманно. Впрочем, я не критик, поэтому завершу попытки оценить решения режиссера :)
Однако из обративших на себя внимание моментов. Очень много декораций из обычного некрашеного дерева (да что там - все декорации). Отдельный респект за сценографию. То же дерево вовсю участвует в озвучании всего происходящего - столько грохота я давно не слышала. И, кстати, приличная часть декораций, похоже, расходный материал, потому что Бронза очень даже владеет инструментом: и пила, и топор в ход идут. И о пиле - собственно скрипки в спектакле нет как нет. Пила и смычок. Честно говоря, этот ход я не очень поняла - чему бы помешала скрипка? Для чего пила?
Для нас играли:
Яков - Валерий Баринов
Ротшильд - Игорь Ясулович
Марфа — Арина Нестерова
Фельдшер — Илья Созыкин
Конечно, Валерий Баринов в роли Якова Бронзы великолепен.
Убедителен (вот несмотря на все, что я до того написала про сложность концепции и прочее). Бронза живой, настоящий и мы можем видеть постепенное пробуждение его души и разума — но увы, слишком запоздалое.
Героиня Арины Нестеровой также волшебным образом кажется убедительной.
Причем в посмертии ее образ кажется куда более живым, чем был при жизни Марфы — в нем и освобождение, и омоложение, ведь это Марфа из воспоминаний Бронзы, а он долго, слишком долго не замечал жену…
Только лишь восхищение вызывает Игорь Ясулович в роли Ротшильда. Его герой трогательный и стойкий одновременно. Но главное, Ротшильд, на удивление, самая подвижная фигура из четырех: он и бегает, и падает, и прыгает, и вскарабкивается на высоченные декорации… Браво и мое восхищение — при такой мощной физической нагрузке еще и с такой кажущейся легкостью убедительно играть — это кажется невероятным.
В роли фельдшера впервые вышел Илья Созыкин. Честно говоря, если бы режиссер на поклонах не сказал, что это ввод на роль, я бы никогда не догадалась — настолько все гладко прошло.
Подытоживая - "Скрипка Ротшильда" - спектакль сильный, но и тяжелый. Для осознания и (пере)осмысления. Идти нужно, но хорошо бы - не как мы, случайно, а понимая, на что и зачем идешь.

Даниэлла 18 декабря 2021, 05:38

17.12 была на спектакле «Скрипка Ротшильда». Впечатления остались, мягко говоря, неоднозначные. Актеры замечательные, известные и особенно прекрасен, конечно же, Валерий Баринов! Но в тоже время в некоторых моментах у меня складывалось впечатление, что актеры переигрывали(( Ещё мне, как сотруднику похоронного бюро, особенно понравились декорации))) Но с другой стороны, они наводили слишком давящее и удручающее состояние. Пьеса конечно драматичная, но лучше бы сделали акцент на игре актеров… Очень смешанные чувства от просмотра остались, второй раз наверно не пошла бы на данный спектакль.

cd-roma91 15 апреля 2019, 12:37

Нет смысла писать о том, что этот спектакль - лауреат Золотой маски, премии Станиславского и много чего еще. Есть смысл рассказать об эмоциях и ощущениях.

Первое – это игра Валерия Баринова. Это даже не игра, это жизнь. Нет сомнения, что он – великий актер, но здесь он не просто актер – он скульптор. Из каменной глыбы, коей Яков является в начале действия, он превращается в человека, отсекая все лишнее. Выдающаяся игра, выдающийся актер. Ну и зал, который аплодировал стоя – лишнее тому подтверждение.

Второе ощущение. Антон Павлович Чехов. Не теряет актуальности даже спустя век с четвертью. Поведенческие паттерны русского человека видимо пройдут через века, но останутся неизменными. Ну и в очередной раз убеждаюсь в том, что это конечно же не произведения для школьной программы, это для зрелых людей, которые видели жизнь.

Ну и третий момент. Режиссер Гинкас. Это гениальных ход – заставить героев говорить слова автора по ролям. Я вижу такое впервые. Но это безумно органично сделано. Невольно задаешь сам себе вопрос: «А что так можно было?».

Ну и последнее, спектакль идет уже 15 лет, всегда аншлаг, всегда игра на разрыв и всегда восторг. Рекомендую!

Татьяна 23 октября 2018, 02:36

Не читала этот рассказ Антона Павловича, так что сюжет был нов для меня. Не знаю, если бы читала до этого, пошла бы смотреть? Рассказ коротенький и не так чтобы очень много сюжетных перипетий. К слову в спектакле полностью звучит этот рассказ. Дословно или близко к этому. Это обычно для постановок пьес, но не прозы. Но опять же - это я сейчас сравниваю, прочитав рассказ уже после просмотра.
Спектакль оставляет гнетущее впечатление, но гнетущее именно из-за темы и подачи. Здесь нет ярких поворотов сюжета, откровений или назиданий. Показана жизненная рутина и в какой-то мере переосмысление её на пороге смерти.
Спектакль атмосферный. Гробы на сцене и без того настраивают на соответствующий лад. Но не гробы страшны и даже не смерть (кто-то её ждёт как избавления), а понимания, что ради чего это всё? Да за ради ничего.
"Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу" (с) Вроде бы и какое же тут откровение? А оказывается, для героя Якова это откровение в конце жизни. Ведь всё буднично произошло - и будничный врач поставивший диагноз Марфе, и Марфа тихо ушла, сам он по ней ещё живой гроб сварганил - обычную свою работу, убытки буднично посчитал... А потом вдруг нахлынуло. И воспоминания, и мысли светлые... Всю жизнь был угрюм и недоволен... страшна эта вот обыденность, всепоглощающая, наплывающая. Вязнешь в ней, толком и не чувствуя самой жизни.

Яков - Валерий Баринов. На нём весь спектаккь. И по сути это даже моноспектакль. Остальные персонажи помогают именно метаморфозу самого Якова показать. Но он тут главная сила. Всю жизнь гробы делать, да убытки считать! Тут у любого характер окажется не самый дружелюбный.
Скорее поразительна его музыка - игра на скрипке. Да и в спектакле в роли скрипки пила. Она гораааздо больше ему подходит. Поражаешься, как встретились этот угрюмый человек и музыка? А вот как-то. Даже и отдушиной язык не повернётся назвать, ибо подозреваешь, что именно души у него нет. Образ очень интересный, хоть вроде бы и простой. Он же всё равно переживает, передумывает, он очень деятельный и хозяйственный. Жена вот захворала - заметил! К доктору свозил! И лишь потеряв Марфу, он начал её ценить и вспоминать. Но даже вернувшись воспоминаниями в молодость, увидев ту, юную Марфу, он же всё равно считал, где бы прибыль сделать. И ведь оттого ещё жальче его, жизнь впустую, так даже вспоминая хорошие моменты, всё равно расчёт... И тем милее его завещание, хотя, а кому ещё бы отдать скрипку? Так вообще пропадёт инструмент... У Баринова такой объёмный персонаж вышел. Колоритный и простой одновременно...

Марфа - Арина Нестерова. Какой светлый образ! Сухонькая, неброская, смиренная, но как же она смерть встречала! Как подругу близкую, ждала. Не, не в нетерпении, идёт как идёт. Придёт черед, так придёт. И ведь не бил её Яков, "лишь" запугивал. Так чего ж так стремится освободится от него? А вот пустое место она для него - лишь чтоб поесть было. Вещь она для него, даже когда на руках её несёт - как каргу какую, даже гроб ей делает, мерки с живой ещё снимает... Даже он сам же поймёт потом, что ведь никак не привечал её, не радовал. Ни гостинца со свадеб, ни платочка... А у неё ж и своя трагедия была.. Уж 50 лет минуло, а ведь живо в ней, гложет... И перед смертью именно она помнит, а Яков уж давно забыл...

Ротшильд - Игорь Ясулович. Яркость практически до карикатурности. Жалкий... Но именно он играет на скрипке-пиле в спектакле.. А Яков его ненавидит. Вот просто. И бьёт. И ведь спроси - за что? И ещё одно озарение перед смертью самого Якова - зачем жида бил? Простой вопрос, а ответ не так легко дать. А Ротшильд всё равно рядом, даже на воспоминаниях под вербой. Преследуемый укор? Поражаешься Ясуловичу - ведь далеко не юн, да старческие движения даже ещё больше жалость нагнетают, но при этом это же перпетуум мобиле просто! И столько эмоций всевозможных! Замечательный!

Фельдшер - Антон Коршунов. Колоритный, хорошо дополняет общую картину повествования.

inessa 3 октября 2018, 11:42

«Скрипка Ротшильда» считается одним из самых известных и, наверное, самым проникновенным спектаклем Театр МТЮЗ. Должна сказать, что по праву.

Здесь важно уже то, что спектакль поставлен по одноименному рассказу А.П.Чехова, а режиссером выступил Кама Гинкас, народный артист России, лауреат многочисленных театральных премий, который проводил мастер-классы в Королевском шекспировском театре в Стратфорд-он-Эйвоне, Ноттингеме (Англия); Осло (Норвегия); Хельсинки (Финляндия), Торонто (Канада), Нью-Хевен (США), Парижской консерватории (Франция).

Отличительная особенность – сам формат спектакля: артисты (их всего четверо, Яков, Марфа, Ротшильд и фельдшер) не просто играют свои роли, а еще и читают слова автора, относящиеся к их персонажам. Декорациями выступают многочисленные деревянные гробы, ведь главный герой – гробовщик Яков по прозвищу «Бронза» (Валерий Баринов).

В начале спектакля Яков предстает перед нами жестким, алчным человеком. Несмотря на активную работу, он постоянно терпит убытки из-за многочисленных выходных и праздничных дней, и потому озлоблен на мир еще больше. Дополнительный заработок для него – игра на скрипке на местячковых праздниках, но и там он вымещает свою злость на жалком еврее Ротшильде (Игорь Ясулович), который не может ему ответить. Есть у Якова, однако, и положительная черта: он любит свою скрипку, любит музыку, и успокаивает себя по ночам, перебирая скрипичные струны. Что перевесит в его душе, дурной характер или любовь к более высоким материям, которую он давным-давно спрятал где-то глубоко внутри? Об этом и расскажет спектакль, в котором неторопливо разворачиваются перед нами несколько дней из жизни Якова, перевернувшие все его мировоззрение.

Переломным моментом станет смерть жены Якова, Марфы (Арина Нестерова). Марфа умирает долго и драматично. Три раза борется Яков со своими старыми «принципами»: в первый раз, когда Марфа лежит при смерти, он бы пожалел ее, но вспоминает, что надо посчитать убытки. Второй раз, когда, уже после ее смерти, в первую очередь радуется, что похороны не потребовали больших затрат, и только потом осознает, что женщины, с которой прожил более пятидесяти лет, больше нет. И, наконец, третий, когда кричит встреченному Ротшильду: «Зачем люди мучают друг друга????.......Ведь от этого такие убытки.» Несмотря на внутреннюю борьбу, Яков постепенно «очищается», а помогает ему в этом природа и воспоминания о молодости.

Мне практически с самого начала стало ясно, чем кончится спектакль, но, несмотря на предсказуемый конец, ценен сам путь Якова к финалу, его «возрождение» и красота и поэтичность всего действа. В этом и состоит суть драматургии Чехова, и браво режиссеру и артистам за гениальное воплощение авторского замысла.

Спектакль недлинный, идет около полутора часов, и прекрасно подходит на случай, если хочется после рабочего дня поразмышлять о чем-то более возвышенном, нежели наша повседневная жизнь. Посоветую его и подросткам, только лучше, наверное, заранее ознакомиться с произведением (спектакль 16+).

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма