В конце прошлого года мы опубликовали 10 самых интересных московских спектаклей 2019 года по мнению редакции. Как любой рейтинг, он вызвал много агрессии, обид и интереса. Но, пожалуй, самое интересное — это выбор зрителей. В нашем случае — наших читателей. Мы изучили, анонсы каких спектаклей получили больше всего просмотров, отзывов и в первую очередь оценок пользователей (далеко не всегда положительных, ведь, как известно, спектакль, за который проголосовали тысячи человек, пусть даже часть из них поставили низший балл, — гораздо ценнее, чем спектакли, где 5 сотрудников театра и их друзья дружно поставили высшую оценку). Итак, читатели «Вашего досуга» запомнили ушедший 2019 год следующими спектаклями.

10 МЕСТО: «ЗАРНИЦА» (ЦЕНТР ИМ. ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА, МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА)

«Зарница» — продолжение истории об антиутопическом будущем победившего «патриотизма», начатой в спектакле «Сван». В мире, созданном в пьесах Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, все говорят стихами. Но если сюжет «Свана» основан на сдаче мигрантами теста по стихосложению, то завязка нового спектакля Юрия Квятковского — в экзамене по «Зарнице», молодежной военно-спортивной игре, обязательной для школьников нового общества. Четыре подростка попадают в сказочный лес. Здесь, словно в шекспировском «Сне в летнюю ночь», они встречают древних лесных богов, которые все путают и по ошибке влюбляют девочку в девочку. Школьников играет младший курс брусникинцев, приняв эстафету от старших, занятых в «Сване».

драма

Зарница

4,0 Творческий микс танца, поэзии и драмы в сюжете про волшебный лес.
Купить билеты
4,0
Купить билеты

9 МЕСТО: «ПЕР ГЮНТ» (ТЕАТР ИМ. Е. ВАХТАНГОВА)

«Пер Гюнт» — первая постановка Юрия Бутусова в Театре Вахтангова в новой должности. Для публики, как и для режиссёра, она знаковая, и не случайно окончательный выбор пал на эту пьесу. Долгие скитания главного героя Ибсена заканчиваются вопросом о том, кто он и кем он был, а спектакль содержит ответ самого режиссёра — о себе и своём творческом пути. История Ибсена, пересказанная Бутусовым, воспринимается как длинная, четырехчасовая, страшная сказка про мальчика Пера, боявшегося увидеть самого себя без прикрас. Главный конфликт в ней внутренний, а раздвоенность главного героя, сыгранного в спектакле Сергеем Волковым и Павлом Поповым, позволяет этот конфликт сделать нагляднее.

драма

Пер Гюнт

4,0 Генрик Ибсен в интерпретации самого эмоционального режиссера двух столиц.
Купить билеты
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
Купить билеты

8 МЕСТО: «ПИНОККИО» (ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ)

«Пиноккио» — это дилогия Бориса Юхананова, посвященная исследованию театральных процессов. Первый спектакль «Лес» готовит зрителя к восприятию «пиномифологии», к мистерии, которая зародилась у Андрея Вишневского в 70-е годы прошлого века. Во второй части уже гораздо больше иронии и даже юмора. Беленький Пиноккио в плащике-колокольчике так и не дошел до школы. Живой марионетке просто нельзя было обойти стороной театр. Еще ничего про него не поняв, Пиноккио восклицает: «Я хочу играть в театре!».

драма

Пиноккио

4,5 Самая масштабная премьера сезона: мистерия с чертами метаоперы.
4,5

7 МЕСТО: «ЗАНОС» (ТЕАТР «ПРАКТИКА»)

«Занос» по пьесе Владимира Сорокина в постановке Юрия Квятковского начинается в фойе, зрителей небольшими группами приглашают на инструктаж. Двое серьезных мужчин в черных костюмах выдают наушники. Вместо залога зрители оставляют отпечаток пальца, давая таким образом согласие стать «ушами большого брата». На столе у людей в черном лежат фотографии подозреваемых. Их, как и каналов на наушниках, трое. В зале зрители могут сами выбрать за кем хотят подслушивать. Прослушка спектакля через наушники на первый взгляд кажется аттракционом, но несколько каналов выполняют в спектакле практическую функцию. Переключаясь между ними, зритель получает возможность самостоятельно монтировать спектакль. 

Занос Премьера
драма

Занос

4,5 Антиутопия Владимира Сорокина, предлагающая новый взгляд русский миф о власти как движущем механизме истории.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

6 МЕСТО: «ТЕЛЛУРИЯ» (ТЕАТР НА ТАГАНКЕ)

Если вы думаете, что раз антиутопия, значит ярко, эффектно и весело, как в «Идеальном муже», то нет. Никакого зрелища и иллюстративности в привычном понимании. Богомолов поставил спектакль, похожий на читку. Негромким голосом, почти без эмоций, известные актеры произносят сорокинские тексты в микрофон. Двигаются мало, «играют» еще меньше. За них почти всё делает текст. Плотный, вязкий, тонко стилизованный, безусловно, сатирический. Кстати, из 50 новелл романа Богомолов выбрал лишь часть. И не самых очевидных.

драма

Теллурия

3,5 Долгожданная премьера Константина Богомолова по мотивам одноименного романа Владимира Сорокина.
3,5

5 МЕСТО: «БОРИС» (ТЕАТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО «АРТ-ПАРТНЕР XXII»)

Для премьеры спектакля «Борис» Дмитрия Крымова знаменитая фраза «Народ безмолвствует» — ключевая. В спектакле страна безмолвствует потому, что живёт паттернами, суевериями, теориями заговоров, и величие ее протеста исчерпывает пошлый анекдот и пачка разбитых об пол яиц. Взлет и падение Бориса умещается в одну затянувшуюся вечеринку после инаугурации, и кульминацией этого вечера становится не гибель царя, а «сцена у Фонтана», решенная как ещё один вставной номер концерта.

Борис Выбор редакции
антреприза

Борис

4,5 Новый спектакль Дмитрия Крымова по «Борису Годунову» Пушкина.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

4 МЕСТО: «ЗАВЕЩАНИЕ ЧАРЛЬЗА АДАМСА, ИЛИ ДОМ СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ» (МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО)

Сначала был Чарльз Сэмуэль Аддамс – автор знаменитой «Семейки Аддамсов» (семьи фриков, живущих в странноватом и сюрреалистичном хоррор-мире). Именно он стал прототипом главного героя. А ещё был немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бёртона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте.Вдохновившись известными и даже хрестоматийными образами, создатели спектакля придумали новых героев для своей истории. Получилась страшно-смешная комедия – «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Беззастенчиво зрелищная и вызывающе ироничная; лёгкая и мудрая, смешная и трогательная. Здесь множество трюков и спецэффектов, здесь самозабвенно танцуют и вдохновенно поют. И очень несерьёзно говорят о самом серьёзном, пытаясь найти ответы на извечные вопросы бытия. 

драма

Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных

4,0 Комедия по мотивам знаменитой «Семейки Аддамсов».
4,0

3 МЕСТО: «ИНГЕР / БРАУН / ПРЕЛЬЖОКАЖ» (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И В. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО)

Балет «Прогулка сумасшедшего» был создан Йоханом Ингером в конце карьеры как танцовщика, и в нем отчетливо видны «личные» отношения танцовщика и хореографа с «Болеро». Балет Триши Браун «О сложная» поставлен на стихотворение Чеслава Милоша и музыку Лори Андерсон. На первый взгляд, она воскрешает романтическую форму па-де-труа балетных звезд в белых развевающихся одеждах, но танец оказывается не чисто лирическим высказыванием, а приправленным изрядной долей сарказма. 30-летняя залихватская «Свадебка» — из ранних опусов действующего мэтра Анжелена Прельжокажа — наполнена молодой активностью, чувственным темпераментом и отчаянной страстностью. Она — часть созданного хореографом цикла балетов под общим названием «Посвящение «Русским сезонам», в которых он вступает в спор и диалог с традициями, прошлым, воспоминаниями.

Ингер / Браун / Прельжокаж Хит
балет

Ингер / Браун / Прельжокаж

4,5 Российская премьера балетных одноактовок культовых хореографов.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

2 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» (ТЕАТР НАЦИЙ)

Пьесу «Иранская конференция» написал Иван Вырыпаев, драматург и режиссер, чье имя известно не только театралам, но и тем, кто любит современное русское кино. Виктор Рыжаков – признанный мастер постановки вырыпаевских текстов. После «Кислорода» и «Бытия №2» были «Июль» (когда-то шел в «Практике), «Пьяные», «Иллюзии», «Dreamworks» (можно посмотреть в МХТ), в прошлом сезоне вышла «Солнечная линия» в ЦиМе. Когда-то Рыжаков угадал природу текстов Вырыпаева, которой сопротивлялся существующий театр. Угадал их поэтические свойства, предложив ритмическое решение взамен психологического, а актерскую дистанцию вместо перевоплощения. 

В «Иранской конференции» играют сплошь звёзды. Когда распределение было только озвучено в новостях и анонсах, все ахнули – такой россыпи знаменитых актеров давно не встречалось ни в одном спектакле: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Игорь Гордин, Ксения Раппопорт, Вениамин Смехов и другие. Составы постоянно меняются. Поэтому если хотите прийти именно на конкретного актера, обязательно проверяйте информацию на сайте. Актерская игра – это то, в чем можно проследить режиссерское решение.

Спектакль минималистичен: ряд прозрачных стульев на сцене, в глубине – экран. Когда кто-то говорит на авансцене у микрофона, можно наблюдать за реакцией других участников конференции: кто-то хмурится, кто-то насмешливо улыбается, кто-то, не слушая, тоскливо ждет своей очереди. Здесь, в этих молчаливых этюдах – много театра, уравновешивающего груду слов, впрочем, и каждый текст, каждый доклад тонко простроен режиссером и актерами: выступающий не просто высказывает свое мнение, но и интонацией, языком тела рассказывает про себя. А свет и звук помогают отделить внутренний монолог от публичного. 

Иранская конференция Выбор редакции
драма

Иранская конференция

4,5 Спектакль Виктора Рыжакова по новой пьесе уехавшего из России Ивана Вырыпаева.
Купить билеты
4,5
Купить билеты

1 МЕСТО: «МАТРОССКАЯ ТИШИНА» (ТЕАТР ОЛЕГА ТАБАКОВА)

Первое место показывает, что в большинстве своем зрители любят что-то известное и уже проверенное, желательно из прошлого. «Матросская тишина» — не новый спектакль, это ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-е годы XX века. Удивительная судьба у этой пьесы Александра Галича. Более 20-ти лет «Матросская Тишина» была запрещена, только в 1990 году ее поставил Олег Табаков в своем подвале на улице Чаплыгина. Спектакль «Матросская Тишина» сразу стал знаменит. Он открыл новую страницу в истории Театра-студии Олега Табакова, прославив своих создателей, как когда-то «Чайка» прославила МХТ.
«Наша «Матросская тишина» явно заслуживает жизни, а не забвения» — написал в своей книге «Моя настоящая жизнь» Олег Табаков.

драма

Матросская тишина

4,0 Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-е годы XX века.
Купить билеты
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
Купить билеты

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: