Открывается крупнейший смотр современного искусства – Московскяа биеннале: почти полсотни выставок, проектов, фестивалей. Обозреватели «Вашего досуга» рассказывают о том, что нельзя пропустить.

Основной проект «Переписывая миры»

ЦУМ, центр дизайна ArtPlay, 23 сентября – 30 октября


Советует Сергей Соловьев, главный редактор журнала «Ваш досуг», ведущий рубрики «Выставки»

Никто ничего не знает – сплошная интрига. Именно так можно описать главный проект биеннале, который разместится сразу на двух площадках (в Венеции делают так же). Понятно, что сначала все пойдут в ЦУМ, а потом в ArtPlay. Про приглашенного куратора, который устраивал две выставки, немца Петера Вайбеля, известно то, что он любит интерактивное искусство, поддерживает всякого рода видео- и медиаработы. Еще (если судить по набору картинок, которые нам прислали до открытия) привезут отличных немецких художников (например, невероятно модные холсты Нео Рауха или фильм Ребекки Хорн) и десант из Азии и с Востока (любая биеннале расширяет географические границы – мы не исключение). Обратите внимание на видеоработу китайца Ай Вэйвэй – он сейчас знаменитость всемирного масштаба. Москва гордится тем, что удалось его заполучить (Венеция не смогла). Еще один из звездных участников нашего смотра – британец Ричард Гамильтон, основатель поп-арта, скончался 13 сентября, не дожив до показа своих картин в Москве десять дней.


«Нужное искусство»

ЦПКиО им. Горького, 20 сентября – 1 декабря


Советует Софья Пономарева, редактор сайта «VashDosug.ru», ведущий рубрики «Выставки»

Посетить все мероприятия биеннале, мне кажется, невозможно: в рамках специальной программы представлено около 70 проектов, плюс 45 включает параллельная программа. Запутаться в изобилии можно легко, поэтому прежде всего стоит обратить внимание на те экспозиции, которые делают ведущие выставочные площадки Москвы. Среди них, разумеется, Центр современной культуры «Гараж». В этом году проект «Гаража» разместили очень удобно – не в его родном здании на улице Образцова (согласитесь, туда тем, у кого нет автомобиля, добираться не так уж и просто), а в самом центре столицы – в Парке Горького. Инсталляции современных художников, созданные для биеннале, разместят на территории бывшего Павильона машиностроения «Шестигранник» архитектора Жолтовского, а также в его окрестностях. «Шестигранник» – сам по себе произведение искусства эпохи конструктивизма, но до смены руководства парка в этом году существовал исключительно в состоянии руины. «Гараж» его восстанавливает и в 2012 году даже обещает туда целиком переехать. Пока же он просто «метит территорию»: задача инсталляций, которые сможет бесплатно увидеть любой посетитель парка, – не просто быть загадочными произведениями современного искусства, но и выполнять некие полезные функции. Именно поэтому проект озаглавлен «Нужное искусство».


«Заложники пустоты». Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве 1920-2000 годов

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, 24 сентября – 13 ноября


Советует Алла Архангельская, редактор журнала «Ваш досуг»

Как ни странно это прозвучит, экспозиция «Заложники пустоты» должна заполнить пустОты в восприятии искусства ХХ века. После нее мы все, наконец, поймем, для чего Малевич написал свой пресловутый «Черный квадрат», что это вообще за черный квадрат такой и почему вокруг него столько разговоров («Да такой квадрат любой ребенок нарисует!»). Дело в том, что на протяжении всего ХХ века (с 1920 по 2000 год) российских художников по-настоящему интересовала только одна тема – «пустота». Ее боялись и к ней стремились. По крайней мере, так утверждают кураторы этой непростой экспозиции. Этой странной любви-ненависти к «пустоте» есть несколько умных объяснений. Ну, например, такое: новые технологии (фотография, кино, телевидение, а потом и интернет) стали отвечать за «зрелищность», которая в стародавние времена находилась в ведении живописцев. Художникам при таком раскладе стало неуютно. С помощью таких вот черных квадратов они решили бороться против засилья масскультуры. Или, например, такое объяснение: пустота – это отсутствие подлинного мифа и, как следствие, «абсолютизация отсутствия абсолюта» (как выразился Жорж Батай – французский философ, стоявший у истоков постмодернизма). В общем, узнать, что конкретно русские художники нашли в «пустоте», можно на этой выставке. Представленные современные авторы – из первого эшелона: , Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский, Юрий Альберт, , Ольга Чернышева, Семен Файбисович, Игорь Мухин и другие. Есть работы грустно-философские, как, например, картина Александра Тышлера «Женщина с корзиной на голове на фоне пейзажа». А есть – абсурдно-веселые, типа акции движения «Мы», которая проводилась в 2008 году: у Белого дома выстроился пикет – несколько молодых людей с абсолютно пустыми транспарантами. Надо было видеть, какое недоумение они вызвали у представителя ОМОНа. Как вы арестуете пустоту?


«Некрореализм»

Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке, 13 сентября – 30 октября


Советует Артем Голенков, обозреватель журнала «Ваш досуг», рубрика «Выставки»

Не думаю, что найдется много людей, которые целенаправленно захотят пойти на выставку под таким названием. Чего уж греха таить, слово «некрореализм» ассоциации вызывает извращенные: некрофилия, некромантия – словом, расчлененка, порнуха и мистика. Но это совсем не так, точнее, не совсем так. В ММСИ разместились работы художников-некрореалистов, появившихся в Ленинграде 80-х. Постановочные фото в «зомби-гриме», короткометражки со сценами, имитирующими драки и насилие, рисунки и картины на патологоанатомическую тему. Однако в этих чернушных сюжетах чувствуется дыхание великой культуры: тут тебе и Гоголь, и Хармс. В конце концов страшное, превысив допустимый градус, всегда превращается в смешное. Такое приходится видеть на сеансах фильмов ужасов, когда пришиб ленный со страху зал вдруг начинает хохотать. Смерть – лучшая тема для шуток. С другой стороны, стоит отметить, что у российского зрителя орган, отвечающий за черный юмор, недоразвит. По крайней мере, в 1980–1990-е некрореалистов дома не поняли, а вот на Западе они сразу пришлись по душе. Их показывали в Амстердаме, Дюссельдорфе, Ганновере, Иерусалиме. И везде с аншлагом. Посетить выставку я рекомендовал бы поклонникам мульсериала Happy Tree Friends, киноэпопеи «Пункт назначения» и любителям творчества режиссера .


«Медиа Удар». Международный фестиваль активистского искусства

Центр дизайна ArtPlay, 24 сентября – 10 октября

Советует Наталья Пыхова, редактор журнала «Ваш досуг»

Одним из главных событий из тех, что происходили в нашей арт-тусовке в минувшем году, для меня – и, полагаю, не только – стало вручение премии «Инновация» группе «Война» за скандальную акцию «Х*й в плену у ФСБ!». Заметьте: «Инновацию» поддерживает государство – и триумфаторами стали ребята, за несколько секунд изобразившие огромный фаллос, поднявшийся вместе с Литейным мостом навстречу зданию петербургского ФСБ, структуры государственной. Акционизм, делающий искусство инструментом общественно-политического высказывания художника, в нашей стране – движение пока молодое. Тем более примечательно, что Медиа. Удар» проходит именно в Москве и в рамках биеннале. По словам куратора проекта Татьяны Волковой, подобного международного фестиваля арт-активизма еще не было. На территории ArtPlay помимо выставки обещаны лекции, дискуссии, перформансы и, что особенно интересно, воркшопы и мастер-классы. Среди участников – западные художники и теоретики активизма, к примеру, Gran Fury, получившие известность в 80-е пропагандой борьбы со СПИДом, или The Yes Man, фильм которых заработал приз зрительских симпатий на Берлинале. Россию и экс-СНГ представляют четыре десятка художников и коллективов. Будет и «Война» – ее московская фракция, и новосибирский художник Артем Лоскутов, за свой хэппенинг «Монстрация», кстати, тоже отмеченный «Инновацией», и Александр Володарский, не так давно вышедший на свободу из исправительного центра, куда попал после своего перформанса с имитацией соития перед киевской Радой. Идти стоит и интересующимся современным искусством, и товарищам с активной гражданской позицией. Только детей, пожалуй, лучше оставить дома: художники-активисты – не из тех, кто заботится о пристойности и политкорректности.