В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Заложники пустоты». Экспозиция о беспредметности оказалась насыщенной.

В списках из полусотни проектов Московской биеннале, которые накануне ее открытия составляли все профессионалы, этот проект — в первой пятерке. Во-первых, положение обязывает — любой проект Третьяковской галереи всегда приковывает интерес. Во-вторых, благодаря обещанным именам — помимо Кабакова, Монастырского и Пепперштейна здесь же Шишкин, Тышлер и Лучишкин. И, наконец, любопытным кажется и основной тезис — как именно «ничто» изображали представители изобразительного искусства?

Ответ вышел увлекательным — в первую очередь благодаря эрудиции кураторов и их игре с аналогиями. На открытии они говорили, что мол, пусть и делать выставку на сопоставлениях — немного дурной вкус, но они сознательно пошли на этот шаг, чтобы проект получился более наглядным и образовательным. Выбранная тема  весьма современна — «пустотный канон» (иконоборчество современных художников, кризис репрезентации, критика визуальности и проч.), зато временной охват — отечественное искусство на протяжении почти всего Новейшего времени, а не пара последних десятилетий.

Рифмовки использованы эффектные. В длинном коридоре документация перформанса группы «Коллективные действия» (1979) висит напротив пейзажей русской школы XIX века — Шишкина и Айвазовского. От этого соседства огромное небо и низкие горизонты академических пейзажистов оказываются весьма подозрительными — вдруг и они, классики, баловались концептуализмом, только по-своему, консервативно? Коридор утыкается в портрет Сталина на фоне того же огромного пустого неба. Просто так? нет, на этой выставке «ведь бывает и просто сигара» нельзя сказать ни о чем. Странный фиолетово-черный натюрморт Натальи Гончаровой соседствует с надписью, который Алексей Осмоловский сделал пылью — для выставки щедро черпали и в запасниках Галереи, и в мастерских современных художников.

Ради выставки Третьяковка на время сняла постоянную экспозицию ХХ века и перепланировала анфиладу залов. На фоне свежевыбеленных стен из рам картины вываливается чистейший холст — инсталляция группы «Инспекция медицинская герменевтика». Кстати, жители Арктики, по слухам, отличают несколько десятков оттенка белого — по выходе с выставки у зрителя возникает похожий навык. А простая линия (веревки или горизонта, неважно) теперь ощущается мощнейшим произведением искусства. Элегантность и строгость, в итоге, обладают такой силой воздействия, что даже человек, от современного искусства далекий, уйдет с выставки с ощущением непрерывности поколений в искусстве.