В ноябре зрителей ждет выставка об утрате авторского контроля над произведением, экспозиция в четь 80-летия Юрия Норштейна, фэшн-фотография и даже гравюра по металлу. Главные события грядущего месяца собрала Екатерина Чернова

Работают современники

Этой осенью несколько выставочных пространств в Москве становятся местами для нетривиальных разговоров об искусстве и уводят от традиционного восприятия произведения. Пока в МСИ «Гараж» идет почти философская выставка, посвященная роли времени в художественных практиках, «Новое Крыло» Дома Гоголя предлагает присмотреться к случайности. Выставка «По (не)предвиденным обстоятельствам» повествует о тех эпизодах в новейшей истории современного искусства, в которых частично или полностью был утрачен авторский контроль над смыслом работы.

Выставка номинантов премии Кандинского 2020, одной из наиболее значительных наград в области современного искусства, открыта до 21 ноября в ММОМА на Петровке. В экспозицию вошли номинанты, уже состоявшиеся художники (многие работы можно было увидеть в МСИ «Гараж», в Мультимедиа Арт Музее, в галерее «Триумф» и в «Арсенале» Нижнего Новгорода), и даже лауреаты прошлых лет. Таким образом, выставка позволяет не только частично отследить магистральную линию смены фокуса интересов, но и дает представление о том, какие институции сегодня ответственны за выбор трендов. 

До 21 ноября также продлится выставка номинантов премии Анатолия Зверева, экспозиция которого открыта в зале Большого водохранилища ЦСИ «Винзавод». 90-летие Зверева послужило поводом расширить конкурс и принять максимально демократичные условия заявок с тем, чтобы открыть дорогу проектам, свободным от условностей. Экспозиция, включающая самые разные по виду и характеру работы, выстроена кураторами Антонио Джеуза и Сергеем Соловьевым как тонкий срез современного искусства и его наиболее актуальных тем.

ГМИИ им. Пушкина представляет персональную выставку современной австрийской художницы Ксении Хауснер «Правдивая ложь». В экспозиции представлены как живописные работы, так и подготовительные фотографии. Художница работает с актуальной повесткой, в частности, исследуя роль женщины в жизни и в искусстве, однако не упускает возможности вступить в диалог с традицией — театральной декорацией и западно-европейской религиозной живописью. 

живопись

По (не)предвиденным обстоятельствам

4,5 Выставка о произведениях современного искусства, в которых был утрачен авторский контроль над смыслом работы.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
современное искусство

Выставка номинантов 13-й Премии Кандинского

4,5 Художественные произведения и научные работы 34-х участников творческого конкурса, попавшие в лонг лист.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
Выставка номинантов премии Анатолия Зверева Бесплатно
графика

Выставка номинантов премии Анатолия Зверева

4,0 Срез самых актуальных тем современного искусства.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
живопись

Ксения Хауснер. Правдивая ложь

4,0 Фотографии и картины австрийской художницы Ксении Хауснер, вдохноленные актуальной повесткой.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

Персоналии

В честь 80-летия Норштейна Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Снег на траве» (в 2012 году вышел одноименный сборник лекций Юрия Борисовича по искусству мультипликации). В основу экспозиционного решения положен метод многослойной анимации, «перекладки», а смысловым стержнем выставки стало соратничество супругов режиссера-аниматора и художницы Франчески Ярбусовой. 

Выставка «Андрей Красулин. Практика, процесс, срез», подготовленная ММОМА совместно с галереей pop/off/art — история одного скульптора, художника и графика. В экспозицию включены работы, выполненные в период с 1960 по 2021 год. Кураторами использован нестандартный подход к ретроспективе — экспозиция стремится адаптироваться к индивидуальному художественному языку скульптора, настраивая резонансы отдельных нарративов, и представить своего рода общий словарь или карту с достопримечательностями искусства Красулина. 

Галерея «Lumiere» открывает московской публике работы легендарного американского фэшн-фотографа и нашего современника Мелвина Соколски. В экспозиции представлены авторские отпечатки фотографа. Почерк Соколски сформировался в 1960-е года, во время повального интереса к новым технологиям, революции в моде и второй волны феминистского движения. Фотографии уникальны в своем жанре в том числе благодаря реминисценциям к сюрреалистской эстетике. 

  • Потрясающе
  • 0 отзывов
5,0
графика

Андрей Красулин. «Практика, процесс, срез»

4,0 Работы скульптора и художника с 1960-х по 2021 год.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
фотография

Высокий полет Мелвина Соколски

4,5 Авторские отпечатки легендарного фотографа, который совмещал феминистскую повестку, фэшн-фотографию и сюрреалистичную атмосферу.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

Концептуальные выставки

«Lady Dior As Seen By» — выставка, представленная фондом Ruarts в коллаборации с Dior. Экспозиция открывает альтернативную, чисто художественную интерпретацию современными скульпторами и фотографами сумки Lady Dior — легендарного и, возможно, самого популярного аксессуара в истории моды. Проект является отражением международной тенденции: подобные выставки последние десять лет разворачивались в крупных городах Азии, Европы и Америки. 

В галерее pop/off/art проходит персональная выставка Ивана Плюща «После сингулярности», в рамках которой художник представляет исследование возможностей симбиоза человека и технологий. Работа с генеративной нейронной сетью GAN-2 подводит к репрезентации иного, техногенного способа видения и определения понятий. Измененные объекты возвращаются в поле зрения человека в живописных и скульптурных формах, при этом нейронная сеть становится соавтором художника.

Граунд СОЛЯНКА 9 ноября открывает выставку «Постанимация. Дезориентирующий эффект». Кураторская концепция сконцентрирована на природе анимации как модулирования с нуля — в отличие от кинорежиссера, мультипликатор выступает в демиургической роли, творит из отсутствия пространственно-временных координат. Экспозиция представляет собой исследование возможности расширения потенциала мультипликации, вступления в резонанс с непосредственным зрительским восприятием.

В галерее «Пересветов переулок», пристанище московских концептулистов, открыты две персональные выставки художников Анастасии Борониной и Маркуса Эриха Майера. Оба художника принадлежат группе «Kontemlativisten», объединенной идеей построения художественной практики на базе антропософии. В этом деле представители группы наследуют дискурс «духовности», популярный в ХХ веке — понятия об искусстве как о передаче трансцендентного знания.

скульптура

Lady Dior As Seen By

4,5 Художественная интерпретация сумки LadyDior от современных скульпторов и фотографов.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
Иван Плющ «После сингулярности» Бесплатно
инсталляция

Иван Плющ «После сингулярности»

4,0 Выставка Ивана Плюща: исследование возможностей симбиоза человека и нейросети.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
видео

Постанимация. Дезориентирующий эффект

4,5 Как можно расширить возможности анимации, перестав ограничивать ее рамкой экрана?
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
живопись

Контемплативная живопись. Сакральная тема и локальная профанация

4,0 Персональные выставки художников Анастасии Борониной и Маркуса Эриха Майера.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

Интерактивные программы

Иммерсивная мультимедиа выставка, проект нидерландского визуализатора Джулиуса Хортсхейса, открыта в пространстве центра современного искусства М’АРС. Название проекта — «Матрица» — отсылает к идее о симулятивной, иллюзорной природе реальности. Однако центральной здесь является попытка преодолеть разрыв между природой и математикой: иными словами, построение синтеза цифрового и человеческого, в условиях которого зритель сможет примерить на себя существование в исцеленной, гармоничной реальности будущего.

В Образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке запущена интерактивная семейная выставка-фестиваль «PLAYMOMMA 2.0», которая продлится до 21 ноября. Программа, адаптированная для участия детей и взрослых, включает экскурсии, совместные обсуждения работ современников, воркшопы и мастер-классы.

мультимедиа

Матрица

4,0 Иммерсивная выставка от нидерландского визуализатора Джулиуса Хортсхейса.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
инсталляция

PlayMMOMA 2.0

5,0 Семейная выставка-фестиваль, участие в котором могут принять и дети, и взрослые.
  • Потрясающе
  • 0 отзывов
5,0

Вопрос о судьбе живописи

Персональный проект Сергея Кузнецова «Падает свет» представлен в галерее «Триумф». Своеобразный «визуальный дневник», работы художника фиксируют повседневные образы большого города, выпестованные чутким вниманием к живописным деталям и эффектам. Архитектура в живописи Кузнецова существует в симбиотических отношениях с человеком, живописное пространство наполнено движением благодаря сквозному, всеохватному потоку света, для передачи которого акварель, пожалуй, наилучший инструмент.

Про живучесть живописи, которую столько раз уже пытались похоронить и которая вновь и вновь, воскресая, переходит границы эпох — выставка «В комнате» Антона и Алексея Яковлевых, художников из Калининграда, которая проходит в галерее «Треугольник» на Винзаводе. На первый взгляд незамысловатые работы Яковлевых, портреты, напоминающие фотоальбом — пример отказа от тяжеловесной концептуальности и работы с живописной традицией XX-XXI веков.

Валерий Чтак (его имя в этом году на слуху у критиков, галеристов и коллекционеров) с «Очередной персональной выставкой» в галерее Syntax продолжает исследовать иконический потенциал живописи в сумме с текстом. Художник использует уже состоявшуюся в искусстве XX века модель буквального сведения картины к тексту, к полотну из знаков, но дополняет ее визуальными образами. Образ и буква резко размежеваны и затем вновь запущены в некий постживописный унисон. И все это чаще всего остроумно и весело. 

живопись

Падает свет

0,0 Образы большого города, написанные с чутким вниманием к живописным деталям и эффектам.
  • Нет оценки
  • 0 отзывов
0,0
В комнате Бесплатно
живопись

В комнате

4,5 Работы Антона и Алексея Яковлевых — пример отказа от концептуальности и работы с живописной традицией XX-XXI веков.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
живопись

«Очередная персональная выставка» Валерия Чтака

4,5 Художник продолжает исследовать иконический потенциал живописи в сумме с текстом.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

Традиционное искусство

Третьяковка открывает на Крымском валу большую выставку Михаила Врубеля — на базе крупнейшего собрания живописных произведений мастера, которое было дополнено предметами из российских и зарубежных коллекций. Цель проекта — наиболее полно и последовательно представить все перипетии творческого пути художника. Врубель будет с нами всю зиму и отправится в хранение только в апреле следующего года.

Параллельно в Лаврушинском переулке запущен проект «Русский модерн. На пути к синтезу искусств», который является продолжением и расширением повествования о живописи Врубеля, одного из ключевых художников этой эпохи. В рамках долгосрочной стратегии «Третьяковка открывает свои запасники» на материале известных предметов коллекции раскрываются инструменты и результаты искусствоведческих поисков, реактуализируются и пересматриваются отдельные сюжеты истории искусств. Так, текущая выставка прослеживает пути выражения идей серебряного века в эстетике модерна. 

Еще одна увлекательная выставка в Лаврушинском переулке посвящена видам гравюры на металле, открывая обширную панораму разной степени изощренности техник и технологий. Именно технология становится проводником в экспозиции, охватывающей период с XVI по XX век. Выставка также является частью долгосрочного цикла «Техники и материалы гравюры».

Прославленная в европейском мире искусства коллекция Джанни Маттиоли представлена в ГМИИ им. Пушкина. Ранее это собрание произведений итальянских футуристов временно экспонировалось в Русском музее в Санкт Петербурге параллельно с произведениями отечественного кубофутуризма. ГМИИ предлагает иной ракурс: работы знаковых представителей футуризма, направления, прочно интегрированного в европейскую историю авангарда, вписаны в постоянную экспозицию галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

  • Потрясающе
  • 0 отзывов
5,0
графика

Русский модерн. На пути к синтезу искусств

4,5 Идейное продолжение выставки Врубеля — произведения в стиле модерн из запасников Третьяковки.
4,5
тематическая выставка

Миры гравюры на металле. Из цикла «Техники и материалы гравюры»

4,0 Эволюция и разнообразие художественных образов в гравюре на металле.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: