К выходу триллера  «Выживут только любовники» Vashdosug.ru выбрал десять наиболее знаковых, оригинальных и просто хороших фильмов о вампирах.  

«Дракула»

(1931)

Кровь — 0
Романтика — 7

Вольная экранизация романа Брэма Стокера 1931 года, которая и сегодня представляет не только учтиво-археологический интерес. В первую очередь благодаря исполнителю главной роли Беле Лугоши. Его Дракуле для того, чтобы гарантировать вам качественную бессонницу, в кадре незачем не только впиваться кому-нибудь в шею, но и попросту выпускать клыки. Никакого детсадовского натурализма, избави бог, достаточно вкрадчивых аристократических манер и секундного хищного проблеска в глазах. В том, что вампиры это дико романтично, продюсеры не сомневались уже 80 лет назад: премьера состоялась 14 февраля, а впоследствии «Дракула» не раз возвращался в прокат. Эхо бессмертного хита Тода Браунинга по-прежнему гуляет из фильма в фильм — отдаленно нежное, как в «Эде Вуде», или ернически-лобовое, как в «Дракуле: Мертвом и довольном». Но неизменно почтительное.


«Бал вампиров»

(1967)

Кровь — 4
Романтика — 5

Достопочтенный профессор Абронзиус и его юный ассистент Альфред отправляются в Восточную Европу на поиски вампиров и быстро оказываются по адресу — в деревушке близ замка загадочного графа фон Кролока. Полански (34-летний режиссер сам сыграл комического ассистента, затянутого в атлас бойкого бутуза-переростка) пародирует десятки копеечных вампирских триллеров. Каких именно, теперь уже неважно. Фильм прекрасен сам по себе — не в последнюю очередь тем, что вдохновлен живописью раннего Марка Шагала, чьи местечковые евреи уверенно шагнули-впорхнули-запрыгнули в кадр. Не очень страшно, зато смешно и сделано во всех отношениях с любовью: после съемок Полански и исполнительница главной роли красавица Шэрон Тейт поженятся. Еще спустя два года беременную на восьмом месяце Тейт зарежет банда Чарли Мэнсона. Больше Полански веселых фильмов снимать не будет. 


«Голод»

(1983)

Кровь — 7
Романтика — 7

Два влюбленных вампира, Мириам и Джон, живут очень-очень долго и счастливо, высасывая кровь из доверчивых тусовщиков на гламурных вечеринках. Но Джон, как похмельный лось в анекдоте, пьет и пьет, а ему хуже и хуже: он стареет ни по дням, а по часам. В поисках решения проблемы герои знакомятся с Сарой, автором исследования о влиянии новейших медицинских технологий на увеличение продолжительности жизни. Вскоре Сара поймет, что по сравнению с плодами многовековой практики новых друзей ее собственные научные теории — детский лепет. Как вампирский триллер «Голод» не слишком убедителен, что не отменяет массы его достоинств. Есть выдающаяся лесбийская сцена с участием Катрин Денев и Сьюзен Сарандон, а Дэвид Боуи, специально для съемок посадивший голос, хрипит, что твой Высоцкий. Кроме того, дебютный фильм Тони Скотта (будущий постановщик «Последнего бойскаута» играет в декаданс) — настоящая поп-культурная энциклопедия начала 1980-х: подернутый туманами пухлый эстетский видеоклип с безошибочно подобранной музыкой.


«Дракула»

(1992)

Кровь — 6
Романтика — 6

Взявшись за роман Стокера, вдохновение Фрэнсис Форд Коппола черпал не в одноименной ленте 1931-го года, а в другом классическом стандарте — «Носферату, симфонии ужаса» Фридриха Мурнау 1922-го года (считается первым фильмом о вампирах). Продукт получился, с одной стороны, эстетский, а с другой — вполне мейнстримовый  Так или иначе, при упоминании «Дракулы» в голову первым делом приходит именно картина Копполы. Широкими шагами мерящий улицы дождливого Лондона демонический Гэри Олдман. Похотливо-невинная Вайнона Райдер. Лезущий на стены и закусывающий крысами в тесной палате психиатрической лечебницы Том Уэйтс. Выпустив кино, режиссер окончательно расстался с масскультом, ушел в рискованное независимое плавание и не обещал вернуться.  


«От заката до рассвета»

(1995)

Кровь — 9
Романтика — 2

Сбежавшие из тюрьмы братья Геко (один умный, другой дурак) сравнительно благополучно пересекают мексиканскую границу и останавливаются передохнуть в заведении «Крученая сиська». Делать этого не следовало, потому что по ночам посетители и работники кабака превращаются в вампиров. Сальма Хайек танцует стриптиз. Джордж Клуни, к ужасу домохозяек, выразительно прощается с благообразным экранным имиджем доброго доктора Росса, переходит на темную сторону и становится звездой первой величины. Растасканный на цитаты и немедленно ставший культовым фильм — пик творческого сотрудничества Тарантино и Родригеса. Первый впоследствии устремится к новым творческим высотам. Второй будет снимать все хуже, погрязнет в «Детях шпионов», а спустя почти двадцать лет зачем-то превратит «От заката до рассвета» в сериал, такой же беспощадный, но бессмысленный — очередная серия первого сезона появилась на торрентах 8 апреля.


«Тень вампира»

(2000)

Кровь — 3
Романтика — 5    

Не первый и не последний, но самый затейливый кинематографический привет «Носферату. Симфонии ужаса». Авторы предлагают интригующую версию создания ленты Мурнау. Оказывается, дебютант Макс Шрек, сыгравший в «Носферату» главную роль, на самом деле был вампиром и от того так естественно смотрелся в образе, пугая соседей по площадке. Сам Мурнау просит группу не обращать внимания на его милые чудачества, тогда как самому Шреку (единственно возможный Уиллем Дефо) в качестве гонорара обещана нежная шейка партнерши по картине. Все вокруг такие свеженькие, тепленькие, вкусненькие, и вампир, понятно, не выдерживает; многовековые нервы ни к черту. Самый известный фильм малоизвестного режиссера Элиаса Мэрриджа атмосферен, волшебен, нескладен и выдержан на одной, зато верно взятой ноте — как и подобает признанию в любви.


«Ночной дозор»

(2004)

Кровь — 7
Романтика — 6

Фильм вывел из сумерек российскую фэнтези-литературу; до хита Тимура Бекмамбетова толстенькие тома со смешными псевдо-языческими обложками поглощали, главным образом, анахореты-сисадмины. Поначалу кинокритическая общественность приняла картину в штыки, пеняя создателей за раздражающие пустяки вроде спонсорских пельменей, но в конце концов пала под натиском народной любви; последовал «Дневной дозор». Имя режиссера стало брэндом, сочетающим обаятельные понты, недорогой, но богато выглядящий экшен, голливудский драйв и посконный русский дух в деталях (вроде плексигласовой розочки на переключателе скоростей). Впоследствии Бекмабетов еще раз выскажется по теме, отправив охотиться на вампиров президента Линкольна — с бюджетом, на который можно было бы снять 15 «Дозоров», но без прежней удали.


«Сумерки»

(2008 — 2012)

Кровь — 3
Романтика — 7

Франшиза по романам Стефани Мейер, которые, собственно, и породили недавний спрос на вампирскую тему — да настолько повышенный и стабильный, что на последнем издыхании мода укусила даже Джима Джармуша, творца, независимого от всего и вся. Целевая аудитория — мечтательные старшеклассницы, предпочитающие экранную любовь максимально неспешную, а не такую, чтоб насосался и пошел, вскоре новую нашел. Главная интрига первой части — пригласит ли Эдвард Беллу на выпускной бал, ключевой вопрос второй — сделает ли он ей предложение. И так далее. Крови, с учетом совокупного десятичасового метража эпопеи, выпито рекордно мало. В людей герои, интеллигентные и унылые, впиваются лишь в самом крайнем случае, обходясь заменителями и полуфабрикатами. Наградой для критиков за экранные часы отчаяния стала заключительная серия, где авторы, и сами, должно быть, ошалевшие от процесса, с наслаждением убивают всех центральных персонажей (пусть и как бы на правах сюжетной шутки), а Белла взрослеет достаточно, чтобы без большого удовольствия вообразить себя сварливой тещей.


«Впусти меня»

(2008)

Кровь — 9
Романтика — 10

Он — симпатичный и очень одинокий, затюканный гопниками-одноклассниками мальчик, любящий поиграть с ножом. Она — странная девочка парой лет старше (на самом деле речь, конечно, идет о столетиях), которая гуляет по снегу босиком и в глаза не видела кубика Рубика. В отличие от создателей «Сумерек», швед Томас Альфредсон не склонен до бесконечности размазывать кровавую кашицу по тарелке. Роман главных героев сколь энергичен, столь и целомудрен, картина чем-то напоминает великую советскую подростковую мелодраму «Вам и не снилось», но с кровью, которая в изобилии хлещет в объектив. Спустя два года появится голливудский ремейк с Хлоей Грейс Морец, фильм не без достоинств, но по-солдатски прямолинейный в сравнении с оригиналом.


«Настоящая кровь»

(2008 - …)

Кровь — 8
Романтика — 8

Плодотворной идеи населить американскую глубинку вампирами (которые вообще-то культурно пьют покупаемый в супермаркетах японский синтетический заменитель крови, но, понятно, регулярно срываются) хватило на один из самых долгоиграющих современных сериалов: 1 июня эпизодом с многообещающим названием «Иисус будет здесь» стартует седьмой сезон. Не исключено, что и правда будет: эпопея отличается обилием примечательных персонажей, богатством тем и аранжировок и, что немаловажно, самоиронией. «Кровь» знавала лучшие и худшие времена, просмотр всех сезонов потребует силы духа, которой не каждый может похвастать. Последив за True Blood жалкие пару лет, иногда стоит по старой дружбе заглядывать в гости к сказке на серию-другую и убеждаться, что кровь не свернулась.