Школа драматического искусства
Театр, созданный по уникальной модели: Лаборатория - Школа - Театр.
Театр открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Эта постановка стала знаковой, открывая истинную природу игрового театра, природу игры как таковой. Ученик прославленной Марии Кнебель, Анатолий Александрович Васильев возглавил эту школу- студию, ориентированную на эксперимент и исследования в области театра. Концепция театра- лаборатории стара как мир, но Васильеву удалось создать настоящий театр, высшую школу актерского мастерства со своим уникальным стилем и художественной направленностью.
Анатолий Васильев настаивал на принципе школы и непрервыного ученичества, благодаря чему режиссеру удалось создать единственный в своем роде и абсолютно уникальный в нашей стране театр.
В 2001 году было открыто новое здание на Сретенке, сконструированное по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова и Бориса Тхора. Это многофункциональное здание похоже не театральный город, в основе которого заложены эстетические принципы театра. Это светлое, пустое пространство со сложной внутренней архитектурой, прозрачным сводом. Здание на Сретенке запечатлело в себе всю историю театра «Школа драматического искусства».
В 2006 году в создатель и организатор этой сложной театральной структуры, кавалер ордена искусства и литературы (Франция), лауреат премии им. К. С. Станиславского и т.п., Анатолий Васильев был уволен властями с поста художественного руководителя театра. Так необдуманно страна потеряла одного из лучших своих режиссеров. После ухода великого мастера закончилась целая эпоха театра Васильева в России. На сегодняшний день Анатолий Александрович преподает во Франции.
В декабре 2007 года один из лучших его учеников, Игорь Яцко, был назначен главным режиссером театра, что дает надежду на продолжение традиций театра Васильева.
Концепция Театра-Школы осуществляет значение театра, как высшей школы актёрского мастерства. Из ежедневного ученичества (Школы) рождаются новые театральные технологии, новый художественный стиль; когда стиль входит в актера, становится его природой, можно говорить о новом художественном направлении, собственно, о происхождении театра, его поэтике.
Отзывы о «Школа драматического искусства»
Ещё 89 отзывовВ самый разгар золотой осенней поры Театр "Школа Драматического Искусства" представил роскошную премьеру режиссера Евгения Закирова "Строитель Сольнес" по одноименной пьесе Генрика Ибсена с Игорем Яцко в главной роли. Этот спектакль состоит из множества символов и сплетений, которые я долго пыталась разложить по полочкам и распутать, а потом поняла, что у меня не получается, и это хорошо, ведь вся прелесть в этой путанице и, в конце концов, именно так выглядит безумная жизнь и мысли каждого из нас, что уж говорить о жизни и мыслях творческих гениальных людей. Получается, что этот спектакль - своеобразная головоломка, решать которую намного интереснее, чем найти само решение.
В спектакле "Строитель Сольнес" можно проследить три линии жизни, которые не только сам автор, но и режиссер сопоставил друг с другом. Первая - биография самого героя, строителя Сольнеса, про которого идет речь в пьесе Генрика Ибсена. Сольнес - строитель, лучший в городе. Он уже в почтенном возрасте, с соответствующим грузом опыта и сожалений на душе, но все еще полон амбиций и планов. И еще он очень самолюбив, а с появлением юной гостьи, которая во всем бросает ему вызов, даже слишком самолюбив и самоуверен, что и приводит, в конце концов, в совокупности с его душевными метаниями, к трагическому финалу. Строго говоря, всему свое время.
Вторая линия - та, которую автор создал, перенеся на героя произведения свои собственные размышления, рассуждения и страхи. Герой мечется между своим предназначением и душевным комфортом, его разрывают на части мысли, много мыслей. Приход старости, соперничество с молодым поколением, неуверенность в себе и своем творчестве, - все это он выражает через терзания своего героя. Также, через трех героинь рядом со своим персонажем Ибсен анализирует отношения между мужчиной и женщиной, ищет идеальные, где все просто. Как мне кажется, поиск таких отношений - свойственный всем мужчинам после пятидесяти поиск своей собственной молодости и легкости.
Третья линия - жизнь актера, играющего в спектакле эту самую главную роль Сольнеса. А ведь играет его художественный руководитель театра "Школа драматического искусства" з.а. РФ Игорь Яцко. В переживаниях главного героя и автора произведения он находит собственное отражение, и не только вкладывает свои чувства в роль, но и дополняет своего персонажа отрывками воспоминаний из собственной жизни. Особенно сильно это сыграло, когда погиб Сольнес, а история продолжилась в игравшем его Игоре Яцко. Три ярких личности: из фантазии, из прошлого и из настоящего - в одном времени, в одном пространстве, в одном человеке.
В какой-то момент появляется ощущение, что это три параллельных плоскости, между которыми разорвано пространство, а потому стирается грань. Появляются неожиданные герои, эпизоды, декорации. Актер на глазах у зрителей сходит с ума, рассуждая об актерском мастерстве на фоне странного рилса из соцсетей. Во время постановочной смены декораций появляется вопрос: "Кто вообще такие эти театральные блогеры"? На сцене разбивается глыба льда. Сольнес уничтожает свой дом и демонстрирует нам свой план на куклах. Из-за завесы снега появляется девушка с киркой. А другую девушку вместе с Сольнесом обволакивает ледяное пламя, развеваться которому помогает ассистент с феном. За рамой с прозрачным стеклом, разделяющей переднюю и заднюю часть сцены, просвечиваются очертания столика с горящими лампами, напоминающего нам о том, что мы - это все спектакль, а люди в нем - актеры. Впрочем, как и сама жизнь...
Стиль повествования чем-то напоминает диафильм, где картинки сменяют одна другую. Не могу сказать, что все сцены выдержаны в каком-то едином стиле, наоборот - у каждой есть своя "фишка". Вот эти вот детали мне и хотелось разобрать, расставить по полочкам, проанализировать. Но, кажется, в этот раз я сломалась на этом моменте разбора спектакля. И в этом невероятном множестве переплетенных, казалось бы, нелогичных деталей складывается невероятной глубины постановка. В какой-то момент постановка обретает психоделический оттенок... В чем я уверена, так это в том, что мне необходимо посмотреть постановку "Строитель Сольнес" еще раз. Закончилась постановка невероятно трогательно - актеры обняли своего художественного руководителя, персонажи - своего строителя.
В спектакле, кажется, не много разных декораций и реквизита: прозрачная и непрозрачная ширмы, столы и стулья, игрушечный домик Сольнеса, канат, импровизированная постель, даже настоящие театральные софиты, - все это перемещается по сцене, от сцены к сцене нарочито громко, но под музыку, с хаосом, но театрально-гармонично. Также, помимо актеров, в спектакле есть куклы - д******* персонажей. Честно говоря, они так хороши, что я ждала их активного участия, но у них были очень маленькие роли в паре сцен. Другие две куклы играли роль погибших детей Сольнеса, и вот эта искусственность стоящих перед нами малышей вместо некогда живых детей создавала вд***** пугающий эффект. Дополнительные эффекты, конечно же, создавали великолепная работа со светом (художник по свету Тарас Михалевский) и музыкальное сопровождение (композитор Эдуард Глейзер).
Впрочем, в этой постановке все персонажи (я про реальных актеров тоже) казались куклами строителя Сольнеса, задумавшего свой коварный план по удержанию собственной значимости. Я впервые видела Игоря Яцко в главной роли, и это совершенно бесподобно. Могу лишь охарактеризовать его сценическую работу абсолютно гениальной, совершенно невероятной! Вот оно - истинное актерское искусство!!! Огромная благодарность и низкий поклон! Однако, спектакль не состоялся бы без других великолепных актеров театра "Школа драматического искусства". Спасибо Регине Чадовой в роли Алины Сольнес, Ивану Товмасяну в роли Рагнара Брувика, ученика, подающего надежды, Марии Киселевой в роли Кайи Фосли, невесты Рагнара, Сергею Ганину в ролях Кнута Брувика и доктора и Александре Лахтюховой в роли Хильды.
Я много думала после спектакля о внутренних муках Сольнеса и о том, почему они так знакомы мне. Я могу ошибаться, но, кажется, через подобное в той или иной степени проходят все люди. При чем, по разному поводу в разные периоды жизни: в 40, в 60... В большей степени, разумеется, это тяжелее дается людям, которые прожили очень насыщенную жизнь и многое сделали для этого мира. Ибо, чем глубже озеро, тем глубже может нырять человек. Только не совсем понятно, что люди ищут, ныряя в прошлое. А ведь в прошлом и вовсе можно захлебнуться. Похоже, это просто человеческое свойство - в какой-то момент, испугавшись неминуемо приближающейся старости, оборачиваться назад и анализировать прожитую жизнь. Может быть, нам это дано, чтобы вовремя что-то исправить?..
Два часа зрители сидят как завороженные и с интересом ловят каждую новую "фишку" очередной сцены спектакля. Несмотря на волнующие темы, все же действие постановка имеет на удивление умиротворительное и жизнеутверждающее. И в то же время, не покидает ощущение какой-то эфемерности, и даже иногда возникает ощущение присутствия в матрице. Но главное, спектакль "Строитель Сольнес" заставляет притормозить и задуматься, не дожидаясь того самого кризиса, о своей жизни уже сейчас, пусть и на другом этапе, чтобы, возможно, что-то пересмотреть и изменить. Хотя лично я думаю, что сколько шансов ни давай человеку, даже если сегодня он уверен в себе, пройдя две трети жизни, он все равно обернется и усомнится, что все сделал правильно.
Режиссер Егор Равинский поставил пьесу Виктора Розова «С вечера до полудня» на сцене Школы драматического искусства.
Сюжет пьесы разворачивается в 1960-е годы, но актуален и по сей день, как и большинство произведений В. Розова. Потому что во главе угла у автора всегда стоит человек, его выбор, умение сохранить свою сущность и не раствориться в непростых жизненных обстоятельствах. Перед нами – родные люди, живущие в одной квартире: дед-вдовец Андрей Жарков, инженер на пенсии, его дочь Нина – переводчик, сын Ким – тренер по легкой атлетике и внук-подросток Альберт. Казалось бы, все типично-предсказуемо, но однажды в семье в течение небольшого отрезка времени (с вечера одного дня до полудня другого) произойдет несколько событий, которые и приведут сюжет пьесы к драматической кульминации.
У каждого героя есть своя дилемма и внутренний конфликт. Дед занимается писательским ремеслом, но чувствует себя недостаточно хорошим автором. У Нины - инвалидность, из-за которой её однажды бросил возлюбленный, но она продолжает мечтать о семейном счастье. От Кима давным-давно ушла жена, и он воспитывает сына сам, наступив на свои амбиции в спорте и жизни. Альберт разрывается между отцом и матерью, которых любит одинаково сильно. Лишь один герой сохраняет спокойствие и действует, подобно медиатору – это друг главы семейства Константин Федорович.
Актерский состав покорил своей искренностью. Порой казалось, артисты живут на сцене, а не исполняют роли. Метафоричная сценография, особенно меня покорили дороги – символ путей, которые мы выбираем в жизни. Рекомендую этот спектакль вдумчивому зрителю примерно от 20 лет (раньше нет смысла, подросткам это все покажется скучным), который рефлексирует над жизненными ситуациями. Пропустив переживания героев через себя, выходишь из зала несколько другим человеком. Особенно, если у тебя есть дети.
В теaтре "Школa Драмaтического Искусствa" премьерa – спектаaль "Строитель Сольнес" постaвил режиссер Евгений Закиров. "Строитель Сольнес" Генрика Ибсена — дрaмa о последних днях жизни, полной борьбы, жaжды влaсти, сaмореализации и свободы. Жизни внешне успешной, зa фaсадом которой скрывaлись стрaх и угрызения совести. Это миф о Строителе, Создателе, Творце, который, созидая, разрушает собственную жизнь. Сольнес строил церкви и дома, Закиров строит воздушный замок идеального театра. Театра, в котором реализуются любые безумные идеи режиссеров, театра, в котором актеры получают роли, о которых и не мечтали. Это признание в любви к Театру, восхищение им.
Зал Манеж, благодаря сценографии Ирины Уколовой, обретает безграничность и фрактальность: здесь высится и Общий Дом, вмещающий все человечество, и кукольный домик, в котором разбиваются судьбы.
"Строитель Сольнес" – бенефис Игоря Яцко, два часа не покидающего сцену. Его игра завораживает, лицедейство поражает. Список ролей не вмещается на лист ватмана, смена масок кружит голову. В Сольнесе Яцко живет тролль, он обращается к троллю, призывая неведомые силы. Но Сольнес Яцко и честно оценивает свое прошлое, он понимает, что строил всегда на руинах.
Жизнь супругов Сольнес привратилась в руины, она окрашена в тот же зловещий мрак, что и одежды Алины (Регина Чадова). Она носит цвет скорби и смерти, цвет утраты.
Сольнес высмеивает мнение обывателей, что власть, карьера и благосостояние приносят человеку счастье. Нет, счастье заключается совсем в другом. В чем именно — знает лишь Сольнес.
Хильда (Александра Лахтюхова) – светлый "бес" в жизни Сольнеса. Она воздушный замок, принцесса и валькирия. С Хильдой приходит юность, смелость и так необходимая Сольнесу вера в свою избранность. Хильда врывается в его жизнь, пробуждает мятежный дух, заставляет утвердить свою волю наперекор всем.
Спектакль театра "Школа Драматического искусства" "Строитель Сольнес" невероятно красив, динамичен и насыщен аллегориями и ассоциациями. Это спектакль, в котором актеры играют в театр. Прекрасны все: Иван Товмасян – ученик Рагнар Брувик, Мария Киселева – невеста Рагнара, Сергей Ганин в двух ролях – помощника Сольнеса и доктора. И как всегда великолепен хор театра, без которого спектакль не оказался бы столь многогранным.
"Строитель Сольнес" – это спектакль про театр: Театр – жизнь, театр – болезнь, театр – призвание. Одного раза не хватает, чтобы все, заложенное в него режиссером, увидеть и осмыслить. Этот спектакль надо смотреть повторно, погружаясь каждый раз в новые уровни безграничной игры в театр.
В конце прошлого сезона Театр «Школа Драматического Искусства» представил спектакль "Таська" о первой жене Михаила Булгакова - Татьяне Николаевне Лаппа. Думаю, что не ошибусь, заявив о том, что большинство людей не знакомы с личностью этой женщины, которая сыграла большую роль в жизни и становлении Булгакова.
Спектакль открывает биографию автора классики литературы со стороны 11 лет семейной жизни с его первой женой от знакомства до расставания. За такой срок пара столкнулась со многим: голод, болезнь, *****, политика и смерть. Отношения юных Миши и Таси сложились наперекор матери Булгакова, считавшей девушку неподходящей партией для сына. Татьяна Лаппа со стойкостью приняла на себя самые трудные моменты совместной жизни с Булгаковым, не бросив его при морфинизме и тифе, вдохновляла на написание значимых произведений и смиренно принимала посвящение романа не ей, потерю ребенка и отречение успешного писателя от "простушки".
Режиссер Глеб Черепанов на два часа перенес зрителей в мир Булгакова с характерной мистикой и философией. Постановка стремительно проходит моменты жизни писателя, словно показывая, в каком ритме приходилось существовать Булгакову в его время. Режиссер поставил перед командой спектакля объёмную задачу, и после первого впечатления кажется, что спектакль перегружен режиссерскими идеями, и требуется время, чтобы все встало на свои места и открылся смысл этих решений.
В уникальном зале "Глобус" спектакль смотрится особенно символично, погружая героев в глубь человеческих пороков или возвышая над ними. Архитектура зала напоминает гладиаторскую арену, в такой аналогии зрители предстают в роли судей, от которых в конце ждешь вердикта в виде жеста с пальцем в отношении героев.
После спектакля невольно придется задуматься о том, кто виноват и как нужно было поступить Таське. История таких отношений в наше время более актуальна, чем тогда, и сейчас для современных людей всё кажется прозрачным и односторонним, но Татьяна Лаппа действовала исходя из своей безмерной любви к мужу и была готова пожертвовать всем ради него: молодостью, карьерой, свободой, ребенком и даже жизнью.
Дуэт Вадима Дубровина (Булгаков) и Александры Гладковой (Таська) заставляет с сопереживанием наблюдать со стороны за взаимоотношениями пары. Образ Булгакова получился более многогранным: от влюбленного парня до гения, отрекшегося от самого близкого человека, в отличие от искренней Таськи, для которой всегда была единственная истина в жизни - любовь к мужу.
В июне в моем любимом театре "Школа Драматического Искусства" состоялась премьера совершенно удивительного спектакля "Таська" режиссера Глеба Черепанова по одноименной пьесе Малики Икрамовой. Спектакль, не похож абсолютно ни на что из того, что я видела в театрах. Глеб Черепанов и раньше создавал удивительные спектакли, но в этот раз превзошел самого себя. Постановка буквально разбила стену между сезонами и ворвалась в новый с тем же оглушительным успехом, с каким и начала свой путь в предыдущем. Таська - Татьяна Николаевна Лаппа, первая жена Михаила Булгакова. Спектакль именно о ней, о великой женщине, которая прошла с писателем самые страшные годы.
Прежде всего, спектакль играется в уникальном зале "Глобус", созданном по принципу Шекспировского театра. В центре находится круглая сцена, которая опускается на минус первый этаж и поднимается до уровня первого. Вокруг сцены расположен всего лишь один ряд сидений, но на трех ярусах (как бы на первом, втором и третьем этажах), соответственно, мест в зале крайне мало. Адаптировать постановку под такой нестандартный зал очень непросто, а играть в нем - тем более. Однако, и Глеб Черепанов, и сценограф Ольга Левенок, и актеры справились с этой задачей на сто из ста! Мизансцены спланированы таким образом, что зрителям все видно со всех сторон. Кроме того, с каждой стороны зритель видит свою тщательно выверенную картину происходящего на сцене действия. В этой камерной и уютной обстановке зала, отделенные от происходящего на сцене лишь невысокими перилами, зрители начинают чувствовать себя частью действия.
Когда я думала о спектакле уже по дороге домой, мне вспомнились слова Св. Апостола Павла (1 послание к Коринфянам, 13:4): "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." Эти слова висят у меня дома на видном месте и являются образцом отношения к людям, особенно к близким. Тася, как называли Татьяну Лаппу близкие, любила Михаила Булгакова именно такой безусловной любовью, что неоднократно за совместную с ним жизнь доказывала своими поступками. Она везде следовала за ним, помогала с операциями во время Первой мировой *****, в том числе держала солдатам ноги во время ампутаций, но самое главное - дважды спасла ему жизнь. Первый раз Тасе удалось помочь Булгакову побороть зависимость от морфия, к которому он пристрастился, впервые приняв по необходимости. А второй раз, когда он болел тифом. Тася стала ангелом-хранителем Михаила Булгакова, а ведь когда-то родители его были против их отношений, считая, что юным влюбленным для начала необходимо доучиться. Если бы они знали тогда, что Тася дважды отвоюет его у самой смерти...
Впрочем, родители Татьяны Лаппы были солидарны с родителями Булгакова. Но если бы они знали, что ей придется пережить из-за этой любви... Сколько всего она прошла, помогая мужу в госпитале. "Он пилил ноги, а я их держала, нашатырь понюхаю и держу", - делилась потом она. Как тяжело ей пришлось бороться с морфинизмом Булгакова, по чуть-чуть разбавляя дозы дистиллированной водой. Мало того, что она страшно переживала за него, так еще и жизнь с зависимым человеком - это же абсолютно невыносимо. Как она продавала все, что можно, искала еду и лекарства, выхаживала мужа, когда тот болел тифом и лежал в бреду с температурой. И как он корил ее потом, что они не уехали, что она решила остаться из-за его болезни. Как Булгаков из-за боязни рождения больного ребенка из-за морфия самостоятельно сделал Тасе аборт, навсегда лишив ее возможности иметь детей. Как она грела воду на керосинке, чтобы отогреть заледеневшие руки мужа, пока тот писал "Белую гвардию", и как он посвятил роман другой. И как отказался от нее, преданной Таськи, предал ради других женщин, как только жизнь его начала налаживаться. Если бы родители знали, как она настрадается, смогли бы они что-то изменить?..
Постановка "Таська" наполнена образами из "Мастера и Маргариты", придающими этой реальной биографической истории шарм особой Булгаковской мистики. На протяжении всего спектакля рядом с Булгаковым присутствует некий темный персонаж - Мефистофель (он же - Воланд). Он будто нашептывает, он управляет, не то как чертик, сидящий на левом плече Булгакова, не то его темная сторона, что, в принципе, одно и то же. В спектакле также присутствует и Гелла, похожая на карточную червонную даму в этой колоде карт в игре под названием "Жизнь". Ах, какое роскошное "говорящее" платье появляется у нее ближе к концу спектакля. Конечно, не обходится без "Бала Сатаны", полностью поглотившего Булгакова. А в сцене продажи Татьяной последних вещей ради лекарства для мужа - торговки, говорящие на арамейском, как отсылка к Ершалаиму. И как же без желтых цветов в руках Таськи, верной Маргариты, спасающей своего Мастера. Помимо "Мастера и Маргариты" есть в постановке другие символы и образы. Гоголь и Чехов вдруг появляются на сцене и мешают Булгакову писать. Кажется бесконечной изображенная на полу сцены винтовая лестница, ведущая не то вверх (в Рай), не то вниз (в Ад), не то соединяющая эти два мира. Очень мне запомнилась кукла, которая заменяет живого актера, когда писатель уже тяжело болен, - не Булгаков, а уже измученная больная оболочка. Но самым пиком стал уход писателя на тот свет, когда актер улетает наверх - в прямом смысле улетает - ввысь к свету, оставляя внизу свою оболочку и Таську.
Не только работа создателей спектакля, но и невероятно талантливый актерский состав полностью погружает зрителей в эту печальную историю одной любви. Главную героиню Таську играет Александра Гладкова. Как искренна она в своей роли, невероятно. С замиранием сердца смотрим, будто бы перед нами не актриса, а реальная Татьяна Лаппа, проживающая испытание за испытанием. Оставаясь нежной и чувствительной, она оказывается стойкой и сильной, но сколько боли внутри, - и Александре удается это передать. Если Тася всегда оставалась той же Тасей, то Михаил Булгаков в исполнении Вадима Дубровина имеет множество личин: и влюбленный подросток, и измученный операциями врач, и погибающий морфинист, и безумец-писатель, и самоуверенный франт, - сколько личин, столько совершенно разных людей мы видим, и все они в одном актере. Это потрясающая работа, в которой Дубровину удается переключатся между эпизодами со скоростью включения света. В Варваре Михайловне моментально узнаю обожаемую Ольгу Малинину, самую незаурядную актрису этого театра, - всегда поражает разноплановость, яркость и уровень исполнения ее ролей. Отдельные аплодисменты неподражаемой Ольге Надеждиной в роли Геллы, которая выделялась не только экстравагантным образом, но и невероятным оперным голосом. На самом деле, нет того, кого не хотелось бы отметить, все были великолепны. И Анастасия Привалова, Анна Чепенко и Анна Пик, сыгравшие сестер Миши Варвару, Веру, Надежду и женщин, говорящих на арамейском; и Сергей Ганин в роли отца Александра и в роли Воскресенского, и Евгений Поляков в роли Мефистофеля.
Помимо того, что актеры находятся от зрителей на расстоянии вытянутой руки, на протяжении спектакля персонажи несколько раз обращаются к зрителям, создавая впечатление сопричастности. И даже о необходимости антракта спросили зрителей. Теперь любопытство мучает меня, зависит ли наличие антракта от ответа зрителей? Эпизоды сменяют друг друга один за одним, перенося зрителей из одного времени и пространства в другое. Декораций - минимум, много и не нужно, и некуда. Свет софитов, словно стая разных птиц, летающих по сцене, перилам и под потолком: рассеянный и сфокусированный, яркий и тусклый, холодный и теплый, белый и цветной, - меняет не только саму картинку, но и атмосферу. Прекрасная грамотная работа художника по свету Алексея Михалевского. Музыка написана специально для "Таськи" композитором и музыкальным руководителем спектакля Кириллом Тепляковым. Костюмы соответствуют духу времени, местоположению и своим героям. Разумеется, Булгаковские персонажи вне времени и пространства, и конечно их костюмы - это что-то невероятное. И платья Геллы, и платья женщин, говорящих на арамейском. Поистине роскошные работы опять же Ольги Левенок.
И это все если рассказывать только поверхностно. Постановка проработана досконально до мельчайших штрихов. В круговороте потрясающих режиссерских ходов с первого раза сложно рассмотреть все детали, а их много. Так что необходимо посмотреть "Таську" как минимум дважды, а то и трижды, и, желательно, с разных ракурсов зрительного зала. Трудно переоценить смелость и гениальность режиссера, который взялся поставить не просто биографический спектакль, а спектакль по современной пьесе, основанной на биографии великого русского писателя. Получилось не просто интересно, получилось познавательно. Постановка затягивает в Булгаковскую тему, и потом уже трудно остановится: поднимаешь давно прочтенные произведения, новые материалы. Вот она, сила настоящего искусства.
Я ехала домой, находясь под огромным впечатлением. Впрочем, эмоции сохраняются и по сей день. Я много думаю о Таське и о тех людях, которые выбирают настоящую любовь, о любви, которая с Божьей помощью творит поистине великие чудеса, и о том, что остается человеку, выбравшему путь любви и самопожертвования (в истинной любви без него невозможно). Столько раз Тася боролась за своего мужа и побеждала даже в битве со смертью, но не победила в ***** с другими женщинами. А может, когда они появились, она просто на сопротивлялась?.. И почему так поздно приходит осознание? Ведь Булгаков вспоминает Тасю на смертном одре и помирает с сожалением и чувством вины. Какая странная штука жизнь, какая странная штука любовь...
В зале «Глобус» премьера – Глеб Черепанов поставил спектакль о молодом Булгакове и женщине, лишь благодаря самоотверженной любви которой весь мир узнал его как писателя, его первой любви и жене, с которой он прошел самые тяжелые годы своей жизни – Татьяне Николаевне Лаппа, Таське.
Честь и хвала театру ШДИ и режиссеру Глебу Черепанову, что они ПЕРВЫМИ рассказали со сцены об этой удивительной женщине, не раз спасшей жизнь своему любимому.
Спектакль получился яркий, динамичный, музыкальный, с необычной сценографией и прекрасным актерским ансамблем.
Мне было сложнее, чем другим зрителям, его смотреть, потому что не так давно я прочитала замечательную книгу Варлена Стронгина «Любовь Михаила Булгакова», посвященную его первой жене и у меня сложились свои образы и Таськи, и членов семьи Булгакова, особенно его матери - Варвары Михайловны, которая показана в спектакле чересчур уж эксцентричной.
Но прошло совсем немного времени с начала постановки и я поверила, что передо мной Таська. Александре Гладковой прекрасно удалось прожить за неполные два часа сценического действия двенадцать лет из жизни своей героини и эмоционально передать даже невысказанные ею мысли и чувства.
А вот Вадим Дубровин, на мой взгляд, просто идеально подошел на роль молодого Миши Булгакова, он даже внешне на него похож. И как же убедителен был артист в фантасмагорических сценах, когда его персонаж находился под действием морфия!!!
Несмотря на название, главным действующим лицом в спектакле Глеба Черепанова является именно Булгаков - недаром подзаголовок гласит «Булгаков и его Лаппа», поэтому в нем можно увидеть и услышать также персонажей из еще не написанного им романа «Мастер и Маргарита» и даже бал Сатаны…
Так каким же был человек, создавший самый загадочный и чувственный роман в русской литературе? Ответ вы получите на спектакле и не думаю, что он вас обрадует…
Театр «Школа Драматического Искусства» вновь сразил зрителей новой постановкой Глеба Черепанова «Таська», по пьесе Малики Икрамовой.
Таська. Все, кто знакомом с биографией Михаила Афанасьевича Булгакова сразу поймут о ком пойдёт речь в этом спектакле.
Татьяна Николаевны Лаппа - первая жена Булгакова, с которой он познакомился в 1908 году, когда ему было всего 17 лет, и с которой прожил 11 лет. Он любил ее так, что был готов стреляться, только чтобы она всегда была рядом. Юношеская влюблённость переросла в законный брак, который в последствии распадётся по инициативе супруга.
Хрупкая, нежная и такая трогательная, эта женщина разделила с писателем одни из самых темных и тяжёлых периодов жизни, служа ему и жертвуя собой каждый день.
Юная девушка из дворянской семьи пережила службу Булгакова в земских больницах, тяжелейший тиф, зависимость от морфия и нищету.
Постановка потрясает своей глубиной и чувственностью.
Спектакль проходит на сцене Глобус - это многоуровневый зал с опускающимся планшетом сцены и декорациями вглубь трюма.
Мне кажется, что этот зал Глеб Черепанов выбрал не случайно, ведь именно благодаря трансформации и невероятной игре света, зрители вместе с героями, то погружаются во тьму, то вновь поднимаются к свету.
Эти метаморфические перемены и есть сам Булгаков, произведения которого наполнены мистикой, религией и символикой.
Именно поэтому в спектакле присутствуют вымышленные персонажи, которых нет в пьесе - Гелла и Мефистофель.
На сцене разворачивается драма длинною в 11 лет между обожаемым Мишей и Таськой, посвятившей свою жизнь служению мужу.
"Т.к. это Булгаков, а это особый мир, парадоксальный, с большим количеством юмора, гротеска. Булгаков был еще и операман, он очень любил оперу, музыку с детства. И вот узнавая все это о нем, мы пришли вот к такому решению, что это должен быть булгаковский спектакль как мы его понимаем, как если бы Булгаков сам описал все те события, которые описаны в пьесе", – рассказал режиссер Глеб Черепанов.
Её звали Таська.
Татьяна Лаппа всю жизнь верила, что именно с нее, со своей первой жены, Михаил Афанасьевич Булгаков писал героиню «Мастера и Маргариты». Ведь они так любили друг друга и через столько вместе прошли...
Уж так, наверное, устроены все женщины известных писателей: каждая считает себя главной героиней всей его жизни, прототипом роковых героинь произведений, музой, одним словом.
Не стала исключением и Татьяна Лаппа, Тася, Тасенька. Первая жена Михаила Афанасьевича Булгакова — его первая и самая чистая любовь, женщина, с которой он еще не был известным писателем, но был кем угодно.Студентом, земским доктором, морфинистом. Для верной Таси он остался самым главным и любимым человеком на всю жизнь. Она для него оказалась лишь ступенью в новую жизнь.Тася была уверена: любовь Маргариты и Мастера писана с их любви, молодой, отчаянной и горькой.
И пока все расслабились , как обычно в летнее время и бывает, Театр «Школа драматического искусства» снова зрителей порадовал ПРЕМЬЕРОЙ - «ТАСЬКА».
Спектакль показывают в одном из необычных залов - «Глобус». Во время спектакля используются все технические возможности этого зала, что делает этот необычный спектакль еще более интригующим и *************.
Мы смотрим не только историю любви двух молодых людей, но немного и вспомнил произведения Булгакова, написанные им уже после расставания с Тасей, но задуманные им тогда в период его страстной любви и молодости.
Например, «Мастера и Маргариту» он задумал еще в браке с Тасей. Действие спектакля сопровождает Гелла (актриса Ольга Надеждина), которая песней предваряет или завершает каждый фрагмент. Сцена опускается, и внизу собирается знаменитый бал у сатаны… И мы видим наших героев на этом балу. Не только сам бал , но и костюмы вызывают и удивление , и восхищение одновременно.
На сцене постоянно появляется Мефистофель (актер Евгений Поляков), как бы показывая как постепенно Булкагов сходит в обитель зла. Сцена вновь медленно опускается. Мефистофель в восторге, он видит стенания писателя зависимого от морфия, но рядом Тася ( актриса Александра Гладкова) . и она не дает ему сдаться. Она любит Булгакова ( актер Вадим Дубровин) и все готова сделать для его спасения!
Зрители сидят по кругу и частенько оказываются еще и в роли участников спектакля, их спрашивают , советуются, что делать дальше, куда двигаться! Временами даже возникает диалог «актер-зритель».
Режиссер Глеб Черепанов вытащил самое трепетное, драгоценное из жизни очень неоднозначного писателя, показал наверное лучшее, что было в его жизни. Ведь Таську Булгаков вспоминал всегда, даже перед смертью именно перед ней он ощущал самую большую вину и очень хотел с ней проститься ! Он с ней прожил 12 лет , с 1913 по 1925 год. Они были вместе с юности, полные любви и надежд, еще такие открытые миру. Мы видим их молодые лица полные оптимизма, веры в свое могущество и готовые свернуть горы.
Актриса Александра Гладкова показывает нам Таську разную . Она любимая, муза, терпет все сложности Булкагова, борется за него, выступая против его зависимости от морфия. Видим мы ее немного опустошенной и уставшей от этой постоянной борьбы за писателя, стараясь стать его опорой. Но надо ли ему это ?
А вот Вадим Дубровин нам показывает писателя тоже разным, противоречивым. У актера непростая роль - ведь писатель человек противоречивый, он одновременно вызывал у людей и восхищение и неприязнь. Так и на сцене, то у нас вызывает восхищение, то чувство омерзения возникает.
Немного эксцентрична и эгоистична матушка Булгакова, которую играет актриса Ольга Малинина.Несмотря на ее старания сохранить дом таким каким он был вначале спектакля , когда в доме душевно звучала музыка и стены наполнялись романсом «Белой акации гроздья душистые», к сожалению , ей это не удается. И в конце спектакля мы видим уже пустующий длм с грустными сестами. А сама матушка будет танцевать на бале у Сатаны.
О чем спектакль ? О Булгакове? О Таське ?
Или о вере в сильную любовь?
Посмотрите и решите сами. Тем более еще есть возможность увидеть это в июле месяце. Театр активно работает!
Здание театра Школа Драматического Искусства – самое красивое в Москве. Люблю приходить сюда пораньше, чтобы перед спектаклем нагуляться по фойе, по его лестницам, мостикам и переходам, посмотреть очередную художественную выставку и пофотографировать. В этом театре три зрительных зала, мой любимый – зал Глобус. Именно в этом зале недавно увидела спектакль о Татьяне Лаппе - первой жене Булгакова. Спектакль «Таська», поставленный Глебом Черепановым, столь многомерен, что говорить о нем можно часами. В нем историю Таси нам рассказывают не только реальные свидетели, но и порожденные фантазией герои. В спектакль о Булгакове не могли не затесаться Воланд, он же Мефистофель и Гелла. В нем сестры Миши перерождаются в Женщин, Говорящих на Арамейском. В нем реальные события переплетаются с наркотическими видениями и горячечным бредом.
Александра Гладкова в роли Таськи проживает на сцене целую жизнь, посвященную любви. Достоин ли был Булгаков (Вадим Дубровин) такой любви? Как человек – нет, как Творец – да. Небесные силы поместили рядом с ним Тасю во имя вечности. Не случайно в начале и в конце спектакля Булгакова заменяют бессловесные манекены. Избран был не он, избрана была Тася.
Прекрасный текст Юрия Олеши! когда каждое слово и мысль восторгают и удивляют. Понятен интерес режиссеров к материалу. и Игорь Яцко тоже взялся заговорить чувства в своей новой постановке "Зависть". Работа получилась эмоциональной, динамичной, но на мой вкус неровной. Наряды, песни, все это погружает в контекст времени. очень музыкально, а голоса.. я бы прям купила отдельный билет на такой ретро-концерт. Поскольку пьеса изобилует длинными монологами и непростыми диалогами, то каки-то куски немного тянулись, а финальная часть фантасмагоричная и настолько полна образов, а то как они проносились и менялись.. хочется переиначить классику ))) "смешались в кучу раки, люди". Получилось ярко.