Электротеатр Станиславский

Оценка редакции
Электротеатр Станиславский

Московский театр, основанный в 1948 году из студии Константина Станиславского.

История театра начинается 16 марта 1935 года, когда приказом Наркомпроса РСФСР была организована Оперно-драматическая студия под руководством Константина Сергеевича Станиславского – экспериментальная лаборатория, которая должна была стать местом практического воплощения его творческой системы. В работе со студентами оперного и драматического отделений К.С. Станиславский надеялся подытожить весь свой педагогический опыт, опробовать пути воспитания универсального актера и создания синтетического спектакля. Набор студентов продолжался несколько месяцев, и студия открылась 1 октября 1935 года. В учебной работе Станиславскому помогали его соратники, выдающиеся театральные педагоги: Зинаида Сергеевна Соколова, Мария Петровна Лилина, Мария Осиповна Кнебель, Вениамин Захарович Радомысленский, а также группа из 11 педагогов-ассистентов. Музыкальным руководителем студии стал дирижер Николай Семёнович Голованов. Первой полноценной постановкой Студии стала опера Джакомо Пуччини «Чио-чио-сан».

После смерти К.С. Станиславского в 1938 году Оперно-драматическую студию возглавил его ученик – актер и режиссер МХАТа Михаил Николаевич Кедров. В 1940 году студийцы представили зрителям свой первый драматический спектакль – «Три сестры». Спектакль шел многие годы, был сыгран более 600 раз. Во время войны Студия была эвакуирована в Узбекистан, где продолжалась подготовка спектаклей. Многие из студийцев ушли добровольцами на фронт, а из оставшихся были образованы концертные фронтовые бригады. В 1943 году была выпущена комедия Ричарда Шеридана «День чудесных обманов» в постановке Георгия Мальковского и Григория Кристи, выдержавшая впоследствии более 1000 представлений.

В 1946 году статус Студии официально изменился, она была преобразована в Оперно-драматический театр им. К.С. Станиславского. Выпускники нескольких лет стали профессиональной труппой. Среди них были Лилия Гриценко, Петр Глебов, Борис Левинсон, Борис Лифанов, Тина Гурко, Евгений Шутов, Надежда Животова, Лев Елагин. Многие из них работали в театре до конца жизни.

Два года спустя оперное отделение, ставшее балластом для испытывавшего хозяйственные и творческие трудности театра, было упразднено, и он получил название Московского драматического театра им. К.С. Станиславского. В 1950 году художественным руководителем театра стал известный мхатовский актер, ученик Станиславского Михаил Михайлович Яншин, с именем которого связан наиболее длительный период стабильного успеха. В репертуарной политике Яншина умело сочеталась актуальная советская драматургия (Реваз Эбралидзе, Эмиль Брагинский, Владимир Пистоленко) и драматургия стран восточно-европейского соцлагеря (Павел Когоут, Леон Кручковский) с зарубежными пьесами предшествующих десятилетий, впервые попавшими на отечественную сцену: Бернарда Шоу, Федерико Гарсиа Лорки, Бертольда Брехта, Эдуардо де Филиппо. Настоящими хитами стали постановки «Грибоедова» Сергея Ермолинского (1950), «Дней Турбиных» Михаила Булгакова (1954) и «Чайки» Антона Чехова (1954).

Именно в те годы сложился яркий актерский ансамбль молодых актеров: Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков, Игорь Козлов, Ольга Бган, Нина Веселовская, Генриетта Рыжкова. Яншин привел в театр блестящего художника Бориса Эрдмана, привлек к работе знаменитых композиторов Исаака Дунаевского, Альфреда Шнитке.

В 1957 году при театре по инициативе режиссеров Александра Аронова и Льва Елагина была образована вечерняя студия для старшеклассников, в которой занимались в том числе юные Никита Михалков, Евгений Стеблов, Инна Чурикова. Некоторые из студийцев, как Елизавета Никищихина и Татьяна Ухарова, были приняты на работу в театр.

В 1963 году театр возглавил Борис Александрович Львов-Анохин, режиссер утонченного чувства формы и стиля, склонный к постоянному художественному поиску. Здесь вышел его лирический эпос «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова; документальное «Шестое июля» Михаила Шатрова. Значительным событием стала «Антигона» Жана Ануя с Елизаветой Никищихиной в главной роли. Львов-Анохин продолжил усилия Яншина, направленные на создание сильной и разнообразной труппы, способной интересно работать с непривычным репертуаром – в эти годы коллектив пополнили Римма Быкова, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Василий Бочкарёв, Людмила Полякова, Борис Романов.

После ухода Львова-Анохина в 1969 году на пост главного режиссера театра был назначен руководитель Пермского академического театра драмы Иван Тимофеевич Бобылёв, который, несмотря на удачную постановку «Женитьбы Белугина» Александра Островского, вскоре покинул театр. Ему на смену пришел молодой Владимир Кузенков, получивший известность постановками в провинции. Внимание к театру в этот период было связано с именами приглашенных режиссеров: Александра Товстоногова, поставившего первым в Москве «Прощание в июне» Александра Вампилова и Леонида Варпаховского, для которого «Продавец дождя» Ричарда Нэша (спектакль стал визитной карточкой театра и сохранялся в репертуаре более 30 лет) и «Волки и овцы» Александра Островского стали итоговыми в карьере.

В середине1970-х годов театр переживал кризис, который завершился в 1977 году с приходом на должность главного режиссера Андрея Алексеевича Попова, доверившего театр своим ученикам: Анатолию Васильеву, Борису Морозову и Иосифу Райхельгаузу. С их деятельностью принято связывать прорыв в творческой жизни Театра им. К.С. Станиславского. Два спектакля Анатолия Васильева – «Первый вариант “Вассы Железновой”» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) по пьесе Виктора Славкина – стали важнейшими явлениями театральной жизни.

С 1980 по 1989 годы театр возглавлял Александр Товстоногов, но, несмотря на по-прежнему сильный актерский состав и несколько удачных постановок по пьесам драматургов нового поколения («Экспромт-фантазия» Виктории Токаревой, «Порог» Алексея Дударева, «Ной и его сыновья» Юлия Кима, «Новоселье в старом доме» Александра Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» Аркадия Ставицкого), театр начал терять популярность. Эпоха политических реформ совпала для театра с длительным периодом неясности творческой программы.

С начала 1990-х в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семен Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин, Валерий Белякович. На протяжении этих лет репертуар сочетал постановки разных эстетических направлений: от традиционных трактовок классики до эксцентрических перформансов рок-музыканта Петра Мамонова.

В 2013 году по итогам открытого конкурса на концепцию развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы, театр возглавил режиссер Борис Юхананов

Отзывы о «Электротеатр Станиславский»

Ещё 24 отзыва
Елизавета Ефремова 22 сентября, 12:20

Электротеaтр Стaнислaвский – пожалуй, сaмая яркая площaдка Москвы, открытaя для любых театрaльных экспериментов. Здесь идут спектакли режиссеров, композиторов, художников и хореогрaфов сaмых рaзных нaправлений, культур и поколений. Нет никакой возможности догaдаться, что ждет зрителей, пришедших сюда в очередной рaз. Для постановок используется практически все пространство Электротеатра – спектакли идут на трех сценах, в фойе и даже во дворе, пока свободна только крыша. Причем сцены трансформируются до неузнаваемости, и, придя в казалось бы знакомое пространство, не узнаешь его и не сразу понимаешь, где оказался. Здесь можно увидеть саги с повествованием, растянутым на несколько дней, и одноактники, заканчивающиеся раньше, чем зрители успевают разобраться в происходящем. И в этом тоже есть своя фишка – спектакль неспешно прорастает в душе и наконец выстраивается в своей логической очевидности.
На этот раз я побывала на спектакле, поставленном по новеллам Луиджи Пиранделло. Да, именно по новеллам, хотя Пиранделло наибольших успехов добился в области театрального искусства, режиссер Павел Шумский выбрал для постановки две новеллы: "Три мысли горбуньи" и "В самое сердце".
В своих произведениях Пиранделло утверждает, что в одном человеке сосуществует много душ и что наше "я" многолико. В них, как и в жизни, трагедия и фарс соседствуют. И в этот хаотический и вечно меняющийся мир постоянно и неожиданно вторгается случайность, которая все запутывает, распутывает и меняет лики. Его герои, оторвавшись от "среды", живут в своем собственном пространстве, который чище их обыденного пошлого существования.
Одной из самых страшных бед современного человека Пиранделло считал одиночество, выходом из которого часто оказывается смерть. Лучше принять смерть, чем жить с истерзанной душой, – так и поступает героиня новеллы "В самое сердце". Драма героини начинается обыденно и заканчивается трагически.
Многие рассказы Пиранделло представляют собой парадокс, отражая парадоксальность жизненных ситуаций. В новелле "Три мысли горбуньи" прошлое, настоящее и непосредственная реальность как бы сосуществуют. Героиня пребывает в двух ликах – во внешнем, в виде несчастной карлицы-горбуньи, и внутреннем, как видит она свою душу – высокой, стройной красавицей.
Перевоплощение актрисы Виктории Пикос в горбунью завораживает и заставляет поверить в безграничные возможности ее тела. Думаю, что эту трансформацию поставила хореограф Александра Конникова.
Сценография спектакля "В самое сердце" настолько проста и лаконична, что заставляет вспомнить, что театр – это коврик и два актера. В постановке по новеллам Пиранделло участвуют трое: Виктория Пикос, Александра Скорокосова и Влад Волков. Но сценографы Александр Клямкин и Лия Паршина даже на коврик не расщедрились – действие развертывается просто на полу и насквозь простреливается взглядами зрителей. Чем не рыночная скоромошья площадка.
Костюмы, придуманные Лией Паршиной, заставляющие любоваться собой в прологе, позже растворяются в действии. Кроме актеров в спектакле есть и четвертое действующее лицо – свет, слепящий в своей безжалостной остроте (художники по свету: Алексей Наумов, Илларион Четырин).
Спектакль Электротеатра Станиславский завораживает, приковывает внимание, заставляет сопереживать героиням и не отпускает еще несколько дней, отзываясь неясными шевелениями души.

Юлия Юлия 19 сентября, 03:20

Недавно посетила новаторский спектакль «Сон в летнюю ночь» в Электротеатре Станиславский и хочу поделиться своими впечатлениями. Этот спектакль произвел сильное впечатление своей необычностью, креативностью и современным подходом к классической теме.
В основе спектакля — мотивы известной пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», однако режиссеры предложили свою авторскую интерпретацию, соединяя классические мотивы с современными технологиями и взглядами. Результат — не просто классическая постановка, а свежий взгляд на вечные темы любви, иллюзий и реальности.

Этот спектакль — настоящий художественный эксперимент, он вызывает разнообразные эмоции: от удивления до восхищения. В нем есть что-то магическое, что цепляет за душу и заставляет задуматься о природе сновидений и границах реальности. Время провели потрясающе! Очень рекомендую!

Катерина Мелимук 31 июля, 09:56

«Мамочка» - это хорошая драматургия Тони Яблочкиной. Интересная пьеса. Досрочно из мест лишения свободы освобождается Надя, вот только вернуться обратно не получается. Жизнь у нее была на паузе, а у мужа и сына-подростка продолжалась. Посадили ее за хищения. С молчаливого согласия мужа, который в общем-то с удовольствием пользовался благами и устроенным бытом.
Надя - яркий пример витальной женщины. С жаждой жизни и желанием есть ее большой ложкой. Харизматичная, энергичная, нахрапистая и грубоватая. Но с нежнейшей нугой внутри. И удивительный парадокс - в тюрьме она оказывается нужной, ее ценят и уважают. Называют «мамочкой» за справедливость и заботу, а по возвращении - оказывается ненужной, лишней, душащей своей заботой и старанием. И это про одиночество и то, как мы сами лишаем себя свободы, загоняя в клетку. Там очень понятный конфликт, мотивы, соль каждой роли. Героиня вызывает симпатию. Надю играет Дарья Колпикова. То ли случайно, то ли по режиссерской задумке, но Надя - единственный герой, который будто настоящий, почти лишенный фарсовой буффонады.

Все остальные герои и выглядят, и действуют утрировано и форсируют все. Так, ее муж, напоминает «Джокера курильщика», откуда-то из Мытищ, а не из Голивуда. Его синие усы и яркий костюм, вкупе с нерешительностью делают из него такого маленького человека. Неспособного на поступки. За этого колю говорил и думал (как писали в мультике про Масяню) Антон Капанин. И мне понравилась актерская работа, он прям максимально цельно в образе.
Сын подросток Ваня - просто коллаж всех стереотипов современного подростка. Все там было настолько манерно, и так много всего , что он для меня остался неоживленным. Ну то есть он устраивал истерики, и даже прыгал из окна, хамил-дерзил и проявлял интерес к папиной молодой любовнице Лизе, и все это было очень театрально. В этом обозначении не было нутра. Молодая любовница Лиза в исполнении Анастасии Фурса Ее героиня тоже создана из мемов от девушки с Патриков до чего-то еще..)) Максимально собирательный образ. Ее отец Авдеев- бывший сотрудник органов, который в голову ест, играет мускулами (которые талантливо играют подушки под одеждой) и очень ценит понятное и простое, теплый ужин и заботу. Вот он-то и способен оценить всю нерастраченную витальность Надежды и желание причинить добро и накормить всех ближних. Но отчего-то не хватало острых углов любовным треугольникам: Надя-Коля-Лиза, Авдеев-Надя-Коля, Коля-Лиза-Ваня… И они тоже были будто обозначенными…

Мне очень понравилось художественное решение. Прикольные декорации и реальные, и нарисованные. Классный реквизит - одна продуктовая корзина и распаковка-чек маминых покупок - шедевр. Все продукты хотелось разглядывать и угадывать. Прикольный гипс-рука у Вани после его прыжка из окна, вот прям любопытное.. Но все вместе это становилось не реальной жизнью на сцене, а условным ее проживанием и даже скорее обозначением. Может поэтому так же оно и для меня проигралось, исключительно внешней историей, внутреннее никак не тронуло происходящее. Хотя драма жизни вполне настоящая. И история способна заволновать.

Режиссер - Евгений Бедняков, это его вторая режиссерская работа в Электротеатре (первая - Фантазии Фарятьева). Необычная трактовка бытовой истории.

Спектакль идет на малой сцене, 2 часа с одним антрактом

Катерина Мелимук 23 июля, 09:54

«Эти и К.С.» - как произносится спектакль, для меня по-прежнему загадка. Игра букв понятна, но ясности в названии нет.. Спектакль премьера этого сезона. Парная режиссура: Серафима Низовая и Денис Бургазлиев. Актеров тоже два: Серафима Низовая и Денис Бургазлиев.
Спектакль начинается до того, как актеры появляются на сцене. Зрители смотрят видео, в котором актеры собираются и добираются до театра на репетицию Тот самый процесс «подготовки сценического самочувствия» артиста. Он - вдумчиво и собрано, аккуратно и педантично, заранее и не спеша. Она - спешно и суматошно, с опозданием. А дальше в режиме диалога ключевые (по мнению авторов) тезисы проигрываются я в текущих реалиях современного театра. Кроме цитат Станиславского со сцены звучат стихи Иосифа Бродского, Саши Черного, а Даниил Хармс добавляет волшебного сюра во все происходящее.

В последнее время полюбила короткие одноактные спектакли, это как искусство короткометражки в кино - быстро и лаконично передать что-то важное. В этой постановке было не совсем классическое развитие действия , события скорее как этюды, иллюстрирующие отдельные сферы актерского бытия. Мне лично, как лицу сильно любопытствующему актерскому существованию, в том числе и за сценой, было интересно. Есть гипотеза, что не всем будет понятно, она правда ничем не подтверждена.

Минималистично и лаконично, 60 минут про тонкости отношения к профессии. Вообще к любому делу, чем бы ты ни занимался.

Одно время я часто ходила в Электротеатр Станиславский. Потом приоритеты сменились и пару лет я сюда не заглядывала, хотя, пробегая мимо по Тверской, каждый раз изучала афишу. И вот наконец лед взломан, и я посмотрела в Электротеатре спектакль "Сверчок". Мне понравилось. Даже очень.
Прежде всего, картинка. Сценография здесь потрясающая. Художники, а над спектаклем работало аж четверо, создали шедевр. Изысканные оттенки серого, невероятные костюмы, свет, создающий особый объем, видеоинсталляции, на фоне которых идет весь спектакль, – все придумано, продумано и исполнено великолепно. Если бы даже на сцене ничего не происходило, а просто сменялись картины, я бы уже не зря пришла.
Машинерия. Казалось бы, ничего особенного: вертится круг, сменяются картины, но точность, четкость, скорость работы сотрудников сцены восхищает. Не случайно они в полном составе выходят на поклоны вместе с актерами – вклад в успех спектакля и тех, и других равноценен.
Текст. Он остроумен, точен и смешен. Спектакль, собственно, поставлен по сказкам голландского писателя Тоона Теллегена. Поэт Михаил Чевега перенес их на нашу, российскую почву, переписал стихами в форме басни и остроумно рассказал о самых разных сторонах отечественного кинопроизводства. Интересно узнать, что в результате осталось от оригинала, но это детали.
Даже не верится, что спектакль идет всего час и десять минут. За это время нам было рассказано и показано столько, на что в иных театрах и трех действий не хватает.
Актеры. Ах, какие в Электротеатре Станиславский замечательные актеры! Им по плечу любые эксперименты и мизансцены. Темп спектакля головокружителен, иногда актер исчезает и волшебным образом возникает в противоположном углу сцены. И все происходит легко, естественно, буквально играючи.
Маски. Маски зверей – это отдельный восторг. Виртуозно воссозданы все складочки, шерстинки, усики, ганглии, жвалы и прочие мандибулы. Каждая маска так и просится в музейную витрину для подробного изучения.

polina.negulyaeva 1 октября 2019, 12:54

Электротеатр обычно воспринимается как очень интеллектуальное пространство. Спектакль "Проза" здесь - возможность отдыха, когда почти неловко признать, что тебе все-таки пришлось по душе. В лучших традициях этой площадки она потрясающе красивая визуально и необычная музыкально, дает обманчивую возможность самостоятельно выстраивать нарратив, на деле оказываясь неочевидной, но все-таки вариацией на тему перепрочтения классики, ведь выбор зрителю предоставляется между аудиальным и визуальным, последнее при этом больше поддержано на разных уровнях спектакля и легче воспринимается мозгом. Пожалуй, лучший спектакль для начала постепенного знакомства со стилем этой площадки.

Елизавета Ефремова 2 июля 2019, 01:06

Спектральная музыка в Электротеатре «Станиславский»
Каждый раз, собираясь в Электротеатр «Станиславский», прежде всего надо быть готовым к эксперименту. Переступая порог этого театра на Тверской, оказываешься в некой особой реальности, в которой как правило невозможно угадать, что тебя сегодня ожидает. Это могут быть драма, опера, балет, сплавленные в самых разнообразных вариациях, спектакли могут проходить, на сцене, в фойе, на лестнице и даже в гардеробе. В конце июня, в конце рабочей недели, я попала на самый последний концерт музыкального абонемента «Спектральная музыка». Наверное, перед этим походом надо было хотя бы поинтересоваться, что это за зверь такой – «спектральная музыка», знаю, многие так и делают, но я предпочитаю воспринимать спектакли и концерты как бы с чистого листа, чтобы они ложились на незамутненную лишней информацией душу – а просветиться, лазая по интернету, можно и потом. И так что же это было. Прежде всего оказалось, что спектральная музыка существует в полной гармонии с моим внутренним миром – звуки электроинструментов, возможно, некоторым могли бы показаться странными и раздражающими, моим ухом воспринимались как естественные и гармоничные. Ведь звук, это вибрация, а все вокруг нас постоянно вибрирует – от атомов, до вселенной, и главное в жизни не идти в разрез со вселенной, а существовать с ней в полной гармонии. Музыка, это как бы портал, открывающий нам новые миры и рождающая неожиданные ассоциации. Воспользовавшись после концерта Яндексом, я узнала, что термин «спектральная музыка» не просто эффектное название ради привлечения внимания, а технический прием: музыка как свет сначала разлагается на спектральные составляющие, а затем переплавляется в некое иное понимание гармонии. Этим вечером «А&C» квартет исполнил произведения Джачинто Шелси, дуэты для скрипки и виолончели, сочинение Allain Gaussin «Chakra», и в финале состоялась российская премьера - «Fotografie und Berührung» Сергея Невского. Новый опыт по освоению доселе неведомых мне музыкальных гармоний был интересен и прослушивание всех произведений, чем-то похожих, но в результате очень разнообразных, доставило мне удовольствие и начало уикенда в результате точно удалось.

Елена 24 июня 2019, 12:57

«Маниозис», или О тяге к знаниям

Первые минуты спектакля (тогда, когда вместо обещанной оперы я увидела... Фильм? Телетрансляцию? Взгляд и Нечто?) я посвятила размышлениям на тему «Почему я здесь?» И пришла к выводу, что это закономерно. При всем разнообразии московской театральной жизни Электротеатр «Станиславский» привлекает неординарностью. Он необычен во всем: от выбора тем до формата спектаклей. Уникальные режиссерские решения, подкрепленные виртуозной игрой актеров, ожидаемы и дают надежду на то, что событие запомнится. Здесь даже дыхание и произношение у актеров специфичны. Попадаю я в это креативное пространство не очень часто, но каждый раз с большим интересом и эстетическим удовольствием. Правда, в случае спектакля «Маниозис.1х2» у меня возникли сомнения по поводу удовольствия...
В данном случае в театр меня привела тяга к знаниям, привычка учиться, если можно так сказать. В названии камерной оперы Александра Белоусова соединены слова «mania» и «gnosis» – «мания» и «познание». Маниакальное желание познания – это наше все!
Зрителям было обещано музыкально-философское размышление на основе трактата Бенедикта Спинозы «Этика». Барух (позднее принял имя Бенедикт) Спиноза - нидерландский философ-рационалист и натуралист XVII века. Вырос в еврейской традиции, получил классическое для иудея того времени образование, позднее был изгнан из общины и принял христианство, некоторыми воспринимался как атеист. И он же написал, что «Блаженство заключается в Любви к Богу...» Автор глубоких философских трудов, зарабатывавший на жизнь шлифовкой оптических стекол и отказавшийся от собственной кафедры философии в одном из наиболее уважаемых университетов Европы из-за боязни потерять свободу в высказывании мыслей...
Как Спиноза в своей философии объединил множество разнообразных элементов, так и в спектакле причудливейшим образом сочетаются «Этика» (рассуждения «об образах, которые приходят снаружи и этическом выборе, который мы делаем сами» как указано в программке) и история маньяка. Александр Белоусов синтезирует в пространстве сцены множество разнообразных элементов. Объединяя функции композитора и режиссера, он пользуется абсолютной свободой.
Скажу сразу: зритель такой свободы лишен. Во всяком случае, неподготовленный зритель, который не владеет знанием о философской системе Спинозы, с одной стороны, и не готов к авангардности действа с другой. Мы имеем дело с уникальным случаем, когда изучение программки, странички спектакля на сайте театра, возможно, критики, является обязательным ДО начала спектакля. Я, увы, этого не сделала. В итоге «играла в ассоциации», самая живучая из которых – фильм «Молчание ягнят» и его продолжения (не помню, как эти сиквелы-приквелы назывались, более того, посмотреть их целиком так и несмогла, но, думаю, идея понятна).
В камерном пространтсве сцены сосуществуют Автор, Протагонист (главный герой, он же маньяк), Диотима (видимо, дама пришла из «Пира» Платона и символизируем платоническую, т.е. духовную любовь), Дирижер (он же Драгдилер, если я правильно поняла) и еще несколько персонажей. Они двигаются, издают звуки, иногда эти звуки превращаютс в слова, из слов можно попытаться составить фразы. В первом действии для меня четко прозвучала одна: «Продай косяк и уходи». А вот теоремы Спинозы разобрать сложно.
Если продолжить игру в ассоциации, Диотима похожа на блоковскую Прекрасную даму. Протагонист – уайльдовский Дориан Грей. Дирижер... здесь вообще все сложно. С одной стороны, именно он ассоциируется с Ганнибалом Лектером, с другой – он жертва, а не маньяк (или нет?).
Но мы знаем, что в опере текст не самое главное, музыка в приоритете. И здесь все непросто. Почти настоящий дирижер во фраке и с палочкой, почти традиционная гармония и... соло кофемашины и 3D принтера, которые вписываются вполне органично. И это не все сюрпризы!
Поток сознания... Наверное, это понятие с полным правом можно отнести и к спектаклю, и к его восприятию (и к этому тексту).
Московская публика довольно жестока, и часто «голосует ногами». Честно говоря, меня поразило, что после антракта большая часть зрителей «Маниозиса» осталась на своих местах. О себе могу сказать, что было интересно, но... погружение в атмосферу действа не дало эмоционального отклика.
Оперу – спектакль – перфоманс (?) советую смотреть (слушать) тем кто готов к восприятию совершенно новой театральной эстетики, кто не боится экспериментов на сцене и заинтересован в глубоком самоанализе.

Елена 31 мая 2019, 10:50

«Вакханки», или История «полусмертного бога»

«Зевс хотел как лучше.
Для какого-нибудь несчастного полубога, нимфы или смертного эти четыре слова так часто предвосхищают катастрофу,» - написал Стивен Фрай.
И да, все, кто помнит греческую мифологию с ним согласятся. Дело в том, что Зевс Громовержец был очень влюбчив. А его законная супруга Гера – очень ревнива. В конфликтах богов часто страдают люди...
Прекрасная Семела жила в Фивах. Она была жрицей и, как сейчас сказали бы, членом правящей семьи. Поэтому, когда она заявила, что сам Зевс полюбил ее, и теперь она готовится произвести на свет плод этой любви, ей поверили. Но... не все. Вот, например, ее сестры, возможно, из зависти, заявили, что красивый чужеземец – не обязательно бог. И ревнивая Гера, приняв образ старухи, тоже выразила сомнение. Она уговорила Семелу учтроить что-то вроде проверки: пусть возлюбленный примет свой истинный облик, тогда и сама Семела будет уверена, и остальные убедятся.
Истинный образ бога опасен для смертного, слишком большая мощь в нем скрыта. А уж Зевс с его громами и молниями... Семела погибла в божественном огне. А ребенок, очень маленький, еще не способный выжить самостоятельно, остался. Зевс зашил его в свое бедро и «вынашивал»до нужного срока. (Отметим, для Зевса это был не первый случай: богиня Афина, в полном боевом облачении,появилась на свет из его головы.)
Итак, родился мальчик. Назвали Дионис (древние римляне переименовали потом в Вакха). Сын бога от смертной, но рожден самим богом... Собственно, даже дважды рожден. В итоге получился не полубог, не герой, как сводный брат Геракл, а именно бог. Фрай назвал его «полусмертным богом», хотя это очень странное определение.
Возможно, именно благодаря этой «полусмертности» Дионис по характеру ближе к людям, чем другие боги.
Дионис - бог растительности, виноградарства, виноделия (и именно этим прославился в первую очередь), производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра. Он много странствовал и везде, где появлялся, учил людей выращивать виноград и делать вино. Везде, точнее, почти везде, Дионис устанавливал свой культ. Этот юный бог был весел и красив, возможно, даже добр к людям. Но ему сопутствовали безумие и насилие. Говорят, он и сам бывал безумен. Как бы то ни было, боги приняли младшего из олимпийцев. Но не все люди были с ними согласны...
В Фивах, на родине Семелы, нашлись смертные, которые не верили в божественность Диониса. Они не чтили память его матери, не учредили его культ. Не было храмов и жертв. И тогда Дионис поступил совсем как человек: решил отомстить.
Что было дальше, мы все знаем благодаря Еврипиду, который в V в. до н.э. написал трагедию «Вакханки». Критики считают, что это произведение стало последней пьесой золотого века афинской трагедии. Действительно, не часто минимализм действия сочетается с такой бурей страстей.
Не хочу пересказывать Еврипида полностью. Даже не призываю прочесть перед походом в театр. Думаю, краткого изложения в программке или Википедии будет достаточно для понимания развития событий.
Детали не очень важны. Спектакль, поставленный греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом, из тех, которые нужно видеть. У него длительное «послевкусие», как у достойного дара Диониса: чем больше проходит времени, тем больше думаешь, вспоминаешь, осмысливаешь.
Вакханки или менады, безумные, находящиеся в священном трансе спутницы Диониса, толпа, обладающая собственным сознанием и волей, идут за своим прекрасным и мстительным богом. Кажется, они во всем правы, ведь богов нужно почитать, им нужно служить... Но к чему приводит такая вера? Сцена, в которой Агава, мать растерзанного вакханками Пенфея, понимает, что она собственными руками убила сына... Одна из сильнейших из виденных мною в театре.
Электротеатр «Станиславский» обладает уникальной эстетикой. Иногда складывается впечатление, что спектакль воспринимается не полько разумом и чувствами, но и на уровне физиологии, если можно так сказать. Не всем это подходит. Думаю, спектакль «Вакханки», которым театр открылся в 2014 году, может служить своеобразным тестом: если полтора часа странных звуков... отрывистых фраз... изломанных тел, двигающихся в странном, но завораживающем ритме... дыхания, которое похоже на шум прибоя и на шепот... привлекут, потянут к себе... это ваш театр!
Хочу поблагодарить Электротеатр «Станиславский» http://electrotheatre.ru/ , сообщество moskva_lublu https://moskva-lublu.livejournal.com и лично Наталью natatukan https://natatukan.livejournal.com/
Группы Электротеатра «Станиславский» театра в соцсетях Фейсбук; Инстаграм; В контакте; YouTube; Твиттер
https://www.facebook.com/stanislavskydrama?fref=ts , https://vk.com/electrotheatre , https://www.instagram.com/electrotheatre/?modal=true , https://www.youtube.com/channel/UC9Pk6baikckkWZJfwmV06sQ/videos
https://twitter.com/electrotheatre_/

Елизавета Ефремова 28 мая 2019, 03:17

Служанки бульвара Сансет
Посещения Электротеатра Станиславский столь же увлекательны и экстремальны как сплав по порогам шестой категории – абсолютно невозможно предугадать, что тебя ждет за очередным поворотом на очередном спектакле. На этот раз это был микст фильма 1950 года «Бульвар Сансет и пьесы Жана Жене «Служанки». Этот спектакль придумали Владимир Коренев (если кто не помнит, так это Ихтиандр их Человека-Амфибии) и Леонид Лютвинский (если кто не знает, так это Месье из предыдущей версии спектакля Виктюка), Владимир Коренев и поставил этот спектакль как режиссер. Сплав сделан достаточно удачно – узелков на обратной стороне почти не видно – но, если Норму Дезмонд (Людмила Лушина) вполне можно называть Мадам, то, когда Джо (Владимир Долматовский) превращается в Месье, возникает некоторое недоумение, да и постоянный перенос действия из Америки во Францию и обратно тоже несколько резковат. Основной символ этого спектакля – громадная обезьяна на сцене – правнук Кинг-Конга (так значится на табличке). Обезьяна сначала потрясает своими размерами и яркими первичными половыми признаками, затем ее используют как мебель, потихоньку разбирают на запчасти и к концу на сцене от нее остаются лишь фрагменты (сценография и костюмы - Анастасия Нефёдова). Костюмы надо сказать очень интересные, особенно у служанок (Соланж – Ирина Коренева, Клер – Дарья Колпикова), хотя их экстравагантность немного не вяжется с элегантным желтым пиджаком Джо и платьями Нормы, то причудливыми, то сдержанными. Еще из непонятых мною символов – лысые парики Служанок, которые они снимают ближе к концу (проявляют так свою женскую сущность?), а Норма Дезмонд, наоборот, лысый парик одевает (сдается на милость Служанок?). Стиль воплощения образов героев тоже разнообразен: от реализма Джо до механистичности Клер и Соланж – в результате действие опять распадается на составные части – этим хотели подчеркнуть особенность каждого из использованных произведений? В общем вопросов возникает много, но это как раз и хорошо! После спектакля лучше мучится вопросами, чем уйти и забыть. И вообще постановка с первой минуты и до финала смотрится с большим интересом, есть пища для ума и занятие для глаз, так что, если кто еще не смотрел – советую!
https://2ekzegeza2.livejournal.com/112204.html

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про лучшие
события

Электротеатр Станиславский - адрес на карте

Фотографии к «Электротеатр Станиславский»

Статьи по теме

Афиша 2020. В театр возьмут всех.

Спектакли которые ждут нас в 2020 году.

Борис Юхананов: «Происшествие в области искусства — самое интимное, что может происходить с человеком»

О методах работы, современном зрителе и театре.
26 сентября 2019

Театр осенью: 6 важных открытий

Долгожданное открытие исторической сцены Малого театра, новая «Табакерка» и другие важные новости о театральных площадках.
22 сентября 2016

Главные театральные тенденции сезона

В Москве настоящий театральный бум! Разбираемся в его причинах и самых важных проявлениях.
25 июня 2016

40 идей для бюджетного досуга

Кино, театры, музеи, фитнес — бесплатно или за смешные деньги.
6 ноября 2015

Место электросилы

После скандальных слухов и секретной реконструкции Электротеатр «Станиславский» наконец открыт. О том, как устроен новый театр, — в репортаже «ВД».
29 января 2015

Театр мечты

В центре Москвы открывается арт-квартал «Станиславский».
29 сентября 2014

Театральные буфеты: что почем

Лучшие места в городе, где можно перекусить в антракте.
12 марта 2018

Открытие театрального сезона: новое и лучшее. Часть 2

VashDosug.ru продолжает рассказывать о том, куда непременно стоит купить билет в начале нового театрального сезона. Как говорится, не пропустите!
21 сентября 2012

Совершенно новый сезон: какие театры изменятся до неузнаваемости

Театры, для которых сезон точно не будет похож на старый.
17 августа 2011