Большой театр

Оценка редакции
Большой театр

Большой театр — cамый главный театр России и начинает свое летоисчисление с 1776 года, он всегда был и остается одним из основных символов государства и культуры.

Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны. Шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков занимают главенствующее место в репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, включая XX век, западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, и специально заказанные сочинения. Последних новейшая история Большого театра знает уже немало: это опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, балеты «Misericordes» в постановке Кристофера Уилдона, «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского, танцпьеса «А дальше – тысячелетие покоя» Лорана Гарнье в постановке Анжелена Прельжокажа и с участием его труппы.

Театр старается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи (так, создана специальная Молодежная оперная программа, призванная обучать и совершенствовать мастерство будущих звезд оперной сцены).

Труппа Большого решает разнообразные творческие задачи и предлагает свои «решения» вниманию зрителей как на своей прославленной сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать отдельных артистов принять участие в собственном творческом процессе – еще одно важное направление деятельности театра.

Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. 

Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков. В театре уже работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.

Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.

Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них – его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с тем большим успехом надеется выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.

Отзывы о «Большой театр»

Ещё 8 отзывов
Анна 31 мая 2019, 02:55

В Большом театре я была несколько раз до реконструкции, потом только на новой сцене. Конечно, хотелось самой посмотреть что же сделали с Большим, вокруг реконструкции разгорались нешуточные споры, но цены на билеты и сложность их покупки все время останавливали. Однако, в театр можно сходить просто на экскурсию!
При этом попасть на экскурсию совсем не сложно: посещения проводятся регулярно по вторникам, средам и пятницам. Большой театр - один из крупнейших театров в России и точно самый известный. Я думаю, что каждый хотя бы раз должен посетить его.
К реконструкции можно относиться по-разному, но чтобы ни говорили противники, необходимость в глобальном ремонте здания назрела давно. Пожары, войны, естественные разрушения - все это сказывалось на постройке. Так как здание несколько раз перестраивалось, реставраторы должны были выбрать какую-то одну версию здания и их выбор пал на вариант Альберта Каваса. Конечно, в ходе работ, пришлось чем-то пожертвовать, что-то изменить, но часто эти изменения продиктованы удобством и современными реалями. Например, сейчас на верхние этажи можно подниматься на лифте, а раньше исключительно все ножками топали.
В нижем фойе на полу метлахская плитка, которую практически полностью воссоздали. Кусочек оригинальной плитки тоже сохранился и он совсем не отличается от новой, только по потертости и количеству сколов и щербинок можно догадаться где оригинальная плитка, а где новодел.
После Бетховенского зала мы поднялись на 6 этаж, на галерку, и смогли посмотреть кусочек репетиции балета "Легенда о любви". Наверное, это была самая интересная часть экскурсии. Мы сидели минут 15, и всем не хотелось уходить, так бы и смотрели.
На минутку закрыли занавес и включили свет, и у нас появилась возможность сфотографировать зрительный зал и огромную люстру! На какие-то вещи не обращаешь внимания, кажется, что ничего не поменялось, однако даже люстра потребовала больших реставрационных работ, т.к. часть стеклянных элементов была утрачена.
Шикарный занавес также пришлось полностью обновлять. Вес этой красоты около 700 кг!
Мы редко смотрим под ноги, а даже если и кидаем взгляд, то вряд ли задумываемся о том, как на самом деле сложно сделать подобное покрытие. Например, в фойе зрительного зала мы можем увидеть венецианскую мозаику из 11 сортов мрамора (тоже полностью восстановленную)!
Главное фойе театра потребовало достаточно глобальных реставрационных работ. На потолке восстановили роспись в технике гризайль, которая позволяет создавать изображения, кажущиеся объемными. Над входом в императорскую ложу снова появились инициалы царя Николая II.
В хоровом и выставочном залах сейчас проходит выставка, посвященная опере "Евгений Онегин".
Всего в реконструкции приняло участие более 700 фирм! Например, эти вазы изготавливала итальянская фирма, экскурсовод рассказала, что как-то ей на экскурсии попалась итальянка, которая специально приехала в Россию посмотреть на эти вазы, т.к. именно ее фирма принимала участие в работах.
В финале экскурсии мы посетили Малое и Большое императорские фойе. Малое фойе сконструировано таким образом, что человек, находящийся в центре и говорящий не очень громко, все равно был бы услышан. Голос резонирует и создается необычный эффект, усиливающий звук, при этом стоит отойти из центра зала, как эффект исчезает и голос звучит обычно.
В большом императорском фойе сохранились подлинные шелковые панно 19 века. Во время советского периода все символы царской власти были уничтожены, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать первоначальный облик многих вещей. К сожалению, боюсь скоро мы не сможем любоваться этим убранством, так как ткань не долговечна и начинает разрушаться.
Двухчасовая экскурсия пролетела быстро. Жалко, что мы не смогли увидеть репетиционный зал и другие рабочие помещения театра. Возможно, это тема следующей экскурсии!

nebelena 31 мая 2019, 12:51

Яркие краски выверенных и отточенных репетициями постановок – это одно, другим оказалось побывать на экскурсии в Большом театре и попробовать уловить «магию» этого места.

На подходе к театру многих из нас застал дождь и долгожданные билеты, которые мы получили при входе, были вдвойне приятны – смена погоды настроя не испортила, а лишь усилила контраст впечатлений, и радушный прием нашего экскурсовода добавил ощущения от экскурсии.

Началось наше трехчасовое путешествие с Бетховенского зала, который расположен на минус первом этаже. Зал новый и спроектирован особенно: в нем проходят и концерты, и в тоже время он служит местом для проведения мероприятий, трансформируясь посредством современной театральной техники. Мы, счастливчики, заглянув в него, застали репетицию по вокалу (это только первую). Часто самое интересное - «кухня», заглянуть можно было ненадолго и тихо-тихо.

Ступенька за ступенькой мы шли по истории театра и по его тихим коридорам, просторным холлам, невероятно шикарным фойе и, конечно, думали увидеть историческую сцену. Много фактов экскурсовод рассказывала по ходу: на месте театра был когда-то театр Петровский, театр грел и восстанавливался, после недавней реконструкции, некогда деревянный фундамент укрепили, и здание теперь уходит под землю на семь (!) этажей, под сводом зала главной сцены расположена ее копия – для репетиций.

Яркое впечатление (и опять счастливчики) – безусловно, действие на главной исторической сцене, где репетировали отрывок из балета «Легенда о любви». Снимать было нельзя, хотя всматриваться и вслушиваться без использования медиадополнений еще лучше, не отвлекаешься.

Не обошлось, конечно же, и без легенд. Рассказывали, что в советские времена на постановки часто приходил сам «Отец народов», но в какой именно ложе он сидел никто не знал. И, говорят, что когда он бывал на постановках (хотя его никто и не видел в зале), атмосфера менялась, и воздух был «наэлектризован». Было-не было – не знаю, но легенда на то и легенда.)

В завершении экскурсии пересмотрела все афиши и костюмы к «Евгению Онегину» в музее театра. В финале прошли в Императорское фойе с сохранившимися с дореволюционных времен жаккардовыми алыми стенами. Конечно, это далеко не все, пересказывать детально не буду, лучше один раз услышать и увидеть самим!

alkhimova 30 мая 2019, 10:41

«Гаснет в зале свет, и снова
Я смотрю на сцену отрешенно.
Рук волшебный всплеск — и словно
Замер целый мир завороженно...»
Оказывается, так бывает не только во время спектаклей, но и... во время репетиций в Большом театре) Познакомиться с главным театром страны, оказывается, можно и на экскурсии https://www.bolshoi.ru/about/excursions/ Я уже бывала на спектаклях в Большом театре после реконструкции, но экскурсия открыла для меня театр совсем с новой и неожиданной стороны. Вы знали, что после реконструкции главный театр страны стал в два раза больше? Или что главный зал представляет собой не что иное, как... скрипку из резонансной ели? Хотите побывать в фойе императорской ложи и насладиться там удивительными свойствами акустики? Знаете, что находится над потолком зрительного зала? Хотите разгадать загадку художника Титова, создававшего композицию «Аполлон и музы»? Тогда вам понравится эта экскурсия! Конечно, и в Большом есть свои недостатки - оперные певцы не любят его за акустику после реконструкции, там крайне неудобный для зрителей зал, и с некоторых кресел можно увидеть спектакль только стоя. А главный, на мой взгляд, недостаток - это строго именные билеты на спектакли, с невозможностью переписать их даже на родственников, при подтверждении родства. Это печально, и хотелось бы обратить внимание руководства театра, что противодействие перекупщикам за счёт невозможности пойти ребёнку вместо папы - не лучший путь. Да и возможность купить билеты на спектакль есть далеко не у всех (хочу донести мысль о продаже льготных билетов, хотя-бы для групп детей на дневные спектакли).
Но в целом в Большой театр стоит попасть обязательно! И на экскурсию, и на спектакль!

Анастасия 30 мая 2019, 08:10

Экскурсия в Большой театр
Я три раза бывала здесь на спектаклях, но побывать на экскурсии и репетиции — это что-то из разряда фантастики. И с третьей попытки мне удалось попасть посреди буднего дня в Большой театр.
Рассказ начался из глубины веков — с 1776 года и Петровского театра, который располагался на этом месте. Название было связано с улицей, на которой он располагался. И в Большом театре, после реставрации есть напоминание о предыдущих постройках — задняя стена нового, Бетховенского зала.
Сам этот зал — конструктор, кресла можно убрать, стены сложить, и получается банкетный зал, где проходят торжественные мероприятия и банкеты-фуршеты.
Холл первого этажа, достаточно лаконично и просто оформленный. Но здесь сохранены интерьеры, которые были здесь и 150 лет назад.
Пол в большей части новый, но выполнен в той же технике, что и сохранившийся фрагмент, которому около 100 лет.
Как же хорошо бродить по коридорам, когда нет зрителей и можно спокойно изучать детали.
Но самая крутая часть внутри театра — это то, что повезло увидеть репетицию балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Пока на сцене устанавливались декорации, экскурсовод рассказала, на какие места стоит покупать билеты в Большой, чтобы было видно или хорошо слышно (если идти на оперу).
Люстра шикарная, отреставрированная историческая. Её установили в 1863 году. Тогда она была оборудована газовыми рожками. Затем люстру модернизировали — газовые лампы заменили электрическими лампочками.
Очень красивый холл находится на третьем этаже.
Здесь находится вход в царскую ложу, откуда открывается самый хороший вид на сцену. Над дверями — инициалы Н и А, мне нравится версия, что это в честь Николая II и его жены Александры.
Здесь проходит выставка, посвященная постановке «Евгений Онегин» — костюмы, фотографии, афиши.
В противоположной части — Малом императорском фойе — было наверно главное «вау», когда я столкнулась с акустическим эффектом — если встать в центре зала, то голос звучит гораздо громче, чем если от центра немного сместиться. А если встать в один из углов и сказать что-то в угол, то сказанное услышит только тот, кто будет стоять в противоположном углу (но это мы на практике не проверили).
Роскошный императорский зал, до реконструкции он назывался Бетховенским, а сейчас ему вернули историческое название.

gr28081959 30 мая 2019, 12:04

Ключевыми словами, вызвавшими у меня желание пойти на экскурсию в Большой театр, приглашение на которую было на сайте сообщества МОСКУЛЬТУРА были «и заглянуть туда, куда простому зрителю вход обычно бывает закрыт».
Я была уверена, что увижу в ходе этой экскурсии закулисье БТ, ан нет, экскурсовод не показала нам даже верхний репетиционный зал, расположенный над исторической сценой и полностью дублирующий ее, хотя моя подруга, ранее побывавшая на аналогичной экскурсии, там была.
Экскурсия называется «История и архитектура Большого театра» и я покривлю душой, если не скажу, что экскурсовод довольно-таки подробно и интересно рассказала нам и об истории Большого театра, и о реконструкции, проведенной уже в 21 веке, и об интересных архитектурных нюансах зрительного зала (свой рассказ экскурсовод лишь изредка сопровождала показом фото на смартфоне).
Но… в ходе экскурсии нам показали лишь нижнее фойе, минус первый этаж (Рахманиновский зал), верхнее фойе, включая зал, где сейчас проходит выставка «Евгений Оегин» и два императорских фойе, то есть провели нас по тем самым помещениям, в которые попадает зритель, купивший хоть однажды билет на Историческую сцену Большого театра.
Грустно… Экскурсия явно рассчитана на гостей столицы, не доставших билеты в Большой и готовых хоть одним глазком посмотреть, что же скрывается за массивными дверьми красивого здания с колоннами на Театральной площади.
При этом на самой Исторической сцене шла репетиция, на которую в течение 10-15 минут нам дозволено было посмотреть одним глазком с высоты 4-го яруса (балет «Легенда о любви»). Сам зал из-за репетиции мы видел только в полутьме и не смогли насладиться его роскошью и оценить в полной мере отделку сусальным золотом.
Экскурсовод так и не удосужилась ни завести нас в партер (хотя в репетиции балета в это время был 20-минутный перерыв и другие группы экскурсантов находились в это время в партере), ни показать (хотя бы со стороны) Императорскую ложу!!!
Но нет худа без добра!!!
Зато теперь я знаю, что пол в нижнем фойе выложен особой метлахской плиткой ручного прессования, причем часть ее – из 19 века (плитка для воссоздания полов была заказана на той же на фабрике Villeroy & Boch, где ее заказывали более ста лет назад).
Что далее в фойе партера зрители ступают уже по оригинальному каменному полу, сделанному в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры. (мастеров специально отправляли учиться в Италию).
Что с момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия Зал напоминает громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.
Что декор лож выполнен из папье-маше для улучшения акустики зала.
Что роспись на потолке зала «Апполон и музы» «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз — музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках.
Что в Белое фойе в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. В ходе реконструкции его интерьер восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке — роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала — с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.
Что Большое Императорское фойе получило свое название вместе с Малым Императорским фойе в 1895 году по случаю будущей коронации Николая II. В советское время императорские монограммы и изображения корон заменили пятиконечными звездами, серпами и молотами. Само фойе стали использовать как зал для репетиций и камерных концертов. Реставраторы восстановили «монархический» декор и вернули лепнине утраченную позолоту. Вышитые панно, пострадавшие после химчистки в 1970-х, тщательно отреставрировали, восстановив утраченные фрагменты и символику конца XIX века.
Что Малое Императорское фойе имеет необыкновенную акустику, которая была специально сделана для Николая II, чтобы все собравшиеся могли слышать тихий голос императора (который должен стоять при этом где-то в центре зала). Если даже кто-то из присутствующих произнесет в этом зале фразу шепотом, все остальные непременно услышат сказанное.
Экскурсия длилась всего полтора часа, экскурсовод поведала нам много интересного, включая «ценную» информацию о том, где сидел Сталин во время посещения театра, а где – Путин. И что в антракте ходить лучше в нижний буфет...
Подробнее о том, как попасть на экскурсию, можно узнать по ссылке https://www.bolshoi.ru/about/excursions/.

Юлия 29 мая 2019, 04:14

Попасть в Большой театр, как оказалось, совсем не сложно и даже не очень дорого. Не на балет, конечно, и не на оперу (тут «не очень дорого», увы, не работает), а на экскурсию. Посмотреть историческое здание Большого, послушать интересный рассказ об истории этого театра, побывать в зрительном зале и, если очень повезет, увидеть репетицию на сцене можно за 1500 р. (школьникам, студентам и пенсионерам за 500 р.). Экскурсии проходят 3 раза в неделю, утром, группы формируются прямо на ступенях театра. В общем, это отличная возможность познакомиться с Большим, если нет финансовой возможности купить билет на постановки текущего репертуара.

Во время экскурсии мы побывали в Бетховенском зале на -1 этаже, на 4 ярусе зрительного зала, в фойе для зрителей и в Императорских фойе, Большом и Малом. Также посетили музей театра, где сейчас проходит выставка, посвященная опере Чайковского "Евгений Онегин". Опера идет в Большом с 1921 года, почти 100 лет, за это время Татьяну и Онегина играли очень разные артисты. На выставке представлены костюмы и фотографии из постановок "Онегина" разных лет. В этот день на сцене шла репетиция балета "Легенда о любви" и нам повезло увидеть небольшой фрагмент.

Экскурсия длилась больше 2х часов, было очень-очень интересно. Экскурсовод рассказывал не только об истории театра, но и о реконструкции, которая заняла целых 6 лет, какие работы проводились, какие изменения и улучшения были сделаны. В общем, для театралов эта экскурсия будет очень любопытной, советую к посещению.

Ежиха 29 мая 2019, 01:38

Экскурсия в Большом

В Большой театр можно прийти не только на оперу, балет или концерт. Но можно посетить его вместе с экскурсией, что мы и сделали на прошлой неделе. Во время экскурсии нам рассказали вкратце всю историю театра, от указа Екатерины II до последней реставрации.
А знакомство с театром мы начали как раз с результата реставрации — нового Бетховенского зала, который расположен на подземном уровне. Это зал — трансформер, при необходимости превращается в площадку для банкета. Но мы увидели его в концертном варианте, не смотря на репетицию, нам разрешили на минуточку в него войти. Стена за сценой своим декором напоминает о первом Петровском театре, построенном на этом месте. А вы знаете сколько раз Большой театр горел и строился вновь?
Последняя реконструкция ориентировалась на то, каким театр был воссоздан Альбертом Кавасом в 1855-1856 гг после очередного пожара. При этом бережно восстановили все, что можно. Начиная с метлахской плитки в вестибюле, которую делали на том же заводе, что и в 19 веке, и по той же технологии. Для доказательства нам показали небольшой кусочек пола, где оставили старую плитку. Действительно всё одинаковое, только старая с заметными щербинками. Для коридоров у зрительного зала восстановили венецианскую мозаику из 11 сортов мрамора!
В святая-святых, в зрительный зал нам посчастливилось попасть во время репетиции. И о счастье, в репетиции маленький перерыв и нам разрешили фотографировать пусть и в полумраке. На сцена разбираются с декорациями. А экскурсовод рассказывает на много интересного про устройство зала и про то, как он изменился во время последней реконструкции, куда лучше брать билеты, можно ли попасть в ложу. И про люстру, которая, когда-то была масляная и не гасилась во время представления, а за годы жизни потеряла половину стеклянных элементов, но теперь прекрасна, пусть её и плохо нам видно. А потом ещё одно маленькое чудо, занавес закрывается, на мгновение включается свет в малых светильниках, и затем мы можем посмотреть кусочек репетиции, но фотографировать артистов во время репетиции нельзя... зато можно послушать, как их строят :)
Далее перемещаемся в буфет и узнаем историю занавеса, весит который аж 700 кг! Далее заходим в центральные ложи, рядом с императорской, чтобы убедиться какая из них прекрасная видимость, и переходим в главное фойе. Здесь у реставраторов тоже было очень много работы.Прежде всего восстановить росписи, которые теперь выглядят прекрасно! А какие там люстры! Алебастровые вазы на лестницах!
Далее отправляемся в экспозиционный и хоровой залы, где сейчас проходит выставка посвященная опере «Евгений Онегин». Можно посмотреть фотографии и афиши старых постановок, костюмы и декорации. И не забываем любоваться окружающей обстановкой.
Ну и вишенкой на торте было посещение императорских фойе. Сначала малое с удивительной акустикой и по настоящему царской отделкой и мебелью.
А затем большое, где сохранились подлинные шелковые панно 19 века с вышивкой цветной шерстью, где в советское время был Бетховенский зал, а пол по легенде обильно смочен слезами балерин, так как назначения на роль проходили тоже тут.
В финале заглядываем в магазин, ужасаемся ценам на сувенирную продукцию. По цене открытки можно сходить на концерт в Бетховенский зал!

светлана 27 мая 2019, 07:06

Мне посчастливилось побывать в прекраснейшем месте, можно без преувеличения сказать, главном храме искусства - Большом театре. Причем не только посмотреть и полюбоваться, но и услышать очень много об истории театра, узнать огромное количество интересных фактов. Но, обо всем по порядку.
Честно говоря, я не являюсь поклонником ни балета ни оперы, мне ближе театр. Поэтому, я думала, что посещение Большого театра вряд ли когда-нибудь будет в моих планах. Увидеть одну из главнейших достопримечательностей конечно очень хотелось, но смотреть балет или слушать оперу я пока была не готова. И тут, замечательное предложение - экскурсия в Большой. Это же то, что нужно решила я. Увидеть театр, его внутреннее убранство без толп зрителей, возможность заглянуть за кулисы, послушать историю здания. Эту возможность нельзя упускать.
Сама экскурсия длится чуть более 2-х часов. Этого времени, конечно очень мало, поскольку здание огромное и осмотреть его всего не представляется возможным за такое короткое время.
Экскурсовод поведала нам историю строительства театра, какие метаморфозы претерпело здание, после многочисленных пожаров, историю нашумевшей реставрации. Какие ложи кому предназначались, откуда лучше всего видно сцену, где любил сидеть И.В. Сталин. Множество других интересных и увлекательных историй.
Мы спускались на минус первый этаж, в Бетховенский зал. Он интересен тем, что трансформируется, превращаясь из обычного концертного зала в монолитную площадку для проведения фуршетов.
Далее мы поднялись на 6 этаж и прошли в зал. В котором в это время шла репетиция. И наверное для меня, это была самая интересная часть экскурсии. Увидеть творческий процесс, когда вносятся замечания и коррективы, это по-настоящему бесценно. Обычно эта часть скрыта от зрителей, которые как правило и не задумываются как сложен и в тоже время интересен процесс создания балета.
Я советую к посещению данную экскурсию как таким далеким от высокого искусства людям, как я, чтобы прикоснуться к истории и увидеть своими глазами все величие театра. А также любителям балета и оперы, уже бывавшим в Большом, чтобы увидеть театр с другой стороны, пройтись по нему без толп зрителей и возможно заглянуть за кулисы и увидеть волшебство создания спектакля.

Dilyara 27 апреля 2019, 11:11

13.04.19. Балет "АннаКаренина", Джон Ноймайер, Большой театр, Историческая сцена.

С Львом Николаевичем у меня сложно, поэтому каждый раз, знакомясь с очередной постановкой «Анны Карениной», мне интересен замысел режиссера. В данном случае – хореографа Джона Ноймайера, чья постановка меня удовлетворила полностью, прежде всего своим психологизмом, продуманностью каждой сцены и «прописыванием» характера каждого персонажа, вплоть до второстепенных. Такое и в драме встретишь не часто, а в балете тем более. На этом можно было бы и закончить, поскольку есть, как говорится в популярной фразе, только два критерия – есть мурашки/нет мурашек, и так во всем. Я приняла и поверила всем. Несмотря на то, что балет длинный, 3,5 часа с антрактом (но и роман не маленький), он пролетел для меня как миг, не успела очнуться, а уже и финал, Анна не бросается под поезд, а падает в яму, которую сама себе и вырыла. А на сцене остается игрушечный поезд, сходящий с рельс…

Но для тех, кому интересно, подробности далее.
Это спектакль не об адюльтере девятнадцатого века, а о людях и их проблемах, которые существуют всегда и везде. Сюжетная история органично перенесена в современность.
Каренин – политик, все начинается с его предвыборной кампании, и мне так и хочется отдать голос за него. Поскольку это не тот клишеобразный, скучный, холодный Каренин, которого заведомо невозможно любить, а красивый, харизматичный, в идеальном сидящем классическом костюме, с сильной мужской энергетикой (Александр Волчков великолепен!) публичный человек, чувства которого объяснимы – поведение его жены, ее открытая неверность непосредственно влияет на его репутацию.

В роли Анны мне очень хотелось увидеть Кристину Кретову, помню ее Веру в «Герое», и была уверена, что ее Анна на все 100% совпадет с моими ощущениями. Но с составами в Большом на этапе покупки билетов не угадать (удалось только вычислить, когда будет Светлана Захарова, но на нее мне не хотелось, не кидайте тапками, хотя может и любопытно, поскольку все говорят, что три состава – это три разных спектакля), и сложилось так, что был дебют Юлии Степановой в партии Анны. Очень органична в этой роли, прежде всего актерски – нервная, несчастная, такая притягивающая и отталкивающая одновременно. Чувственная, эмоциональная, сексуальная, все ее страхи и кошмарные сны, страсти и метания почти ощущаешь физически, особенно, когда это сопровождается еще психоделической музыкой Шнитке, которая удивительно подходит, это ж надо было так придумать. Поздравляю Юлию с премьерой, очень трогательно было видеть поддержку и поцелуи ее партнеров на поклонах, как же это важно.
Но Анны Карениной не может быть без Вронского, и если он, что называется, попадает в точку, то и постановку можно считать состоявшейся. Есть Вронский – есть и Каренина. Артемий Беляков попал. Будучи спортсменом по замыслу Ноймайера (а я узнала о существовании такой игры как лакросс), он появляется в майке, с полотенцем, уверенный в своей неотразимости и притягательности, в меру чувственный и в меру отстраненный.
А Левин (Георгий Гусев), который всегда мне был в романе скучен, предстает совсем по-новому. В кожаных штанах и клетчатой рубашке, то на тракторе, то с косой, под музыку кантри (которая опять же была очень органична) - он уже не совсем зеркало самого Толстого. Хотя несмотря на все эти «земные» атрибуты», движения его размашисты, открыты, такое впечатление, будто он витает в облаках своих философских размышлений.

Я уже говорила про прописанность второстепенных персонажей – мне очень понравился Стива (Егор Хромушин) и особенно Долли (Екатерина Шипулина), которая вроде всегда в тени, но здесь даже без слов, через язык танца сразу все понимаешь и чувствуешь, что у нее внутри. И, конечно, совершенно невероятный потусторонний мертвый мужик (убитый дорожный рабочий), который проходит сквозной линией через весь спектакль. А еще есть грациозная Ана Туразашвили, что благодаря ей обращаешь внимание вроде на эпизодический персонаж приятельницы Каренина.

В общем, я могу продолжать и дальше, каждую сцену, каждый персонаж можно рассматривать и разбирать, смыслов там много, во всех деталях. Можно принимать или нет, но лучше, конечно, увидеть. Для тех, кто настороженно относится к балету, скажу, что это не классический балет, пачек и трико нет, сценография минималистична, но выразительна.

Арти Вэй 14 ноября 2018, 11:52

Привет, друзья!
Даже в Москве есть места, куда не ступала ещё лапа ёжика. Большой театр?! БОЛЬШОЙ ТЕАТР!!! Я побывал в Большом театре благодаря сообществу Культурная жизнь Москвы.
Мы были на индивидуальной экскурсии, где узнали много интересных фактов и секретов.
Здание театра перестраивали после пожара 1805 года. И совсем недавно (2005-2011) реконструировали. Теперь у него есть 5 подземных этажей и 10 наземных! Если раньше театр проседал, стоя на болотистой почве (что однажды даже входные двери заклинило), то теперь этого уже не случится!
На -1 этаже театра располагается Бетховенский зал. Это новый зал-трансформер. Здесь двигается абсолютно все – от сцены до стен и стульев.
Далее мы попали в святую святых театра – в зал Исторической сцены! И скажу я вам, друзья, что он впечатлят! У меня прям челюсть от восторга упала, когда я зашел туда.
Для оформления зала неслучайно были выбраны цвета - красный и золотой. Это императорские цвета. Их выбрали ко дню коронации Императора Николая II. А после реконструкции, уже в наше время, их специально вернули. Но золотой – не просто краска, а настоящее сусальное золото! На весь зал ушло целых 4 кг, и это очень много, потому что сусальное золото – это очень тонкие листы золотой фольги.
Зал невероятно большой и потрясающе красивый! Самые верхние места находятся аж на 7 этаже на высоте 20 метров!
А еще мы увидели репетицию настоящих балерин!! Только их было нельзя снимать, просто поверьте, танцуют они божественно!
Я бесконечно счастлив, что на пятом году жизни я побывал в Большом Театре, в одном из самых знаменитых театров мира! Он впечатлил даже меня, заядлого путешественника. Так что, друзья, Большой театр – это определенно то место, которое стоит увидеть своими глазами.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Большой театр - адрес на карте

Фотографии к «Большой театр»

Статьи по теме

Что делать в Москве во время каникул

Актеры и музыканты, политики и поэты, телеведущие и кураторы рассказали, куда идти тем, кто остался в городе.
23 декабря 2014

Билеты в Большой

Многие считают, что билет в Большой театр по реальной цене достать практически невозможно. «ВД» провел эксперимент — попытался купить билет на хитовый спектакль всеми возможными способами.
15 октября 2014

Театральные буфеты: что почем

Лучшие места в городе, где можно перекусить в антракте.
12 марта 2018

Театральный дресс-код: что надеть в Большой театр?

Как одеться для визита в главный театр страны.
26 марта 2014

Билеты в Большой театр. Где купить?

VashDosug.ru подготовил обзор основных порталов, где можно купить билеты в Большой театр и не разориться.
14 февраля 2014

Театр будущего

Главные премьеры наступающего 2014 года.
18 декабря 2013

Начало сезона: план театральных действий

VashDosug.ru о самых «горячих» хитах театрального года.
23 августа 2013

Театр 2013: что нас ждет в новом году

Самые громкие и ожидаемые события театральной жизни столицы.
10 января 2013

Молись, работай, удивляй

Премьера «Франциска» на Новой сцене Большого театра — первый проект Лаборатории современной оперы.
4 сентября 2012

6 премьер в Большом

Большой театр объявляет планы на будущий сезон.
15 августа 2012

Где у театра кнопка?

Большой театр начал регулярную интернет-трансляцию спектаклей для российских пользователей.
18 апреля 2012

Большой VS Мариинский

Известный балетный и музыкальный критик и эксперт премии «Золотая маска» Майя Крылова сравнивает лучшие силы Большого и Мариинского театров.
30 ноября 2011

Большой после реконструкции

После шести лет работ и кучи скандалов 28 октября открывается национальный символ России – Большой театр.
14 сентября 2011

Опера и балет: новое и лучшее в новом сезоне

VashDosug.ru предлагает обзор лучших балетных и оперных новинок.
24 августа 2011

Совершенно новый сезон: какие театры изменятся до неузнаваемости

Театры, для которых сезон точно не будет похож на старый.
17 августа 2011