Уже несколько сезонов Большой театр блюдет бонтон: в конце прошедшего сезона объявляет планы на будущий. Расстроить их могут только форс-мажорные обстоятельства, так что опероманам самое время познакомиться с ними подробнее и прикинуть расстановку сил.

Грядет шесть премьер, по три на Основной и Новой сценах. Принцип деления соблюден досконально, как и было обещано: на Основной — крупноформатная «золотая классика», на Новой — многообещающие новинки и эксперименты в стиле «кот в мешке». Трудно поверить, но в репертуаре Большого нет самой любимой оперы всех времен и народов, «Травиаты» Верди. Это недоразумение театр восполнит 7 октября. Режиссер-постановщик — хорошо знакомая москвичам Франческа Замбелли («Турандот», «Огненный ангел»). Очень вдохновляет распределение ролей в первом составе: парой любовников назначены Альбина Шагимуратова и Алексей Долгов.

Вторым в списке идет наше все «Князь Игорь» Бородина, который — опять не поверите — не шел в Большом почти десять лет. Тут запланирован триумф большого стиля: постановщиком зван патриарх отечественной режиссуры Юрий Любимов, чей опыт работы в музыкальном театре позволит ему чувствовать себя свободно. За пультом — маэстро Василий Синайский, художник-постановщик Зиновий Марголин, в списке исполнителей заслуженные голоса Паата Бурчуладзе, Владимир Маторин, Елена Заремба и звездное среднее поколение — Вероника Джиоева, Алексей Долгов. Блок из шести премьерных спектаклей начнется 16 декабря.

«Царская невеста» — не вполне премьера, а капитальное возобновление и новая редакция исторического спектакля театра. Вместе с «Борисом Годуновым» с июня будущего года он составит диптих золотого фонда Большого театра ХХ века: легендарная «всамделишная» сценография Федора Федоровского оживет в оригинальном масштабе, так что можно будет рассмотреть каждую церковку на занавесе. Странно, что в отечестве не нашлось своих пророков, и возобновлять спектакль пригласили израильского режиссера Юлию Певзнер. И все же самое интересное будет происходить на Новой сцене: никаких авансов, гарантий, прогнозируемых результатов. Уже 12 сентября нас ждет «Франциск» умницы Сергея Невского, пока больше известного в Германии, чем на родине. Премьера — часть проекта «Лаборатория современной оперы» Минкульта, и проект этот должен привлечь внимание к театральным опусам российских авторов. К Крещенским праздникам ждите неформального подарка детям и родителям. «Дитя и волшебство» Равеля появится в постановке, сценографии и костюмах британского режиссера Энтони Макдональда, званого во многие европейские оперные дома. Певцы-стажеры Молодежной оперной программы Большого поют Равеля по-русски, чтобы не распугать аудиторию.

А к 6 марта Большой театр, перекрестившись, представит собственную версию бельканто «Сомнамбулы» Беллини. Разумеется, с помощью «носителей языка»: театр впервые заманил к себе очень известного итальянского режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци, работающего во всех серьезных оперных домах мира. За дирижерским пультом его соотечественник Энрике Маццола, а команда наших солистов укреплена примадонной Лорой Клейкомб и белькантовым тенором Колином Ли. Остается только дождаться.

фото Дамира Юсупова