Отзывы о "Дураки"

Оценка редакции
Татьяна 4 июля 2022, 11:18

Я очень люблю "Билокси-блюз" и "Милую Черити" (по мотивам просто обожаемых "Ночей Кабирии") Нила Саймона. И это тоже его пьеса. Несколько странноватая, но там предыстория забавная. Что-то связано с разводом, когда при этом для бывшей уже жены надо роль написать. К тому же американец Саймон поместил действие в российскую глубинку. Разумеется по своим представлениям.

Но место тут в общем-то не важно. Белякович украсил все музыкой Бреговича, что окончательно уводит в выдуманное место. Происходящее отдает антиутопией. Ну, и психологические проблемы - когда тебе всю жизнь, да и вообще всей твоей семье и соседям из поколения в поколение талдычут, что все вы дураки, то как-то сложно вырасти нобелевским лауреатом.

При этом местные жители вполне себе философы, да еще и с некими оппозиционными зачатками в настроениях. А логики какие! Вот наперекор. Прям вспоминается мультик "Ух, ты говорящая рыба". Абсурд-абсурд, но логичный! 🤣🤣🤣

Действие начинает развиваться с прибытием в этот заповедник дураков учителя с кучей всевозможных высших образований и опытом работы. Фанат своего дела. От мысли научить уму-разуму целую деревню дураков прям вот глаза загорелись, и стал рваться в бой!

Не могу сказать, что с обучением сложилось, но там еще проклятье фигурировало. В общем все закончилось хеппи-эндом. Учение свет, но миром правит любовь, на которую знание таблицы умножения вот вообще никак не влияет.

Да, пьеса не самая выиграшная, но Театру на Юго-Западе удалось ее оживить в своей фирменном стиле. Все жители деревни яркие и интересные. Даром, что у многих роли небольшие, но даже в "толпе" каждый виден, каждый неотразим! Ну, а уж главные герои вообще огонь!

Учитель Сергей Бородинов. Шикарно контрастирует своим азартом и наполеоновскими планами. Энергичный, увлекает за собой.

Совершенно чумовой граф Михаил Белякович. И долг исполняет, и точку зрения меняет, по предсказуемости иногда напоминает обезьяну с гранатой, но сколько шарма!!! А отношения папа/сын?!!! (ой, спойлер!).

Кстати ооочень понравился "отрывок" "Софья выходи". Там прекрасно все - и ритуал от Графа, и подпевка "ансамбля", выражаясь мюзикловым языком. А танцы? Хотя бы от той же Ксении Ефремовой! А Галина Галкина?!!

Колоритные родители Софьи - Олег Анищенко и Ольга Иванова. Дураками прикидывается, а сами-то весьма в жизни разбираются.

Ну, и прелесть - дочь их, та самая Софья - Карина Дымонт. Вот даже в моменты "да, я дурочка" ну совсем на дурочку не похожа. Той же логикой забивает своего учителя. Ну, честно, зачем знать, сколько будет 2+2, когда рядом будет любимый с двумя высшими образованиями?!! Только чтоб вот сейчас был повод похвастаться перед односельчанами? И тому умнику и нечего возразить-то.
А как она прелестно "отключалась"?

Для знакомства с театром этот спектакль я бы не посоветовала, да и пьесу не то чтобы рекомендовала как "маст си", но любителям стиля Юго-запада - этот спектакль точно стоит посмотреть. Да и мысли тут есть весьма актуальные.

PS: кстати, на спектакле был полнейший переаншлаг, когда не просто все билеты проданы, но даже все проходы были уставлены дополнительными стульчиками для желающих увидеть спектакль!

Елизавета Ефремова 3 июля 2022, 01:39

Третий век висит заклятие над Куличевкой: все рождаются там дураками, но в спектакле, идущем в Театре На Юго-Западе, жители Куличевки скорее придуриваются. Ведь так весело играть в дураков и жить себе весело и свободно. Что в конце концов взять с дурака? На то он и дурак, что ни за что не отвечает. И жители Куличевки триста лет живут припеваючи: растят хлеб, пасут овец, играют свадьбы, рожают детей. Только вот не желают учиться читать. Да оно на самом деле так для здоровья-то и лучше.
Десять лет спектакль "Дураки", поставленный по пьесе Нила Саймона Валерием Беляковичем, идет в театре "На Юго-Западе" с неизменным успехом. На прошлой неделе в зале просто было некуда яблоку упасть - абсолютный переаншлаг.
И казалось бы что нам за дело до проблем Леона Толчинского (Сергей Бородинов), мечтающего обучить жителей деревни грамоте, а заодно и излечить от глупости, сняв заклятие. Похоже куличевцы просто потешаются над ним. Умный любит учиться, а дурак учить. Но куличевцы еще и добрые: хочется человеку сделать нас умными, вот и поумнеем, это как нечего делать!
В результате получилась душевная сказка: добрый молодец спасает красавицу от брака со злодеем, а за одно снимает заклятие с целой деревни. Но красавица-Софья (Карина Дымонт), на самом деле еще и умница. А злодей - Граф Юзекевич (Михаил Белякович) совсем не страшный, и жители Куличевки боятся его понарошку. Ну приятно человеку чтобы его боялись - почему бы и не побояться.
Вот и получилась комедийная притча, легкая и ироничная, действие которой мчится вприпрыжку, да вприсядку по улочкам Куличевки.
Сценография Валерия Беляковича как всегда лаконична и выразительна, главными для Валерия Романовича всегда были актеры. И актерам в "Дураках" есть где развернуться: что не роль, то яркий образ, что не образ, то шедевр.
Видно, что актеры театра "На Юго-Запада" с удовольствием играют в этом спектакле, а мы, зрители, с удовольствием этот спектакль смотрим.

елена 30 ноября 2018, 11:47

На днях мне посчастливилось вновь побывать в уже полюбившемся Театре на Юго-Западе. В этот вечер здесь давали «легкую комедию о природе глупости» по пьесе Нила Саймона «Дураки». Режиссер – Валерий Белякович.
Все билеты на спектакль были, как всегда, проданы, все ступеньки заняты.
И вот в темно-синем свете начинается действо…
Прочитала, что у автора пьесы указано:
«Время: царское
Место: Богом забытая украинская деревня Куличовка».
Обрадовалась, что «украинская тема» в спектакле затронута не была. Ну поговорили персонажи немного специфичным одесским говором, этим и ограничились.
Признаюсь честно – сам сюжет меня не тронул и какие-то глубокие идеи о нашей современности, которые многие увидели в нем, для меня остались «за кадром».
Я просто наслаждалась легким и незамысловатым (с моей точки зрения) действием, игрой любимых артистов, музыкой и танцами.
Впервые увидела в комедийной роли Карину Дымонт (СОФЬЯ ЗУБРИЦКАЯ) и мне она очень понравилась в этом амплуа!
Была просто очарована «дураками» в исполнении моих любимчиков - Георгия Иобадзе, Фарида Тагиева и Михаила Грищенко, которых тоже привыкла видеть в совсем другом амплуа.
Как всегда с гротеском сыграл роль ГРАФА ЮЗЕКЕВИЧА, губернатора деревни Куличовка, Михаил Белякович. Ну он-то признанный мастер комедии!!!
Все без исключения персонажи жителей деревни, на которую 200 лет назад было наложено проклятие (символом которого волею режиссера служит предупреждающий знак «Неровная дорога»),
получились у артистов очень яркими и колоритными, они просто блестяще справились с поставленной перед ними задачей, доказав, в очередной раз, что вся труппа театра состоит из профессионалов своего дела!
Сложнее всего в спектакле пришлось Сергею Бородинову, игравшему роль ЛЕОНА СТЕПАНОВИЧА ТОЛЧИНСКОГО, очередного учителя, выписанного доктором, НИКОЛАЕМ ЗУБРИЦКИМ (Олег Анищенко) для своей дочери. Он был в роли как-бы «волка-одиночки» и спрятаться за толпой у него возможности не было!!! Кроме того, он был единственным, на которого проклятье («А был ли мальчик?...» - точного ответа спектакль не дает) не было наложено – оно только несколько секунд, когда часы на башне били девять, повисело над ним…
В очередной раз не перестаю удивляться постановкам Валерия Беляковича, который, используя минимум декораций, очень точно подбирая музыкальное и световое сопровождение и опираясь, прежде всего, на мастерство труппы своего театра, создавал на его сцене просто шедевры!!!

Ия 11 мая 2018, 12:08

Что же увиделось на этот раз на сцене театра, в знакомом темно-синем свете.
ТО, что и ожидалось.
Условный сюжет. Сатира. Нравы человеческие.
Да, я прочитала пьесу накануне. Ибо неразумна.
Откровенно видна та разница с текстом, которую всегда выявляет театральная постановка, интерпретация. И если нравился текст. Так что сразу скажу:
пьеса интересней, и кажется будто б короче даже.
Читать Нила Саймона - полезно. Он видится веселей и умней Вуди Аллена, например.
Так что сначала лучше пойти в театр на эту пьесу, а потом уж к первоисточнику.
От элементарного действа, и в то же время весьма сложносочиненного - к простому и глубокому тексту. Примерно так.
В пьесе автор указал:
Время: царское
Место: Богом забытая украинская деревня Куличовка

А что же в театре?
С самого начала – музыка и танцы. Всецело одобряю..
Ибо увертюра. Она настраивает , без нее нельзя.
Только что, идучи по улице, вдоль безобразнейших многоэтажных зданий района Юго-Запада, который, без его симпатичных жителей и прохожих, невозможно было б полюбить, вдруг впадаешь в другой мир.
В данный вечер- дураков условной деревни.
Выходной танец дураков получился больше с балканским акцентом, не слишком-то украинский. Но..какая разница (так и автор нам говорит)
Вот этот диалог, на тему, не прошел мимо моих небольших, но внимательных ушей:
-«Другой такой деревни не сыскать в целой Польше
-Вы хотите сказать в России?
-Какая разница.»

Фамилия Почтальона деревенского (Михаил Грищенко), кстати – Мышкин (может отсюда выскочил Печкин,а?)
Веселая абсурдная реальность развернулась было, и на-тебе! сюжет о заклятии
Бредовый такой, условный, сказки чумовых старушек, что и создают этот мир поголовных дурачков.
Все шутки, гэги из пьесы не попали на сцену, увы. Но пусть попадут сюда.
«Нескромность – это так украшает
Тенор – кенор»
Да и
в словах Софьи столько ума, на самом деле. Ее имя значит мудрость.
«как мы с вами похожи. Только волосы у меня короче…мне пора, а то засну здесь, а в кровати никого не окажется»
Софья сценическая тоже умна. Карина Дымонт, изящная кукла-трансформер воплотила
вполне.


«Перебирая струны балалайки, входит Граф» вместо номера с балалайкой -
сногсшибательная штука- номер с брачным предложением Графа Юзековича (Михаил Белякович) – песни и танцы, здесь, в театре, они и посовременнее, и доходчивей, и веселей.
После веселья – отходняк.
В исполнении Галины Галкиной (Янки) – парафраз молитвы «Отче наш.»
В стиле – дожить бы до рассвета.
И в финале будто deus ex machine- испытанный прием для восстановления справедливости и всемирового счастья
В этой пьесе и надо сказать, всем бы актуально: письмо – выручалочка – от родственника из Швейцарии, умер и завещал..и т.д.
Гром-молния. Дураков – нет, все – умные.
Прыг-прыг. Пришла любовь, коммерция, но исчезли танцы.
В том числе со сцены. А это вот жаль.
Финальной пляски не хватило.
И вот этого не было. Проверки ума Почтальона:
- «назови 5 крупнейших столиц мира
-И почтальон называет – Афины, Бухарест, Каир, Лондон
-Не волнуйтесь, вы же знаете
-Санкт-Петербург!»
Ну забавно же!
Мораль четкая впрочем:
«И тут меня осенило – нельзя стать болваном, пока сам не дашь себя оболванить.»

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма