Спектакль Четвероногая ворона

Оценка редакции
Дата премьеры: 17 января 2013

Выпускник Хейфеца Павел Артемьев ставит Хармса в МТЮЗе.

Главный плюс нового спектакля МТЮЗа — его энергия. Студенческий дух еще не выветрился (спектакль вырос из дипломной работы учеников ГИТИСа), и потому так упоительна поэзия главного советского абсурдиста, очаровательны умения новых актеров, и любопытна режиссура Павла Артемьева. Вас ждут  три обаятельнейших этюда. Про безобидных киргизов, лузгающих семечки, про поклонницу водки с внешностью нимфы, про американца Петю, про вечный архетип — русского мужика с повадками гопника и душой поэта — и его жуткую супружницу с садистскими наклонностями. Все герои здесь — наши отражения. Такие же противоречивые, падкие на лесть и подобострастие, ждущие любви, но любить не умеющие, тоскующие и в конечном итоге несчастные.

Отправить другу

Отзывы о «Четвероногая ворона»

Галина Коробка 27 сентября 2018, 05:06

"Четверногая ворона" - один из самых любимых спектаклей в МТЮЗ. Причем полюбила я его задолго до того, как увидела в театре. Как это могло быть? Очень просто - наткнулась на youtube на запись студенческой постановки ГИТИС от тогда еще студента Павла Артемьева. Спектакль вырос из студенческих импровизаций по Хармсу. И получился настолько интересным и необычным, что руководители МТЮЗ взяли его в репертуар почти со всеми исполнителями. Сейчас из первого состава остался только Олег Ребров, но спектакль не стал хуже.
Состав:
Мужик - Олег Ребров
Жена мужика - София Сливина
Петя - Арсений Кудряшов
Галя - Арина Борисова
Киргизы - Искандер Шайхутдинов, Эльдар Калимулин, Евгений Кутянин, Арсений Симонян

Спектакль начинается фактически до начала. Как только зрители входят в зал, они видят стену с простой деревянной дверью и табличкой "Учет", лавка, гора шелухи от семечек и... сидящий и дремлющий на лавке Киргиз. И как только зрители рассаживаются, гаснет свет, начинается рассказ. Мы видим то, что знакомо не только старшему поколению, помнящему дефицит килек в магазине и бесконечные очереди в магазины, но и то, что знает молодёжь - конфликт простых русских людей с "понаехавшими", непонимание между парнем и девушкой, семейные дрязги от настолько уставших друг от друга супругов, что они не находят никаких добрых слов друг для друга, только "подохни!". Банально, как мир, но рассказано настолько необычно, что этот спектакль можно смотреть снова и снова. И каждый раз видеть в нем что-то новое. В нем есть юмор, довольно много абсурда, но и немало грустного. Разве можно не посочувствовать грубому мужику, которого пилит и пилит жена. Он обозлен на весь мир и это неоднократно выливается то на подвернувшегося под горячую руку киргиза, то на интеллигента Петю. Да, он агрессивен, озлоблен. Но из всей истории понятно, что от той жизни, которую он проживает, он просто не может быть другим.
А разве можно не пожалеть Петю с Галей, которые уже встретились, у них есть все шансы, чтобы стать парой, но они настолько погружены в собственную неудачливость в личной жизни, что не видят, что все изменилось, что удача вот она - практически в руках...
На мой взгляд очень философский спектакль. Но его стиль позволяет не погрязнуть в тех драмах, которые показывает нам режиссер, присутствие юмора очень смягчает и облегчает историю. Хотя судя по реакции зрителей, многие кроме юмора ничего в нем не видят. К сожалению...
Актерская игра в МТЮЗе почти всегда на 5 баллов. Но этот спектакль довольно много потерял, на мой взгляд, с уходом из него Марины Ворожищевой. Образ Гали не стал другим, он просто поблек. Марине удавалось показывать одним лицом разные эмоции. У нее все было продумано. Взять хотя бы первый выход, когда Галя стесняется присесть на лавку рядом с киргизом и делает это украдкой. В этот момент лицо Марины было очень "говорящим". У Арины этот момент очень скомкан, мы видим только глупую улыбку и попытки присесть, причем не понятно, почему она то садится, то встает, то снова садится. По лицу актрисы не ясно, что она хочет показать. А в сценах с Петей, ИМХО все вытягивает Арсений Кудряшов. И чтобы как-то вытянуть ему порой приходится переигрывать. Он "кидает мяч" партнерской игры Арине, а она его не подхватывает... Она не попыталась повторить фишки Марины (и это вероятно правильно), но и своего ничего не внесла. Мне очень жаль потери такого довольно яркого персонажа, как Галя...
К счастью остальные персонажи живут также успешно, как и раньше. И Мужик в исполнении Олега Реброва - грубый, но такой несчастный! Очень уверенный, даже самоуверенный в начале, готовый уничтожить всех этих киргизов. И такой измученный в конце, что готов примириться с этими же киргизами. Как всегда, очень яркий образ!
Также не перестает радовать София Сливина. Ее жена получается разной, но в каждом спектакле у нее есть общие черты - стервозность и отсутствие даже малейшего сочувствия к мужу.
Ну и киргизы прекрасны, хотя в их составе тоже много замен. Но в этом случае замены вполне достойные.
Спектакль от всей души рекомендую всем!

Галина 30 июня 2018, 01:29

На «Четвероногую ворону» в МТЮЗ хотела сходить давно, а тут очень кстати появилось приглашение, и я, конечно, им воспользовалась. Было очень любопытно и немного страшновато, боялась, что запутаюсь, не пойму чего-то важного в спектакле, ведь он поставлен режиссером Павлом Артемьевым по произведениям Даниила Хармса, а значит, вместо смысла будет бессмыслица, вместо логики - абсурд, фантасмагория, игра слов и мысли. И все это – на сцене. Ой, не справлюсь…
На деле все оказалось совсем иначе. Я не учла простой вещи – наша жизнь столь плотно заполнена абсурдными ситуациями, что ничего сложного придумывать не нужно. Всё оказалось совершенно реально и до боли узнаваемо. Может быть, чуть утрировано, но не более того. Юмор, на первый взгляд, очень простой, пронизан жизнью и философией. Следить надо за актерами, не отрываясь, потому что важен каждый жест.
С самого начала сюжет кажется сугубо бытовым, но по мере развития событий начинаешь улавливать символы. Дверь, в которую так рвутся персонажи, но которая перманентно закрыта, то на учет, то просто закрыта и все, это символ надежды, несбыточной мечты, и когда эту дверь удается открыть, выясняется, что за ней - бетонная стена. Безысходность. Дверь приводит персонажей в отчаяние, символизирует бессмысленность всех усилий, бесполезность ожиданий, и даже неожиданный разговор о Боге происходит перед этой дверью. И снова разочарование и парадоксальный вывод – Бог за этой дверью, а значит, Бога нет, считает герой, иначе бы он открыл. Как-то так, если я правильно уловила. И все-таки в конце концов он увидит свой рай за этой дверью, такой, каким он ему представляется. Одновременно так легко достижимый и никак не дающийся в руки. Там жена будет в нарядном платье, нежная, красивая и любящая, а не осточертевшая баба. Там не надо будет часами дожидаться открытия магазина, чтобы увидеть пустые прилавки с муляжами банок из-под кильки, нет, здесь будет шампанское рекой и горы фруктов. И не надо переживать из-за оторванного рукава, спасать его, в раю будет фрак и белая рубашка.
Но пока, пока часами приходится ждать открытия магазина, раздражаясь из-за всего, что окружает: из-за киргизов, их песен, их семечек, просто их присутствия, из-за слишком резвого паренька Пети, который уведет из-под носа приглянувшуюся девушку, вообще из-за своей никчемной жизни. И так и не дождавшись открытия и не найдя магазину альтернативы, огребать от жены ненависть, и оставаться голодным и неприкаянным.
А на фоне этих терзаний проходит жизнь, и абсурдный быт, где супруги в лицо желают друг другу смерти, что не мешает, впрочем, мужу приревновать жену к дворнику.
Очень понравился актер, игравший роль мужика – Олег Ребров. Просто шикарен. Как он реагировал на каждую ситуацию, на поведение других персонажей, как легко было понять, что он доведен до крайней точки, при этом игралось это все практически без надрыва, очень естественно.
И актриса, исполнявшая роль его жены, София Сливина, ничуть ему не уступает, просто у нее роль поменьше. Чудесный актерский дуэт. Чего стоит только сцена, где она требует у него заткнуть щель в двери. А поедание капусты. Становится очевидно, как он голоден и несчастен.
Весьма недурен в роли Пети Арсений Кудряшов,.. то ли американец, то ли нет )). Его попытка жить красиво в заданных обстоятельствах вызывала умиление.
Да и остальные актеры, занятые в этом спектакле, хороши. Все прекрасно донесли характеры своих героев.
Спектакль понравился. Светлый и грустный одновременно, смешной и печальный, трогательный своей узнаваемостью и дико абсурдный, если смотреть с точки зрения здравого смысла. Но где он, здравый смысл, в нашей стране и в нашей жизни?.. А спектакль именно про нашу жизнь, тем и цепляет. И смеясь над героями, ты им искренне сочувствуешь, такие они все понятные и близкие.
И даже притча о четвероногой вороне кажется логичной и тоже про нас.

Рецензии

«Четвероногая ворона»: Хармс в действии

В МТЮЗе постигли абсурд.

21 января 2013, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Актеры «Четвероногая ворона»

Смотреть всех актёров

Статьи по теме

Другие спектакли / драма

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

17 февраля (вс) | 17:00 | Гоголь-центр, драма 17 февраля (вс) | 17:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

7 марта (чт) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 7 марта (чт) | 18:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

9 февраля (сб) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Затейливый перформанс, во время которого лермонтовского демона собирают из тряпок и туалетной бумаги.

Самые аншлаговые спектакли по ценам до 1000 рублей. Пока театралы не спохватились, есть все шансы успеть!

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

26 января (сб) | 11:00 | Большой театр, балет 26 января (сб) | 11:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.