Отзывы о "Четвероногая ворона"

Оценка редакции
Галина Коробка 21 декабря 2019, 10:35

И вот мы 17 декабря снова в МТЮЗ на спектакле Павла Артемьева "Четвероногая ворона" по произведениям Хармса.
Этот спектакль можно смотреть снова, и снова, и снова...
И в зависимости от настроения, это будет фарс, комедия, притча, драма.
Вот в этот раз у меня было довольно философское настроение. Поэтому, помимо шуток, меня больше всего зацепил финал. Но обо всем по-порядку.
Причем здесь вообще ворона? Да еще четвероногая? В общем то ни причем! Вот разве что жизнь персонажей постановки (да впрочем и большинства людей) такая же нелепая, как четвероногая ворона. Один герой затюкан женой (не понятно, по делу или по причине ее стервозности). Он же выливает свою накопившуюся агрессию на подвернувшихся под руку киргизов. Киргизы, которые не понятно, что вообще здесь делают. Ни дома у них, ни особых целей. Только бесконечное лузганье семечек... Девушка, которая мечтает о мужчине настолько, что готова бежать за первым встречным. Этот первый встречный, который мечтает о "бабе", но, заимев эту бабу, даже не осознает данного факта. Нелепые поступки, нелепые стремления. Путь в никуда...
И финал. Его можно воспринимать очень по-разному. Для кого-то это мечта главного героя. Для кого-то - жизнь после смерти. Кому-то этот финал навеет еще какие-то ассоциации. Мне финал в этот раз показался просто логическим завершением нелепого пути Мужика. Ну не может его агрессия и страдания не закончиться чем-то светлым, просто в противовес всей жизни. Ведь если вся жизнь - полоса черная, то когда-то должна наступить и белая полоса. Пусть даже после жизни...
Какое же наслаждение смотреть за игрой профессионалов! И Олег Ребров, и София Сливина, и Арсений Кудряшов, и Искандер Шайхутдинов просто профи! Каждый жест, взгляд, слово - все в копилку общего действия. Ничего мимо, ничего вразрез с линией спектакля и образами героя. Также близок к ним по игре Сергей Дьяков. Причем у него исполнение блестящее мы отметили еще в его первой "Вороне", так как мы были как раз на том спектакле, когда Сергея ввели. Он сразу очень легко и органично влился в профессиональный ансамбль "старших" товарищей. Всем браво!!!
В целом пока спектакль остается одним из любимых в МТЮЗе. И мы будет продолжать его смотреть (по крайней мере до тех пор, пока основные исполнители останутся теми же, что сейчас).

Ежиха 30 мая 2019, 10:29

Хармса, к сожалению, знаю только по его детским стихотворениям, но они мне очень нравятся, поэтому с радостью решилась сходить на спектакль по Хармсу, который идет МТЮЗе.
И мы попали в абсолютно чудный мир, где все действие крутится вокруг очереди у закрытой двери, кажется, в магазин. И герои в этой очереди не только маются от долгого ожидания, но порой влюбляются, а порой выясняют национальные отношения. Они мало говорят, тут многое строится на жестах, мимике, интонации... но при этом это очень понятный мир, часто очень смешной, хотя порой и грустный, но смешного точно больше... а ещё его очень трудно описать, это надо видеть, в него надо погружаться! Если вам нравятся стихи Хармса, почитайте его рассказы для взрослых, они очень маленькие, абсурдные до сумасшествия. И если эти рассказы вам придутся по душе, то смело идите на этот спектакль. Или если вы любите хорошую клоунаду и абсурд в любом виде, то, думаю, вы получите кайф от этого представления однозначно! А ещё вы узнаете, что же скрывается за той самой дверью!!!
И да, никаких проблем чтобы рассмотреть мимику у вас не будет, так как все зрители находятся прямо на сцене, ряды с хорошим подъемом, поэтому видно все отлично даже с последнего, проверено! Декораций минимум, но тут они и не играют особой роли, главное это игра актеров, а она великолепная! Мамой клянусь!

Елизавета Ефремова 4 марта 2019, 02:05

Театр Юного Зрителя, на мой взгляд, один из лучших театров Москвы, качество постановок гарантировано: можно идти на любой спектакль и тебя не обидят. Но вот «Четвероногую ворону» я смотреть не решалась, так как считала, что Хармс не мой автор, и мой ум недостаточно гибок, чтобы воспринимать его иррациональное творчество. Но так получилось, что спектакль по Оскару Уайльду, на который я пришла, заменили на «Ворону» и было решено смотреть что дают – в конце концов Уайльд тоже был ценителем парадоксов. Зрителей, решившихся вместо Уайльда воспринимать Хармса, собрали в фойе и после первого и единственного звонка, повели по служебному коридору куда-то в глубины театра. Оказалось, что спектакль «Четвероногая ворона» поставлен так, что зрительские места находятся на главной сцене, отделенной от зала занавесом и действие разыгрывается буквально у ног сидящих в первом ряду. Признаюсь, что я не сразу вросла в абсурдистскую структуру спектакля. Было забавно наблюдать за неспешно развивающимся действием, за отношениями, возникающими между героями, но я жутко завидовала девчонкам, сидевшим у меня за спиной и начавшим хохотать практически с первой минуты. Но наконец, ближе к концу спектакля, режиссёру Павлу Артемьеву при помощи замечательных актеров Московского ТЮЗА удалось достучаться и до меня. Я так уже давно не смеялась! Думаю, если бы начала хохотать с самого начала, то просто умерла бы от смеха. Главный герой спектакля Дверь. Вечно закрытая Дверь, на которой объявление «Учет», может смениться только картонкой «Закрыто». Дверь, ведущую в магазин, где, по слухам, когда-то видели на верхней полке банки килек. Дверь, у которой обреченные на терпеливое ожидание покупатели, нагрызли горы шелухи от семечек. Дверь, у которой обреченность ожидания наконец перерастает в яростный протест. Дверь, взломав которую, бунтарь утыкается в бетонную сцену. И лишь в беспокойном сне видится измученному Мужику, что сезам наконец открывается и пышный банкетный стол ждет его за облезлой дверью.

Галина Коробка 27 сентября 2018, 05:06

"Четверногая ворона" - один из самых любимых спектаклей в МТЮЗ. Причем полюбила я его задолго до того, как увидела в театре. Как это могло быть? Очень просто - наткнулась на youtube на запись студенческой постановки ГИТИС от тогда еще студента Павла Артемьева. Спектакль вырос из студенческих импровизаций по Хармсу. И получился настолько интересным и необычным, что руководители МТЮЗ взяли его в репертуар почти со всеми исполнителями. Сейчас из первого состава остался только Олег Ребров, но спектакль не стал хуже.
Состав:
Мужик - Олег Ребров
Жена мужика - София Сливина
Петя - Арсений Кудряшов
Галя - Арина Борисова
Киргизы - Искандер Шайхутдинов, Эльдар Калимулин, Евгений Кутянин, Арсений Симонян

Спектакль начинается фактически до начала. Как только зрители входят в зал, они видят стену с простой деревянной дверью и табличкой "Учет", лавка, гора шелухи от семечек и... сидящий и дремлющий на лавке Киргиз. И как только зрители рассаживаются, гаснет свет, начинается рассказ. Мы видим то, что знакомо не только старшему поколению, помнящему дефицит килек в магазине и бесконечные очереди в магазины, но и то, что знает молодёжь - конфликт простых русских людей с "понаехавшими", непонимание между парнем и девушкой, семейные дрязги от настолько уставших друг от друга супругов, что они не находят никаких добрых слов друг для друга, только "подохни!". Банально, как мир, но рассказано настолько необычно, что этот спектакль можно смотреть снова и снова. И каждый раз видеть в нем что-то новое. В нем есть юмор, довольно много абсурда, но и немало грустного. Разве можно не посочувствовать грубому мужику, которого пилит и пилит жена. Он обозлен на весь мир и это неоднократно выливается то на подвернувшегося под горячую руку киргиза, то на интеллигента Петю. Да, он агрессивен, озлоблен. Но из всей истории понятно, что от той жизни, которую он проживает, он просто не может быть другим.
А разве можно не пожалеть Петю с Галей, которые уже встретились, у них есть все шансы, чтобы стать парой, но они настолько погружены в собственную неудачливость в личной жизни, что не видят, что все изменилось, что удача вот она - практически в руках...
На мой взгляд очень философский спектакль. Но его стиль позволяет не погрязнуть в тех драмах, которые показывает нам режиссер, присутствие юмора очень смягчает и облегчает историю. Хотя судя по реакции зрителей, многие кроме юмора ничего в нем не видят. К сожалению...
Актерская игра в МТЮЗе почти всегда на 5 баллов. Но этот спектакль довольно много потерял, на мой взгляд, с уходом из него Марины Ворожищевой. Образ Гали не стал другим, он просто поблек. Марине удавалось показывать одним лицом разные эмоции. У нее все было продумано. Взять хотя бы первый выход, когда Галя стесняется присесть на лавку рядом с киргизом и делает это украдкой. В этот момент лицо Марины было очень "говорящим". У Арины этот момент очень скомкан, мы видим только глупую улыбку и попытки присесть, причем не понятно, почему она то садится, то встает, то снова садится. По лицу актрисы не ясно, что она хочет показать. А в сценах с Петей, ИМХО все вытягивает Арсений Кудряшов. И чтобы как-то вытянуть ему порой приходится переигрывать. Он "кидает мяч" партнерской игры Арине, а она его не подхватывает... Она не попыталась повторить фишки Марины (и это вероятно правильно), но и своего ничего не внесла. Мне очень жаль потери такого довольно яркого персонажа, как Галя...
К счастью остальные персонажи живут также успешно, как и раньше. И Мужик в исполнении Олега Реброва - грубый, но такой несчастный! Очень уверенный, даже самоуверенный в начале, готовый уничтожить всех этих киргизов. И такой измученный в конце, что готов примириться с этими же киргизами. Как всегда, очень яркий образ!
Также не перестает радовать София Сливина. Ее жена получается разной, но в каждом спектакле у нее есть общие черты - стервозность и отсутствие даже малейшего сочувствия к мужу.
Ну и киргизы прекрасны, хотя в их составе тоже много замен. Но в этом случае замены вполне достойные.
Спектакль от всей души рекомендую всем!

Галина 30 июня 2018, 01:29

На «Четвероногую ворону» в МТЮЗ хотела сходить давно, а тут очень кстати появилось приглашение, и я, конечно, им воспользовалась. Было очень любопытно и немного страшновато, боялась, что запутаюсь, не пойму чего-то важного в спектакле, ведь он поставлен режиссером Павлом Артемьевым по произведениям Даниила Хармса, а значит, вместо смысла будет бессмыслица, вместо логики - абсурд, фантасмагория, игра слов и мысли. И все это – на сцене. Ой, не справлюсь…
На деле все оказалось совсем иначе. Я не учла простой вещи – наша жизнь столь плотно заполнена абсурдными ситуациями, что ничего сложного придумывать не нужно. Всё оказалось совершенно реально и до боли узнаваемо. Может быть, чуть утрировано, но не более того. Юмор, на первый взгляд, очень простой, пронизан жизнью и философией. Следить надо за актерами, не отрываясь, потому что важен каждый жест.
С самого начала сюжет кажется сугубо бытовым, но по мере развития событий начинаешь улавливать символы. Дверь, в которую так рвутся персонажи, но которая перманентно закрыта, то на учет, то просто закрыта и все, это символ надежды, несбыточной мечты, и когда эту дверь удается открыть, выясняется, что за ней - бетонная стена. Безысходность. Дверь приводит персонажей в отчаяние, символизирует бессмысленность всех усилий, бесполезность ожиданий, и даже неожиданный разговор о Боге происходит перед этой дверью. И снова разочарование и парадоксальный вывод – Бог за этой дверью, а значит, Бога нет, считает герой, иначе бы он открыл. Как-то так, если я правильно уловила. И все-таки в конце концов он увидит свой рай за этой дверью, такой, каким он ему представляется. Одновременно так легко достижимый и никак не дающийся в руки. Там жена будет в нарядном платье, нежная, красивая и любящая, а не осточертевшая баба. Там не надо будет часами дожидаться открытия магазина, чтобы увидеть пустые прилавки с муляжами банок из-под кильки, нет, здесь будет шампанское рекой и горы фруктов. И не надо переживать из-за оторванного рукава, спасать его, в раю будет фрак и белая рубашка.
Но пока, пока часами приходится ждать открытия магазина, раздражаясь из-за всего, что окружает: из-за киргизов, их песен, их семечек, просто их присутствия, из-за слишком резвого паренька Пети, который уведет из-под носа приглянувшуюся девушку, вообще из-за своей никчемной жизни. И так и не дождавшись открытия и не найдя магазину альтернативы, огребать от жены ненависть, и оставаться голодным и неприкаянным.
А на фоне этих терзаний проходит жизнь, и абсурдный быт, где супруги в лицо желают друг другу смерти, что не мешает, впрочем, мужу приревновать жену к дворнику.
Очень понравился актер, игравший роль мужика – Олег Ребров. Просто шикарен. Как он реагировал на каждую ситуацию, на поведение других персонажей, как легко было понять, что он доведен до крайней точки, при этом игралось это все практически без надрыва, очень естественно.
И актриса, исполнявшая роль его жены, София Сливина, ничуть ему не уступает, просто у нее роль поменьше. Чудесный актерский дуэт. Чего стоит только сцена, где она требует у него заткнуть щель в двери. А поедание капусты. Становится очевидно, как он голоден и несчастен.
Весьма недурен в роли Пети Арсений Кудряшов,.. то ли американец, то ли нет )). Его попытка жить красиво в заданных обстоятельствах вызывала умиление.
Да и остальные актеры, занятые в этом спектакле, хороши. Все прекрасно донесли характеры своих героев.
Спектакль понравился. Светлый и грустный одновременно, смешной и печальный, трогательный своей узнаваемостью и дико абсурдный, если смотреть с точки зрения здравого смысла. Но где он, здравый смысл, в нашей стране и в нашей жизни?.. А спектакль именно про нашу жизнь, тем и цепляет. И смеясь над героями, ты им искренне сочувствуешь, такие они все понятные и близкие.
И даже притча о четвероногой вороне кажется логичной и тоже про нас.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

«Четвероногая ворона»: Хармс в действии

В МТЮЗе постигли абсурд.

21 января 2013, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма