Отзывы о "Маленький господин Фридеман"

Елена Елена 14 марта, 11:25

Это уже третий спектакль Гончарова, который я смотрела в этом театре и его режиссерский подчерк оказался мне близок.
Актеры в «Маленьком господине Фридемане» бесстрастно рассказывают зрителю авторский текст, перемежая его мизансценами (как у Камы Гинкаса в «Даме с собачкой»).
Роли рассказчиков взяли на себя три актрисы, одна лучше другой - Алена Стебунова, Полина Одинцова и Евгения Михеева, а также актер Дмитрий Агафонов, тот самый Иоганн Фридеман.
За полтора часа им удалось показать зрителю всю короткую, лишь 30-летнюю, жизнь этого маленького человека, по недосмотру кормилицы ставшего инвалидом (на глазах у зрителей в самом начале спектакля из эластичного бинта актеру делают горб) и лишенного, частично, прелестей нашей жизни, прежде всего, вынужденного отказаться от любви.
При этом, на мой взгляд, он был гораздо счастливее своих незамужних сестер – жил себе поживал, ни в чем не нуждался, созерцал мир, любил элегантно одеваться, имел свою ложу в театре, куда ходил чуть ли не каждый день, а, главное, испытывал любовь и заботу своих сестёр (а это, ох, как немало!!!) – в то время, как его незамужние сестры занимались лишь домашним хозяйством и всю свою нерастраченную любовь изливали на брата, правда, иногда, беззлобно подтрунивая над ним.
Так бы и прожил он свою тихую, уютную, и, отнюдь, не мрачную, жизнь, не появись, на его беду, в их городке Герда фон Риннлинген, подействовавшая на него, как удав на кролика... Иоганна неудержимо влекло к ней!!! Эмоции накрыли маленького человека с головой и голос разума перестал быть им слышен. Оказалось достаточно одного презрительного взгляда красавицы, чтобы пог***** жизнь Иоганна Фридемана и разрушить жизнь его сестер...
Дмитрий Агафонов блестяще передал все чувства и эмоции своего персонажа.
Всех других персонажей новеллы Томаса Манна играют те же актрисы, которые исполняют роли сестер и делают они это просто замечательно, мгновенно преображаясь из кукольно-красивых, но, в то же время, практически безликих образов, в яркие индивидуальности. Такие вот здесь происходят метаморфозы.
Очень удалась Алене Стебуновой роль матери, столько в ее взгляде было трогательной любви к своему сыну...
Пьяную кормилицу, виновницу всех бед несчастного Иоанна, просто превосходно показала Евгения Михеева.
А Полине Одинцовой досталась роль той самой Герды фон Риннлинген – женщины, сыгравшей роковую роль в жизни Иоганна Фридемана. Образ этот получился у режиссера слишком сложносочиненный – Герда и приемы ушу нам демонстрирует, и дверь ногой открывает... Люблю эту актрису, но, на мой взгляд, бездушную и циничную фон Риннлинген надо было играть жестче, у Полины же получилась лишь скучающая и не знающая, чем бы еще себя развлечь, красотка. Но, видимо, именно такую задачу поставил перед ней Гончаров.
А каких чудесных сплетниц показали Алена с Полиной! Один из ярких и запоминающихся эпизодов спектакля.
Сценография спектакля лаконична и подчеркивает, что герой его – маленький. Поэтому сразу после начала со сцены убирают большое кресло и ставят маленькое (но настоящее, а не игрушечное), потом выносят бонсай и, как символ, стоит это карликовое деревце в течение всего действия.
Режиссерской фантазии в спектакле – хоть отбавляй! Немецкая речь здесь переплетена с песней Тимы Белорусских «Незабудка твой любимый цветок…», японской чайной церемонией, палками для скандинавской ходьбы, планшетом, играющим роль горящего камина (и не только ее), отбиваемой в своих мечтах Иоганном под ирландские мотивы бешеной чечеткой, демонстрацией приемов восточных единоборств Гердой фон Риннлинген – поверьте, перечислять все интересные режиссерские ходы можно еще долго!
Большой плюс камерных пространств в том, что зритель ощущает свою сопричастность к происходящему на сцене и переживает более сильные эмоции. Вот и у меня перед глазами до сих пор стоит взгляд Дмитрия Агафонова – как у затравленной собаки и сердце продолжает сжиматься от жалости к его маленькому господину Фридеману!

Мария 12 февраля, 06:50

Театр продолжает приятно удивлять!
Новелла Томаса Манна не самая простая в постановке,но актёрам удалось показать всю трогательность отношений семейства Фридеман, переживания маленького Иоганна и такой трагичный финал его тихой и размеренной жизни, которую он вел в окружении книг, сестер и сада.
4 человека на сцене, камерность пространства, диалог со зрителем, тонкая и чувственная постановка!
Вообще должна отметить, что МТЮЗ отличается очень аккуратным отношением к произведениям, а еще идеальной работой со светом и музыкой,которые становятся полноправными участниками происходящего на сцене.
Спектакль погравился, хотя я и не люблю Т. Манна.

Ия Ия 25 октября 2022, 10:45

Вначале было кресло. Большое, удобное, грязноватое, с высочайшей спинкой и, кажется, песочного цвета. Вышел человек, и стащил кресло со сцены, на которой осталась только маленькая скульптура льва. Потом открылась дверь в глубине сцены, и по стенке поползла взлохмаченная актриса, бубня квази немецкие слова. Это была (по сюжету) пьяная няня. В зюзю пьяная. Ее полу-безумную речь (Евгения Михеева?) прервала хозяйка дома (Алена Стебунова). Красивая ухоженная женщина в пальто, и, как выяснится позднее, с красивым поставленным голосом.
Только теперь началось главное – читка.
В этом спектакле воспроизведен текст новеллы Томаса Манна «Маленький господин Фридеман». Зачитан со сцены и сыгран. Похоже, что полностью. Каждое предложение, в том числе про погоду и природу. Каждый актер не только подает положенные реплики, а проговаривает текст про своего героя. Почему бы нет? Ведь литературный стиль Т.Манна – интересный, а язык – запоминается надолго.
Главную роль бедного богатого мальчика, герра- горбуна Фридемана играет Дмитрий Агафонов. И он такой один. Все остальные (это сплошь актрисы, женщины) берут на себя – «взваливают себе на горб»- многих персонажей. Нам понравились его красные носки, ведь это так близко тексту Томаса Манна, блестящие глаза, местами жалостливый взгляд, и главное – одна сцена, в которой он держал бокал вина перед условным камином в день своего рождения. Этот жест так нарочито и прямо выражал одновременно неуверенность и стоицизм героя.
Три актрисы как три сестры господина Фридемана были милы, утонченны и красивы, что тексту не слишком-то соответствовало. И могло бы выглядеть как провал (но не выглядело). Когда в деревенском клубе ищут, скажем так, для представления Снегурочку, а в деревне одни бабы за 40 остались. Тут прямо наоборот. Нужны некрасивые и толстые, которых замуж не берут, все потому, что писатель так видит. А мы видим перед собой другое – прекрасных нимф, которых расхватают на вальс в первые 3 секунды выхода на паркет бальной залы.
С другой стороны, где взять сейчас толстую некрасивую актрису.
Нарушительницу спокойствия господина Фридемана – Герду – сыграла Полина Одинцова. Вполне себе доминатрикс получилась.
Режиссерские виньетки вроде японской чайной церемонии и буйных ирландских танцев не показались мне органично вписанными, но развлекли и восхитили. Герр Фридеман удостоился заслуженных аплодисментов за сольное исполнение, девочки же отпрыгали практически вхолостую.
Наряды. Брюки цвета фуксии сестер - акцент не хуже красных носков их брата, хотя о таких брюках Томас Манн, похоже, ничего не писал. И их же платьица цвета густой карамели – такие кукольно-красивые.
Трагический финал истории не затрагивает каменных сердец зрителей, которым пофиг на отказы в сексе дам с узко посаженными глазами и боевыми манерами.
Мы подбираем полы своих длинных пальто и уходим, с теплым чувством отлично проведенного вечера у камина в замке, в котором нам рассказали одну удивительную историю.

Татьяна 20 апреля 2022, 04:29

Спектакль камерный, история тоже камерная... Простая. О жизни. Когда иллюзии вредны. Жить тем, что есть, и не мечтать. Ибо мечты дают ощущение доступности недосягаемого. Ну, а может быть? Конец очевиден. Сказки не случилось. И в общем-то можно продолжать жить, как будто бы ничего не было? Так отчего же развязка такова?

Уродец не должен влюбляться в красоту. Не по рангу. Но сердцу ж не прикажешь. Любовь (страсть, желание, физическое влечение...) врывается, сокрушая все установки и непритязания на жизнь.

А красавице нравится играть поклонниками. Хоть эмоционально он ей явно просто безразличен, однако ж интересен как часть окружения. Но в последней сцене я даже затрудняюсь описать её чувства к нему. Жалость? Омерзение? Презрение? Разочарование?

Сама история рассказана просто. Небольшой перевес в пользу количества персонажей по сравнению с количеством артистов на сцене позволяет последним блеснуть мастерством, играя разные роли. Очень понравилась мать (Алёна Стебунова). А как поёт... Милые сестрички (а какова стесняшка, так и не вышедшая из-за двери!). А немка и некрасивая жена директора гимназии? И их немецкий? В этих ролях Евгения Михеева (я её видела до этого в Вирджинии Вулф - почувствуйте разницу, как говорится). И красивая (спортивная!!) Полина Одинцова. Шикарный момент с открытием двери - ногой! Необычно-с, но и не нараспашку. Заходите, конечно, но бочком, приходите, конечно, на званный вечер, но в сторонке посидите... Она запоминается роковой красавицей (опять и танцевала как!), но и у неё, как и у других актрис, и ещё другие персонажи. Правда, очень интересно наблюдать за этими метаморфозами.

В одном и том же образе лишь Дмитрий Агафонов - Иоганнес Фридеман. Он же довольно цельно представлен. Довольно важный маленький человечек с поломанным позвоночником и жизнью. Однако ж живущий и находящий радости. Он прячется за мелкими радостями жизни, убеждая себя, что это и есть жизнь. Но он оказался способен на любовь - ни сестрам (и ведь даже они посмеиваются над братом) она недоступна, да и госпожа Риннлинген, кажется, скучающей в этой жизни. Тут ещё вопрос, лишь уродство ли мешает быть счастливым...

Но урод гордый! Обидная концовка... Но прекрасен он был в мечтах. Когда все его физические недостатки испарились и он танцевал! И как! Ирландские танцы!! Майкл Флетли бы гордился!

Простая история. Без иллюзий, сказок и хеппиэндов.

Ах, да - музыкальная составляющая хороша! Просто хит девичьего трио "Незабудка твой любимый цветок" - и не сразу опознаешь. "Почему так больно сильно?" Приземляет... История-то житейская.. Но бОльшее впечатление произвел Стабат Матер Перголези...

Елена 29 ноября 2021, 03:14

Люблю МТЮЗ за нестандартный подход к сценическим пространствам и постановке «Маленький господин Фридеман» странная сценография оказало ценную услугу: всего 4 артиста и разнообразный реквизит (в нескольких местах достаточно спорный) интересно наполняют и даже меняют пространство по ходу спектакля. Для меня остался непонятен выбор муз композиций - попса настолько неожиданная и несоотвествующая уровню игры актеров, их вокальным способностям; идеальная чечетка и рэп? Да, конечно, давайте ещё Ирину Дубцову из 2003 вспомним.
Но актерский состав прекрасен, девушки в танцах и движениях порой совсем гипнотичны, это очень красиво!
Все это погружает в историю, заставляет переживать и сочувствовать. 👍👍

Второй раз не пойду, но спектакль, на мой взгляд, сложился прекрасный :)

Даниэлла 7 октября 2021, 10:16

Спектакль «Маленький господин Фридеман» однозначно подарит вам бурю самых разных эмоций! От «Господи,что за бред я смотрю» до «Боже-это Гениально!» Шла на эту постановку с предвзятым мнением,но множество моментов меня смогли поразить в самое сердечко))) Начну с того,что меня безумно впечатлило:
1. Голоса всех актеров,они безупречны! Поют и берут верхние но я на ура!
2. Отдельную оду любви готова слагать ловко вставленным песням Ирины Дубцовой «О нем», Тимы Белорусских «Незабудка» и рэпу!!! на песня Макса Коржа «Почему так больно сильно» в исполнении главного героя Фридеманна😂😂Это шедеврально,я считаю!
3. ЧЕЧЕТКА (заняла первое место в списке впечатляющих моментов)в исполнении все того же прекрасного актера,игравшего Фридемана!
4. Немецкие диалоги-монологи актеров,тоже должно быть достойно отдельного внимания.
5. Сестра Фридмана,особенно Фредерика,настолько от неё веет женственностью,красотой,очень приятно было смотреть на актрису!
6.Фифи-младшая сестра,когда увидете спектакль,сами все поймёте! Она супер))))

Из того,что мне не понравилось:
1. Средняя сестра…в некоторых сценах играла откровенно фальшиво,как мне показалось((
2. Картина плохо раскрыта в целом..чувства героя,его жизнь,все было показано в очень быстром темпе,нехватило глубины и смысла в спектакле.
3.Если бы не смешные-современные вставки,я сделала б иные мысли о спектакле.


Подводя итог,скажу одно,однозначно стоит прийти и посмотреть спектакль! Даже при всех минусах,он имеет сильные стороны,которые оставляют хорошие впечатления о спектакле!!

Evgeny 19 июня 2021, 06:02

Потрясающая постановка театра МТЮЗ. В спектакле участвуют всего 4 актера, но перевоплощаются в разных персонажей. Очень интересные режиссерские ходы. Единственный минус -это маленькое пространство во флигеле, поскольку постановка идет именно там. Администрации нужно решить вопрос с системой кондиционирования.

Оксана 29 мая 2021, 09:35

Бесконечно талантливые актёры МТЮЗа, режиссёр и все кто причастен к постановке спектакля “Маленький господин Фридеман» - браво! Спектакль о жизни человека, создавшего свой светлый мир, окружившего себя музыкой, книгами, голосами природы…. Но этот мир разрушает чувство безответной любви. Ещё раз благодарю за великолепную игру актёров!

karinosik88 9 октября 2020, 01:36

На протяжении 90 минут на глазах зрителей проходит целая жизнь «Маленького господина Фридемана» с полным погружением в чувства, эмоции и личную драму главного героя. Очень необычным и красочным языком передаются чувства, состояния и характер героев: тут тебе и песни (причем более, чем современные), танцы, боевое искусство - все более, чем захватывающе и стоит того, чтобы увидеть.

Елизавета Ефремова 19 марта 2020, 02:35

Недавно посмотрела в МТЮЗе спектакль "Маленький господин Фридеман". Собственно шла на другой, но его заменили на этот - я и решила раз уж пришла, буду смотреть что дают, и ни минуты не пожалела. Спектакль поставлен режиссером Андреем Гончаровым по одноименной новелле Томаса Манна. Это спектакль о том, как хрупок окружающий нас мирок - одна встреча, одно наваждение способны разрушить всю тщательно распланированную жизнь. Спектакль идет во флигеле и это помещение с ослепительно белыми стенами, напоминающее операционную, как нельзя лучше подходит для спектакля, препарирующего душу героя. На сцене минимум предметов, декораций нет совсем, а потому актерам некуда спрятаться от пристальных взглядов зрителей - они, оказавшись как бы под микроскопом, не имеют права на ошибку. Но актеры в МТЮЗе настолько прекрасные, что даже в таком максимальном приближении, в их игре нет и намека на фальшь. Роль маленького горбуна, господина Фридемана, досталась красивому и статному актеру Дмитрию Агафонову. Но в его взгляде столько боли и обреченности, что сразу становится понятно, что созданный его героем вокруг себя мирок, призрачен и ненадежен, достаточно легкого дуновения жизни и он рассыплется, полетит по ветру одуванчиковыми парашютиками. Иоганн Фридеман пытался устранить из своих мыслей и привязанностей все, что могло бы уязвить его, принести боль, но он так и не обрел власти над своими чувствами и катастрофа все-таки разразилась. Музыка, литература, театр были только вынужденным прибежищем больного и уродливого. Они должны были укрыть неполноценное страдающее существо от бурных треволнений настоящей, грубой, суровой жизни — и не сумели этого сделать. Пресыщенная поклонением госпожа Риннлинген (Полина Одинцова) с ленивым любопытством анатомирует чувства влюбленного уродца, а затем отталкивает его с издевательской насмешкой. В спектакле "Маленький господин Фридеман" много действующих лиц, но только четыре актера. Евгении Михеевой, Полине Одинцовой, и Алёне Стебуновой приходится по очереди исполнять роли трех сестер господина Фридемана, Кормилицы, Матери, Доктора, Медицинской сестры, госпожи Хагенштрём, торговца Стефенса, Служанки, Жены директора гимназии и перевоплощаются они играючись. МТЮЗовский спектакль получился таким ярким еще и потому, что режиссер Андрей Гончаров использовал все таланты, которыми обладают актеры - они и поют, и танцуют, демонстрируют владение восточными единоборствами. И все это не ради просто зрительного эффекта, а в каждом движении полнее раскрываются характеры действующих лиц. Чего только стоит яростная ирландская пляска Дмитрия Агафонова, приоткрывающая нам бурлящую страстями душу его героя, тщательно до поры скрываемую. Очень интересны работы художника спектакля Константина Соловьёва и художника по свету Алексея Попова - они создали в крошечном пространстве сцены целый мир, неудержимо выплескивающийся за стены флигеля.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма