Отзывы о "Маленький господин Фридеман"
Это уже третий спектакль Гончарова, который я смотрела в этом театре и его режиссерский подчерк оказался мне близок.
Актеры в «Маленьком господине Фридемане» бесстрастно рассказывают зрителю авторский текст, перемежая его мизансценами (как у Камы Гинкаса в «Даме с собачкой»).
Роли рассказчиков взяли на себя три актрисы, одна лучше другой - Алена Стебунова, Полина Одинцова и Евгения Михеева, а также актер Дмитрий Агафонов, тот самый Иоганн Фридеман.
За полтора часа им удалось показать зрителю всю короткую, лишь 30-летнюю, жизнь этого маленького человека, по недосмотру кормилицы ставшего инвалидом (на глазах у зрителей в самом начале спектакля из эластичного бинта актеру делают горб) и лишенного, частично, прелестей нашей жизни, прежде всего, вынужденного отказаться от любви.
При этом, на мой взгляд, он был гораздо счастливее своих незамужних сестер – жил себе поживал, ни в чем не нуждался, созерцал мир, любил элегантно одеваться, имел свою ложу в театре, куда ходил чуть ли не каждый день, а, главное, испытывал любовь и заботу своих сестёр (а это, ох, как немало!!!) – в то время, как его незамужние сестры занимались лишь домашним хозяйством и всю свою нерастраченную любовь изливали на брата, правда, иногда, беззлобно подтрунивая над ним.
Так бы и прожил он свою тихую, уютную, и, отнюдь, не мрачную, жизнь, не появись, на его беду, в их городке Герда фон Риннлинген, подействовавшая на него, как удав на кролика... Иоганна неудержимо влекло к ней!!! Эмоции накрыли маленького человека с головой и голос разума перестал быть им слышен. Оказалось достаточно одного презрительного взгляда красавицы, чтобы пог***** жизнь Иоганна Фридемана и разрушить жизнь его сестер...
Дмитрий Агафонов блестяще передал все чувства и эмоции своего персонажа.
Всех других персонажей новеллы Томаса Манна играют те же актрисы, которые исполняют роли сестер и делают они это просто замечательно, мгновенно преображаясь из кукольно-красивых, но, в то же время, практически безликих образов, в яркие индивидуальности. Такие вот здесь происходят метаморфозы.
Очень удалась Алене Стебуновой роль матери, столько в ее взгляде было трогательной любви к своему сыну...
Пьяную кормилицу, виновницу всех бед несчастного Иоанна, просто превосходно показала Евгения Михеева.
А Полине Одинцовой досталась роль той самой Герды фон Риннлинген – женщины, сыгравшей роковую роль в жизни Иоганна Фридемана. Образ этот получился у режиссера слишком сложносочиненный – Герда и приемы ушу нам демонстрирует, и дверь ногой открывает... Люблю эту актрису, но, на мой взгляд, бездушную и циничную фон Риннлинген надо было играть жестче, у Полины же получилась лишь скучающая и не знающая, чем бы еще себя развлечь, красотка. Но, видимо, именно такую задачу поставил перед ней Гончаров.
А каких чудесных сплетниц показали Алена с Полиной! Один из ярких и запоминающихся эпизодов спектакля.
Сценография спектакля лаконична и подчеркивает, что герой его – маленький. Поэтому сразу после начала со сцены убирают большое кресло и ставят маленькое (но настоящее, а не игрушечное), потом выносят бонсай и, как символ, стоит это карликовое деревце в течение всего действия.
Режиссерской фантазии в спектакле – хоть отбавляй! Немецкая речь здесь переплетена с песней Тимы Белорусских «Незабудка твой любимый цветок…», японской чайной церемонией, палками для скандинавской ходьбы, планшетом, играющим роль горящего камина (и не только ее), отбиваемой в своих мечтах Иоганном под ирландские мотивы бешеной чечеткой, демонстрацией приемов восточных единоборств Гердой фон Риннлинген – поверьте, перечислять все интересные режиссерские ходы можно еще долго!
Большой плюс камерных пространств в том, что зритель ощущает свою сопричастность к происходящему на сцене и переживает более сильные эмоции. Вот и у меня перед глазами до сих пор стоит взгляд Дмитрия Агафонова – как у затравленной собаки и сердце продолжает сжиматься от жалости к его маленькому господину Фридеману!
Театр продолжает приятно удивлять!
Новелла Томаса Манна не самая простая в постановке,но актёрам удалось показать всю трогательность отношений семейства Фридеман, переживания маленького Иоганна и такой трагичный финал его тихой и размеренной жизни, которую он вел в окружении книг, сестер и сада.
4 человека на сцене, камерность пространства, диалог со зрителем, тонкая и чувственная постановка!
Вообще должна отметить, что МТЮЗ отличается очень аккуратным отношением к произведениям, а еще идеальной работой со светом и музыкой,которые становятся полноправными участниками происходящего на сцене.
Спектакль погравился, хотя я и не люблю Т. Манна.
Вначале было кресло. Большое, удобное, грязноватое, с высочайшей спинкой и, кажется, песочного цвета. Вышел человек, и стащил кресло со сцены, на которой осталась только маленькая скульптура льва. Потом открылась дверь в глубине сцены, и по стенке поползла взлохмаченная актриса, бубня квази немецкие слова. Это была (по сюжету) пьяная няня. В зюзю пьяная. Ее полу-безумную речь (Евгения Михеева?) прервала хозяйка дома (Алена Стебунова). Красивая ухоженная женщина в пальто, и, как выяснится позднее, с красивым поставленным голосом.
Только теперь началось главное – читка.
В этом спектакле воспроизведен текст новеллы Томаса Манна «Маленький господин Фридеман». Зачитан со сцены и сыгран. Похоже, что полностью. Каждое предложение, в том числе про погоду и природу. Каждый актер не только подает положенные реплики, а проговаривает текст про своего героя. Почему бы нет? Ведь литературный стиль Т.Манна – интересный, а язык – запоминается надолго.
Главную роль бедного богатого мальчика, герра- горбуна Фридемана играет Дмитрий Агафонов. И он такой один. Все остальные (это сплошь актрисы, женщины) берут на себя – «взваливают себе на горб»- многих персонажей. Нам понравились его красные носки, ведь это так близко тексту Томаса Манна, блестящие глаза, местами жалостливый взгляд, и главное – одна сцена, в которой он держал бокал вина перед условным камином в день своего рождения. Этот жест так нарочито и прямо выражал одновременно неуверенность и стоицизм героя.
Три актрисы как три сестры господина Фридемана были милы, утонченны и красивы, что тексту не слишком-то соответствовало. И могло бы выглядеть как провал (но не выглядело). Когда в деревенском клубе ищут, скажем так, для представления Снегурочку, а в деревне одни бабы за 40 остались. Тут прямо наоборот. Нужны некрасивые и толстые, которых замуж не берут, все потому, что писатель так видит. А мы видим перед собой другое – прекрасных нимф, которых расхватают на вальс в первые 3 секунды выхода на паркет бальной залы.
С другой стороны, где взять сейчас толстую некрасивую актрису.
Нарушительницу спокойствия господина Фридемана – Герду – сыграла Полина Одинцова. Вполне себе доминатрикс получилась.
Режиссерские виньетки вроде японской чайной церемонии и буйных ирландских танцев не показались мне органично вписанными, но развлекли и восхитили. Герр Фридеман удостоился заслуженных аплодисментов за сольное исполнение, девочки же отпрыгали практически вхолостую.
Наряды. Брюки цвета фуксии сестер - акцент не хуже красных носков их брата, хотя о таких брюках Томас Манн, похоже, ничего не писал. И их же платьица цвета густой карамели – такие кукольно-красивые.
Трагический финал истории не затрагивает каменных сердец зрителей, которым пофиг на отказы в сексе дам с узко посаженными глазами и боевыми манерами.
Мы подбираем полы своих длинных пальто и уходим, с теплым чувством отлично проведенного вечера у камина в замке, в котором нам рассказали одну удивительную историю.