Спектакль Маленький господин Фридеман

Дата премьеры: 11 февраля 2020

Господин Фридеман любил жизнь. Он наслаждался книгами и скрипкой, маленьким садиком у дома, поющей птицей, душистым цветком. Он был благодарен жизни за красоту и гармонию. Маленький господин Фридеман смиренно принимал свое несовершенство, жил без злобы и зависти в большом и спокойном мире. Он отрекся от любви, которая приносила ему лишь боль. Больше не было ни смятения, ни жара, ни мучительной горечи.  Но она пришла, как и полагается, не спросясь. Любовь обрушилась лавиной, огромной и стремительной. И все померкло, кроме взгляда госпожи фон Риннлинген, ее влажных узких близко посаженых глаз.

Как примирить универсальный космос  и короткую, полную страстей и потерь человеческую жизнь.  В огромном мире смешное и трагическое, прекрасное и безобразное совсем рядом. Но для человека так трудно достижима  эта цельность жизни.  

Восхитительный неспешный язык великого Томаса Манна, его лирика и трепетность, его ирония и философская мудрость стали в МТЮЗе  театром — смешной, трогательной, нежной, страстной игрой.

Отзывы о «Маленький господин Фридеман»

Ещё 8 отзывов
Елена Елена 14 марта, 11:25

Это уже третий спектакль Гончарова, который я смотрела в этом театре и его режиссерский подчерк оказался мне близок.
Актеры в «Маленьком господине Фридемане» бесстрастно рассказывают зрителю авторский текст, перемежая его мизансценами (как у Камы Гинкаса в «Даме с собачкой»).
Роли рассказчиков взяли на себя три актрисы, одна лучше другой - Алена Стебунова, Полина Одинцова и Евгения Михеева, а также актер Дмитрий Агафонов, тот самый Иоганн Фридеман.
За полтора часа им удалось показать зрителю всю короткую, лишь 30-летнюю, жизнь этого маленького человека, по недосмотру кормилицы ставшего инвалидом (на глазах у зрителей в самом начале спектакля из эластичного бинта актеру делают горб) и лишенного, частично, прелестей нашей жизни, прежде всего, вынужденного отказаться от любви.
При этом, на мой взгляд, он был гораздо счастливее своих незамужних сестер – жил себе поживал, ни в чем не нуждался, созерцал мир, любил элегантно одеваться, имел свою ложу в театре, куда ходил чуть ли не каждый день, а, главное, испытывал любовь и заботу своих сестёр (а это, ох, как немало!!!) – в то время, как его незамужние сестры занимались лишь домашним хозяйством и всю свою нерастраченную любовь изливали на брата, правда, иногда, беззлобно подтрунивая над ним.
Так бы и прожил он свою тихую, уютную, и, отнюдь, не мрачную, жизнь, не появись, на его беду, в их городке Герда фон Риннлинген, подействовавшая на него, как удав на кролика... Иоганна неудержимо влекло к ней!!! Эмоции накрыли маленького человека с головой и голос разума перестал быть им слышен. Оказалось достаточно одного презрительного взгляда красавицы, чтобы пог***** жизнь Иоганна Фридемана и разрушить жизнь его сестер...
Дмитрий Агафонов блестяще передал все чувства и эмоции своего персонажа.
Всех других персонажей новеллы Томаса Манна играют те же актрисы, которые исполняют роли сестер и делают они это просто замечательно, мгновенно преображаясь из кукольно-красивых, но, в то же время, практически безликих образов, в яркие индивидуальности. Такие вот здесь происходят метаморфозы.
Очень удалась Алене Стебуновой роль матери, столько в ее взгляде было трогательной любви к своему сыну...
Пьяную кормилицу, виновницу всех бед несчастного Иоанна, просто превосходно показала Евгения Михеева.
А Полине Одинцовой досталась роль той самой Герды фон Риннлинген – женщины, сыгравшей роковую роль в жизни Иоганна Фридемана. Образ этот получился у режиссера слишком сложносочиненный – Герда и приемы ушу нам демонстрирует, и дверь ногой открывает... Люблю эту актрису, но, на мой взгляд, бездушную и циничную фон Риннлинген надо было играть жестче, у Полины же получилась лишь скучающая и не знающая, чем бы еще себя развлечь, красотка. Но, видимо, именно такую задачу поставил перед ней Гончаров.
А каких чудесных сплетниц показали Алена с Полиной! Один из ярких и запоминающихся эпизодов спектакля.
Сценография спектакля лаконична и подчеркивает, что герой его – маленький. Поэтому сразу после начала со сцены убирают большое кресло и ставят маленькое (но настоящее, а не игрушечное), потом выносят бонсай и, как символ, стоит это карликовое деревце в течение всего действия.
Режиссерской фантазии в спектакле – хоть отбавляй! Немецкая речь здесь переплетена с песней Тимы Белорусских «Незабудка твой любимый цветок…», японской чайной церемонией, палками для скандинавской ходьбы, планшетом, играющим роль горящего камина (и не только ее), отбиваемой в своих мечтах Иоганном под ирландские мотивы бешеной чечеткой, демонстрацией приемов восточных единоборств Гердой фон Риннлинген – поверьте, перечислять все интересные режиссерские ходы можно еще долго!
Большой плюс камерных пространств в том, что зритель ощущает свою сопричастность к происходящему на сцене и переживает более сильные эмоции. Вот и у меня перед глазами до сих пор стоит взгляд Дмитрия Агафонова – как у затравленной собаки и сердце продолжает сжиматься от жалости к его маленькому господину Фридеману!

Мария 12 февраля, 06:50

Театр продолжает приятно удивлять!
Новелла Томаса Манна не самая простая в постановке,но актёрам удалось показать всю трогательность отношений семейства Фридеман, переживания маленького Иоганна и такой трагичный финал его тихой и размеренной жизни, которую он вел в окружении книг, сестер и сада.
4 человека на сцене, камерность пространства, диалог со зрителем, тонкая и чувственная постановка!
Вообще должна отметить, что МТЮЗ отличается очень аккуратным отношением к произведениям, а еще идеальной работой со светом и музыкой,которые становятся полноправными участниками происходящего на сцене.
Спектакль погравился, хотя я и не люблю Т. Манна.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Актеры «Маленький господин Фридеман»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма