Спектакль Вальпургиева ночь

Оценка редакции
Дата премьеры: 19 февраля 2019

"Вальпургиева ночь" написана в манере пост-модернизма, при этом в ней неукоснительно соблюдается классическое правило единства времени, места и действия. 

Все происходит 30 апреля, потом ночью, потом в часы первомайского рассвета, в  самую веселую и гибельную для всех персонажей ночь. Переплетение жанровых и смысловых ходов, огромное  количество замаскированных цитат, гротескные отсылки к античным авторам и ультрасовременным философам, советские агитационные штампы, возведенные в абсолют абсурда, и провидческие предсказания, уже ставшие реальностью наших дней. 

Это уже вторая постановка "Вальпургиевой ночи", сделанная режиссером Евгением Славутиным. Она приурочена к 80-летию Венедикта Ерофеева. Первая постановка была осуществлена еще до того, как пьеса была напечатана в нашей стране, и получила одобрение самого автора. 

Отзывы о «Вальпургиева ночь»

Ещё 2 отзыва
М Годлевская 19 марта 2023, 03:37

"Миротворнее нас - нет среди народов. Но если они и дальше будут сомневаться в этом, то в самом ближайшем будущем они и впрямь поплатятся за свое недоверие к нашему миролюбию"
(с) "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (Венедикт Ерофеев)

10 марта я вновь посетила любимый театр МОСТ, на этот раз, чтобы посмотреть спектакль "Вальпургиева ночь" по пьесе "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" Венедикта Ерофеева. Честно сказать, саму пьесу я никогда не читала, а по описанию и фотографиям на сайте ошибочно определила как легкую комедию. Однако, трехчасовая постановка, скорее, в стиле драмеди, глубоко поразила меня, оставив после просмотра много мыслей для размышлений и чувств для переживаний на какое-то время. Чем ближе спектакль приближался к концу, тем драматичнее становился, и тем сложнее было смеяться над ироничными шутками с привкусом неминуемой трагедии. И при этом смотрелось легко, и время пролетело совершенно незаметно. Это о нас, это о нашей стране, честно, как оно есть, и все равно патриотично. Как всегда театр "МОСТ" вновь поразил неожиданной постановкой.

Не знаю, насколько досконально в спектакле воспроизведен текст пьесы, ведь прочесть ее теперь, не сделав паузу хотя бы в месяц, я не готова. Однако, сейчас будет спойлер. Действие разворачивается в психиатрическом отделении больницы, куда попал, при чем - не в первый раз, главный герой истории - Лев Гуревич. Уже в первые минуты мы понимаем, что он интеллектуально подкованный человек с нестандартным мышлением, что совершенно идет в разрез с мышлением советских психиатров, привыкших во всем, что отличается от советской идеологии, видеть ненормальность. Гуревич попадает в третью палату, где сразу же становится свидетелем очередных разборок и привлекает все внимание на себя. После обхода врачей, действующих по отношению к больным весьма жестоко, он обещает соседям противостоять персоналу, но сделать это своими методами. А после и вовсе крадет у влюбленной в него еще давно медсестры спирт, чтобы отпраздновать Вальпургиеву ночь как раз с 30 апреля на 1 мая. Так он примирил палату, устроил для соседей веселый праздник, разговорил их. Но вот только в какой-то момент понял, что этот спирт - метиловый, только было слишком поздно, и так умерла вся палата, а после и сам Гуревич...

Сюжет интересен и сам по себе символичен. Например, совпадение Вальпургиевой ночи, когда на шабаш собирается вся нечисть, и Первомая, когда все собираются праздновать мир и труд, а также, странные танцы пациентов, по всей видимости, указывают на мистическое происхождение советских праздников и их инфернальность. Кстати, я нередко встречаю в литературе подобные размышления. Врачи отделения, возможно, являются пародией на государственную идеологию и тоталитарный режим. А их отношение к пациентам - на отношение власти к народу. И, самое главное, палата с пациентами, где каждый больной, по сути - нормальный человек со своими мечтами, просто не такой как все, а потому в изоляции, по всей видимости, выступает в роли модели советского общества и страны в целом. Но самое главное здесь - внимательно прислушиваться к текстам: к ответам Гуревича врачам, к разговорам больных в палате. Они наполнены огромным количеством отсылок, и многие из них придется угадывать. О смысловой нагрузке спектакля "Вальпургиева ночь" можно много писать, но лучше пойти в театр "МОСТ" и посмотреть своими глазами, услышать своими ушами.

И снова особая благодарность режиссеру спектакля Евгению Славутину, который сумел превратить достаточно статичную пьесу, состоящую фактически только из диалогов, в подвижный и легкий для просмотра спектакль. Кстати, он присутствовал среди зрителей в ожидании спектакля, а потом вышел на поклоны. Маэстро, браво! Работа актеров тоже как всегда была на высоте. Медсестра Натали, которую сыграла Александра Кареева, была удивительно реалистична в своей роли и сильно меня тронула. Сложно не заметить в спектаклях театра "МОСТ" и Александра Осипова, чьи персонажи всегда особо выделяются и запоминаются. А в роли главного персонажа, Льва Гуревича, вопреки программке был Евгений Панферов, который успел мне запомниться еще по предыдущим спектаклям театра "МОСТ". Честно сказать, другого актера на месте Гуревича я теперь просто не представляю.

Хочу подвести итог. Не ждите, что спектакль "Вальпургиева ночь" - легкая поверхностная комедия, готовьтесь к мыслям и переживаниям. Но обязательно посмотрите, послушайте. Это действительно прекрасная постановка, именно такое искусство делает нас мудрее и лучше.

gr28081959 25 февраля 2019, 12:18

На прошлой неделе открыла новое для себя театральное пространство – театр «МОСТ», название которого полностью звучит как Московский Открытый Студенческий Театр.
История театра МОСТ берет свое начало в 1756 г., когда по указу императрицы Елизаветы при Московском университете был учрежден один из первых публичных театров. Пик творчества актеров-студентов университета пришелся на вторую половину XX века, когда коллективу Студенческого театра МГУ под руководством Ролана Быкова дали помещение на Моховой. Здесь работали Марк Захаров, Алла Демидова, Роман Виктюк, Анатолий Васильев и другие знаменитые деятели русского театра. В нем начинали свой актёрский путь Алла Демидова, Ия Саввина, Ефим Шифрин, Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, Валдис Пельш, Максим Галкин.
Свое нынешнее название МОСТ получил в 2000 г., а в 2010 г. театр переехал на Большую Садовую. На данный момент МОСТ является частью объектов культуры на Патриарших прудах. В репертуаре комедии-буфф, мюзиклы и кабаре, психологические драмы.
В прошлом году к 80 – летию со дня рождения классика отечественной литературы Венедикта Ерофеева художественным руководителем театра, Евгением Славутиным, был поставлен спектакль по трагедии Ерофеева «Вальпургиева ночь».
А тридцать лет назад, в 1989, им же, эта пьеса, текст которой еще не был даже опубликован, с одобрения автора была поставлена в Студенческом театре МГУ.
Евгений Иосифович в одном из интервью по случаю премьеры спектакля, отметил: «Повторить первую постановку «Вальпургиевой ночи» невозможно. Изменилась жизнь: время, пространство, люди, актеры. В 1989 году я был молодой, самоуверенный и мне было море по колено. Сейчас, фактически, соревнуешься с самим собой, со своим опытом, ведь это один из лучших моих спектаклей. Обновленная «Вальпургиева ночь» длится всего два с половиной часа, вместо 4,5 часов первой версии. Но композиция сохранила главное — каждый акт как законченная пьеса…
Многие вещи, которые в то время были актуальны, уже ушли. Например, переименование улиц. Огромное количество мата тогда вообще никого не смущало, это была свободная речь по делу. Сейчас уже невозможно произнести со сцены такое количество мата, чтобы силы мракобесия не вцепились в тебя, спектакль и театр. Проблема еврейской темы в России ушла. Тема пития, которая там центральная, и шутки с ней связанные, пиршественные образы — это все ушло. Сейчас нет этого пира. Мир стал другим, и он стал другим необратимо. Пир ушел, чума осталась».


Венедикт Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» в самый канун перестройки – 1985г.
Время ее действия охватывает менее суток, но кажется, что Вальпургиева ночь, когда мир демонов выходит на свободу, превращая существование людей в карикатурное подобие жизни, никогда не кончится, но все трагическое в ней представлено в форме комического.
Вот такой трагифарс, с подстрочником «Безумная больница в трех отделениях» и увидела я 19 февраля в театре МОСТ.
Действующие лица ерофеевской вакханалии — психи, способные творить что угодно, и их надзиратели, также способные творить что угодно. Первые — потому, что от невозможной жизни свихнулись, вторые — от ощущения своего всевластия и безнаказанности.
Считается, что писатель изобразил в пьесе модель советского общества как сумасшедшего дома, где анормальное давно стало нормой, торжествует трагикомический абсурд. Врачи и санитары в пьесе — палачи, а больные — их несчастные жертвы.
Признаюсь честно, что это были годы моей юности, когда вся жизнь еще казалась в розовом свете и воспоминания о них у меня самые лучшие, поэтому от идеологической стороны пьесы я старалась абстрагироваться, сосредоточившись на художественных достоинствах самого спектакля. А их, к счастью, было немало!!!
Не открою Америки сказав, что целый ряд сюжетных коллизий «Вальпургиевой ночи…» вызывает ассоциации с романом Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», но ужас советского сумасшедшего дома многократно превосходит описания Кизи — все явления даны у Венедикта Ерофеева в еще более уродливом виде, а главное — у него нет никакого просвета. Если роман Кизи завершается побегом из больницы-тюрьмы Индейского Вождя, то здесь в финале вся сцена завалена трупами…
Там - все происходящее, это гимн свободе, неординарной сильной личности, здесь - трагическая история безысходности.
Начинается спектакль театра «МОСТ» с того, что в психушку, уже не в первый раз попадает поэт и алкоголик Гуревич (Георгий Антонов), которого больничный консилиум отправляет в палату № 3.
Больные в палате заперты в этом пространстве скорее всего навсегда.
Все они здесь пленники своих собственных идей и фантазий, а ещё штампов, которые принесли с собой в лечебницу из внешнего мира.
Здесь нет маленьких или проходных ролей - все актеры сыграли невероятно сильно и свой трагический смысл есть у каждого персонажа.
Во время просмотра спектакля меня не покидало ощущение, что настоящие люди в больнице – именно сумасшедшие, а не врачи. Каждый в палате №3 - это какая-то невероятная личность. Блестящий дуэт получился у Прохорова, старосты палаты (Андрей Рогозин) и его оруженосца Алехи (Евгений Панферов). А еще здесь Витя, гроссмейстер (Роман Зуев), который ест все подряд, даже шашки с шахматами, мистик Стасик (Гермоген Родионов), Вова (Юрий Огульник) со своими трогательными рассказами о деревне. Хочет умереть в деревне своей с цветочками. И непонятно, почему он в больнице, кто его туда упек? Коля-эстонец (Артем Коннов) - тоже непонятно, как попал в больницу. То ли потому, что эстонец, то ли потому, что болит голова. Пашка Еремин - комсорг (Дмитрий Панов), контр-адмирал Михалыч (Александр Сизоав), Сережа Клейнмихель, сирота (Илья Покровский), все переживает из-за смерти матери…
Обошла своим вниманием персонал больницы (Антон Вайнегерт - врач приемного покоя, Алексей Лялин - его ассистент, Анастасия Сысоева - медсестра Натали, из-за халатности которой и случилась трагедия с обитателями палаты №3, Марина Еникеева - санитарка Тамарочка, Борис Томберг, играющий своего тезку - медбрата Бореньку)- не вписались они в контекст моего рассказа.
ВСЕ без исключения молодые актеры невероятно органичны в своих образах. Им веришь.
Спектакль Евгения Славутина для меня – это, прежде всего, рассуждение о цене жизни и цене смерти, как трудно жить и как легко умереть, и где выход, всегда ли в ожидании свободы?
Весь спектакль можно просто растащить на цитаты, но я не буду о них рассказывать, чтобы не лишить вас удовольствия пойти в театр лично и посмотреть эту глубокую постановку.
Спасибо театру за спектакль и всем актерам за потрясающую работу!
В течение всего спектакля моя рука непроизвольно тянулась к телефону, чтобы запечатлеть все происходящее на сцене, благо мое место в 7-м (директорском!!!) ряду позволяло мне это сделать без опасения помешать окружающим. Один только танец обитателей советской психушки под «Хава нагилу» чего стоит! Браво хореографам (Юлия Вергун и Елена Ершова)!!!
И, в заключении, не могу не добавить, что более радушного приема, чем в театре МОСТ, мне не приходилось еще встречать. Зная о всех недостатках своего маленького и не очень удобного зрительного зала, и директор – Ирина Большакова и сам Евгений Славутин не раз подходили ко мне, искренне переживая, все ли меня устраивает. В этот день в театре был аншлаг и пересесть на первый ряд (единственное место, где тебе не мешают головы других зрителей), к сожалению, было невозможно…

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Актеры «Вальпургиева ночь»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма