Отзывы о "Вальпургиева ночь"

Оценка редакции
М Годлевская 19 марта 2023, 03:37

"Миротворнее нас - нет среди народов. Но если они и дальше будут сомневаться в этом, то в самом ближайшем будущем они и впрямь поплатятся за свое недоверие к нашему миролюбию"
(с) "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (Венедикт Ерофеев)

10 марта я вновь посетила любимый театр МОСТ, на этот раз, чтобы посмотреть спектакль "Вальпургиева ночь" по пьесе "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" Венедикта Ерофеева. Честно сказать, саму пьесу я никогда не читала, а по описанию и фотографиям на сайте ошибочно определила как легкую комедию. Однако, трехчасовая постановка, скорее, в стиле драмеди, глубоко поразила меня, оставив после просмотра много мыслей для размышлений и чувств для переживаний на какое-то время. Чем ближе спектакль приближался к концу, тем драматичнее становился, и тем сложнее было смеяться над ироничными шутками с привкусом неминуемой трагедии. И при этом смотрелось легко, и время пролетело совершенно незаметно. Это о нас, это о нашей стране, честно, как оно есть, и все равно патриотично. Как всегда театр "МОСТ" вновь поразил неожиданной постановкой.

Не знаю, насколько досконально в спектакле воспроизведен текст пьесы, ведь прочесть ее теперь, не сделав паузу хотя бы в месяц, я не готова. Однако, сейчас будет спойлер. Действие разворачивается в психиатрическом отделении больницы, куда попал, при чем - не в первый раз, главный герой истории - Лев Гуревич. Уже в первые минуты мы понимаем, что он интеллектуально подкованный человек с нестандартным мышлением, что совершенно идет в разрез с мышлением советских психиатров, привыкших во всем, что отличается от советской идеологии, видеть ненормальность. Гуревич попадает в третью палату, где сразу же становится свидетелем очередных разборок и привлекает все внимание на себя. После обхода врачей, действующих по отношению к больным весьма жестоко, он обещает соседям противостоять персоналу, но сделать это своими методами. А после и вовсе крадет у влюбленной в него еще давно медсестры спирт, чтобы отпраздновать Вальпургиеву ночь как раз с 30 апреля на 1 мая. Так он примирил палату, устроил для соседей веселый праздник, разговорил их. Но вот только в какой-то момент понял, что этот спирт - метиловый, только было слишком поздно, и так умерла вся палата, а после и сам Гуревич...

Сюжет интересен и сам по себе символичен. Например, совпадение Вальпургиевой ночи, когда на шабаш собирается вся нечисть, и Первомая, когда все собираются праздновать мир и труд, а также, странные танцы пациентов, по всей видимости, указывают на мистическое происхождение советских праздников и их инфернальность. Кстати, я нередко встречаю в литературе подобные размышления. Врачи отделения, возможно, являются пародией на государственную идеологию и тоталитарный режим. А их отношение к пациентам - на отношение власти к народу. И, самое главное, палата с пациентами, где каждый больной, по сути - нормальный человек со своими мечтами, просто не такой как все, а потому в изоляции, по всей видимости, выступает в роли модели советского общества и страны в целом. Но самое главное здесь - внимательно прислушиваться к текстам: к ответам Гуревича врачам, к разговорам больных в палате. Они наполнены огромным количеством отсылок, и многие из них придется угадывать. О смысловой нагрузке спектакля "Вальпургиева ночь" можно много писать, но лучше пойти в театр "МОСТ" и посмотреть своими глазами, услышать своими ушами.

И снова особая благодарность режиссеру спектакля Евгению Славутину, который сумел превратить достаточно статичную пьесу, состоящую фактически только из диалогов, в подвижный и легкий для просмотра спектакль. Кстати, он присутствовал среди зрителей в ожидании спектакля, а потом вышел на поклоны. Маэстро, браво! Работа актеров тоже как всегда была на высоте. Медсестра Натали, которую сыграла Александра Кареева, была удивительно реалистична в своей роли и сильно меня тронула. Сложно не заметить в спектаклях театра "МОСТ" и Александра Осипова, чьи персонажи всегда особо выделяются и запоминаются. А в роли главного персонажа, Льва Гуревича, вопреки программке был Евгений Панферов, который успел мне запомниться еще по предыдущим спектаклям театра "МОСТ". Честно сказать, другого актера на месте Гуревича я теперь просто не представляю.

Хочу подвести итог. Не ждите, что спектакль "Вальпургиева ночь" - легкая поверхностная комедия, готовьтесь к мыслям и переживаниям. Но обязательно посмотрите, послушайте. Это действительно прекрасная постановка, именно такое искусство делает нас мудрее и лучше.

gr28081959 25 февраля 2019, 12:18

На прошлой неделе открыла новое для себя театральное пространство – театр «МОСТ», название которого полностью звучит как Московский Открытый Студенческий Театр.
История театра МОСТ берет свое начало в 1756 г., когда по указу императрицы Елизаветы при Московском университете был учрежден один из первых публичных театров. Пик творчества актеров-студентов университета пришелся на вторую половину XX века, когда коллективу Студенческого театра МГУ под руководством Ролана Быкова дали помещение на Моховой. Здесь работали Марк Захаров, Алла Демидова, Роман Виктюк, Анатолий Васильев и другие знаменитые деятели русского театра. В нем начинали свой актёрский путь Алла Демидова, Ия Саввина, Ефим Шифрин, Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, Валдис Пельш, Максим Галкин.
Свое нынешнее название МОСТ получил в 2000 г., а в 2010 г. театр переехал на Большую Садовую. На данный момент МОСТ является частью объектов культуры на Патриарших прудах. В репертуаре комедии-буфф, мюзиклы и кабаре, психологические драмы.
В прошлом году к 80 – летию со дня рождения классика отечественной литературы Венедикта Ерофеева художественным руководителем театра, Евгением Славутиным, был поставлен спектакль по трагедии Ерофеева «Вальпургиева ночь».
А тридцать лет назад, в 1989, им же, эта пьеса, текст которой еще не был даже опубликован, с одобрения автора была поставлена в Студенческом театре МГУ.
Евгений Иосифович в одном из интервью по случаю премьеры спектакля, отметил: «Повторить первую постановку «Вальпургиевой ночи» невозможно. Изменилась жизнь: время, пространство, люди, актеры. В 1989 году я был молодой, самоуверенный и мне было море по колено. Сейчас, фактически, соревнуешься с самим собой, со своим опытом, ведь это один из лучших моих спектаклей. Обновленная «Вальпургиева ночь» длится всего два с половиной часа, вместо 4,5 часов первой версии. Но композиция сохранила главное — каждый акт как законченная пьеса…
Многие вещи, которые в то время были актуальны, уже ушли. Например, переименование улиц. Огромное количество мата тогда вообще никого не смущало, это была свободная речь по делу. Сейчас уже невозможно произнести со сцены такое количество мата, чтобы силы мракобесия не вцепились в тебя, спектакль и театр. Проблема еврейской темы в России ушла. Тема пития, которая там центральная, и шутки с ней связанные, пиршественные образы — это все ушло. Сейчас нет этого пира. Мир стал другим, и он стал другим необратимо. Пир ушел, чума осталась».


Венедикт Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» в самый канун перестройки – 1985г.
Время ее действия охватывает менее суток, но кажется, что Вальпургиева ночь, когда мир демонов выходит на свободу, превращая существование людей в карикатурное подобие жизни, никогда не кончится, но все трагическое в ней представлено в форме комического.
Вот такой трагифарс, с подстрочником «Безумная больница в трех отделениях» и увидела я 19 февраля в театре МОСТ.
Действующие лица ерофеевской вакханалии — психи, способные творить что угодно, и их надзиратели, также способные творить что угодно. Первые — потому, что от невозможной жизни свихнулись, вторые — от ощущения своего всевластия и безнаказанности.
Считается, что писатель изобразил в пьесе модель советского общества как сумасшедшего дома, где анормальное давно стало нормой, торжествует трагикомический абсурд. Врачи и санитары в пьесе — палачи, а больные — их несчастные жертвы.
Признаюсь честно, что это были годы моей юности, когда вся жизнь еще казалась в розовом свете и воспоминания о них у меня самые лучшие, поэтому от идеологической стороны пьесы я старалась абстрагироваться, сосредоточившись на художественных достоинствах самого спектакля. А их, к счастью, было немало!!!
Не открою Америки сказав, что целый ряд сюжетных коллизий «Вальпургиевой ночи…» вызывает ассоциации с романом Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», но ужас советского сумасшедшего дома многократно превосходит описания Кизи — все явления даны у Венедикта Ерофеева в еще более уродливом виде, а главное — у него нет никакого просвета. Если роман Кизи завершается побегом из больницы-тюрьмы Индейского Вождя, то здесь в финале вся сцена завалена трупами…
Там - все происходящее, это гимн свободе, неординарной сильной личности, здесь - трагическая история безысходности.
Начинается спектакль театра «МОСТ» с того, что в психушку, уже не в первый раз попадает поэт и алкоголик Гуревич (Георгий Антонов), которого больничный консилиум отправляет в палату № 3.
Больные в палате заперты в этом пространстве скорее всего навсегда.
Все они здесь пленники своих собственных идей и фантазий, а ещё штампов, которые принесли с собой в лечебницу из внешнего мира.
Здесь нет маленьких или проходных ролей - все актеры сыграли невероятно сильно и свой трагический смысл есть у каждого персонажа.
Во время просмотра спектакля меня не покидало ощущение, что настоящие люди в больнице – именно сумасшедшие, а не врачи. Каждый в палате №3 - это какая-то невероятная личность. Блестящий дуэт получился у Прохорова, старосты палаты (Андрей Рогозин) и его оруженосца Алехи (Евгений Панферов). А еще здесь Витя, гроссмейстер (Роман Зуев), который ест все подряд, даже шашки с шахматами, мистик Стасик (Гермоген Родионов), Вова (Юрий Огульник) со своими трогательными рассказами о деревне. Хочет умереть в деревне своей с цветочками. И непонятно, почему он в больнице, кто его туда упек? Коля-эстонец (Артем Коннов) - тоже непонятно, как попал в больницу. То ли потому, что эстонец, то ли потому, что болит голова. Пашка Еремин - комсорг (Дмитрий Панов), контр-адмирал Михалыч (Александр Сизоав), Сережа Клейнмихель, сирота (Илья Покровский), все переживает из-за смерти матери…
Обошла своим вниманием персонал больницы (Антон Вайнегерт - врач приемного покоя, Алексей Лялин - его ассистент, Анастасия Сысоева - медсестра Натали, из-за халатности которой и случилась трагедия с обитателями палаты №3, Марина Еникеева - санитарка Тамарочка, Борис Томберг, играющий своего тезку - медбрата Бореньку)- не вписались они в контекст моего рассказа.
ВСЕ без исключения молодые актеры невероятно органичны в своих образах. Им веришь.
Спектакль Евгения Славутина для меня – это, прежде всего, рассуждение о цене жизни и цене смерти, как трудно жить и как легко умереть, и где выход, всегда ли в ожидании свободы?
Весь спектакль можно просто растащить на цитаты, но я не буду о них рассказывать, чтобы не лишить вас удовольствия пойти в театр лично и посмотреть эту глубокую постановку.
Спасибо театру за спектакль и всем актерам за потрясающую работу!
В течение всего спектакля моя рука непроизвольно тянулась к телефону, чтобы запечатлеть все происходящее на сцене, благо мое место в 7-м (директорском!!!) ряду позволяло мне это сделать без опасения помешать окружающим. Один только танец обитателей советской психушки под «Хава нагилу» чего стоит! Браво хореографам (Юлия Вергун и Елена Ершова)!!!
И, в заключении, не могу не добавить, что более радушного приема, чем в театре МОСТ, мне не приходилось еще встречать. Зная о всех недостатках своего маленького и не очень удобного зрительного зала, и директор – Ирина Большакова и сам Евгений Славутин не раз подходили ко мне, искренне переживая, все ли меня устраивает. В этот день в театре был аншлаг и пересесть на первый ряд (единственное место, где тебе не мешают головы других зрителей), к сожалению, было невозможно…

Elena 24 февраля 2019, 09:33

Это уже вторая постановка "Вальпургиевой ночи", сделанная режиссером Евгением Славутиным (первая была поставлена еще в 1989 году). Она приурочена к 80-летию Венедикта Ерофеева. Перед началом спектакля сам режиссер сказал небольшую речь о истории спектакля. И как-то это меня очень настроило на нужный лад.
Венедикт Ерофеев написал трагедию, Славутин же поставил нечто, в котором трагедия осталась, но она так плотно переплетена с фарсом, что вызывает смех. Сквозь слезы порой. Почти 3 часа...
События, показанные на сцене, относятся к началу 1980-х годов. Действие разворачивается в самую веселую и гибельную для всех персонажей - пациентов психбольницы, - ночь с 30 апреля на 1 мая. "Безумная больница в трех отделениях", как указано в программке.

Надо отметить, что в данном случае само помещение, где располагаются зрительный зал и сцена сыграли на руку постановке: белые стены, окна, замазанные краской... Вкупе с металлическими кроватями (или нарами?) и с занавесом-простыней это все создавало полный эффект больничного интерьера. Благо, что соблюдаются принципы единства времени, места и действия, так что ничего более и не нужно.
Ну и народонаселение... то есть "психи" и медики, эти два враждующих лагеря. На мой вкус, актерский состав тут подобран идеально, просто вот полнейшее попадание, что с пациентами, что с медиками.

Для нас играли:
Гуревич - Георгий Антонов
Старший врач Игорь Львович Ранинсон - Антон Вайнгерт
Медсестра Натали - Анастасия Сысоева
Медсестра-санитарка Тамарочка - Марина Еникеева
Ассистент главврача - Алексей Лялин
Медбрат Боренька, по кличке Мордоворот - Борис Томберг
Прохоров, староста 3-ей палаты и диктатор 2-ой - Андрей Рогозин
Алеха, по кличке Диссидент, оруженосец Прохорова - Евгений Панфёров
Вова, меланхолический старичок из деревни - Юрий Огульник
Сережа Клейнмихель, тихоня и прожектер - Илья Покровский
Витя, обжора - Роман Зуев
Стасик, декламатор и цветовод - Гермоген Родионов
Коля-интеллектуал - Артём Коннов
Пашка Еремин, комсорг 3-ей палаты - Дмитрий Панов
Контр-адмирал Михалыч - Александр Сизов

Все население третьей палаты кажется вполне нормальными людьми. Ну хорошо, не все - но большинство. Просто не вписались в тогдашнюю жизнь, не смогли соблюдать правила и вуаля... Сколько-то похожими на клиентов данного заведения можно считать разве что Серёжу (с явной психотравмой), Витю и, может быть, Михалыча. Остальные - вполне себе. И вот в эту компанию по какому-то совсем уж пустячному недоразумению попадает главный герой, поэт-алкоголик Гуревич (Георгий Антонов). И в спектакле, прямо скажем, он более поэт, и даже философ, чем алкоголик. Очень узнаваемый типаж этакого излишне умного балабола, черпающего вдохновение в спиртном, а вот тормоза не отрастившего, увы. Мне кажется, Георгию Антонову замечательно удался этот образ, браво!
Староста 3 палаты Прохоров (Андрей Рогозин) вообще не очень понятно, как попал в больницу - такой шустрый слегка гоповатый администратор :) Всех знает, всех блюдет, всех своих поднадзорных строит и перестраивает. И судебные процессы проводит, и песни хором распевают - любо-дорого смотреть. Вообще Прохоров за любой кипеж, кроме голодовки, похоже. Да, кругом бардак - зато он главный :))
Совершенно очарователен Алёха (Евгений Панферов), оруженосец Прохорова. Неистощимый запас оптимизма и бодрости! Он вообще в спектакле самое яркое явление - и по поведению, и по костюму :)
Невероятно правдоподобно (на мой взгляд неспециалиста) вышли образы психов у Ильи Покровского - Серёжа, Романа Зуева - Витя и у Александра Сизова - Михалыч. Они создавали нужное настроение, не давая забыть, где мы все, собственно, находимся.

Команда медиков тоже, конечно, очень "настоящая" - живая, узнаваемая даже...
Замечательная Натали (Анастасия Сысоева), с которой явно Гуревича многое связывает и которая, кажется, не очень понимает как к нему относиться - не псих же? Но и не нормальный... "Застрекотал опять, застрекотал... " (С) - Натали про Гуревича, который, по обыкновению, заливается соловьем перед ней, между делом в каком-то невероятном количестве, но весьма хаотично и неточно цитирует и античных авторов, и ультрасовременных философов.
Несмотря на то, что действие почти сплошь неудержимо смешное, все же это - трагедия. И самое, наверное, печальное, что написанная более 30 лет назад, еще в другом государстве, пьеса сегодня не только не потеряла своей актуальности и остроты, - напротив, многое, что казалось просто фантазиями сумасшедших тогда, сейчас оказывается вполне себе реальность. Эта вещь заставляет задуматься, по-настоящему не отпускает и на следующий день, и дальше.
Если честно, я очень хочу теперь еще раз сходить на этот спектакль, прочитав таки предварительно пьесу. Интересно, насколько близка постановка к оригиналу и насколько "те" образы получились на сцене.

nata-tukan 27 января 2019, 03:39

Театр МОСТ начинается… нет, не с вешалки. Он начинается с улыбчивых людей, которые встречают у входа, провожают до театрального кафе, ты узнаешь в них артистов театра, из которых мало кто имеет актерское образование: это инженеры, юристы, психологи, но все вместе они молодая, энергичная, с горящими глазами и самоотдачей команда студенческого театра!
Белая простыня протянута через зал, входят четверо в белых халатах: старший врач (Антон Вайнгерт), его ассистент (Алексей Лялин), санитарка (Марина Еникеева) и медбрат (Борис Томберг). Не у всех по роли много реплик, но мимики, взглядов и поз хватило, чтобы уже с первых минут мысленно восхищаться таким чутким подбором актеров.
Спектакль «Вальпургиева ночь» захватывает не сразу, первый акт тянется долго, он знакомит нас с главным героем – Гуревичем (Георгий Антонов), я бы назвала его АДЕКВАТНЫМ. Он немножко поэт и склонен к философским размышлениям. Многие ли читали Венедикта Ерофеева? Наверное в этом проблема сегодняшнего общества, мы живем в своей раковине и мало что читаем правильного! Пьеса написана в 1989 году, но кажется, что про сейчас… Здесь все тонко, для тех, кто умеет читать между строк, кто не умеет – тот поймет по своему и тоже не обидится, вернее и дальше останется в своем блаженном состоянии нежелания видеть и понимать очевидное.
«Ты ведь знаешь: в каждом российском селении есть придурок... Какое же это русское селение, если в нем ни одного придурка? На это селение смотрят, как на какую-нибудь Британию, в которой до сих пор нет ни одной Конституции...»
Далее в течение спектакля я несколько раз произносила: «что они вытворяют», «ненормальные», «это сумасшедший дом какой-то»! Всё действительно происходит в сумасшедшем доме, где кучка психов обсуждает план по захвату мира с удивительным остроумием, сарказмом и на злобу дня.
«Вся территория – наша. Вернее, будет нашей. Но нам не дают туда погулять – видимо, из миротворческих соображений: чтобы мы довольствовались шестой частью обитаемой суши».
Вам это ничего не напоминает?
«Одно только слово "Лиссабон" - мне уже противно слушать. У меня разливается желчь, когда при мне говорят "Лиссабон". А разве должна разливаться желчь у человека? Нет, она разливаться не должна... Значит, и Лиссабона быть не должно! Тебе, Коля, нужен Лиссабон? Не-а... А тебе, Витя? Нисколечко. Вот видите: на свете существуют вещи, решительно никому не нужные, - цветут, благоухают и существуют. Короче, Лиссабона не будет...»
Прохоров (Андрей Рогозин) староста 3й палаты, он вроде и устроил тут "дедовщину", но на деле добрый, чуткий парень, опекающий своих товарищей по несчастью. Ах, если бы все умалишенные обладали такой харизмой! Самый сумасшедший из всех сумасшедших и заводной оруженосец Прохорова (Евгений Парфёров), Сережа тихоня (Илья Покровский) со своей детской невинностью, трусоватый здоровяк Михалыч (Александр Сизов)... и все-все-все, заметно даже тех, кто в этот момент не в центре событий, они ни на минуту не выходят из образа! Каждый передает особый темперамент и каждый сумасшедший по-своему. Они настоящие, их жалко, они зеркало общества - забитого и зазомбированного, которому внушили, что именно так все и должно быть. Ты начинаешь ненавидеть медперсонал, хотя понимаешь, что это тоже артисты, они воплощение власти - невежественной и преступной, которая доставляет больным страдания…
Вот она система Станиславского в действии! Он говорил, что во время игры актер должен испытывать подлинные переживания и это рождает образ на сцене. Были еще песни и танцы.
Рядом с нами сидел художественный руководитель театра "МОСТ" Евгений Славутин и было интересно наблюдать за реакцией человека, который видел все это много-много раз: азарт и детский восторг, он тоже пропускал все происходящее на сцене через себя.
В зале кто-то смеялся сразу, кто-то еще не понимал что происходит. Но даже у самого черствого и равнодушного зрителя эти ребята вытянут улыбку своим сумасшедшим темпераментом и энергетикой!
Я не пересказываю весь сюжет, потому что хочу чтобы вы сами познакомились с этим театром, отсидели все 3 акта и вышли из зала с осознанием того, что если этот шарик вращают такие ребята, не все еще потеряно!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма